Напоминание

Взаимосвязь обучения и воспитания - важное условие гармоничного развития личности

Автор: Гашичев Алексей Владимирович
Должность: старший преподаватель
Учебное заведение: Педагогический институт ТОГУ
Населённый пункт: Хабаровск
Наименование материала: статья
Тема: Взаимосвязь обучения и воспитания - важное условие гармоничного развития личности







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ КАК ВАЖНОЕ

УСЛОВИЕ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Модернизация

отечественного

образования

актуализировала

проблему

трактовки понятия «обучение» и «воспитание». Понятие «обучение» и «воспи-

тание» взаимозависимо и взаимосвязано с понятием «образование». Образова-

ние без обучения и воспитания неосуществимо. Образование не может быть до-

стигнуто, если предварительно не был осуществлен целенаправленный процесс

обучения и воспитания, обусловленный целью образования.

На рубеже XIX – XX веков понятия «образование» и «воспитание» упо-

треблялись как равнозначные (С.Ф. Егоров). Воспитание рассматривалось в

«широком» смысле как влияние на личность совокупности культурно-социаль-

ных факторов и традиций, и в «узком» смысле как организованное развитие и

саморазвитие личности.

Для выявления взаимосвязи обучения и воспитания на рубеже XIX – XX

веков мы обратились к работам П.Ф. Каптерева (1849-1922), П.Ф. Лесгафта

(1832-1909), В.П. Вахтерова (1853-1924). За каждым из них закреплён опре-

делённый научно-педагогический «статус», но объединяет их идея целостности

природы ребёнка.

Педагогиче ский

проце сс

П.Ф.

Каптерев

рассматривает

ка к

«…систематической помощи саморазвитию организма и всестороннее усовершен-

ствование личности в мере её сил и сообразно социальному идеалу...» [3, с. 179].

Учёный различал внешнюю и внутреннюю стороны педагогического процесса. С

внешней стороны это создание условий, в которых будет происходить качественное

изменение человека, успех которого зависит как от материальных, так и нематери-

альных факторов. К последним он отнес представление об идеале, условия среды,

личностные особенности учителя. Внутреннюю сторону П.Ф. Каптерев отожде-

ствлял с саморазвитием человека, в котором различал развитие способностей в

процессе приобретения знаний и усовершенствование личности как стремление к

идеалу.

При таком понимании сущности обучения и воспитания учитываются три

важных фактора: естественные, природные особенности ребёнка, социальный иде-

ал (представление данного общества об идеальном состоянии человека) и воспита-

ние, как необходимое условие усовершенствования такого идеального состояния.

Концепция П.Ф. Лесгафта строилась на представлении о человеке как био-

логическом высокоорганизованном существе, способном к сознательному соци-

ально-культурному становлению. Опираясь на знание физиологии, психологии

и философии, П.Ф. Лесгафт пришёл к выводу, что целью обучения и воспита-

ния должно стать «гармоничное всестороннее развитие деятельности человече-

ского организма». «Гармоническое, всестороннее развитие деятельности чело-

веческого организма должно составлять общую цель воспитания и образования,

задачи которых только в частности отличаются между собой».

Вместе с тем, П.Ф. Лесгафт проводил различие между воспитанием и об-

разованием. В область воспитания он включал нравственные качества человека

и его волевые проявления; к области образования он относил систематическое

умственное, эстетическое и физическое развитие.

Для более полного выявления обучения и воспитания в концепции П.Ф.

Лесгафта мы обращаемся к трудам учёного («Психология нравственного и фи-

зического воспитания», «Семейное воспитание ребёнка и его значение»), в ко-

торых он рассуждает о двух направлениях образовательного процесса - о воспи-

тании и обучении.

Различия между воспитанием и обучением определяются направленностью

и содержанием знания: если знания располагаются в области отношений, то это

– процесс воспитания; если в области научного знания – это процесс обучения.

Между этими двумя процессами чёткого разграничения П.Ф. Лесгафт не прово-

дил. Целью воспитания он считал формирование нравственных и волевых ка-

честв, а целью обучения – умственное, эстетическое и физическое развитие.

Обучение, обеспечивающее развитие и воспитание ребёнка, П.Ф. Лесгафт

считал ведущим видом деятельности. Воспитывающее обучение, по утвержде-

нию П.Ф. Лесгафта, должно содействовать развитию мудрого человека, который

может предвидеть последствия своих действий, выяснять причинную связь на-

блюдаемых явлений, вырабатывать в себе идейного человека, чтобы в жизни ру-

ководствоваться высокими идеалами. Именно мудрость, по мнению учёного,

приводит «в причинную связь его размышления и действия…».

В.П. Вахтеров – педагог, общественный деятель, был сторонником всеобщего

образования. Для выявления его взглядов мы обращаемся к тем трудам, в которых

изложены взгляды на процесс и назначение обучение и воспитание («Нравственные

вопросы и начальная школа» (1898); «Наши методы преподавания и умственный

паразитизм» (1901); «Предметный метод обучения» (1907); «Основы новой педа-

гогики» (1913)).

Педагог рассматривал обучение и воспитание как предпосылки развития об-

щества и условия максимального развития личности ребёнка, реализации его при-

родных способностей. Опираясь на естественнонаучные трактовки развития, В.П.

Вахтеров разработал педагогическую теорию, которую назвал «новой педагоги-

кой», «эволюционной», которая, по замыслу, «...станет культивировать только вну-

тренние стимулы, вытекающие из естественного стремления к развитию, и осно-

вываться только на них.

Итак, говоря о единстве воспитания и обучения в рамках целостного про-

цесса образования, важно иметь в виду следующее обстоятельство: воспитание

будет обучающим тогда, когда наряду с воспитательными целями будут ставить-

ся и реализовываться цели обучения. А обучение будет воспитывающим в том

случае, если наряду с учебными целями будут ставиться и реализовываться

цели воспитания. Это определяется природой целенаправленного, организован-

ного педагогического процесса и природой обучения и воспитания, являющи-

мися его целенаправленно организованными подсистемами.

Список литературы

1.

Вахтеров,

В.П.

Избранные

педагогические

сочинения

/

Сост.

Л.Н. Литвин, Н.Т. Бритаев. - М.: Педагогика, 1987. - 400 с.

2.

Вахтеров, В.П. Основы новой педагогики / В.П. Вахтеров. - М.: Изд-во

т-ва Сытина, 1916. - 592 с.

3.

Каптерев,

П.Ф.

Избранные

педагогические

сочинения

/

П.Ф.

Каптерев / Сост. П.А. Лебедев. – М.: Педагогика, 1982. - 704 с.

4.

Каптерев, П.Ф. Педагогический процесс / П.Ф. Каптерев. - СПб.: Изд.

журнала «Русская школа», 1905. - 146 с.

5.

Лесгафт, П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школь-

ного возраста (1888-1901). Главные труды с комментариями профессо-

ров В.А. Таймазова, Ю.Ф. Курамшина и А.Т. Марьяновича / П.Ф. Ле-

сгафт. - СПб.: ОАО «Печатный двор» им. А.М. Горького, 2006. - 720 с.

6.

Лесгафт, П.Ф. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.1. /

П.Ф. Лесгафт. - М., 1951. - 289 с.

7.

Лесгафт, П.Ф. Психология нравственного и физического воспитания /

Сост. М.П. Иванова. - М.: Изд-во Института практической психологии.

- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. - 416 с.