Автор: Гашичев Алексей Владимирович
Должность: старший преподаватель
Учебное заведение: Педагогический институт ТОГУ
Населённый пункт: Хабаровск
Наименование материала: статья
Тема: Взаимосвязь обучения и воспитания - важное условие гармоничного развития личности
ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ КАК ВАЖНОЕ
УСЛОВИЕ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Модернизация
отечественного
образования
актуализировала
проблему
трактовки понятия «обучение» и «воспитание». Понятие «обучение» и «воспи-
тание» взаимозависимо и взаимосвязано с понятием «образование». Образова-
ние без обучения и воспитания неосуществимо. Образование не может быть до-
стигнуто, если предварительно не был осуществлен целенаправленный процесс
обучения и воспитания, обусловленный целью образования.
На рубеже XIX – XX веков понятия «образование» и «воспитание» упо-
треблялись как равнозначные (С.Ф. Егоров). Воспитание рассматривалось в
«широком» смысле как влияние на личность совокупности культурно-социаль-
ных факторов и традиций, и в «узком» смысле как организованное развитие и
саморазвитие личности.
Для выявления взаимосвязи обучения и воспитания на рубеже XIX – XX
веков мы обратились к работам П.Ф. Каптерева (1849-1922), П.Ф. Лесгафта
(1832-1909), В.П. Вахтерова (1853-1924). За каждым из них закреплён опре-
делённый научно-педагогический «статус», но объединяет их идея целостности
природы ребёнка.
Педагогиче ский
проце сс
П.Ф.
Каптерев
рассматривает
ка к
«…систематической помощи саморазвитию организма и всестороннее усовершен-
ствование личности в мере её сил и сообразно социальному идеалу...» [3, с. 179].
Учёный различал внешнюю и внутреннюю стороны педагогического процесса. С
внешней стороны это создание условий, в которых будет происходить качественное
изменение человека, успех которого зависит как от материальных, так и нематери-
альных факторов. К последним он отнес представление об идеале, условия среды,
личностные особенности учителя. Внутреннюю сторону П.Ф. Каптерев отожде-
ствлял с саморазвитием человека, в котором различал развитие способностей в
процессе приобретения знаний и усовершенствование личности как стремление к
идеалу.
При таком понимании сущности обучения и воспитания учитываются три
важных фактора: естественные, природные особенности ребёнка, социальный иде-
ал (представление данного общества об идеальном состоянии человека) и воспита-
ние, как необходимое условие усовершенствования такого идеального состояния.
Концепция П.Ф. Лесгафта строилась на представлении о человеке как био-
логическом высокоорганизованном существе, способном к сознательному соци-
ально-культурному становлению. Опираясь на знание физиологии, психологии
и философии, П.Ф. Лесгафт пришёл к выводу, что целью обучения и воспита-
ния должно стать «гармоничное всестороннее развитие деятельности человече-
ского организма». «Гармоническое, всестороннее развитие деятельности чело-
веческого организма должно составлять общую цель воспитания и образования,
задачи которых только в частности отличаются между собой».
Вместе с тем, П.Ф. Лесгафт проводил различие между воспитанием и об-
разованием. В область воспитания он включал нравственные качества человека
и его волевые проявления; к области образования он относил систематическое
умственное, эстетическое и физическое развитие.
Для более полного выявления обучения и воспитания в концепции П.Ф.
Лесгафта мы обращаемся к трудам учёного («Психология нравственного и фи-
зического воспитания», «Семейное воспитание ребёнка и его значение»), в ко-
торых он рассуждает о двух направлениях образовательного процесса - о воспи-
тании и обучении.
Различия между воспитанием и обучением определяются направленностью
и содержанием знания: если знания располагаются в области отношений, то это
– процесс воспитания; если в области научного знания – это процесс обучения.
Между этими двумя процессами чёткого разграничения П.Ф. Лесгафт не прово-
дил. Целью воспитания он считал формирование нравственных и волевых ка-
честв, а целью обучения – умственное, эстетическое и физическое развитие.
Обучение, обеспечивающее развитие и воспитание ребёнка, П.Ф. Лесгафт
считал ведущим видом деятельности. Воспитывающее обучение, по утвержде-
нию П.Ф. Лесгафта, должно содействовать развитию мудрого человека, который
может предвидеть последствия своих действий, выяснять причинную связь на-
блюдаемых явлений, вырабатывать в себе идейного человека, чтобы в жизни ру-
ководствоваться высокими идеалами. Именно мудрость, по мнению учёного,
приводит «в причинную связь его размышления и действия…».
В.П. Вахтеров – педагог, общественный деятель, был сторонником всеобщего
образования. Для выявления его взглядов мы обращаемся к тем трудам, в которых
изложены взгляды на процесс и назначение обучение и воспитание («Нравственные
вопросы и начальная школа» (1898); «Наши методы преподавания и умственный
паразитизм» (1901); «Предметный метод обучения» (1907); «Основы новой педа-
гогики» (1913)).
Педагог рассматривал обучение и воспитание как предпосылки развития об-
щества и условия максимального развития личности ребёнка, реализации его при-
родных способностей. Опираясь на естественнонаучные трактовки развития, В.П.
Вахтеров разработал педагогическую теорию, которую назвал «новой педагоги-
кой», «эволюционной», которая, по замыслу, «...станет культивировать только вну-
тренние стимулы, вытекающие из естественного стремления к развитию, и осно-
вываться только на них.
Итак, говоря о единстве воспитания и обучения в рамках целостного про-
цесса образования, важно иметь в виду следующее обстоятельство: воспитание
будет обучающим тогда, когда наряду с воспитательными целями будут ставить-
ся и реализовываться цели обучения. А обучение будет воспитывающим в том
случае, если наряду с учебными целями будут ставиться и реализовываться
цели воспитания. Это определяется природой целенаправленного, организован-
ного педагогического процесса и природой обучения и воспитания, являющи-
мися его целенаправленно организованными подсистемами.
Список литературы
1.
Вахтеров,
В.П.
Избранные
педагогические
сочинения
/
Сост.
Л.Н. Литвин, Н.Т. Бритаев. - М.: Педагогика, 1987. - 400 с.
2.
Вахтеров, В.П. Основы новой педагогики / В.П. Вахтеров. - М.: Изд-во
т-ва Сытина, 1916. - 592 с.
3.
Каптерев,
П.Ф.
Избранные
педагогические
сочинения
/
П.Ф.
Каптерев / Сост. П.А. Лебедев. – М.: Педагогика, 1982. - 704 с.
4.
Каптерев, П.Ф. Педагогический процесс / П.Ф. Каптерев. - СПб.: Изд.
журнала «Русская школа», 1905. - 146 с.
5.
Лесгафт, П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школь-
ного возраста (1888-1901). Главные труды с комментариями профессо-
ров В.А. Таймазова, Ю.Ф. Курамшина и А.Т. Марьяновича / П.Ф. Ле-
сгафт. - СПб.: ОАО «Печатный двор» им. А.М. Горького, 2006. - 720 с.
6.
Лесгафт, П.Ф. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.1. /
П.Ф. Лесгафт. - М., 1951. - 289 с.
7.
Лесгафт, П.Ф. Психология нравственного и физического воспитания /
Сост. М.П. Иванова. - М.: Изд-во Института практической психологии.
- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. - 416 с.