Напоминание

" Интерактивная доска как средство повышения мотивации учащихся"

Автор: Рамазанова Саида Рашидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназии №17"
Населённый пункт: Республика Дагестан, г.Махачкала
Наименование материала: статья
Тема: " Интерактивная доска как средство повышения мотивации учащихся"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Статья: «Интерактивная доска

как средство повышения мотивации учащихся»

Учитель русского языка и литературы

Рамазанова Саида Рашидовна

В.Г. Белинский говорил: «Без стремления к

новому нет жизни, нет развития, нет прогресса».

Слова эти сказаны очень давно, когда еще люди и подумать не знали,

что такое компьютер.

В настоящее время нельзя представить современного человека без

компьютера, а на помощь учителю пришли информационно-

коммуникационные технологии, которые дают возможность оживить урок,

вызвать интерес к предмету, лучше усвоить материал. Чтобы заинтересовать

учащихся, я на уроках использую возможности интерактивной доски.

Современный человек окружен таким количеством информации,

которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития

общества без помощи новых информационных технологий. С каждым годом

все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и

информационные технологии.

Исходя из того, что «информационные и коммуникационные

технологии – это совокупность методов, устройств и производственных

процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и

распространения информации», главным в практической деятельности

учителя становится понимание роли применения ИКТ в учебной

деятельности.

Важным элементом формирования универсальных учебных

действий обучающихся, обеспечивающим его результативность являются

ориентировка школьников в информационных и коммуникативных

технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять

(ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых

инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее

естественный способ формирования УУД, поэтому в программу

формирования УУД включена подпрограмма формирования ИКТ-

компетентности.

Успех реформы российского образования во многом зависит от

человеческого фактора: педагога и его профессионализма. Именно уровень

квалификации преподавательских кадров, их готовность использовать

современные технологии в профессиональной деятельности являются

главными в сложном процессе вывода образования на уровень потребностей

современного общества.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации

современного общества является информатизация образования, т.е.

внедрение средств новых информационных технологий в систему

образования. Не секрет, что низкая мотивация учения – одна из главных

проблем современной школы. Информационные технологии являются

мощным средством обучения, которое способно повысить его

эффективность, создать мотивацию ученика. Использование средств новых

информационных технологий позволяет усилить мотивацию учения. Работы

с компьютером нередко способствует повышению интереса к учебе, дает

возможность регулировать задачи по трудности, поощряя правильные

решения, не прибегая при этом к нравоучениям и порицаниям.

В процессе своей педагогической деятельности я столкнулась с такой

проблемой: у учащихся высок интерес к практической части информатики, то

есть к информационным технологиям, и низок интерес к изучению теории,

которая составляет половину всего материала курса информатики и довольно

трудна для понимания детей. Особенно это актуально, если учитывать, что

преподавание информатики и ИКТ ведется на базовом уровне всего один час

в неделю.

Встают вопросы: как повысить интерес к предмету, как уплотнить

урок, как увлечь детей заниматься более активно, как выстраивать линию

индивидуального обучения, то есть повысить познавательную активность

учащихся.

Компьютер может влиять на мотивацию учащихся, раскрывая

практическую значимость изучаемого материала. Кроме того, в настоящее

время широко используются интерактивные доски.

Интерактивная доска позволяет демонстрировать слайды и видео,

рисовать и чертить различные схемы, как на обычной доске, в реальном

времени наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые

изменения и сохранять их в виде компьютерных файлов для дальнейшего

редактирования. К примеру, при изучении темы Графы к вниманию детей

предоставляется слайд-заготовка, на котором можно решить поставленную

задачу.

Работа с интерактивной доской делает любое занятие динамичным,

благодаря этому можно заинтересовать учащихся уже на начальном этапе

урока, Интерактивная доска даже при использовании только лишь

поставляемого вместе с ней простейшего программного обеспечения

позволяет подготовить и провести урок на качественно новом уровне.

Опыт работы показал, что интерактивная доска, используя разнообразные

ресурсы и улучшая мотивацию, делает урок увлекательными и для учителя, и

для учащихся. Правильная работа с интерактивной доской может помочь

учителю проверить знания учеников. Например, при знакомстве с растровым

графическим редактором на этапе проверки домашнего здания учащимся

предлагается разгадать кроссворд по терминам, изученным на прошлом

уроке.

На этапе актуализаций знаний уместно выполнение заданий на

классификацию, на установку соответствий терминов, понятий и многое

другое.

Правильные вопросы для прояснения некоторых идей развивают дискуссию,

позволяет ученикам лучше понять материал. Управляя обсуждением, учитель

может подтолкнуть обучающихся к работе в небольших группах, к

самостоятельной работе. Интерактивная доска становится центром внимания

для всей аудитории. А если все материалы подготовлены заранее и

легкодоступны, обеспечивается хороший темп занятия.

Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего

класса. Это визуальный ресурс, который помогает учителю излагать новый

материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить

информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов. Она может

упростить объяснение схем и помочь разобраться в сложной проблеме,

работать с текстами, сохранять сделанные заметки. Применение

интерактивной доски позволяет рационально использовать время. Так же

доска усиливает подачу материала, позволяя эффективно работать с

материалами из вешних источников.

С помощью интерактивной доски возможно проведение самостоятельных

письменных работ (контроль знаний, решение задач, тестов и др.) и

последующая их самопроверка учащимися. На уроках математики часто

используюсь «волшебной» доской. Для проверки результатов вычислений

пример переносится в область доски и там виден результат.

Таким образом, интерактивные доски могут изменить преподавание

и обучение в различных направлениях:

Презентации, демонстрации и создание моделей. Использование

необходимого программного обеспечения и ресурсов в сочетании с

интерактивной доской может улучшить понимание новых идей;

Активное вовлечение учащихся. Мотивация и вовлеченность учащихся на

занятии может быть увеличена за счет использования интерактивной доски;

Улучшение темпа и течения занятия. Использование интерактивной доски

может улучшить планирование, темп и течение урока.

Что дает использование интерактивной доски?

Интенсификация урока

Повышение интереса и мотивации

Индивидуализация обучения

Эффективность подачи материала

Неограниченные ресурсы.

Отрицательные аргументы:

Важно понять, что интерактивная доска – не волшебная палочка, которая

сама решает все проблемы на уроке и делает занятия интересными и

увлекательными. Наибольшего эффекта от использования интерактивной

доски можно достичь только тогда, когда она используется соответственно

поставленным на уроке задачам.

Подводя итоги, можно сделать выводы: при использовании интерактивной

доски значительно повышается эффективность урока за счет инновационной

наглядности изучаемого материала; возможности показа сложных процессов

и объектов в динамике их виртуального изменения; повышение интереса и

учебной мотивации учащихся к изучению учебного предмета.

В конечном счёте, использование интерактивной доски на уроках

информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

положительно влияет на качество образовательных достижений учащихся, а

это главное.

Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не

только ученику, но и учителю. Развитие и расширение информационного

пространства детей и подростков, побуждает учителя заниматься вместе с

учениками, осваивая новые неизведанные ранее просторы. Подчеркну, что

простое использование компьютерной техники на уроках не влечет за собой

автоматически повышение уровня профессионального мастерства учителя и

рост качества образования. Определяющую роль играет, прежде всего,

личность педагога и его мотивация. Поэтому в школах необходимо создать

такие условия работы, при которых учитель хотел бы постоянно применять

имеющиеся у него знания в области использования ИКТ и пополнять их.