Напоминание

"РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДРАМАТИЗАЦИИ"

Автор: Игонина Наталья Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО ЦДО "Алые паруса"
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДРАМАТИЗАЦИИ"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Методическая разработка на тему: «РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ

СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПУТЕМ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДРАМАТИЗАЦИИ»

Новосибирск 2019

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………стр.3

Глава 1 Понятие «культура» и ее сущность……………………………стр.5

1.1…………………………………………………………………………………

1.2…………………………………………………………………………………

1.3…………………………………………………………………………………

Выводы по первой главе………………………………………………………...

Глава 2 Музыкальная культура личности………………………………..стр.8

2.1…………………………………………………………………………………

2.2…………………………………………………………………………………

2.3………………………………………………………………………………...

Выводы по второй главе………………………………………………………...

Заключение……………………………………………………………………...

Список литературы……………………………………………………………

Введение

В современном обществе, переживающем преобразования в политической,

экономической, социальной и культурной сферах, существенное обновление

претерпевает система среднего образования. Данный процесс реформирования

школы, прежде всего, связан с гуманизацией и демократизацией образования,

содержание которого в новой парадигме рассматривается как овладение культурой.

При этом одной из актуальных задач в школе становится формирование развития

музыкальной культуры учащегося, которая не только способна выполнить свою

эстетическую, познавательную и воспитательную роль, но и явится залогом, базой

культурного самосовершенствования личности в последующей жизнедеятельности.

Таким образом, представляется возможным подчеркнуть, что система музыкально -

эстетического воспитания школьников, как и всякая другая, отвечает определенной

социально обусловленной потребности, у нее есть свое назначение в конкретно -

исторических условиях.

Опираясь на многолетний опыт деятельности педагогов, в плане воспитания

музыкальной культуры школьников и учитывая перспективы его развития, хочется

отметить, что сегодня педагогов-практиков интересуют такие вопросы, как понятие

и сущность школьной музыкально - воспитательной работы, ее психологические

аспекты, а также задачи и принципы формирования музыкальной культуры детей.

Анализ научной литературы показывает, что проблема формирования музыкальной

культуры находится в поле зрения философов, культурологов, социологов,

психологов и педагогов.

Возрастание роли искусства, музыкальной культуры в жизни общества и

конкретного человека - факт очевидный и общепринятый. Это подтверждают работы

Б.В. Асафьева, К.Д. Ушинского, В.Н. и СТ. Шацких, Н.Л. Гродзенской, М.С. Кагана и

многих других.

Психологические аспекты развития и формирования музыкальной культуры у

школьников рассматривались в исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Г.С.

Тарасова и др. Внимание психологов при исследовании данной проблемы

направлено, прежде всего, на исследование внутренних механизмов данного

процесса.

С позиции системного подхода процесс развития музыкальной культуры во

взаимодействии с художественной культурой рассматривают в своих работах М.С.

Каган, К.И. Тиященко, Ю.А. Лукин и др. Одни исследователи представляют

музыкальную культуру как «подсистему» духовной культуры. Другие - как слой,

расположенный в деятельностной структуре между материальным и духовным

слоем.

Отдельные аспекты музыкальной культуры в рамках уроков музыки и мировой

художественной культуры изложены в трудах A.Б. Абдулина, Ю.Б. Алиева, О.А.

Апраксиной, Л.В. Горюновой, Д.Б. Кабалевского. Н.А. Терентьевой, Л.М.

Предтеченской и др.

Объект исследования - процесс изучения учебной литературы по теории

преподавания музыкальной культуры.

Предмет исследования - развитие музыкальной культуры школьников на уроках

музыки.

Цель исследования: определение сущности музыкальной культуры школьников,

научное обоснование и разработка технологии ее развития в рамках урока музыки.

Указанные объект, предмет и цель исследования позволили определить основную

гипотезу исследования. Развитие музыкальной культуры школьников будет

эффективным, если:

она является одним из приоритетных направлений процесса обучения в

начальной школе;

обоснована специфическая природа музыкальной культуры школьника как

целостного образования, имеющего личностный и деятельностный аспекты;

разработана методика диагностики уровней развития музыкальной культуры

школьника.

Для достижения цели исследования были выдвинуты следующие задачи:

1.

Выявить сущность и дать определение понятия «культура»;

2.

Изучить особенности понятия «музыкальная культура» и определить из чего

она складывается;

3.

Теоретически обосновать технологию развития музыкальной культуры

учеников на уроках музыки.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработаны методические

рекомендации в помощь учителю музыки по формированию музыкальной культуры

школьников.

Данная работа структурирована согласно логике поставленной цели и состоит из:

введения, трех глав, заключения, библиографии.

1. Понятие «культура» и ее сущность

Приступая к данной работе по теме: «Музыкальная культура общества и

школьника», в первую очередь представляется целесообразным определить само

понятие «культуры» как общенаучной категории, имеющей длинную историю и

отражающую достаточно сложную и неоднозначную реальность.

Термин «культура» впервые встречается у Цицерона и происходит от латинского

culture, производимое от слова colere - взращивать, возделывать почву, заниматься

земледелием. И действительно, первое значение этого термина - это

«возделывание», «обработка», «уход», в первую очередь возделывание земли и уход

за ней и за животными, т.е. занятие сельским хозяйством. Позднее в термин

«культура» начали вкладывать смысл «воспитание», «обучение», «образование», т.е.

взращивание, возделывание, уход за человеком, в ходе которого нечто дополняется и

исправляется в природе человека. Культурный человек - это воспитанный и

образованный человек.

Лингвисты отмечают, что до XVII века термин «культура» не имел самостоятельного

употребления. Он употреблялся только в словосочетаниях, означая

совершенствование, улучшение того, с чем сочетался: «cultura juries» - выработка

правил поведения, «cultura lingual» - совершенствование языка и т.д.

Более четкое значение термину «культура» впервые придал немецкий мыслитель С.

Пуфендорф. Он употребил этот термин применительно к «человеку

искусственному», воспитанному в обществе, в противоположность человеку

«естественному», необразованному. В XVIII веке перед идеологами Просвещения

остро стала проблема объяснения специфики образа жизни человека, особенностей

человеческого бытия. Для этой цели стали активно использовать термин culture,

противопоставляя его слову naturate - природа.

Таким образом, продолжая античную традицию, идеологи Просвещения с помощью

термина «культура» выражали идеи культуры как сферы развития «человечности»,

«человеческой природы», «человеческого начала в человеке» в противоположность

природному, стихийному, животному. В идеологии Просвещения культура

трактовалась как средство возвышения человека, совершенствования духовной

жизни и нравственности людей, исправления пороков общества. Кроме того, очень

важным обстоятельством является и то, что в идеологии Просвещения термин

«культура» приобрел нравственно-оценочный характер. С точки зрения идеологов

Просвещения, культура есть воплощение «истинной человечности», «подлинно

человеческого бытия». К ней относится только то, что выражает достоинство

человека и способствует его развитию. Следовательно, не всякий результат

деятельности человеческого рода заслуживает того, чтобы называться достоянием

культуры.

Но с другой стороны, культура рассматривалась и как имеющийся в

действительности, реально существующий и исторически меняющийся образ жизни

людей, специфика которого обусловлена достигнутым уровнем человеческого

разума, науки, искусства, воспитания, образования.

Приходится констатировать, что развитие культуры всегда было связано с

просвещением и воспитанием подрастающего поколения.

В современном понимании данного понятия «…культура охватывает все, что

отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны

человеческого бытия». Она включает в себя не только результат духовной

деятельности, но и изменение окружающей природы, создание искусственной среды

обитания, технику, формы общественных отношений, социальные институты и т.д.

Таким образом, культура включает в себя, по сути дела, все, что создано человеком и

характеризует его жизнь в определенных исторических условиях. Такое

расширительное содержание понятия культуры делает ее объектом изучения целого

комплекса наук об обществе.

Таким образом, содержание понятия культуры раскрывается через ее

многочисленные проявления. Изучение этих проявлений позволяет знакомится с

явлениями культуры, одним из которых является музыка. Однако для более

глубокого познания мира культуры необходимо разобраться в том, что составляет

специфику или сущность культуры. В современной культурологии сложился ряд

подходов к пониманию сущности культуры. Насчитывается более двадцати

концепций, среди которых предметно-ценностный, деятельностный, ценностно-

смысловой и информационно-знаковый подходы приняты подавляющим

количеством исследователей. Стоит отметить, что каждая из концепция культуры по-

своему интересна, каждая имеет право на существование. Однако культура, конечно,

не исчерпывается одним, каким бы то ни было аспектом, она представляет собой

сложное системное образование. Именно поэтому возможно существование

различных, иногда противоречащих друг другу концепций культуры, и выделение

культурологических аспектов а различных отраслях знания. Именно этим

объясняется и терминологическая путаница, и возникновение специальной науки о

культуре - культурологии.

Оригинальной позиции придерживался Д.С. Лихачев. Он рассматривал человека и

природу как две различные культуры, которые не могут существовать друг без друга.

Каждая из них - плод исторического развития, и если природа издавна и

повсеместно влияет на человека и культуру, то человек влияет на природу - лишь

недавно и не всюду.

Таким образом, обобщая и резюмируя сказанное выше, можно отметить, что

разнообразные культуроведческие концепции сходятся в следующем:

культура отличает человека от других живых существ;

через культуру происходит социальное наследование, связь поколений,

сохранение и развитие этноса, человечества;

культура позволяет разным индивидам более или менее одинаково понимать

мир, совершать понятные другим поступки.

В этой связи особый интерес представляет музыкальная культура личности как одна

из составляющих понятия «художественная культура».

2. Музыкальная культура личности

Очевидно, что понятие «музыкальная культура» входит в русло более общих

понятий: «культура», «художественная культура» и «художественная культура

личности».

Современное понятие «художественная культура» включает в себя «совокупность

процессов и явлений духовно-практической деятельности по созданию,

распространению, освоению произведений искусства или материальных предметов,

обладающих эстетической ценностью».

Таким образом, художественная культура - совокупность художественных

ценностей, а также определенная система их воспроизводства и функционирования

в обществе. Отметим, что в качестве синонима художественной культуры иногда

употребляется понятие «искусство».

Поскольку эти определения стали синонимами, базовыми для десятков других и их

производных, необходимо указать, что ключевой особенностью данного подхода

является выделение двух граней художественной культуры, а именно -

художественной культуры общества, и через эту призму - художественной культуры

личности.

Понятие «художественная культура личности» может быть выделено на основании

того, что в определениях художественной культуры нередко подчеркиваются такие

ее стороны, как «способность понимать искусство и наслаждаться им» процесс

создания, восприятия и усвоения художественных ценностей. Именно это и дает

основание ученым развести понятия «художественная культура» и «художественная

культура личности».

Исходным толчком для такого разделения стало утверждение о преобразовании

самой личности под воздействием искусства. Определяя культуру как своего рода

духовное оснащение личности, ученые подразумевают под ней некую «проекцию»

образов на воспринимающего, предварительно освоенные знания, называя

индивидуальной культурой.

Очевидно, нельзя полностью разделить эту точку зрения, поскольку она отражает

лишь одну из многочисленных сторон понятия «индивидуальная культура».

Культура личности - это не «склад» готовых идей, а реальный инструмент для

познания и преобразования мира и самой личности. Несмотря на очевидную

односторонность, сама мысль о преобразовании самой личности показалась нам

весьма плодотворной и достойной для последующего рассмотрения.

Среди исследователей, отстаивающих позицию дифференциации культуры общества

и культуры личности, можно отметить Ю.Б. Алиева, Ц.Г. Арзаканьяна, С.Б.

Байрамова, Г.М. Бреслава, А.В. Гордееву, Л.В. Горюнову, Л.Н. Дорогову, Ю.А.

Лукина, Л.П. Печко, А.В. Пирадова, Л.А. Рапацкую, В.Б. Чурбанова и ряд других.

При всем различии направлений исследований вышеперечисленных авторов, их

роднит одно - анализ функциональных изменений, которые происходят в личности

под воздействием художественного (эстетического, духовного).

Неотъемлемой частью эстетического воспитания является воспитание музыкальное

как определяющий фактор формирования музыкальной культуры личности. В

педагогике музыкальное обучение и воспитание трактуются как процесс

организованного усвоения основных элементов социального опыта, превращенных в

различные формы музыкальной культуры. В исследовании Г.В. Шостак под

музыкальной культурой понимается сложное интегративное образование,

включающее в себя умение ориентироваться в различных музыкальных жанрах,

стилях и направлениях, знания музыкально-теоретического и эстетического

характера, высокий музыкальный вкус, способность эмоционально откликаться на

содержание тех или иных музыкальных произведений, а также творчески-

исполнительские навыки -- пения, игры на музыкальных инструментах и т.п.

Согласно деятельностному подходу к культуре М.С. Кагана, культура, является

проекцией человеческой деятельности (субъектом которой может быть индивидуум,

группа или род) и включает три модуса: культуру человечества, культуру социальной

группы, культуру личности. Музыкальную культуру личности можно рассматривать

как специфическую субкультуру определённой социальной группы. В ней можно

выделить два компонента:

индивидуальная музыкальная культура, включающая музыкально-

эстетическое сознание, музыкальные знания, умения и навыки, сложившиеся в

результате практической музыкальной деятельности;

музыкальная культура определенной социальной возрастной группы, которая

включает в себя произведения народного и профессионального музыкального

искусства, применяемые в работе с детьми и разные институты,

регулирующие музыкальную деятельность детей.

Понятие возрастной музыкальной субкультуры может быть представлено как

своебычный набор музыкальных ценностей, которым следуют представители

данного возрастного слоя. Исследователи указывают на такие её составляющие, как:

внутреннее приятие или неприятие определённых жанров и видов музыкального

искусства; направленность музыкальных интересов и вкусов; детский музыкально-

литературный фольклор и пр.

Основой индивидуальной музыкальной культуры ребёнка можно считать его

музыкально-эстетическое сознание, которое формируется в процессе музыкальной

деятельности. Музыкально-эстетическое сознание - компонент музыкальной

культуры, представляющий собой музыкальную деятельность, осуществляемую во

внутреннем идеальном плане.

Некоторые аспекты эстетического сознания исследовались в педагогическом и

психологическом аспектах С.Н.Беляевой-Экземплярской, Н.А.Ветлугиной,

И.Л.Дзержинской, М.Нильсон, А.Катинене, О.П.Радыновой, С.М.Шоломович и др.

Элементы музыкально-эстетического сознания, выделяемые О.П. Радыновой:

потребность в музыке - отправная точка формирования эстетического

отношения ребёнка к музыке; возникает рано наряду с потребностью общения

со взрослым в насыщенной положительными эмоциями музыкальной среде;

развивается с приобретением музыкального опыта и уже к 6 годам может

сформироваться устойчивый интерес к музыке;

эстетические эмоции, переживания - основа эстетического восприятия;

объединяет эмоциональное и интеллектуальное отношение к музыке. Теплов

писал: «Чтобы понять музыкальное произведение, важно его эмоционально

пережить и уже на этом основании поразмыслить над ним». Развитые

эстетические эмоции являются показателем развития индивидуальной

музыкальной культуры;

музыкальный вкус - способность наслаждаться ценной в художественном

отношении музыкой; не является врожденным, формируется в музыкальной

деятельности;

оценка музыки - сознательное отношение к своим музыкальным запросам,

переживаниям, установкам, вкусу, рассуждениям.

Людмила Валентиновна Школяр, говоря о музыкальной культуре как части всей

духовной культуры, подчеркивает, что становление ребёнка, школьника как творца,

как художника (а это и есть развитие духовной культуры) невозможно без развития

фундаментальных способностей - искусства слышать, искусства видеть, искусства

чувствовать, искусства думать. Развитие человеческой личности вообще невозможно

вне гармонии его «индивидуального космоса» - вижу, слышу, чувствую, думаю,

действую.

Структура понятия «музыкальная культура» весьма разнообразна, в ней можно

выделить множество компонентов, параметров музыкального развития: уровень

певческого развития, навыки восприятия современной музыки, уровень творческой

активности и т.д. Но развитость, продвинутость детей в разных сторонах

постижения музыки всё же в сумме не составляют музыкальной культуры.

Компоненты должны быть обобщенными, содержательно выражать самое

существенное в ней, стать общими по отношению к частному. Таким основанием

могут и должны выступать те новообразования в духовном мире ребёнка, которые

развиваются благодаря преломлению в его мыслях и чувствах нравственно-

эстетического содержания музыки и которые позволяют выяснить, насколько

музыкальная культура личности связана со всей огромной материальной и духовной

культурой человечества. Ю.Б.Алиев полагает, что к основным критериям в

определении развития музыкальной культуры школьников относятся:

уровень развития художественных предпочтений;

участие школьников в какой-либо сфере художественного творчества;

информированность в области художественной культуры общества.

Аналогичные компоненты выделяет Л.В. Школяр:

музыкальный опыт школьников;

музыкальная грамотность;

музыкально-творческое развитие школьников.

Критериями наличия музыкального опыта могут выступать:

уровень общей осведомлённости о музыке;

наличие интереса, определённых пристрастий и предпочтений;

мотивация обращения ребёнка к той или иной музыке - что ребёнок ищет в

ней, что ждёт от неё.

Направленная на выявление духовных образований методика имеет три варианта:

1) встречи с музыкой на уроке; 2) музыка для домашней фонотеки; 3) музыка для

друзей. Предлагается составить программу заключительных уроков четверти,

выбрать пластинки для прослушивания дома в кругу семьи, программу вечеринки

для друзей.

Дополнительно можно провести беседу:

1. Как ты относишься к музыке?

2. Для чего музыка нужна в жизни?

3. Какие музыкальные произведения ты знаешь, какие из них самые любимые?

4. Что ты поешь в классе, какие песни ты знаешь?

5. Где ты слушаешь музыку (телевидение, радио, концерты)?

6. Встречаешься ли ты с музыкой в школе, кроме урока? Где?

7. Любишь ли ты петь дома? Что поешь?

8. Поют ли твои родители дома, в гостях? Что поют?

9. Какую музыку ты слышал последний раз с родителями? Где?

10. Какие музыкальные передачи тебе понравились за последнее время? Почему?

Также, возможны анкета для родителей и выявление определённых навыков

музыкального исполнительства.

Анкета для родителей:

1. Каким, на ваш взгляд должен быть ребёнок, чтобы его можно было считать

культурным в области музыки?

2. Что необходимо для достижения вашим ребёнком определённого уровня

музыкальной культуры?

3. В чем вы видите помощь семьи в решении этой задачи?

Второй компонент - музыкальная грамотность понимается, как:

способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рождённое

жизнью и неразрывно с жизнью связанное;

особое «чувство музыки», позволяющее воспринимать её эмоционально,

отличить в ней хорошее от плохого;

умение на слух определить характер музыки и ощущать внутреннюю связь

между характером музыки и характером её исполнения;

способность на слух определить автора незнакомой музыки, если она

характерна для данного автора.

Используется несколько методик для выявления музыкальной грамотности

«Музыкально-жизненные ассоциации», «Выбери музыку» (определение

родственной по содержанию музыки); «Открой себя через музыку».

Методика «Музыкально-жизненные ассоциации» предполагает ответы на вопросы

по какому-либо незнакомому произведению:

1. Какие воспоминания вызвала у тебя эта музыка, с какими событиями в твоей

жизни она могла быть связана?

2. Где в жизни могла бы звучать эта музыка и как могла бы повлиять на людей?

3. Что в музыке позволило тебе прийти к таким выводам (имеется ввиду, о чем

рассказывает музыка и как рассказывает, каковы её выразительные средства в

каждом отдельном произведении)?

Методика «Открой себя через музыку». Детям предлагается музыкальное

произведение и с ним связываются три задания:

дети ставятся в позицию «собеседника музыки»: она им о чем-то повествует и

они должны затем рассказать о своих чувствах, о том, что в них родилось во

время диалога;

2-е задание предполагает раскрытие ребёнком музыкального содержания в

пластике, в движении;

третье задание связано с воплощением «самого себя» в рисунке, самооценка, а

музыка выступает здесь как источник, содержательный повод.

Творческость (креативность) рассматривается как особое качество личности,

характеризующееся способностью к саморазвитию. В широком смысле слова - это

сознательная целенаправленная деятельность человека в области познания и

преобразования действительности. В музыке творчество отличается ярко

выраженным личностным содержанием и проявляется как особое умение

воспроизводить, интерпретировать, переживать музыку. Параметрами оценки

владения детьми творческими навыками и умениями являются:

эмоциональность;

степень осознанности замысла;

изобретательность, оригинальность, индивидуальность в выборе средств

воплощения;

художественность воплощения замысла;

привлечение имеющегося музыкального опыта.

Уровень музыкально-творческого развития проверяется, прежде всего, наблюдением

за детьми в процессе их общения с музыкой (какую роль выбирает ребёнок:

композитора, исполнителя, слушателя).

Другая методика «Сочиняю музыку» проводится индивидуально и помогает выявить

степень развитости образных представлений, фантазии, воображения, мышления в

рамках художественных задач, образного слышания, видения и т.д. Даётся исходная

творческая задача, ситуация: «Весенние голоса», «Летний день», «Звуки большого

города» и т.п. После выбора ситуации школьник вместе с педагогом размышляют о

логике и оригинальности развития образного содержания будущего произведения

искусства. Можно воплощать свой замысел на фортепиано, других инструментах,

голосом, пластикой.

Третья методика «Ребёнок и музыка». Музыка - живое существо. Школьнику

предлагается нарисовать ее так, как он чувствует, понимает музыку, когда исполняет

или слушает. Не забыть изобразить себя в этом рисунке.

Блок предметов эстетического цикла в начальной школе нацелен на изучение

основных законов взаимоотношений человека и окружающего его мира, постижение

смысловых значений процесса отражения человеком окружающего его мира в

художественно-знаковых формах, призван содействовать освоению ребёнком

окружающего его мира, бытия, пространства, социума, выработке ценностных

ориентаций через расширение возможностей самовыражения. Данный этап нацелен

на целенаправленную подготовку учащихся к осознанному восприятию

культуроведческой информации в дальнейшем.

Основными навыками и умениями для данного этапа являются следующие:

· понимание языка искусства, как средства коммуникации между людьми;

· расшифровка и передача информации посредством доступных средств

выразительности различных видов искусства (в частности, музыкального);

· перевод информации, заложенной в художественном образе в произведении одного

вида искусства в выражение посредством другого вида искусства;

· эстетическое восприятие явления окружающего мира и передача своего восприятия

мира через художественный образ.

Особенностью построения содержания эстетических предметов среднего звена

должно стать параллельное изучение исторического развития мировой и

национальной художественной культуры, что будет содействовать пониманию роли

и места национальной культуры в общемировом контексте. Такое построение

преподаваемого материала, обеспечивая единство теоретической и практической

подготовки учащихся, соответствует не только психологическим особенностям

процессов восприятия у детей данного возраста, но и соответствует специфики

гуманитарного знания.

Навыки и умения, которые должны демонстрировать учащиеся в результате его

изучения могут сводиться примерно к следующему:

осознанно воспринимать и характеризовать художественный образ в

произведениях изучаемого вида искусства;

характеризовать средства выразительности, жанровые критерии, стилевые

особенности конкретных музыкальных произведений;

понимать и выявлять связи между созданием конкретного художественного

произведения и культурой соответствующего общества;

понимать и использовать в своём творчестве характерные для народной

музыкальной культуры средства выразительности.

Заключение

В заключение данной работы необходимо сделать некоторые выводы, касающиеся

развития музыкальной культуры школьников.

Раскрывая сущность музыкальной культуры учащихся, специалисты подразумевают

под этим социально-художественный опыт личности, обусловливающий

удовлетворение высоких духовных потребностей, и формируемый, прежде всего под

непосредственным воздействием музыки. «Музыка никуда не уходит. Она с нами -

старинная и новая, детская и взрослая, она, подобно нашей памяти, все вмещает и

все помнит. Слушая ее, мы испытываем чудо подлинных открытий: узнаем, какими

были древние замки и как сверкала гладь морей античности, перед нами предстают

улочки старой Вены и цветущие яблони парижских предместий. И наша жизнь

начинает казаться совсем другой - не той торопливой, полной проблем и тягот, а

причастной к вечно движущемуся потоку человеческих судеб и стремлений».

Удивительно при этом, что мы оказываемся способны не просто воспринимать или

наблюдать чудесные образы, которые несет нам музыка, но по-настоящему любить

их, чувствовать близкими себе, не считаясь ни с историческими, ни национальными

границами.

И все же, открывая для себя мир музыки, ученик одновременно узнает и то, что она

полна тайн, что непросто обнаруживает она свои богатства. Это вера в то, что

музыка - общечеловеческий язык, но как порой трудно его понимать!

Вот почему понимание музыки требует труда, ведь почти ничто в мире не дается

человеку просто, без усилий. Может быть, только самая простая музыка

воспринимается непосредственно, но ведь с годами возникает потребность в чем-то

большем, чем нехитрые мелодии и ритмы. Поэтому необходимо больше узнавать об

истории музыки, музыкальных сочинений, их содержании и жанровом

разнообразии, наконец, о средствах музыкальной выразительности. Все это -

составляющие музыкально-эстетической культуры, дорога к которой для школьника

лежит через эмоциональные переживания, вызванные музыкой.

Учитель музыки может и должен взять на себя миссию доброго наставника и друга

школьника в мире музыки, он вполне может сделать мир ребенка гармоничнее и

прекраснее. От этого взрослый человек, работающий с детьми, и сам обычно

становится лучше, ибо подобное, как известно, воздействует на подобное: зло

умножает зло, а красота создает красоту.

В этом - извечная мудрость мира, в котором музыка существует для утверждения

светлых, высших начал в человеке. И делает она это по мере сил с тех давних пор,

как впервые появилась в нашем мире.

В тайне музыки, как и во множестве других тайн, заключенных в музыке, есть одна

мудрость. Она состоит в простой истине, что не все вопросы в жизни предполагают

ответ и что есть нечто такое, перед чем человеку надлежит смириться и

поклониться. В свете идеи духовного, гуманистического развития личности

современного ребенка проблема формирования музыкально-эстетической культуры

выглядит, чрезвычайно актуальной. Множество неурядиц, нерешенных проблем,

которые потрясают современное общество, не должны лишать подрастающего

человека красоты музыки, ее волшебной воздействующей силы.

Очевидно, что проблема поиска путей развития музыкальной культуры общества и

школьника еще ждет своих исследователей, которые внесут достойный вклад в ее

разрешение.

Список используемой литературы

1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной

школе. М., 1983.

2. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. M., 1983. 221 с.

3. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в

общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для студентов музыкальных

факультетов педвузов. М.: Академя, 2002.

4. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1979. 451 с.

5. Лобова А.Ф. Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе:

Учебное пособие /Урал. гос. пед. университет. Екатеринбург, 2002.

6. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших

школьников. М.: Академия, 2001.

7. Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-

педагогической деятельности. М., 2001.

8. Спутник учителя музыки /Сост.Челышева Т.В. М., 1993.

9. Школяр Л.В., Красильникова М.С., Критская Е.Д., Усачева В.О., Медушевский

В.В. Школяр В.А. Теория и методика музыкального образования детей. М.,

ФЛИНТА - НАУКА, 1998.