Напоминание

Консультация для педагогов: "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность"

Автор: Труханова Венера Абдулхановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ягодка"
Населённый пункт: ЯНАО г. Ноябрьск мкр. Вынгапуровский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Консультация для педагогов: "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Методическая разработка

Консультация для педагогов:

«Развитие творческих способностей детей через театрализованную

деятельность»

Подготовила: Труханова В.А.

Театрализованная деятельность в ДОУ,

Театрализованные игры и их разновидности.

2.1. Режиссёрские игры.

2.2. Стендовые театрализованные игры.

2.3. Игры-драматизации.

Театральная игра.

3.1. Общеразвивающие игры.

3.2. Специальные театральные игры.

3.3. Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий.

Ритмопластика.

Культура и техника речи.

Понятие «творчество» и «творческие способности»

Развитие творческих способностей детей средствами театральной деятельности.

Заключение.

Литература.

Введение.

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного

знания.

С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не

способность чувствовать, думай, и творить. Педагогическая установка в первую очередь на

развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную

ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они

быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются,

возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их

интересы ограничены, а игры однообразны.

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников,

психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и

воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как правило,

такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без

удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. По данным Н.В.

Самоукиной, в период психологической адаптации ребенка к школе у 67-69 %

первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот,

развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения,

недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального

раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному

воображения – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать

театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского

творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком,

наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с

личными переживаниями» (JI.C. Выготский).

I. Театрализованная деятельность в ДОУ

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить

правила и законы взрослых людей. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в

своих играх взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них. Игры детей можно

рассматривать как импровизированные театральные постановки. Ребенку предоставляется

возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта.

Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и

технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают

смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла.

Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно

уделятьтеатрализованной деятельности, всем видам детского театра, потому что они

помогают:

сформировать правильную модель поведения в современном мире;

повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;

познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами

этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;

совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию

новых образов, побуждать к мышлению.

Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких

переживаний ребенка, т.е. развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать

персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Самый короткий путь эмоционального

раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному

воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в

процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний

незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее

интонационный строй.

Театрализованные занятия включают разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги по

иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай,

интересное событие и т.д.); просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-

драматизации; разыгрывание сказок и инсценировок; упражнения по формированию

выразительности исполнения (вербальной и невербальной); упражнения по социально-

эмоциональному развитию детей.

Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет воспитатель, умело

направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно

читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к

любому "превращению", то есть владел основами актерского мастерства, а также основами

режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает

совершенствовать театрализованную деятельность детей. Педагог должен строго следить за

тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не

превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти "на сцену",

боялись ошибиться. Недопустимо деление на "артистов" и "зрителей", то есть на постоянно

выступающих и постоянно остающихся смотреть, как "играют" другие.

В процессе реализации комплекса занятий по театрализованной деятельности решаются

следующие задачи:

-развитие творческих способностей и творческой самостоятельности дошкольника;

- воспитание интереса к различным видам творческой деятельности;

- овладение импровизационными умениями;

- развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности

- совершенствование познавательных процессов.

Основой театрального занятия является театрализованная игра. Основные требования к

организации театрализованных игр в детском саду:

Содержание и разнообразие тематики.

Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр вовсе формы педагогического

процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.

Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.

Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации

театрализованной игры.

Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:

художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;

освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и

дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);

самостоятельная творческая деятельность.

Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности,

в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с

другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная,

музыкальная и пр.).

Поэтому можно сказать, что театрализованная деятельность интегративна.

В процессе театрализованных игр:

расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;

развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;

стимулируются мыслительные операции;

происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного;

активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи,

звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп,

выразительность речи;

совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность

движений;

развивается эмоционально-волевая сфера;

происходит коррекция поведения;

развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт

нравственного поведения;

стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;

участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес,

увлекает их.

I I. Театрализованные игры и их разновидности.

Для того, чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт

яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче

опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления в разных видах деятельности. Поэтому

так важно с самого раннего детства приобщать ребенка к музыке, театру, литературе,

живописи. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно

достигнуть.

Расширению опыта ребенка способствуют театрализованные игры.

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры

драматизации. К режиссерским играм относятся настольный, теневой театр, театр на

фланелеграфе. Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает

сцены, ведет роль игрушечного персонала – объемного или плоскостного. Он действует за

него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он

действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой.

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли. Ребенок или взрослый

в этом случае сам, преимущественно используя свои средства выразительности -интонацию,

мимику, пантомиму.

2.1. Режиссерские игры.

Настольный театр игрушек.

В этом театре используются самые разнообразные игрушки – фабричные и самоделки, из

природного и любого другого материала. Здесь фантазия не ограничивается, главное, чтобы

игрушки и поделки устойчиво стояли не создавали помех при передвижении.

Настольный театр картинок.

Все картинки – персонажи и декорации - не забудьте сделать двухсторонними так как

неизбежны повороты, а чтобы фигурки не падали нужны опоры, которые могут быть самыми

разнообразными, но обязательно достаточно устойчивыми. Это обеспечивается правильным

соотношением веса или площади опоры с высотой картинки. Чем выше картинка, тем больше

или весомее нужна площадь опоры. Действия игрушек и картинок в настольном театре

ограничены. Но не следует их поднимать и переносить с места на место. Важно имитировать

нужное действие: бег, прыжки, ходьбу и одновременно с этим проговаривать текст. Состояние

персонажа, его настроение передает интонация ведущего - радостное, грустное, жалобное.

Персонажи до начала игры лучше всего спрятать. Их появление по ходу создает элемент

сюрпризности, вызывает интерес детей. Для того чтобы создать представление о месте

действия, используйте элементы декорации: два-три дерева – это, зеленая ткань или бумага на

столе – лужайка, голубая лента – ручеек. Не тратьте много времени на такие приготовления и

привлекайте к ним детей, приучайте их фантазировать, придумывать новые оригинальные

детали к декорации и тогда всем станет интересно.

2.2. Стендовые театрализованные игры.

Стенд-книжка.

Динамику, последовательность событий легко изобразить при помощи сменяющих друг друга

иллюстраций. Для игр типа путешествий удобно использовать стенд-книжку. Укрепите его на

нижней части доски. На верхней разместите транспорт, на котором состоится путешествие. По

ходу поездки ведущий (сначала педагог, а потом и ребенок), переворачивая листы стенда-

книжки, демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи, которые

происходят в пути. Так же можно иллюстрировать эпизоды из жизни детского сада, если на

каждой странице изображен новый режимный процесс.

Фланелеграф.

Картинки хорошо показывать на экране. Удерживает их сцепление фланели, которой затянуты

экран и оборотная сторона, картинки. Вместо фланели, на картинки можно наклеивать и

кусочки наждачной или бархатной бумаги. Рисунки подбирайте вместе с детьми из старых

книг, журналов, а недостающие можно дорисовать. Это доставляет ребятам удовольствие.

Используйте и природный материал.

Разнообразные по форме экраны позволяют создавать «живые» картинки, которые удобно,

всей группе детей. На экранах – призмах могут работать попарно одновременно все ребята во

время занятий. Сценки на экранах получаются разные, и дети смогут убедиться в

многообразии вариантов изображения одной и той же темы.

Теневой театр.

Тут необходим экран из полупрозрачной бумаги, выразительно вырезанные черные

плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи

отбрасывают тени на экран. Очень интересные изображения получаются при помощи пальцев

рук. Например, можно сделать гуся, зайца, лающую собаку, сердитого индюка, дерущихся

боксеров и др. Не забудьте только сопровождать показ соответствующим звучанием.

Чтобы показывать сценку с несколькими персонажами одновременно, установить внизу

экрана планку, на которой можно скреплять фигуру. Например, сначала тянет репку дед.

Укрепите его фигуру на планке и выводите бабку и т.д. Фигуры размещайте вблизи экрана,

чтобы тени получились четкими. Сами же расположитесь ниже или сбоку от экрана, чтобы

ваша тень не падала на него. Театр теней хорошо использовать в часы досуга.

2.3. Игры-драматизации.

Участвовать в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него,

живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное исполнение, так как оно не опирается ни

на какой овеществленный образец. Атрибут – признак персонажа, который символизирует его

типичные свойства. Например, характерную маску зверя, вырезанную из бумаги, шапочку,

фартучек (элементы рабочей одежды), кокошник, венок, пояс (элементы национального убора)

т.д. ребенок надевает на себя. Создавать же образ он должен рядом с помощью интонации,

мимики, жестов, движений. Если у вас нет полного костюма для исполнения роли, не стоит

утруждать себя или других его изготовлением. Посоветуйтесь с детьми, какой признак

персонажа наиболее типичен. Использовав его, изготовьте эмблему, по которой все сразу

узнают изображаемого зверя. Убедите ребят, что главное – это то, как они исполняют свои

роли – похоже или нет. Вместе с тем не требуйте и большей точности исполнения, не нужно

портить настроение детям во время игры. Умение придет постепенно после неоднократного

проигрывания роли и наблюдений за сверстниками.

Игры-драматизации с пальчиками.

Атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации сам действует за персонажа,

изображение которого на руке. По ход действия ребенок двигает одним или всеми пальцами,

проговаривая текст, передвигая руку за ширму. Можно обойтись и без ширмы изображать

действия, передвигаясь свободно по комнате. Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо

одновременно несколько персонажей. Например, в сказке «Репка» друг за другом появляются

новые персонажи. Такой спектакль показывать один ребенок с помощью своих пальцев не

может. Сказки «Коза и семеро козлят», «Двенадцать месяцев», «Мальчиш-Кибальчиш», «Гуси-

лебеди» и другие с множеством персонажей могут показывать двое, трое детей, которые

располагаются за ширмой. Показ таких сказок с массовыми сценками возможен благодаря

пальчиковым атрибутам.

Игры-драматизации с куклами бибабо.

В этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища

осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки.

Куклы бибабо обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий. Но когда игра

знакома или куклы водят сами дети, т.е. момент загадочности исчез, т.е. водящие могут

выходить к зрителям, общаться с ними подавать им что-то, брать кого-либо за руку, вовлекать

в игру и т.д. Такое «разоблачение» не снижает, а скорее поднимает интерес к активности ребят.

Когда дети увидят игру у взрослого с куклами бибабо, они скорее всего тоже захотят

научиться сами водить их. Если кукла окажется велика для детской руки, то в головку можно

вставить два пальца вместо одного. Укоротите, рукава куклы, чтобы детские пальцы входили в

патронки рук. Можно изготовить куклы и для детских рук. Для этого пригодятся хорошо

сохранившиеся части от старых поломанных игрушек, мягких зверюшек. Оденьте их и

загримируйте для нужной роли. Покажите ребятам, как следует двигаться кукле, как ее водить

по ширме.

Импровизация разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки – пожалуй,

самая сложная, но и наиболее интересная игра. К ней готовят все предыдущие виды театра. И

все же дети будут в недоумении, если вы вдруг предложите им разыграть ту или иную сценку.

Подготовьте их к этому – вместе придумайте тему, обсудите, как ее изобразить, какие будут

роли, характерные эпизоды.

Дальнейший шаг – пусть каждый участник игры изобразит тему по-своему. И еще более

сложное заданье: ребенок выбирает тему, и сам же ее разыгрывает. В следующий раз ребята

сами задают друг другу темы. И, наконец, с помощью мимики, интонации, атрибута можно

загадать загадку. Отгадкой является тема, которая тоже разыгрывается (1, с5-8).

III. Театральная игра.

3.1. Общеразвивающие игры.

Эстетическое воспитание детей, в том числе и средствами театра, направлено в первую

очередь на формирование в ребенке готовности к творчеству. Для достижения этой цели

необходимо развивать такие качества, как внимание и наблюдательность, без которых

невозможно творческое восприятие окружающего мира, воображение и фантазия которые

являются главным условием для любой творческой деятельности. Не менее важно научить

ребенка умению ориентироваться в окружающей обстановке, развить произвольную память и

быстроту реакции, воспитать смелость и находчивость умение согласовывать свои действия с

партнерами, активизировав мыслительный процесс в целом.

Решая все эти задачи общеразвивающие игры, включенные в театральный тренинг, не только

готовят ребенка к художественной деятельности, но и способствуют более быстрой и легкой

адаптации детей в школьных условиях и создают предпосылки для успешной учебы в

начальных классах – в первую очередь за счет актуализации интеллектуального,

эмоционально-волевого и социально психологического компонентов психологической

готовности к школьному обучению.

Проводя коллективные развивающие игры, необходимо создавать веселую и непринужденную

атмосферу, подбадривать зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах

и ошибках.

Почти во всех играх детей желательно делить на несколько команд или на исполнителей и

зрителей, чтобы дать детям возможность оценить действия других и сравнить их со своим

собственными. Причем роль ведущего во многих играх может выполняться ребенком (5, с23).

3.2. Специальные театральные игры.

Знакомство со спецификой и видами театрального искусств; общеразвивающие и

ритмопластические игры и упражнения, занятие по культуре и технике речи полезны всем

детям, поскольку развиваю качества и формируют навыки, необходимые любому культурному

творчески мыслящему человеку, способствуют развитию интеллект; активизируют

познавательный интерес, расширяют знания ребенка об окружающем мире, готовят его к

тонкому восприятию различных видов искусств. Вовсе необязательно готовить с детьми

спектакли и углубляться в своеобразие поведения актеров на сцене, говорить о создании

сценического образа и т.п. Но для того, чтобы перейти от театральных игр к работе над

эподами и спектаклями, необходимы, как мы их условно назвали, специальные театральные

игры, развивающие главным образом воображение и фантазию. Не являясь курсом актерского

мастерства, они готовят детей к действию в сценических условиях, где все является

вымыслом. Воображение и вера в этот вымысел - главная отличительная черта сценического

творчества. К.С. Станиславский призывал актеров учиться вере и правде игры у детей,

поскольку дети очень серьезно и искренне способны верить в любую воображаемую

ситуацию, легко менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре.

Таким образом, перед педагогом стоит сложная задача - сохранить детскую наивность,

непосредственность, веру, которые проявляются в игре при выступлении на сцене перед

зрителями. Для этого необходимо, прежде всего, опираться на личный практический опыт

ребенка и предоставлять ему как можно больше самостоятельности, активизируя работу

воображения (5, с31-32).

3.3. Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических

действий.

Эти игры способствуют развитию чувства правды и веры в замысел. Ребенок силой

воображения представляет, как это происходит в жизни, проделывает необходимые

физические действия. Предлагая такие задания, надо иметь в виду, что дети должны

вспомнить и представить, как они действовали с данными предметами в жизни, какие

ощущения они испытывали.

Подготовить детей к действиям с воображаемыми предметами помогают известные народные

и специально подобранные игры (5, с36).

IV. Ритмопластика.

Совсем маленькие дети, не умеющие говорить, с необыкновенной легкостью заменяют слова

мимикой и жестами. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне

естественно, что детям дошкольного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через

пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием

музыки. Различные по характеру и настроениям музыкальные произведения стимулируют

фантазии ребенка, помогают творчески использовать пластическую выразительность. Помочь

ребенку раскрепоститься и ощутить возможности своего тела можно с помощью

разнообразных ритмопластических упражнений и игр. Занятия ритмопластикой предполагают

решение следующих задач:

развитие двигательных способностей детей (ловкости подвижности, гибкости, выносливости);

развитие пластической выразительности (ритмичности музыкальности, быстроты реакции,

координации движений);

развитие воображения (способность к пластической импровизации) (5, с40).

V. Культура и техника речи.

Упражнение и игры из этого раздела должны помочь детям сформировать правильное четкое

произношение (дыхание артикуляцию, дикцию, орфоэпию), научить точно и выразительно

передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон силу голоса, темп речи),

а также развить воображение, умение представить то, о чем говорится, расширить словарный

запас, сделать их речь ярче и образнее.

Для многих детей характерны общая зажатость мышц, в том числе и речевого аппарата

невыразительность и монотонность речи отсутствие смысловых пауз и логического ударения,

проглатывание начала и конца слов. Работая над раскрепощением ребенка невозможно

обойтись без специальных игр и упражнений, развивающих дыхание, освобождающих

мышцы речевого аппарата формирующих четкую дикцию и подвижность голоса.

Для того чтобы добиться результатов в художественном воспитании школьников, необходимо

опираться на эмоциональный мир ребенка, на его познавательный интерес. В связи с этим

велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как

ритмически организованная речь активирует весь организм ребенка, способствует развитию

его голосового аппарата. Но стихи носят не только тренировочный характер для

формирования четкой, грамотной речи. Образные интересные детям, они находят

эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания.

Особенно полезно, использовать на занятиях диалогические стихи, которые очень нравятся

детям. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается,

общается с партнером. На следующем этапе из стихотворения можно создать целый мини-

спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме всего, разучивание стихов развивает память

и интеллект.

В раздел «Культура и техника речи» включены игры, которые мы назвали творческими играми

со словами. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат

вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказыю.Их

необходимо связывать со специальными театральными играми (не превращение и действия с

воображаемыми предметами и т.п.) (5, с 60,61,62).

VI. Понятие «творчество» и «творческие способности»

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем

содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании

творческие способности отождествляются со способностями к различным видам

художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и

т.п. Что такое творческие способности на самом деле?

Очевидно, что рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятием "творчество",

"творческая деятельность". Под творческой деятельностью следует понимать такую

деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет

внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство,

отражающее новое отношение к действительности.

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то

можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать

воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей

памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже

ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая

деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте

впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида

деятельности лежат творческие способности. Таким образом, в самом общем виде

определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие

способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют

успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности,

то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о

технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для

развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно

любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Педагоги и

родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды

деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это

необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление

дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено

догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески

развивать. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития

творческого воображения.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные

возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были

использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого

человека.

VII. Развитие творческих способностей детей средствами театральной деятельности.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем

его многообразии через образы, краски звуки, а умело поставленные вопросы побуждают их

думать анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью

реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка,

совершенствуете звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление диалог с

другим персонажем, ставят ребенка перед необходимость ясно, четко, понятно изъясняться.

Таким образом, театрализованная деятельность позволяет, решать многие педагогические

задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и

художественно-эстетического воспитания. Она также является неисчерпаемым источником

развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к

духовному богатству. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать

персонажам и событиям, и «в процессе этого сопереживания создаются определенные

отношения и моральные оценки, прост сообщаемые и усваиваемые» (В А Сухомлинский).

Следовательно, театрализованная деятельность является важнейшим средство развития

эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.

В литературе подчеркивается: основа эмпатии – в умении распознавать эмоциональное

состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в

различных ситуациях, находить адекватные способы содействия (В.А. Петровский, Л.П.

Стрелкова и т.д.). «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно

уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на

его место» (Б.М Теплев). А это подразумевает наличие определенного уровня

взаимоотношений в социуме.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения

благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную

направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое

отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и

отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся

образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное

влияние на детей. Известный композитор Д.Б. Кабалевский так писал о значении искусства

для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает

нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и

содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей.

Качество и количество этих уроков, в первую очередь, зависят от родителей и от воспитателей

детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их

интерес».

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации

опосредованно – от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость,

связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.

Итак, занятия по театрализованной деятельности имеют большое значение для всестороннего

развития ребенка. Именно поэтому во временных (примерных) требованиях к содержанию и

методам работы в дошкольном общеобразовательном учреждении выделен специальный

раздел «Развитие ребенка в театральной деятельности». В нем подчеркивается, что педагог

обязан:

создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной

деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и

раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики,

выразительных движений и интонаций и т.д.);

приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными

жанрами, с разными видами кукольных театров);

обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином

педагогическом процессе.

В работе студий по театрализованной деятельности могут участвовать воспитатели и

родители. Это очень важно, совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяет

преодолеть традиционных подход к режиму жизни в ДОУ, которому присущи

зарегламентированность, искусственная изоляция детей разного возраста, ограниченные

возможности их общения друг с другом и взрослыми. Подобная организация

театрализованной деятельности не только создает условия для приобретения детьми новых

знаний, умений и навыков, развития способностей и творчества, но и позволяет им вступать в

контакты с детьми из других групп, с разными взрослыми. Расширение круга общения

помогает создать полноценную среду развития, каждому ребенку найти свое, особенное место

и одновременно стать полноценным членом сообщества; способствует самореализации

каждого и взаимообогащению всех: взрослые и дети выступают здесь как равноправные

партнеры взаимодействия. Участвуя в спектакле или концерте, ребенок усваивает опыт

взрослых естественно и непринужденно, так же, как взрослый естественно и непринужденно

задает собственным примером образцы поведения и способы деятельности. Кроме того, в

совместной деятельности воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера,

темперамента, мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого лежат уважение к

личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и

детьми.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка в театрализованной

деятельности, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. При этом

предметно-пространственная среда должна не только обеспечивать совместную

театрализованную деятельность детей, но и является основой самостоятельного творчества

каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании

предметно- пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей,

следует учитывать:

индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;

особенности его эмоционально-личностного развития;

индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;

любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

возрастные и поло-ролевые особенности.

Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста включают стремление

участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время от

времени возникающую потребность в уединении. Для обеспечения оптимального баланса

совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в каждой возрастной

группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а также «тихий уголок»,

в котором ребенок может побыть один и «по репетировать» какую-либо роль перед зеркалом

или еще раз посмотреть иллюстрации к спектаклю и т.д.

В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников

предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора. Поэтому в

зоне театрализованной деятельности должны быть разные виды кукольного театра и ширма

для его показа, детские рисунки и т.д. Кроме того, необходимо периодическое обновление

материала, ориентированного на интересы разных детей. Это создает условия для

персонифицированного общения воспитателя с каждым ребенком.

Развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании

возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами

при подготовке атрибутов, декораций и костюмов к спектаклям – в зоне театрализованной

деятельности необходимо иметь разнообразный природный и бросовый материал, ткань,

костюмы для ряженья.

Раскрытию творческих способностей детей способствуют и специальные

полифункциональные помещения (музыкальный и театральный залы, гримерная, комната

сказок и т.д.), в которых могут проводиться специальные занятия по театрализованной

деятельности детей, студийная работа и разнообразные праздники и развлечения.

Учет возрастных особенностей ребенка как грани его индивидуальных особенностей требует

при проектировании театральной зоны в группе предусматривать возрастную адресованность

оборудования и материалов.

Так, например, в младшей группе в данной зоне должен быть уголок ряженья и игрушки –

животные для театрализации знакомых сказок.

Для детей второй младшей группы самый простой и доступный театр кукол на столе. Кукол

для такого театра можно сшить из кусочков ткани, меха, кожи, поролона. Забавный

настольный театр можно связать крючком или на спицах из различных видов пряжи.

Для настольного театра подойдут игрушки, вылепленные из глины по типу дымковской

игрушки, а также деревянные разные игрушки, изготовленные по типу Богородской.

Интересные куклы можно изготовить из бумажных конусов, цилиндров, коробочек различной

высоты. В средней группе знакомят детей с театральной ширмой и с верховыми куклами,

основу которых составляет гапит – деревянный стержень, который является позвоночником

куклы.

Прежде чем научить детей управлять верховыми куклам, дают им возможность поиграть с

игрушками, основу которых составляет деревянная ложка. Театр ложек помогает детям

освоить приемы кукловождения.

В старшей группе знакомят детей с марионетками и с куклами с «живой рукой».

Марионетками называют кукол, которыми управляют чаще всего с помощью нитей.

Марионеток можно изготовить из разных материалов. Обычно марионеток шьют из ткани по

принципу изготовления мягкой игрушки. Кукол приводят в движение с помощью ваг. Вага –

это деревянная крестовина, к которой на ниточках подвешивается кукла.

Куклы с «живой рукой» обладают яркими выразительными возможностями, так как вместо

рук куклы работают руки ребенка. Состоит такая кукла из головки и свободно свисающего

плаща, в манжеты которого ребенок вставляет свои руки. Кукла проста в изготовлении и

управлении. Кукла с «живой рукой» обладает яркой жестикуляцией, может выполнять

действия несвойственные куклам других систем.

В подготовительной к школе группе знакомят детей с тростевыми и большими напольными

куклами. Тростевые куклы отличаются от перчаточных больших размеров. Основу тростевой

куклы составляет гапит, руки куклы приводятся в движение с помощью проволочных тростей.

Одной рукой ребенок держит куклу за гапит, а другой управляет тростями. Кукловождение

тростевых кукол сложнее, чем перчаточных, зато выразительные возможности намного богаче.

Высота театральной куклы системы «люди-куклы» зависят от роста ребенка. Ребенок надевает

на себя костюм огромную голову-маску, большие ладони, здоровенные ботинки и

превращается в живую куклу. Голова, ладони и ботинки изготавливаются из поролона и

обтягиваются тканью, чтобы ребенок, находящийся внутри куклы, мог дышать и видеть, рот

куклы делают приоткрытым на уровне глаз ребенка. Люди-куклы обладают яркими

сценическими возможностями. Управление такими куклами доставляет детям огромную

радость (4с 62,63).

В целях учета поло-ролевых особенностей детей оборудование зоны для театрализованной

деятельности должны отвечать интересам как мальчиков, так и девочек. Таким образом,

проектирование зоны театрализованной деятельности детей предполагаем соблюдение

основных принципов построения предметно-пространственной среды:

обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;

организация зон приватности;

предоставление нрава и свободы выбора;

создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования;

полифункционнальность использования помещений и оборудования;

возрастная и поло-ролевая адресованность оборудования и материалов.

Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:

просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

игры-драматизации;

подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

отдельные упражнения по этике;

упражнения в целях социально-эмоционального развития детей.

Театрализованная деятельность детей, безусловно, не появится сама собой. В этом огромную

роль играет воспитатель, умело направляющий данный процесс.

Следует подчеркнуть, что занятия по театрализованной деятельности, выполняющие

одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции, ни в коей мере не

сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения

должны преследовать одновременное выполнение трех основных целей:

развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;

создание атмосферы творчества;

социально-эмоциональное развитие детей.

Содержанием занятий по театрализованной деятельности является не только знакомство с

текстом литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой, движением,

костюмом, мизансценой и т.д., то есть со «знаками», играющими роль выразительного языка.

Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения.

Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю

активность. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и

раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Нельзя

допускать, чтобы дети боялись выйти «на сцену», – боялись ошибиться. Недопустимо деление

на «артистов» и «зрителей», то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся

смотреть, как «играют» другие.

Подготовка к театрализованной деятельности должна проходить в несколько этапов.

Вначале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по

нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержание, но и отдельных

средств выразительности.

Следует подчеркнуть: чем полнее и эмоциональнее восприятие произведений, тем выше

уровень театрализованной деятельности, поэтому при чтении необходимо широко

использовать комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической

выразительности.

Педагог должен хорошо знать каждого ребенка, чтобы понять, что и как он чувствует, слушая

какое-либо произведение. Если «он не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных

огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение – это значит, что-то в детской душе

надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу» (В.А.

Сухомлинский).

В соответствии с этим перед воспитателем встают две основные задачи:

понять, разобраться в том, что чувствует ребенок, на что направлены его переживания,

насколько они глубоки и серьезны;

помочь ребенку полнее высказать, проявить свои чувства, создать особые условия, в которых

может развернуться его содействие персонажам произведения.

Огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального материала играют

иллюстрации, а также видеофильмы. При рассматривании иллюстраций особое внимание

необходимо уделять анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на

картинках («Что с ним?», «Почему он плачет?» и т.д.).

После беседы о прочитанном (или рассказанном) и подобных упражнений необходимо вновь

вернуться к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. Нельзя

требовать буквального воспроизведения содержания произведения. При необходимости

можно непринужденно поправит ребенка и, не задерживаясь, двигаться дальше. Однако, когда

текст будет достаточно хорошо усвоен, следует поощрять точность и выразительность его

изложения. Это важно, чтобы не растерять своеобразие авторского текста.

Из многообразия средств выразительности рекомендуется:

во второй младшей группе формировать простейшие образно-выразительные умения (уметь

имитировать характерные движения сказочных животных);

в средней группе обучать элементам художественно-образных выразительных средств

(интонации, мимике и пантомиме);

в старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительные умения;

в подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче

образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

Имитационным движением (сказочных животных) можно обучать детей на физкультурных и

музыкальных занятиях, в свободной деятельности.

Передать характер персонажей в движении помогает музыка. Занятия по театрализованной

деятельности могут включать как разыгрывание сказок, сценок, так и ролевые диалоги по

иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай

интересное событие и т.д.). Занятия в основном строятся по единой схеме:

введение в тему, создание эмоционального настроения;

театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребенок имеют

возможность реализовать свой творческий потенциал;

эмоциональное включение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

Итак, развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая

организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность

проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:

выбор детьми роли по желанию;

назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;

распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой

схематично изображен персонаж);

проигрывание ролей в парах.

Социально-эмоциональному развитию детей способствуют и специально придуманные

сказки, и разнообразные истории, которые позволяют решать конкретные задачи по

воспитанию уверенности ребенка в себе, формированию его чувств, желаний и взглядов,

развитию социальных навыков.

Результаты участия в театрализованной деятельности могут отражаться в работах по

изодеятельности, ручному труду.

Развитие театрализованной деятельности детей и накопление их эмоционально-чувственного

опыта – длительная работа, которая требует участия родителей. Активизации интереса

взрослых к данной проблеме способствуют тематические вечера, в которых родители и дети

являются равноправными участниками (3, с7-14).

Заключение.

JI.C. Выготский о роли творчества в развитии ребенка: «Не следует забывать, что основной

закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в продукте

творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его

воплощении».

Театрализованная деятельность раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает

реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. Очень важен креативный

принцип в обучении и воспитании, то есть максимальная ориентация на творчество детей, на

развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Литература:

Артемова Л.B. «Театрализованные игры». -М.: Просвещение, 1986 г. 67 с.

Выготский JT.C. «Воображение творчества в детском возрасте». - М.: Просвещение, 1991 г.

Маханева М. «Театрализованная деятельность дошкольников// Дошкольное воспитание».

1999, №11-с6-14.

Сорокина Н. «Кукольный театр в детском саду// Дошкольное воспитание». 1997, № 6, с. 61-63.

Чурилова Э.Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и

младших школьников». -М.: Владос, 2001. 159 с.