Напоминание

"Социализация эмоций у детей младшего школьного возраста с комплексными нарушениями развития".

Автор: Филинова Елена Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБОУ школа 1708
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Социализация эмоций у детей младшего школьного возраста с комплексными нарушениями развития".







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Социализация эмоций у детей младшего школьного возраста с комплексными

нарушениями развития».

Искажение эмоционального развития сказывается на поведении, на умении его

регулировать, что в конечном итоге затрудняет развитие форм самостоятельной

жизнедеятельности и социальной адаптации детей.

Стоит отметить, что очень мало исследований, которые выявляют закономерности и

механизмы становления эмоциональной сферы, раскрывают значение ближайшего

социального окружения для социализации эмоций у детей с комплексными нарушениями

развития.

Эмоции

играют

важную

роль

в

жизни

детей:

помогают

воспринимать

действительность

и

реагировать

на

неё.

Положительные

переживания

воодушевляют

человека

в

его

творческих

поисках

и

смелых

дерзаниях,

а

отрицательные

тормозят

процесс развития.

Согласно Эволюционно-биологическая теории Чарльза Дарвина эмоции появились

в

процессе

эволюции

живых

существ

как

жизненно

важные

приспособительные

механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям жизни.

Проблемы эмоциональной сферы развития нашли своё отражение в отечественной

детской и социальной психологии в работах таких учёных, как Л. С. Выготский, С.Л.

Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина, Л.И. Божович,

а также их последователей (Я.З. Неверович, Т.И. Репина, Е.О. Смирнова, Л.П. Стрелкова,

из более современных исследователей - Е И. Изотова, О.С. Никольская, Прихидько А. И.,

А.М. Прихожан и другие.).

Термин эмоция произошёл от латинского слова "emoveo" – волную, потрясаю.

В психологической литературе эмоции определяются как те психические процессы

и состояния, которые в форме непосредственного переживания отражают значимость чего-

то

для

жизнедеятельности

человека.

Другими

словами,

эмоции

своеобразный

индикатор значимости окружающего для человека.

Наиболее

распространённым

и

наиболее

устоявшимся

в

психологической

литературе

является

определение

эмоций,

как

«особая

субъективная

форма

существования и развития потребностей» (С.Л. Рубинштейн).

Таким образом, определение эмоций даётся через указание функции, которая ими

выполняется а именно – через функцию субъективной представленности потребностей

(т.е. за эмоциями стоят потребности).

Однако можно встретить и другие определения эмоций, хотя и близкие к только что

данному, но отражающие их иные функции.

В

самой

краткой

формулировке

В.

К.

Вилюнаса:

«Эмоции

субъективный

носитель мотивации поведения» — подчеркивается, таким образом, одна из важнейших

функций эмоций. И в этой своей функции эмоции являются важнейшим психологическим

механизмом психической регуляции поведения, особенно на ранних этапах развития.

Таким образом, определения эмоциональных явлений даются через те или иные

функции, которые, по мнению исследователя, ими выполняются. Эти функции разные и их

достаточно много (побудительная, оценочная, смыслообразующая, подкрепляющая и т.д.).

Частично они повторяются у разных авторов.

Единственное, в чем сходятся все исследователи и ученые, состоит в том, что

эмоции мгновенно охватывают весь организм и вовлекают в свою работу практически все

системы тела и психики. Такая особенность эмоций,

которая научным языком часто

обозначается как интегративность, объединяет все функции человеческого существа в

единый поведенческий акт.

Таким образом возникновение и проявление эмоций и чувств всегда связано со

сложной, комплексной работой коры головного мозга, подкорки и вегетативной нервной

системы.

Характеристика эмоциональной сферы у детей с комплексными нарушениями.

У этой категории детей, помимо нарушения когнитивного развития, наблюдается

искажение

эмоционально-волевого

развития.

Степень

выраженности

искажений

эмоционального

развития

детей

с

комплексными

нарушениями

может

быть

различной. Но в любом случае искажение эмоционального развития сказывается на

поведении, на неумении его регулировать, что в конечном итоге затрудняет развитие

форм самостоятельной жизнедеятельности, адаптации детей.

Эмоции

этих

детей

примитивны,

слабо

развиты,

недостаточно

дифференцированы,

маловыразительны,

однообразны.

У

них

часто

наблюдаются

немотивированные

колебания настроения - капризность, плаксивость, смех без причины, господство

отрицательных

переживаний,

состояния

тревоги,

страха

перед

окружающим.

Наблюдаются

агрессивность,

возбудимость,

двигательная

расторможенность.

У

детей

данной

категории

отсутствует

адекватное

эмоциональное

реагирование

в

различных ситуациях в связи с неумением различать эмоциональные состояния

окружающих

по

их

проявлениям

(мимике,

жестам,

движениям).

За

внешними

эмоциональными проявлениями дети не умеют угадывать смысл поведенческих

реакций

окружающих

и

реагировать

в

соответствии

с

этим

смыслом.

В настоящее время не существует единой модели развития эмоциональной сферы

личности. Мнения научного общества по этой проблеме разнообразны: от убеждения

биологической функции эмоций и их врожденного характера до признания того, что

эмоциональная сфера развивается на протяжении жизненного пути человека. Согласно

Л.С. Выготскому, человеческие чувства и эмоции формируются не "мозгом" и не "душой",

a обществом в его историческом рaзвитии. В самом деле, характеризуя развитие

эмоциональной сферы, многие исследователи указывают на усложнение и структуризацию

эмоций. Так, С.Л.Рубинштейн выделяет три уровня эмоциональной сферы человека:

1. этапа первичного реагирования на различные стимулы (уровень элементарных эмоций,

связанных с биологическими потребностями и носящих беспредметный характер);

2. этапа предметной отнесенности эмоций (уровень предметных эмоций,

соответствующих «предметному восприятию и предметному действию);

3. до эмоций как высшей психической функции (уровень мировоззренческих чувств –

нравственных, эстетических, религиозных и т.д.).

Два последних уровня имеют выраженный социальный характер,

указывают на механизмы социализации эмоций, и у детей с комплексными нарушениями

нарушены и нуждаются в коррекции.

Как мы видим, одной из проблемных зон является социализация эмоций.

Что такое социализация эмоций?

Социализация эмоций представляет собой процесс преобразования эмоциональной сферы

человека в ходе его психического развития. В отечественной психологии представление об

эмоциональной

социализации

обусловлено

одним

из

главных

принципов

развития

психики,

а

именно

развитие

психики

в

деятельности.

Очевидно,

что

ребенок

не

рождается

с

заложенными

эмоциональными

эталонами

и

способами

эмоционального

реагирования.

Таким

образом

эмоции

проходят

длинный

путь

от

первичного

реагирования на различные стимулы, этапа предметной отнесенности эмоций до эмоций

как высшей психической функции.

Благодаря фундаментальным исследованиям роли

общения

в

психическом

развитии

ребенка,

начиная

с

первых

месяцев

его

жизни,

проведенным М.И.Лисиной и рядом исследователей под ее руководством, можно сказать,

что социализация эмоций происходит в двух направлениях: в общении с взрослыми и в

общении

со

сверстниками.

При

этом

для

развития

эмоциональной

сферы

уровень

общения должен быть адекватен уровню развития ребенка.

Состояние

эмоциональной

сферы

детей

с

множественными

нарушениями

во

многом

обусловлено нарушением мозговой деятельности.

Врожденного

характера

(наследственные

факторы,

совокупность

нарушений

при

внутриутробном

развитии, гипоксия, асфиксия, заболевания во время беременности,

наличие родовой травмы, ранние сроки беременности, вирусы, соматические заболевания

матери)

Приобретенного

характера

(травма,

полученная

в

результате

несчастного

случая,

стрессовая ситуация, нарушение развитие ВПФ).

Стоит

отметить,

что

сам

факт

того,

что

они

особенные

накладывает

отпечаток

на

взаимодействие с социальным окружением.

На социализацию эмоций в зависимости от возраста ребенка оказывает влияние как

общение со взрослым, так и общение со сверстниками. Роль взрослого в каждом виде

общения

меняется,

однако

остается

принципиально

значимой

для

соответствующих

психических

качеств

и

свойств

личности.

Другим

направлением

эмоциональной

социализации является развитие отношений со сверстниками. На счет того, когда именно

ребенок выделяет сверстника в качестве субъекта общения, нет единого мнения. По

данным М. И. Лисиной, это происходит в возрасте 2 лет, когда ребенок перестает ощущать

себя центром внимания взрослых и обнаруживает присутствие других, похожих на него

людей.

В связи с этим интересны данные исследования, проведенного Изотовой Е. И.

Результаты исследования указывает на определенное различие между «популярными» и

«непопулярными» детьми. Для первых характерна эмоциональная децентрация, которая

проявляется

в

способности

понимать

эмоциональное

состояние

другого

человека,

особенно если он значим для ребенка. В группе предпочитаемых детей оказались дети с

высоким

уровнем

эмотивности,

а

также

с

высоким

уровнем

рациональности,

сочетающимся с открытой формой проявления эмоций. Изолированные дети, напротив,

характеризуются эмоциональной центрацией, игнорированием чувств и эмоций других

людей, эмоциональной холодностью и завышенными амбициями.

Есть также факторы, которые могут быть как причиной, так и следствием:

1.Отсутствие

иерархии

мотивов

(где

социальные

мотивы

приобретают

более

важное

значение, чем личные) не происходит соподчинение мотивов.

2. Нарушение развития речи.

Таким образом, условия сформированности эмоционально и волевой сферы:

-

Эмоции

и

волевые

качества

формируются

в

процессе

общения

ребенка

со

сверстниками

-Эмоции-волевые

качества

ребенка

формируются

в

эмоционально-насыщенной

деятельности.

Одной

из

такой

деятельностью

является

театрализованная

деятельность (инсценировка сказки).

Театральная деятельность представлена театрализованными играми, которые делятся на

две группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

Театрализованные игры тесно связаны с сюжетно-ролевой игрой и являются

ее разновидностью. Предпосылки сюжетно-ролевой игры появляется у ребенка примерно

в трехлетнем возрасте и сама игра достигает расцвета в 5-6 лет, театрализованная игра

достигает вершины в 6-7 лет. Сюжетно-ролевая и театрализованная игра имеют общую

структуру: творческий замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевые и

организованные действия и отношения, правила. Различие между сюжетно-ролевой и

театрализованной игрой состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают

жизненные явления, а театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному

сценарию, в основе которого – содержание сказки, стихотворения, рассказа. Готовый

сюжет как бы ведет за собой игру. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта,

результата игры, а в театрализованной деятельности этим продуктом может быть

поставленный спектакль, инсценировка.

Театрализованная игра сохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры,

выделенные Д. Б. Элькониным:

1. роль (определяющий компонент)

2. игровые действия

3. игровое употребление предметов

4. реальные отношения.

В театрализованных играх игровое действие и игровой предмет, костюм или кукла,

имеют большее значение, так как облегчают принятие ребенком роли, определяющей

выбор игровых действий.

Здесь эмоции и чувства выражаются с помощью мимики, пантомимики, жестов, позы,

движений, изменений интонации и тембра голоса, выразительных пауз, смысловых

ударений, использования атрибутов (в виде шапочки, маски, кукол бибабо,

дополнительного грима, костюмов, декораций). Наличие текста, создание драматического

содержания, переосмысление заданного литературным текстом сюжета или сочинение

вариативного, собственного сюжета, упрощение текста самими детьми, в соответствии с

их речевыми возможностями, не теряя основного смысла сюжета, – все это помогает

войти в роль. Большую роль играет чтение произведения, просмотр иллюстраций детских

книжек или просто картинок, подходящих к прочитанному произведению.

Социализация эмоций представляет собой процесс не только количественный –

расширения числа узнаваемых эмоций и спектра переживаний,

но и качественный, состоящий в преобразования эмоциональной сферы

под воздействием общения с ближайшим социальным окружением.

А так же:

-развитие навыков социального поведения и чувства принадлежности ребенка к группе,

что в свою очередь обеспечивает всестороннее гармоничное развитие его личности и

успешную социальную адаптацию.