Напоминание

"Движение живых организмов"

Авторы: Своеступова Ирина Владимировна, Бруева Александра Валентиновна
Должность: учитель физики, учитель биологии
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №303
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка интегрированного урока физики и биологии в 7 классе
Тема: "Движение живых организмов"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Информация об участнике:

1.

Го с уд а р с т в е н н о е

б юд ж е т н о е

о б щ е о б р а з о в ат е л ь н о е

у ч р е ж д е н и е

средняя общеобразовательная школа № 303 с углублённым изучением немецкого

языка и предметов художественно-эстетического цикла имени Фридриха Шиллера

Фрунзенского района Санкт – Петербурга

2.

Бруева Александра Валентиновна, учитель биологии

Своеступова Ирина Владимировна, учитель физики

3.

Тема урока: Движение живых организмов

Программа – Биология.7 класс (авторская программа В.В.Пасечника); Физика. 7 класс

(авторская программа А.В.Перышкина)

4.

УМК для подготовки и проведения урока:

Биология:

В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные. 7 класс», М.:

«Дрофа», 2007 год

Физика: А.В.Перышкин « Физика. 7 класс», М.: «Дрофа», 2008 год

Сборник задач по физике, авт. В.И. Лукашик, М.: « Просвещение», 2003 год

5.

Интегрированный урок

Методическая разработка:

Необходимые

ресурсы:

компьютер,

медиапроектор,

микроскопы

«

Микромед

С11»,

предметные

покровные

стекла,

препаровальные

иглы,

вата,

натуральные

объекты,

карточки с групповыми заданиями для исследований.

Заранее класс делится на 4 группы.

Длительность урока 45 минут.

Ведущая идея урока:

- показать взаимную связь явлений окружающего мира.

- показать возможность описания движения живых организмов методами физики.

Планируемые результаты:

- личностные

осознание себя как части природы

развитие навыков совместной работы, воспитание культуры общения в групповой

деятельности.

- метапредметные

развитие умения работать по плану

развитие навыков исследовательской деятельности

развитие умения наблюдать и делать выводы.

- предметные

Биология: познакомить

учащихся с основными типами движения животных, показать

направление эволюции способов передвижения.

Физика: совершенствовать умения описывать характер движения на количественном и

качественном уровне, умение решать задачи и сравнивать результаты решения, умение

переводить физические величины из одних единиц в другие.

Интегратор урока:

Взаимная связь движения и материи

Взаимосвязь человека и природы

Этапы урока

Мотивационный этап:

Учитель физики: мы с вами уже говорили о том, что нас окружают разнообразные

предметы, одним термином мы их назвали « материя». Материя неисчерпаема, и, не

взирая на разнообразие ее элементов, есть свойство, которое объединяет всех их. Это

движение. Материя и движение неразрывно связаны между собой.

Учитель биологии: все живые организмы, в том числе и сам человек, находятся в

непрерывном движении. Мы знаем, что для большинства представителей изучаемого нами

царства животных характерно активное движение, то есть перемещение в пространстве.

Различные способы движения за миллиарды лет прошли долгий путь эволюции.

К

концу нашего исследования вы должны будете заполнить структурные блок -

схемы по видам движения с точки зрения физики и биологии.

Содержательно – технологический этап

Показ

видеофрагментов,

посвященных

движению

амебы

обыкновенной

и

лейкоцитов крови млекопитающих.

Учитель: какой вид движения вы сейчас наблюдали? (ответы детей ). Ребята, так как

впервые такой вид движения наблюдался именно у амеб, его назвали «амебоидный».

Учитель: а теперь мы переходим к групповой исследовательской работе. Перед вами

микроскопы

и

карточки-задания.

Вы

должны

выполнить

лабораторную

работу

по

инструкции и ответить на вопросы физического содержания.

Происходит выполнение лабораторной работы, в результате которой делается вывод

о существовании еще двух типов передвижения: с помощью жгутиков или ресничек, с

помощью мышц.

Проходит обсуждение в группах и от каждой группы заслушивается вывод.

Затем вывод записывается в структурную блок-схему.

Учитель физики: давайте проанализируем, какое движение совершает инфузория-

туфелька с точки зрения физики? (криволинейное) А дождевой червь? (прямолинейное)

Как вы думаете - кто из них двигается быстрее? Какая физическая величина описывает

быстроту передвижения? (ответы)

Учитель биологии: ребята, как вы считаете, все ли многоклеточные организмы будут

двигаться подобно дождевому червю? ( ответы детей)

Учитель физики:

Итак, вы правильно отметили, что движение в живой природе

обладает многообразием, но тем не менее, его можно описать четкими физическими

методами. Давайте вспомним, какие виды движения мы выделяли и каков может быть его

характер? (ответы детей). Какие физические величины могут описывать движение (ответы

детей). Сейчас перед вами карточка с вопросами физического содержания, пожалуйста,

приступайте

к

работе

в

группах.

Обратите

особое

внимание,

на

способы

движения

животного в каждой задаче.

По итогам решения задач от каждой группы представляется решение одной из задач,

но участники каждой группы должны решить все четыре задачи.

Далее

происходит

представление

блок

схем

от

каждой

группы.

Все

схемы

вывешиваются на магнитной доске.

Рефлексия:

Учитель биологии: сегодня на уроке мы познакомились с видами и способами

движения живых организмов, увидели взаимосвязь их и рассмотрели в порядке эволюции

движения на нашей планете. Обратите внимание на результаты нашей исследовательской

работы, они все практически одинаковы, а это значит, что каждая группа принимала

активное участие в уроке и выполняла первые свои исследования.

Домашнее задание: Биология - параграф 38; Физика - составить задачи на движение

реальных живых организмов, используя личные наблюдения и материалы сети Интернет.

Заключение: в процессе исследовательской работы у детей продолжили развиваться

навыки самостоятельной работы, учащиеся узнали о разных способах движения живых

организмов, выявили возможность описывать движения методами физики и биологии.

Благодаря

объединению

знаний

и

умений

из

разных

областей

(биология

и

физика)

расширяется качество изучаемого понятия « движение». Оно становится интегративной

категорией, которую можно и нужно описывать разными методами.

Формы и методы диагностики результатов учащихся на уроке:

- умение правильно оформлять результаты лабораторной работы по биологии и

делать выводы;

- умение решать задачи на движение и анализировать их содержание;

- умение представлять материал в виде блок-схем;

- умение работать в группе.

Приложение:

Карточка с заданиями к лабораторной работе:

План работы

Результаты

исследований

и

наблюдений

1. Настройте микроскоп

2. Приготовьте микропрепарат. На предметное стекло капните чистой

воды и положите несколько волокон ваты. Добавьте каплю культуры

инфузорий.

Понаблюдайте

за

их

движением.

Оформите

результаты

своих наблюдений. Какую роль сыграли волокна ваты?

По какой

траектории она двигается?

3.

Рассмотрите

и

зарисуйте

этапы

передвижения

дождевого

червя.

Опишите как он передвигается. Где он движется быстрее – на гладком

стекле или шероховатой бумаге? Почему?

4. Подумайте в чем принципиальное отличие в движении этих двух

организмов?

Задачи по физике

1.

Перелетная саранча способна совершать перелеты до 1500 км. Известны случаи ее

перелетов

через

Черное

море.

Некоторые

исследователи

считают,

что

длина

беспосадочного перелета саранчи составляет 2200 км. За какое время саранча

перелетает расстояние 2200 км, двигаясь со скоростью 10 м/с?

2.

Самая быстрая сухопутная змея – черная мамба. Она может передвигаться со

скоростью до 11 км/ч. Какое расстояние преодолевает змея за 10 минут?

3.

Почти все птицы умеют летать, а у тех, которые не умеют (пингвины, страусы,

киви), все равно есть недоразвитые или видоизмененные крылья. У пингвинов они

служат плавниками, ими птицы гребут в воде, развивая при этом скорость около 10

м/с. За какое время пингвин может преодолеть расстояние 200 м?

4.

Самый

быстрый

зверь

на

земле

гепард.

Эта

стройная

пятнистая

кошка

на

длиннющих ногах развивает скорость около 110 км/ч. Но бежит недалеко. Если

сразу не догонит жертву, то возвращается в засаду. Какое расстояние пробегает

гепард за 5 секунд?

Блок – схемы:

Типы

передвиже

ния

животных

………

………

……….

…….

………..

……..

………

………

……..

………

Движение

По характеру

скорости

………..

По виду траектории

………….

……

………

………

………