Напоминание

Инновационные формы работы с родителями:Опыт взаимодействия в рамках проектной модели

Авторы: Ольга Александровна Арнаутова, Надежда Николаевна Осипова
Должность: воспитатель, старший воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 "Сказка"
Населённый пункт: р.п. Коченево, Коченевский район, НСО
Наименование материала: статья
Тема: Инновационные формы работы с родителями:Опыт взаимодействия в рамках проектной модели







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«

Инновационные

формы

работы

с

семьей

.

Опыт

взаимодействия

с

родителями

в

рамках

проектной

модели

»

Авторы

:

старший

воспитатель

Осипова

Надежда

Николаевна

,

воспитатель

Арнаутова

Ольга

Александровна

«Семьи бывают хорошие и плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает как

следует, нам нельзя, говорить, что семья может воспитывать как хочет, мы не можем. Мы

должны организовать семейное воспитание» (педагог А.С. Макаренко)

Какими станут дети – зависит в первую очередь от родителей и от нас с вами,

педагогов.

В

настоящее

время

обязательной

составляющей

деятельности

современного

дошкольного

учреждения,

которое

работает

в

режиме

развития,

является

внедрение

инноваций. Термин «инновация» означает «нововведение», передовой педагогический

опыт,

новаторство,

возникающее

на

основе

разнообразия

инициатив

и

новшеств,

перспективных для развития образования. Инновация - это изменение того, что уже

существует.

Родители и воспитатели должны быть союзниками, единомышленниками и друзьями,

потому что у них одна цель – сохранение и укрепление физического и психического

здоровья

воспитанников,

их

творческое

и

интеллектуальное

развитие,

обеспечение

условий для личного роста

Сегодня перед педагогами ДОУ стоит сложная цель: создание единого пространства

«Детский сад – семь» в котором всем участникам педагогического процесса (детям,

родителям, воспитателем) будет уютно, безопасно, полезно, благополучно.

«

Инновационные

формы

работы

с

семьей

.

Опыт

взаимодействия

с

родителями

в

рамках

проектной

модели

»

Авторы

:

старший

воспитатель

Осипова

Надежда

Николаевна

,

воспитатель

Арнаутова

Ольга

Александровна

В ходе работы решаются следующие задачи:

дополнить

систему

мероприятий

по

созданию

условий

для

взаимодействия

детского сада и семьи нестандартными формами работы с родителями;

разработать

механизм,

позволяющий

выстраивать

отношения

с

родителями

воспитанников,

и

вовлечь

родителей

разнообразными

формами

работы

в

единое

образовательное пространство «Детский сад - семья»;

проведение

анализа

и

оценки

традиционных

и

новых

форм

и

методов

взаимодействия детского сада и семьей;

ознакомление педагогов с технологиями позитивного взаимодействия с семьей,

поэтапное их внедрение в практику работы

Процесс обновления организуйся людьми. Следовательно, педагог должен взять на

себя главную роль в проектировании, запуске и осуществлении мероприятий по

работе с родителями, которые будут учитывать ФГТ к структуре и условиям ООП в

образовательном учреждении, возросшие требования родителей, запросы социума.

В работе с родителями педагоги ДОУ используют разнообразные формы и методы

работы, как традиционные, так и нетрадиционные.

Традиционные формы работы: «круглый стол», собрания, консультации, беседы,

совместное проведение занятий, досугов, дни открытых дверей, тематические выставки.

Наряду с традиционными формами работы педагоги используют инновационные

формы и методы работы с родителями.

Консультации

Беседы

Родительские

собрания

Дни открытых

дверей

Утренники

Анкетирование

Информационно-просветительская

работа (оформление стендов, папок-

передвижек, памяток, буклетов)

Тестирование

Традиционные

формы

«

Инновационные

формы

работы

с

семьей

.

Опыт

взаимодействия

с

родителями

в

рамках

проектной

модели

»

Авторы

:

старший

воспитатель

Осипова

Надежда

Николаевна

,

воспитатель

Арнаутова

Ольга

Александровна

Как показывает практика, родители не очень любят собрания; анкеты и опросники

тоже не пользуются у них популярностью.

Инновационные формы работы с родителями можно условно разделили на четыре

группы:

1-я

- наглядно-информационные;

2-я

- познавательные;

3-я

- трудовые;

4-я

- досуговые.

Мы остановимся только на самых интересных и рациональных.

Наглядно-информационные:

- Видеофильмы.

Получить

информацию

о

жизни

детей

родители

могли

из

видеофильмов

с

разнообразных детских видов деятельности «Мы артисты», «За здоровьем в детский сад»,

Походы

Участие родителей

в творческих

конкурсах

Защита семейных

проектов

Нетрадиционные

формы

Совместное участие

детей и родителей в

занятиях,

собраниях,

концертах, досугах.

Вернисажи ( выставки

совместных работ,

выполненных детьми и

родителями)

Семейные

гостиные

Педагогический

час вопросов и

отчетов

Дистанционные формы

работы, размещение

информации для родителей

на сайте ДОУ

Видеофильмы

Совместное

изготовление книг

«

Инновационные

формы

работы

с

семьей

.

Опыт

взаимодействия

с

родителями

в

рамках

проектной

модели

»

Авторы

:

старший

воспитатель

Осипова

Надежда

Николаевна

,

воспитатель

Арнаутова

Ольга

Александровна

«Праздник

мам»,

«Собрались

в

поход»

и

др.

Такие

видеофильмы

пользуются

популярностью у родителей на родительских собраниях.

- Издательство и совместное изготовление книг. Работа по их созданию приносит

большое удовольствие и детям, и родителям, и нам, педагогам, благодаря этой форме

пополняется предметно-развивающая среда групп.

-Информационные проспекты (стенды). Не секрет, что многие родители заняты на

работе.

Вот

для

них

можно

выпускать

небольшие

«визитки»

с

рисунками

и

фотографиями, чтобы они были в курсе дел группы, детского сада, работе специалистов.

-Мини-газеты. В группе их можно выпускать по торжественным случаям: «Наши

мамы», «Газета Румяные щечки у сына и дочки». Такие газеты расскажут о том, как

провели лето, на сколько сантиметров подросли и на сколько килограмм поправились

дети вашей группы.

Познавательные

формы

направлены

на

обогащение

родителей

новыми

педагогическими знаниями.

- Родительские собрания нетрадиционной формы:

-Обсуждаем

участие

родителей

в

различных

мероприятиях,

озвучивается

план

мероприятия, выслушиваются их предложения, замечания и пожелания по совместной

работе с детьми. В конце года подводятся итоги за год.

Следующая познавательная форма — это познавательные конкурсы, направленные на

закрепление знаний, которые дети получали в ходе непосредственно-образовательной

детской деятельности.

Совместными усилиями готовятся семьи к районным, областным познавательным

конкурсам «Моя семья», «Экологический конкурс», «Моя домашняя библиотека» и тд. В

них открываются таланты поэтов, художников, писателей.

-

Творческие

доклады

«Где

я

был

летом».

После

летнего

отдыха

у

детей

накапливается масса впечатлений от поездок и путешествий. Одно дело - посмотреть

фотоальбом, и совершенно другое - оформить целый стенд, принести карту открытки,

подарки, видеофильмы, книги, фрукты, овощи, вещи, которые напоминают о поездке, и

поделиться впечатлениями с друзьями и родителями друзей. Что-то уточнить, некоторые

«

Инновационные

формы

работы

с

семьей

.

Опыт

взаимодействия

с

родителями

в

рамках

проектной

модели

»

Авторы

:

старший

воспитатель

Осипова

Надежда

Николаевна

,

воспитатель

Арнаутова

Ольга

Александровна

представления

расширить,

ну

а

о

чем-

то

только

узнать.

Дети

могут

поделиться

впечатлениями и рассказать об увиденном, а взрослые уточнят, наталкнут на мысль.

-

«Заочные

экскурсии».

Эффективность

сотрудничества

педагогов

родителей

зависит от того, являются ли родители между собой единомышленниками, дружат ли они.

В группе есть семьи, которые вместе проводят прогулки, свободное время. Так может

появиться эта идея. Так в выходной день родители с детьми небольшой мобильной

группой посещают тематические выставки, экспозиции музея, а потом доносят все, что

узнали сами, до других детей родителей. Например: заочную экскурсию от «Как мы

провели выходные на турбазе», можно

иллюстрировать

плакатами, фотографиями,

буклетами, рисунками детей и, конечно же, оживленным комментарием взрослых и

детей.

- Изготовление картотек. Много новых знаний, эмоций от совместного поиска

принесет работа по изготовлению картотек. Дети и родители могут соревноваться в

поиске загадок на самые различные темы. Красиво оформить их на карточках разного

цвета.

Родители

могут

поделиться

воспоминаниями,

обучить

детей

правилам

игры,

оформить именные карточки с фотографиями. И те и другие

узнают много нового,

интересного.

ТРУДОВЫЕ ФОРМЫ

Сбор коллекций - это трудоемкая, но интересная форма работы с родителями.

Могут появиться коллекции «Веселая пуговка, «Чудо ракушки», «Камень -ка-мушек»,

«Любимая каша» и др..

Актуальным на сегодняшний день остается участие родителей в совместных

субботниках, организуемых детским садом с целью уборки помещений, территорий,

ремонтных работ.

Досуговые форма работы с детьми

Самая популярная и любимая, как воспитателями, так и родителями форма

работы – досуговая.

Педагоги не раз наблюдали, как преображаются родители на праздниках, появляются

улыбки, загораются глаза, меняется настроение. Поэтому педагоги с большим

удовольствием проводят праздники и досуги с участием родителей («День матери»,

«День пожилого человека», «Мама+ Папа+я = семья», «День смеха», и тд). Хорошей

«

Инновационные

формы

работы

с

семьей

.

Опыт

взаимодействия

с

родителями

в

рамках

проектной

модели

»

Авторы

:

старший

воспитатель

Осипова

Надежда

Николаевна

,

воспитатель

Арнаутова

Ольга

Александровна

традицией становятся участие родителей и детей в спортивных мероприятиях: «Мама,

папа, Я – спортивная семья», «А, ну-ка мамы!», «Спортивные прогулки путешествия,

походы»

Дистанционные формы работы

Размещение на сайте ДОУ консультаций для родителей и информации о коллективных

мероприятиях с детьми, проводимых в дошкольном учреждении.

Вывод.

Организация

взаимодействия

с

семьей —

работа

трудная,

не

имеющая

готовых

технологий

и

рецептов.

Ее

успех

определяется

интуицией,

терпением

педагога,

его

умением стать профессиональным помощником семье. Еще один важный момент в работе

с родителями - не забывайте оценивать труд родителей, хвалите за малейшую помощь.

Формы с родителями разнообразны, но хочется подчеркнуть, что любая из них

оправдывает себя лишь в том случае, если тщательно продумывается и готовится.

Опыт взаимодействия с родителями в рамках проектной модели

Совместная

деятельность

взрослого

и

детей

это

особая

система

их

взаимоотношений

и

взаимодействия.

Ее

существенные

признаки

наличие

партнерской

(равноправной)

позиции

взрослого

и

партнерской

формы

организации

(сотрудничество

взрослого

и

детей,

возможность

свободного

размещения, перемещения и общения).

Основные положения ФГОС подводят нас к необходимости включения в

структуру планирования разных форм взаимодействия с семьей и социумом.

Среди наиболее эффективных выделяются формы совместного творчества детей,

родителей и педагогов.

Как показывает образовательная практика, такую возможность дает метод

проектов (проектное обучение), позволяет педагогам расширить образовательное

пространство, придать ему новые формы, дать возможность развития творческого,

познавательного мышления ребенка.

В

дошкольном

образовании

метод

проектов

рассматривается

ка

один

из

вариантов интеграции.

«

Инновационные

формы

работы

с

семьей

.

Опыт

взаимодействия

с

родителями

в

рамках

проектной

модели

»

Авторы

:

старший

воспитатель

Осипова

Надежда

Николаевна

,

воспитатель

Арнаутова

Ольга

Александровна

Поэтому

в

воспитательно

образовательном

процессе

ДОУ

проектная

деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети

и педагоги и активно вовлекаются родители.

Под проектной деятельностью понимается целенаправленная деятельность

с

определенной

целью,

по

определенному

плану

для

решения

поисковых,

исследовательских,

практических

задач

по

любому

направлению

содержания

образования.

В нашем детском саду основное внимание уделяется интеграции творческих

видов

деятельности

детей

при

непосредственной

ведущей

роли

взрослого

(педагогов

или

родителей).

При

этом

интеграция

органично

вписывается

в

жизнедеятельность

детско-взрослого

сообщества,

сохраняя

и

поддерживая

целостность образования.

Проект предусматривает участие всех субъектов образовательного процесса –

педагогов, детей и родителей, которые получают возможность принять активное

участие в воспитательно-образовательном процессе.

В нашем образовательном учреждении были разработаны и реализованы

педагогические проекты:

«Мир театра - детям!», Цель: развитие эмоционально-волевой сферы

дошкольников, творческих способностей детей посредством приобщения к

театральному искусству. Каждая постановка – это отдельный проект, в ходе

которого дети распределяют роли, придумывают костюмы, изготавливают

совместно с родителями и педагогами костюмы и декорации. Постановка

«Снежная королева» была представлена на районном семинаре.

«Мелодия здоровья», Цель проекта: Формирование у дошкольников основ

музыкальной культуры, привычки здорового образа жизни путем развития

их музыкальных и творческих способностей.

Реализуется

посредством

совместной деятельности детей со

взрослыми,

непосредственной образовательной деятельности, свободной деятельности

детей в специально организованной пространственно-развивающей среде.

«Мы здоровью скажем - Да!» Цель проекта:

рациональное осуществление

совместными

усилиями

специалистов

ДОУ

и

родителей

комплекса

«

Инновационные

формы

работы

с

семьей

.

Опыт

взаимодействия

с

родителями

в

рамках

проектной

модели

»

Авторы

:

старший

воспитатель

Осипова

Надежда

Николаевна

,

воспитатель

Арнаутова

Ольга

Александровна

воспитательных и профилактических мер, направленных на сохранение и

укрепление здоровья растущего организма.

Экологические

проекты

направлены

на

формирование

экологической

культуры дошкольников. В ДОУ реализован ряд проектов экологической

направленности:

«Ах,

картошка!»,

«Давайте

дружить

с

Пушистиком!»

,

«Здравствуй

родная березка», «Зима на участке», Проекты реализованы в процессе

организации

различных

видов

детской

деятельности

(игровой,

коммуникативной,

трудовой,

познавательно-исследовательской,

продуктивной, музыкально-художественной, чтения).

Педагоги

(авторы

проектов)

выступают

как

организаторы

детской

продуктивной деятельности, они источники информации, консультанты, эксперты.

Они

основные

руководители

проектов

и

последующей

исследовательской,

игровой, художественной, координаторы индивидуальных и групповых усилий

детей в решении проблемы. При этом взрослый (педагог, родитель) выступает

партнером ребенка и помощник в его саморазвитии.

Именно

работая

над

проектами,

дошкольники

учатся

самому

важному

-

самостоятельно добывать необходимую для решения проблемы информацию,

доказывать ее опытническим путем. Только знания, полученные таким образом,

будут по-настоящему твердыми.

Материалы

проектной

деятельности

педагогов

МКДОУ

детский

сад

№1

«Сказка»

могут

быть

представлены

в

процессе

обмена

опытом

и

его

распространения на разных уровнях (МО района, конкурсах, конференциях…)

Таким образом, анализ результатов данной работы позволяет сделать вывод о

том, что проектные мероприятия способствовали:

повышению уровня профессионального мастерства педагогов на основе

проектирования педагогической деятельности;

совместному

переходу

педагогов

и

старшего

воспитателя

на

более

высокую профессиональную ступень

В работе над проектами есть и минусы.

Интеграция

-

одна

из

стержневых

составляющих

качественного

образования.

Однако

в

условиях современных

образовательных

учреждений

реализовать

ее

достаточно

сложно:

не

хватает

подготовленных

кадров,

образовательного

«

Инновационные

формы

работы

с

семьей

.

Опыт

взаимодействия

с

родителями

в

рамках

проектной

модели

»

Авторы

:

старший

воспитатель

Осипова

Надежда

Николаевна

,

воспитатель

Арнаутова

Ольга

Александровна

пространства («нет места в режиме жизни ДОУ»), не согласованны программы

разных

специалистов

и

многое

другое.

Поэтому

педагоги

нередко

считают

разработку и внедрение принципов интеграции довольно трудоемким и сложным

процессом.