Напоминание

"Решение проблемы пропуска букв в словах"

Автор: Чернова Лариса Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ №1 им.И.Д.Бувальцева
Населённый пункт: город Кореновск, Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Решение проблемы пропуска букв в словах"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1
Обобщение педагогическим опытом

Решение проблемы пропуска букв в словах.
Учитель начальных классов МОБУ СОШ №1им.И.Д.Бувальцева Чернова Лариса Александровна Одна из главных проблем правописания- необъяснимый пропуск букв в словах. В каждом случае пропуска букв причины бывают разные, но, в общем, ответ один: у ребёнка не сформирован или недоформирован образ слова. Образ слова является существенным компонентом чувства языка, необходимого для полноценного владения языком. Это единство фонематической, семантической, грамматической и графической природы слова. В идеале перед тем, как написать, ребёнок должен осознать слово по всем этим параметрам. Значит, пропуск букв может возникнуть прежде всего по следующим причи-нам: - ребёнок первый раз слышит слово; - ребёнок раньше слово слышал, но не знает, что оно обозначает; - ребёнок знает значение слова, но ни разу не встречал слово написанным. Иногда же ребёнок продолжает пропускать буквы даже в хорошо знакомых ему словах, которые он писал неоднократно, а то и каждый день, например в слове «упражнение». Тогда, вероятно, мы имеем дело с такими причинами: - у ребёнка не хватает внимания, чтобы уловить в неверно написанном слове отличия от образца; - ребёнок имеет такое богатое воображение, что, слыша слово, сразу представляет называемый им предмет или понятие, а не символическое обозначение это-го предмета или понятия буквами. Предлагаю упражнения, с помощью которых формируется образ слова. Эти простые и увлекательные игры и задания помогут решить проблему пропуска букв, вызванную различными причинами.
« Магазин»


Рисуем определённые предметы, например арбуз и мышь, а затем «продаём» их, «рекламируя» по каждой букве: А- ароматный ; м- маленькая; Р- рубиновый; ы- ы-ы!; Б- большой; ш- шуршит; У- укатить домой!; ь- мягкая шубка. З- звонкий; Это упражнение уместно проводить не только при несформированности семантического образа слова, пропуске букв, но и при речевом недоразвитии ребёнка. «
Кузовок»
Задача: собрать кузовок. Складывать в кузовок можно все слова, которые заканчиваются на –
ок
: гриб
ок
, глаз
ок
, зуб
ок
, подар
ок
, плат
ок
, крюч
ок
, клуб
ок
… Можно по аналогии собирать корзину, коробку, ящик, пакет… Соответственно будем собирать слова на –
ина
, -
ка
, -
ик
и –
ет
.Эту игру мы обычно начинаем такими фразами: « Собираемся в лесок, наполняем кузовок!»; « Вот перед нами корзина , туда отправляется…» ( картина, балерина, малина). Особенно заметны результаты, если ребёнок во время игры не записывает слова, а только произносит их. Задание направлено на чёткое осознание
звуковой и грамматической структуры слова: ударения, деления на слоги, типичных суффиксов и окончаний.
« Арабское письмо»
Диктуем слова, которые ребёнок должен записать, начиная с правой стороны строчки и наоборот, то есть задом наперёд, при нормальном чтении (слева направо) слова должны читаться в их естественном виде. Например, предложение «В океане живёт необычная рыба-рыба-ёж», написанное «по-арабски», должно выглядеть так: «же-абыр- абыр яанчыбоен тёвиж енаеко В». Упражнение даёт хорошие результаты в тех случаях, когда ребёнок переставляет буквы и не дописывает слова. Не стоит сразу предлагать ребёнку писать «по- арабски» целые предложения. Надо начинать с коротких слов, в которых чередуются гласные и согласные (вода, море), затем взять слова более трудные, где рядом стоят по 2-3 согласных (столик, столбик), а уж потом работать с предложением.
« Древнерусское письмо»
Диктуем слова , которые ребёнок записывает только согласными, обозначая гласные многоточиями. При такой записи предложение «Отважный Миша бежит от мыши» будет выглядеть следующим образом: …тв…жн…й М…ш… б…ж…т ….т м…ш…. Сразу же предлагаем записать это же предложение только гласными, ставя точки на место согласных: о… …а… …ый …и…а …е…и… о… … ы…и. Делаем выводы, какое предложение читается легче, улавливаем роль согласных в русском письме. При выполнении этого упражнения отрабатывается механизм переключения, избирательности при письме. Через некоторое время дети пишут только согласными целые тексты, а показателем их мастерства считается время в секундах и отсутствие помарок. Но начинать отрабатывать «древнерусское»письмо также советуем с отдельных коротких слов, постепенно усложняя материал.
« Неудачный робот»
Перед началом работы распределяем роли. Ребёнок становится роботом, взрослый- конструктором. Робот запрограммирован так, что он пишет слова не полностью, а воспроизводит какую-то определённую часть, отмечая пропущенное черточками. Конструктор «испытывает» робота, диктуя ему слова. При выборе материала и способа записи преподаватель должен исходить из существующей проблемы: если ученик не записывает конец слова, то пусть записывает только две последние буквы, соответственно при пропуске букв в середине слова- только две средние буквы. , слово понедельник может выглядеть так: по---------, ----де-----, ---------ик. Упражнение помогает избавиться от недописывания букв на конце слова или от пропуска букв и слогов внутри слова.
« Волшебный диктант»
В этом упражнении детей увлекает то, что диктант пишется без единого слова и без единой буквы. Перед началом работы вводим свои символы, например, договариваемся, что слова с буквой «с» обозначаем как «х», слова с гласной «е» -«*», а все остальные –«/». Так, предложение « Мы смотрим на птичьи стаи в небе» выглядит так: /х / / х / *. Символами лучше обозначать те буквы, при дифференциации которых у ребёнка есть трудности ( например,
и-у, и-ц, ц-ч,

ш-щ, ё-ю
и т.п.).

Упражнение можно усложнить: через какое-то время этими же символами обозначить другие буквы и снова прочитать тот же текст. С помощью этого упражнения устраняем дисграфические проявления, развиваем внимание, фонематический слух. Умение концентрироваться и удерживать мысленные образы.
« Словесный мяч»



Упражнение родилось из известной и популярной детской игры, когда один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова: автобус- слово- окно и т.д.. Мы это предложение модифицировали: во-первых, действительно используем мячик, кидая его вместе со словом противнику, во-вторых, называем слова не только на последнюю, но и на предпоследнюю букву., на вторую, на третью с конца и т.п. Упражнение универсально: в него можно играть как вдвоём, так и целой группой, перекидывая мяч либо по кругу, либо в беспорядке, кому как захочется. Такая игра в увлекательной форме позволяет быстро выработать у детей умение представить графическое выражение слова, отрабатывается механизм переключения. Через некоторое время хорошо перейти на более сложный уровень: например, подбирать существительные только женского рода, только 1 склонения, подбирать глаголы только 1 спряжения, учитель при этом может изменить в любой момент номер буквы, на которую нужной придумывать слова.
« Словесные цепочки»


В процессе игры составляются цепочки слов так, чтобы первый слог последующего слова повторял последний слог предыдущего, например: ар
буз
-
буз
ина-
на
род-
род
ник-
ни
кель и т.д. Выигрывает тот, кто называет слово последним. Играть можно как в устной. Так и в письменной форме, то есть можно просто по очереди называть слова, а можно записывать их на листочке бумаги. Можно играть командами, тогда победителем считается та команда, чья цепочка оказалась длиннее.
« Алфавит»
Эта игра не только формирует образ слова и закрепляет образ буквы, но и расширяет лексический запас, способствует отработке орфографических правил, учит планировать ходы и запоминать шаги противника. Кроме того, она чрезвычайно азартна. В игре могут участвовать от 2 до 6 игроков. Для игры потребуются 33 карточки с буквами русского алфавита. Размер карточек- 6 на 4,5 см. Гласные буквы на карточках нарисованы красным цветом, согласные – синим, буквы «ъ» и «ь» - зеленым. Вариант игры с участием 2 человек. Для первого тура раздается по 8 карточек букв. Первым ход делает тот игрок, у которого есть буква «а». Если буква не выпала никому, значит, первый ход полагается игроку с самой первой из имеющихся букв. Выкладывается любая буква, на которую начинаются слова в русском языке, называется любое слово на эту букву ( любой части речи в любой форме). Противник должен среди своих букв найти одну из названного слова, положить её сверху и назвать слово, начинающиеся теперь уж на его букву. Если буквы у игрока нет, он пропускает ход, и тогда названное слово «возвращается» первому игроку, теперь он сам должен найти у себя букву. Если буквы нет ни у одного из игроков, сыгранные карточки откладываются, произносится слово «сыграно» и первый ход делает тот, кто пропустил предыдущий. Если игрок выкладывает «ъ» или «ь», а также букву «ы», то есть такие буквы, на которые слова не начинаются, то произносится слово «сыграно», отыгранные карточки откладываются в сторону, а игрок, использовавший «ъ», «ь» и «ы», делает новый ход с любой буквы. В первом туре выигрывает тот, кто первым выложил свои карточки. Для второго тура опять раздаётся по 8 карточек, одна карточка остается запасной. Её можно взять в любой момент игры, но нельзя положить обратно. Тот, кто первым выложил карточки, выигрывает во втором туре. Таким образом, в игре может быть абсолютный победитель ( счёт 2 : 0) или ничья (счёт 1:1). При участии большего количества игроков игра проходит в один тур. Если играют трое, раздаётся по 10 карточек, 3 карточки остаются запасными. Если играют четверо, раздаётся по 8 карточек, 1 карточка – запасная. Если играют пятеро игроков –раздается по 6 карточек, 3 карточки запасные. Если играют 6
человек. Каждый получит по 5 карточек, 3 карточки остаются запасными. Ходы делают по тем же правилам по кругу. Первый выложивший все свои карточки становится победителем, остальные продолжают игру, чтобы выявить одного проигравшего. Игру можно усложнить, при этом выложенная буква может быть второй, третьей или последней в слове.
« Марионетки»
Игра формирует образ слова, расширяет лексический запас, способствует запоминанию написания слов на основные правила орфографии. В игре могут участвовать от 2 до 4 игроков. Для игры потребуется изготовить игровое поле размером 30 на 30 см с нанесенными на него гласными и согласными буквами, которые размещены по линиям со стрелками. Причём часто употребляемые буквы встречаются несколько раз. Всего на поле должно быть 100 букв. Кроме игрового поля, потребуются 4 комплекта фишек разного цвета по 12 штук. В домашних условиях вместо фишек можно использовать разноцветные пуговицы небольшого размера. Каждый игрок запасается бумагой для записи. Смысл игры заключается в составлении слов из имеющихся на поле букв. Игроки получают по комплекту фишек ( например, один- красные, другой- синие, третий – золотые), далее они по считалке определяют, кто ходит первым. Сразу можно задействовать только 3 фишки, положить их на буквы так, чтобы получилось слово. Его игрок и записывает. Игроки ходят по очереди, добавляя буквы, то есть занимая их фишками и записывая получившиеся слова. За один ход можно составить несколько слов, если они состоят из одних и тех же букв ( например, вор и ров или клоун, кулон, колун). При этом нельзя использовать буквы, занятые противником, а свои фишки можно передвигать только по направлению стрелок. Игра завершается, когда ни один из игроков не может больше составить ни одного слова. Затем игроки подсчитывают записанные каждым слова. Выигрывает тот, кто составил наибольшее количество слов. Заранее надо договориться какие слова можно составлять: любые слова, только существительные, на определённую тему( имена, овощи и т.д.)
Список литературы:

1.
А.Е.Соболева. Е.Н.Емельянова. «Пишу без ошибок» Москва, 2009 г.
2.
Е.С.Симакова. Самостоятельные работы над словарными словами. Москва, 2006 г.
3.
Л.И.Пирагова. Сборник словесных игр по русскому языку. Москва, 2004 г.
4.
А.Е.Соболева. Русский язык с улыбкой, Москва, 2002 г.
5.
Л.А.Фролова. Структура орфографической зоркости. Журнал начальная школа.
6.
Н.М.Котикова. О способе орфографического действия. Журнал начальная школа.