"Познавательно-исследовательская деятельность в первой младшей группе"
Автор: Власова Людмила Николаевна Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЧДОУ "Детский сад №102 Оао "РЖД"
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Познавательно-исследовательская деятельность в первой младшей группе"
Название работы:
Проектная деятельность по теме «Познавательно-
исследовательская деятельность в первой младшей группе
«Курочка Ряба»
Автор:
Власова Л.Н.
Место выполнения работы: ЧДОУ «Детский сад №102 ОАО «РЖД»
г. Воронеж
Актуальность
Одной из задач познавательного развития детей раннего возраста является
расширения представлений детей об окружающем мире. Дети третьего года
жизни еще не имеют представление о домашних птицах. Современные
малыши впервые видят петушков, курочек и цыплят чаще всего на картинке.
Они сразу завоевывают детские сердца, вызывают любопытство и интерес.
Курочка Ряба - один из первых сказочных персонажей, с которым знакомится
ребенок. Вероятно, значение этой птицы в прошлом имело большое значение
в жизни человека и положительное отношение к ней прививалось с раннего
детства.
1 этап: ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Цель:
создать условия для развития сенсорного, слухового, зрительного,
тактильного восприятия детей раннего возраста.
Задачи:
•
Расширять представления детей об окружающем мире.
•
Развивать речь детей, активизировать словарный запас,
совершенствовать грамматическую структуру речи, использовать
предлоги в речи (за, под, над).
•
Приобщать детей к миру художественной литературы.
•
Развивать художественное восприятие детей, творческие
способности (музыкальный слух, худ. деятельность).
•
Формировать представления о предметах ближайшего окружения,
о простейших связях между ними.
•
Воспитывать интерес к явлениям природы.
•
Формировать предпосылки сюжетно-ролевой игры, развивать
умение играть рядом, а затем и вместе со сверстниками.
•
Способствовать снятию эмоционального напряжения в период
адаптации
Вид проекта:
(по предметной области) – познавательно-исследовательский;
(по составу) – групповой, реализован в первой младшей группе;
(по продолжительности) – краткосрочный (одна неделя).
Разделы программы, содержание которых включено в проект:
- Физическое развитие
-Познавательное развитие
-Речевое развитие
-Социально-коммуникативное развитие
-Художественно-эстетическое развитие
Участники проекта:
дети, воспитатели, родители, психолог, музыкальный
руководитель.
Количество дошкольников участвующих в проекте: 20 чел.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
•
формирование элементарных знаний о домашних птицах;
•
развитие у детей познавательной активности, творческих
способностей, коммуникативных навыков;
•
получение знаний о русских народных сказках;
•
повышение интереса родителей к жизни детей в детском саду.
2 этап: Разработка проекта
Составление перспективного плана мероприятия.
Подбор методической и художественной литературы.
Подбор демонстрационного материала.
Подбор атрибутов для игр и образовательных ситуаций.
Подготовка консультаций для родителей.
3 этап: Выполнение проекта
Речевое развитие
Чтение сказки «Курочка Ряба» (развитие внимания, умения слушать и
запоминать);
Рассматривание иллюстраций к сказке «Курочка Ряба» (расширение
словарного запаса детей: гребешок, перышки, клюв, крыло);
Разучивание потешки «Петушок, петушок…» (развитие памяти,
внимания, активизация словаря);
Д/и «Большой - маленький», «Кто исчез, кто появился», «Где
спряталась курочка» (использование в речи предлогов «за», «под»,
«над»);
Игра на звукоподражание «Кто как кричит» (имитация звуков ко-ко-ко,
ку-ка-ре-ку, пи-пи-пи).
Познавательное развитие
Знакомство детей с семьей курочки: папа-петух, дети-цыплята, мама-
курица (социальное развитие);
Р/и «Назови цвет», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера» (умение
определять размер, цвет (сенсорное развитие);
Д/и «Петушок и курочка» (у петушка хвост и гребешок большие, а у
курочки маленькие; у петуха есть шпоры, а у курочки-нет);
Рассматривание иллюстраций и настольного макета «Скотный двор»
(расширение кругозора, знакомство с домашними животными).
Познавательно- исследовательская деятельность
•
Рассматривание зернышек (петушок и курочка едят большие
зернышки, а цыплята - маленькие);
•
Игра «Найди яйцо». Из контейнеров с зерном (пшеница и пшено), дети
вынимают яйца разного размера (большое и маленькое). Для
тактильного исследования яйцо можно покатать в ладошках;
•
Использование мешочков с зерном разного размера для тактильного
исследования;
•
Рассматривание и исследование на ощупь перьев птиц разного размера;
•
Дыхательная гимнастика - упражнение «Сдуй перышко с ладошки»;
•
Игры с разноцветными кубиками (маленькие и большие, твердые и
мягкие) «Строим дом для бабушки и дедушки»;
•
Использование песочной терапии на занятиях с психологом «Где
спряталось яичко?».
Социально – коммуникативное развитие
Знакомство с семьей курочки дает первое представление детям о семье. О
том, как важно проявлять заботу о своих близких:
•
Создание игровых ситуаций «Курочка ищет зернышки для цыплят»,
«Курочка учит цыплят не уходить далеко от мамы»;
•
Игра -драматизация сказки «Курочка Ряба» (кукольный театр,
плоскостной - на магнитной доске);
Физическое развитие
•
Комплекс утренней гимнастики «Мы цыплята»;
•
Физкультурная деятельность «Курочка пеструшка» (клюем зернышки,
пьем водичку, прыгаем на травке, имитируем походку петуха, взмахи
крыльев, используем разные виды ходьбы);
•
Подвижные игры «Вышла курочка хохлатка», «Вышла курочка гулять»
•
Гимнастика пробуждения «Цыплята проснулись».
Художественно-эстетическое развитие
Полученный опыт дети переносят в разные виды продуктивной
деятельности:
Использование нетрадиционной техники рисования (рисование
пальчиками) «Цыпленок» (развитие мелкой моторики, сенсорное
развитие);
Закрепление прима «отщипывание» в лепке. Умение отделять мелкие
части пластилина от целого куска. Развитие способности закреплять их
на бумаге «Зернышки для цыпленка»;
Использование в образовательной деятельности логоритмических
упражнений: «Веселые цыплята», «Вышла курочка гулять»,
пропевание потешки «Петушок, петушок…».
Работа с родителями
Оформление консультаций для родителей в приемной комнате:
•
«Рекомендации родителям по изучению сказки «Курочка Ряба»,
«Сказки, которые мы читаем детям», «Учите вместе с нами»;
•
Помощь родителей в изготовлении атрибутов для игровой и
театрализованной деятельности детей;
•
Совместная деятельность с родителями. Театрализованное
представление «Курочка ряба».
4 этап: презентация проекта
Оформление презентация проекта;
Оформление выставки книг с русскими народными сказками;
Организация мини-выставки продуктивной деятельности детей;
Драматизация сказки «Курочка Ряба» (кукольный театр).
Перспективный план к проекту
дата
НОД
Понедельник
17.11.14
Физическое развитие «Вышла курочка-хохлатка»
Цель: упражнять в ходьбе по ограниченной поверхности,
повторить ползание и подлезание под палку, упражнять в
бросании мяча, развивать ориентировку в пространстве,
воспитывать коммуникативный навык.
(Карпухина Н.А. стр. 219)
Художественная литература
Разучивание потешки «Петушок, петушок»
Цель: познакомить детей с фольклорным произведением, в
котором рассказывается о петушке. Формировать
познавательную активность.
(Бондаренко Т.М. стр. 38)
Вторник
18.11.14
Природный мир/Социальное развитие
«В гости Курочка Ряба со своей семьей пришла».
Рассматривание иллюстраций с изображением петуха,
курицы и цыпленка.
Продуктивная деятельность «Зернышки для цыпленка»
(лепка).
Продолжать знакомить детей с домашними птицами(петух,
курица, цыпленок), продолжать формировать
познавательную активность, развитие активного словаря
детей.
Музыкальное развитие
Логоритмические упражнения «Вышла курочка гулять…»;
проговаривание потешки «Петушок, петушок…»
Среда
19.11.14
Речевое развитие
Чтение сказки «Курочка Ряба» (рассматривание иллюстраций
к сказке).
Цель: воспитывать желание слушать воспитателя, развивать
внимательность при прослушивании сказки.
Физическое развитие «Курочка – пеструшка»
Цель: учить сохранять равновесие при ходьбе по
ограниченной площади, закреплять навыки ходьбы с
остановкой по сигналу, расширять знания об окружающем
мире.
(Физическое развитие Подольская Е.И. стр.16).
Четверг
Физическое развитие «Вышла курочка-хохлатка»
20.11.14
Цель: закреплять ходьбу по ограниченной поверхности,
повторить ползание и подлезание под палку, упражнять в
бросании мяча, развивать ориентировку в пространстве,
воспитывать коммуникативный навык.
(Карпухина Н.А. стр. 219)
Конструирование «Строим дом для бабушки и дедушки»
Цель: учить строить домик по готовому образцу, называя
детали строительного материала, их цвет; активизировать
словарь детей за счет прилагательных: большой – маленький;
глаголов: положи поставь.
(Парамонова Л.А. стр.105)
Пятница
21.11.14
Музыкальное развитие
Логоритмические упражнения «Вышла курочка гулять…»;
проговаривание потешки «Петушок, петушок…»
Лепка /рисование
«Цыпленок» рисование пальцем.
Цель: вызвать у детей интерес к процессу рисования,
продолжать учить рисовать детей в нетрадиционной технике
– пальцем, закрепление цвета – желтый.
Список литературы:
1.
Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова «Методические советы к программе
«Детство»…
2.
Т.М. Бондаренко «Практический материал по освоению
образовательных областей в первой младшей группе детского сада».
2013г.
3.
Н.А. Карпухина «Конспекты занятий в первой младшей группе
детского сада». 2006г.
4.
Е.В. Полозова «Продуктивная деятельность с детьми младшего
возраста». 2007г.
5.
Е.А. Янушко «Лепка с детьми раннего возраста (1-3 года)». 2007г.
6.
С.И. Кантор «Развивающие игры от 1 до 3 лет» 2011г.
7.
И.Ф. Сорокин, Л.Г. Миланович «Кукольный театр для самых
маленьких» 2009г.
8.
М. Ю. Картушина «Забавы для малышей. Театрализованные
развлечения для детей 2-3 лет». 2006г.