"Познавательно-исследовательская деятельность в первой младшей группе"

Автор: Власова Людмила Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЧДОУ "Детский сад №102 Оао "РЖД"
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Познавательно-исследовательская деятельность в первой младшей группе"
Дата публикации: 26.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Название работы:
Проектная деятельность по теме «Познавательно- исследовательская деятельность в первой младшей группе «Курочка Ряба»
Автор:
Власова Л.Н.
Место выполнения работы:
ЧДОУ «Детский сад №102 ОАО «РЖД» г. Воронеж
Актуальность
Одной из задач познавательного развития детей раннего возраста является расширения представлений детей об окружающем мире. Дети третьего года жизни еще не имеют представление о домашних птицах. Современные
малыши впервые видят петушков, курочек и цыплят чаще всего на картинке. Они сразу завоевывают детские сердца, вызывают любопытство и интерес. Курочка Ряба - один из первых сказочных персонажей, с которым знакомится ребенок. Вероятно, значение этой птицы в прошлом имело большое значение в жизни человека и положительное отношение к ней прививалось с раннего детства.
1 этап: ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Цель:
создать условия для развития сенсорного, слухового, зрительного, тактильного восприятия детей раннего возраста.
Задачи:
• Расширять представления детей об окружающем мире. • Развивать речь детей, активизировать словарный запас, совершенствовать грамматическую структуру речи, использовать предлоги в речи (за, под, над). • Приобщать детей к миру художественной литературы. • Развивать художественное восприятие детей, творческие способности (музыкальный слух, худ. деятельность). • Формировать представления о предметах ближайшего окружения, о простейших связях между ними. • Воспитывать интерес к явлениям природы. • Формировать предпосылки сюжетно-ролевой игры, развивать умение играть рядом, а затем и вместе со сверстниками. • Способствовать снятию эмоционального напряжения в период адаптации
Вид проекта:
(по предметной области) – познавательно-исследовательский; (по составу) – групповой, реализован в первой младшей группе; (по продолжительности) – краткосрочный (одна неделя).
Разделы программы, содержание которых включено в проект:
- Физическое развитие -Познавательное развитие -Речевое развитие -Социально-коммуникативное развитие -Художественно-эстетическое развитие
Участники проекта:
дети, воспитатели, родители, психолог, музыкальный руководитель.
Количество дошкольников участвующих в проекте:
20 чел.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
• формирование элементарных знаний о домашних птицах; • развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
• получение знаний о русских народных сказках; • повышение интереса родителей к жизни детей в детском саду.
2 этап: Разработка проекта
 Составление перспективного плана мероприятия.  Подбор методической и художественной литературы.  Подбор демонстрационного материала.  Подбор атрибутов для игр и образовательных ситуаций.  Подготовка консультаций для родителей.
3 этап: Выполнение проекта

Речевое развитие
 Чтение сказки «Курочка Ряба» (развитие внимания, умения слушать и запоминать);  Рассматривание иллюстраций к сказке «Курочка Ряба» (расширение словарного запаса детей: гребешок, перышки, клюв, крыло);  Разучивание потешки «Петушок, петушок…» (развитие памяти, внимания, активизация словаря);  Д/и «Большой - маленький», «Кто исчез, кто появился», «Где спряталась курочка» (использование в речи предлогов «за», «под», «над»);  Игра на звукоподражание «Кто как кричит» (имитация звуков ко-ко-ко, ку-ка-ре-ку, пи-пи-пи).
Познавательное развитие
 Знакомство детей с семьей курочки: папа-петух, дети-цыплята, мама- курица (социальное развитие);  Р/и «Назови цвет», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера» (умение определять размер, цвет (сенсорное развитие);  Д/и «Петушок и курочка» (у петушка хвост и гребешок большие, а у курочки маленькие; у петуха есть шпоры, а у курочки-нет);  Рассматривание иллюстраций и настольного макета «Скотный двор» (расширение кругозора, знакомство с домашними животными).

Познавательно- исследовательская деятельность
• Рассматривание зернышек (петушок и курочка едят большие зернышки, а цыплята - маленькие); • Игра «Найди яйцо». Из контейнеров с зерном (пшеница и пшено), дети вынимают яйца разного размера (большое и маленькое). Для тактильного исследования яйцо можно покатать в ладошках; • Использование мешочков с зерном разного размера для тактильного исследования; • Рассматривание и исследование на ощупь перьев птиц разного размера; • Дыхательная гимнастика - упражнение «Сдуй перышко с ладошки»; • Игры с разноцветными кубиками (маленькие и большие, твердые и мягкие) «Строим дом для бабушки и дедушки»; • Использование песочной терапии на занятиях с психологом «Где спряталось яичко?».

Социально – коммуникативное развитие
Знакомство с семьей курочки дает первое представление детям о семье. О том, как важно проявлять заботу о своих близких: • Создание игровых ситуаций «Курочка ищет зернышки для цыплят», «Курочка учит цыплят не уходить далеко от мамы»; • Игра -драматизация сказки «Курочка Ряба» (кукольный театр, плоскостной - на магнитной доске);

Физическое развитие
• Комплекс утренней гимнастики «Мы цыплята»; • Физкультурная деятельность «Курочка пеструшка» (клюем зернышки, пьем водичку, прыгаем на травке, имитируем походку петуха, взмахи крыльев, используем разные виды ходьбы); • Подвижные игры «Вышла курочка хохлатка», «Вышла курочка гулять» • Гимнастика пробуждения «Цыплята проснулись».
Художественно-эстетическое развитие
Полученный опыт дети переносят в разные виды продуктивной деятельности:  Использование нетрадиционной техники рисования (рисование пальчиками) «Цыпленок» (развитие мелкой моторики, сенсорное развитие);
 Закрепление прима «отщипывание» в лепке. Умение отделять мелкие части пластилина от целого куска. Развитие способности закреплять их на бумаге «Зернышки для цыпленка»;  Использование в образовательной деятельности логоритмических упражнений: «Веселые цыплята», «Вышла курочка гулять», пропевание потешки «Петушок, петушок…».
Работа с родителями
Оформление консультаций для родителей в приемной комнате: • «Рекомендации родителям по изучению сказки «Курочка Ряба», «Сказки, которые мы читаем детям», «Учите вместе с нами»; • Помощь родителей в изготовлении атрибутов для игровой и театрализованной деятельности детей; • Совместная деятельность с родителями. Театрализованное представление «Курочка ряба».
4 этап: презентация проекта
 Оформление презентация проекта;  Оформление выставки книг с русскими народными сказками;  Организация мини-выставки продуктивной деятельности детей;  Драматизация сказки «Курочка Ряба» (кукольный театр).

Перспективный план к проекту

дата НОД
Понедельник
17.11.14
Физическое развитие «Вышла курочка-хохлатка»
Цель: упражнять в ходьбе по ограниченной поверхности, повторить ползание и подлезание под палку, упражнять в бросании мяча, развивать ориентировку в пространстве, воспитывать коммуникативный навык. (Карпухина Н.А. стр. 219)
Художественная литература

Разучивание потешки «Петушок, петушок»
Цель: познакомить детей с фольклорным произведением, в котором рассказывается о петушке. Формировать познавательную активность. (Бондаренко Т.М. стр. 38)
Вторник
18.11.14
Природный мир/Социальное развитие

«В гости Курочка Ряба со своей семьей пришла».
Рассматривание иллюстраций с изображением петуха, курицы и цыпленка. Продуктивная деятельность «Зернышки для цыпленка» (лепка). Продолжать знакомить детей с домашними птицами(петух, курица, цыпленок), продолжать формировать познавательную активность, развитие активного словаря детей.
Музыкальное развитие
Логоритмические упражнения «Вышла курочка гулять…»; проговаривание потешки «Петушок, петушок…»
Среда
19.11.14
Речевое развитие
Чтение сказки «Курочка Ряба» (рассматривание иллюстраций к сказке). Цель: воспитывать желание слушать воспитателя, развивать внимательность при прослушивании сказки.
Физическое развитие «Курочка – пеструшка»
Цель: учить сохранять равновесие при ходьбе по ограниченной площади, закреплять навыки ходьбы с остановкой по сигналу, расширять знания об окружающем мире. (Физическое развитие Подольская Е.И. стр.16).
Четверг

Физическое развитие «Вышла курочка-хохлатка»

20.11.14 Цель: закреплять ходьбу по ограниченной поверхности, повторить ползание и подлезание под палку, упражнять в бросании мяча, развивать ориентировку в пространстве, воспитывать коммуникативный навык. (Карпухина Н.А. стр. 219)
Конструирование «Строим дом для бабушки и дедушки»
Цель: учить строить домик по готовому образцу, называя детали строительного материала, их цвет; активизировать словарь детей за счет прилагательных: большой – маленький; глаголов: положи поставь. (Парамонова Л.А. стр.105)
Пятница
21.11.14
Музыкальное развитие
Логоритмические упражнения «Вышла курочка гулять…»; проговаривание потешки «Петушок, петушок…»
Лепка /рисование

«Цыпленок»
рисование пальцем. Цель: вызвать у детей интерес к процессу рисования, продолжать учить рисовать детей в нетрадиционной технике – пальцем, закрепление цвета – желтый.
Список литературы:
1. Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова «Методические советы к программе «Детство»… 2. Т.М. Бондаренко «Практический материал по освоению образовательных областей в первой младшей группе детского сада». 2013г. 3. Н.А. Карпухина «Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада». 2006г. 4. Е.В. Полозова «Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста». 2007г. 5. Е.А. Янушко «Лепка с детьми раннего возраста (1-3 года)». 2007г. 6. С.И. Кантор «Развивающие игры от 1 до 3 лет» 2011г. 7. И.Ф. Сорокин, Л.Г. Миланович «Кукольный театр для самых маленьких» 2009г. 8. М. Ю. Картушина «Забавы для малышей. Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет». 2006г.