"Особенности и специфика использования дидактических игр в формировании математических представлений у дошкольников"

Автор: Хазиева Эльза Фанизовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 270
Населённый пункт: г.Уфа
Наименование материала: Презентация по ФЭМП
Тема: "Особенности и специфика использования дидактических игр в формировании математических представлений у дошкольников"
Дата публикации: 26.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Особенности и специфика

использования

дидактических игр в

формировании математических

представлений у дошкольников

Выполнили: воспитатели МАДОУ Детский сад № 270

Хазиева Э. Ф.


«Игра - это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности»

В. А. Сухомлинский.
Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовка к школе и ко всей будущей жизни. В развитии мышления дошкольников большую роль играют дидактические игры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, развивается произвольное восприятие.

Цель: использование дидактических игр при

формировании элементарных математических

представлений у дошкольников.

Задачи:

1. Анализировать психолого-педагогической

литературы по данной теме.

2. Дать общую характеристику содержания

понятия формирование элементарных

математических представлений.

3. Исследовать эффективность использования

дидактических игр в процессе формирования

элементарных математических представлений у

дошкольников.

4. Разработать систему занятий.


Для решения поставленных задач

используются методы:

-наблюдение,

-диагностика.


Дидактические игры по формированию

математических представлений можно

разделить на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентирование в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление.

Для комплексного подхода к развитию мышления важным является организация предметно- развивающей среды, при этом безопасность, доступность, яркость, привлекательность, свобода выбора, насыщенность, должна соответствовать возрастным особенностям и интересам. В структуру каждого занятия включается новый этап, мобилизующий, включающий систему упражнений, с помощью которых в начале занятий задается высокий уровень вовлеченности ребенка в деятельность («Ответь быстро», «быстро сосчитай», «найди пару», «найди свое место»).
Все это необходимо и имеет важное значение для развития следующих функций организма: - зрительное восприятие, зрительная память, зрительный анализ и синтез - пространственная ориентация, оптико- пространственный анализ и синтез -слуховое восприятие и внимание, слуховая память, фонематический слух - сенсорно-двигательная координация - точные и дифференцированные движения пальцев и кистей рук.
В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Дидактические игры делятся на: - игры с предметами - настольно-печатные игры - словесные игры - игры на плоскостное моделирование - электронные игры-тренажеры.
Дидактические игры дают действительно большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике. НОД предполагают различные формы объединения детей (пары, малые подгруппы, вся группа) в зависимости от целей учебно-познавательной деятельности. Это позволяет воспитывать у дошкольников навыки взаимодействия со сверстниками, коллективной деятельности.

Дидактические игры, направленные на формирование

элементарных математических представлений у

детей с предметами:

«Найди предмет»
Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами. Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
Дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном - геометрические формы, на втором - предметы. Педагог рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую я покажу. Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит, педагог показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Затем взрослый катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не подойдут подобраны к образцам.

Настольно - дидактические игры :

«Задумай, я отгадаю»
Цель: Развитие логического мышления, внимания, памяти. Ориентировка на листе с использованием предлогов на, под, с лева, справа, верху, внизу, между. Правила игры: Вызывается один ребёнок, который отворачивается и закрывает глаза. Остальные дети загадывают силуэт, но не говорят водящему. Водящий поворачивается и начинает задавать наводящие вопросы. Например: Это находится с лева от машины? Если это не луна мы говорим, нет. Это находится над машиной? Нет. Это находится под луной? Да. Значит это ёлка.

Словесные дидактические игры:

«Который ушёл»
Цель: Упражнять детей в порядковом счёте.
Ход игры: Предложить детям построить

лесенку из 4 – х ступенек и на каждую

ступеньку поставить по одной игрушке.

Договариваются считать ступеньки снизу.

Ребёнок отворачивается, взрослый убирает

одну игрушку.

Повернувшись, ребёнок должен сказать,

которой по счёту игрушки не стало.


Игры на плоскостное моделирование:
1. Модели числа - пластины для навинчивания 1 -ой, 2-х и т.д. крышек. Дети упражняются в навинчивании и отвинчивании крышек, пересчитывают их, а в дальнейшем учатся оперировать моделями как числами (со относить с цифрами, сравнивать, дополнять до нужного количества, выстраивать числовой ряд). На моделях от отрабатывается состав числа, производятся счетные операции; 2. Модель десятка: пластина с углублениями в 2 ряда для вкладывания шариков. На моделях отрабатывается образование чисел в пределах 10, операции присчитывания и отсчитывания, состав числа.
3. Модели чисел в виде кругов, разделенных на равные части (пособие «Дроби»). Дети находят круги, разделенные на 2. 3 и т.д. частей, подбирают к ним цифры, выбирают все детали одного размера и складывают из них целое. На моделях хорошо отрабатывать состав числа: «добавь до целого круга, поменяй цвет, сложи по цифрам». 4. Конструктор «Волшебные палочки»: набор соединяющихся палочек, 3-х размеров и 4-х цветов, а также полуовалов. Их можно раскладывать по цвету и размеру, чередовать, складывать из них геометрические фигуры, цифры. 5. Игры Воскобовича: «Прозрачные цифры» (набор для конструирования цифр и фигур), «Волшебная восьмёрка» (конструирование цифр).

Электронные игры-тренажеры:

«Тренажер «Божья коровка»
Цель: учить детей ориентироваться на игровом поле с клеточками, передвигать божью коровку в указанном направлении; формировать умение определять пространственное расположение предметов: «вверху», «внизу», «справа-направо», «слева- налево», «по центру» и т. д. Развивать зрительную память, внимание; умение использовать предлоги и слова для обозначения расположения предметов в пространстве. Оборудование: таблицы с клетками (по 9, 16, 25, 36, 49, 64 клетки, плоскостные жучки из картона «божьи коровки».
Правила игры: Божья коровка двигается по команде. Она может двигаться вверх, вниз, направо, налево. На начальных этапах игры (поле из 9, 16, 25 клеточек) ребенок может двигать жука по полю. На последних этапах игры (поле из 36, 49, 64 клеточек) ребенок должен еще научиться мысленно передвигать жука в нужных направлениях и называть его местоположение.