Напоминание

"Деньги, денежки, копейки"

Автор: Худякова Вера Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "СОШ №13"
Населённый пункт: с. Надежда, Шпаковский район, Ставропольский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Деньги, денежки, копейки"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13» Шпаковского района Ставропольского края


Краевой конкурс

«Лучшая методическая разработка по финансовой грамотности»

Внеурочное занятие

«Деньги, денежки, копейки»
Возраст 9 – 10 лет Худякова Вера Александровна, учитель начальных классов МКОУ «СОШ №13» Ставропольский край, Шпаковский район, с. Надежда, ул. Рабочая,3а
1


Внеурочное занятие "Деньги, денежки, копейки"

Цель:
расширение представления об истории, функциях и видах денег, формирование экономического кругозора у обучающихся начальных классов.
Тип внеурочного занятия
: комбинированный .
Форма:
фронтальное (9-10 лет).
Методы:
словесные (рассказ, вопросы), наглядные (слайды), практические (подбор материала)
Технологии:
информационно-коммуникативные, развивающие, гуманно- личностные.
Оборудование, оформление и реквизит:
карточки с заданиями; листы бумаги для выполнения задания, фломастеры, мультимедийная презентация “Деньги, денежки, копейки”.
I. Организационный момент
Сегодня мы снова продолжим знакомство с наукой «Экономика». Тему занятия вы узнаете, отгадав загадки.
II. Самоопределение к деятельности учащихся

Отгадайте загадки.
Для всех мы в обилии рождаемся на свет. У одних нас много, у других нас нет. (Деньги.) Маленькая, кругленькая, Из кармана в карман скачет. (Монета.)
(
Слайд 1
)
– Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить о деньгах.
III. Открытие нового знания.

1.Вступительное слово учителя
2 – Кто-то из вас сейчас может сказать, что такое деньги?
– И так, чтобы ответить на этот вопрос, мы послушаем сообщения ваших одноклассников об истории появления денег. – Кто перед нами? (Первобытные люди) (Слайд 2) – Как вы думаете, у них были деньги? – Конечно, нет.
2. Сообщения учащихся об истории возникновения денег.

1 ученик
-Первобытные люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем, что давала им природа. Через несколько тысяч лет люди уже научились выращивать нужные растения, ткать материю и ковать железо, изготавливать кувшины и горшки, приручили и сделали домашними животных. Для каждого дела нужны были умельцы. Один человек не может сразу шить обувь и ковать железо, строить дома и разводить животных. Люди решили, что одни должны ковать железо, другие – выращивать домашних животных, третьи – охотиться, четвертые – заниматься земледелием. (Слайд 3)
2 ученик
- Они стали обмениваться друг с другом различными предметами. Земледельцы меняли зерно и растительное масло; гончары - горшки и кувшины, кузнецы – наконечники для стрел, ножи, топоры; скотоводы – быков, овец, шерсть и кожи. (Слайд 4)
3 ученик
- Чем больше появлялось разных товаров, тем сложнее их было поменять друг на друга. Например, надо рыбу обменять на корову: во-первых, нужно наловить очень много рыбы, чтобы обмен был равным. Во-вторых, найти человека, которому надо много рыбы. В-третьих, сделать так, чтобы рыба не испортилась. С ценами тоже была чехарда. Сегодня мешок муки можно 3 обменять на 2 топора, а завтра голодный купец даст вам за мешок муки 3
топора. Обмен товара на товар называется БАРТЕР. (Слайд 5)
Учитель
-Обменивать товары действительно было очень сложно. -Как вы думаете, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь?
3. Рассказ учителя о первых деньгах
Чтобы упростить обмен, люди стали думать, какой предмет наиболее подходит для этого. Попробовали многое: скот, меха, куски ткани, птичьи перья, зерно, табак, даже сушеную рыбу. (Слайд 6) – Удобны ли были такие деньги? (Овец и быков нужно было где-то держать и кормить, а продукты от хранения портятся.) – Постепенно люди поняли, что деньги должны быть постоянными. Они не должны портиться, чтобы деньги были легкими, не теряли своей ценности. Одними из первых денег был и раковины каури-моллюсков, добывавшихся в южных морях. В раковинах просверливали отверстие и нанизывали на веревочку как бусы по 40 раковин. (Слайд 7) Они были легкими и не портились. За одного быка нужно было отсчитать тысячу таких раковин. – Удобно? Через несколько десятилетий появились металлические деньги в виде брусков, колец, прутиков, слитков. (Слайд 8) На Руси существовала обменная монета – серебряная гривна (брусок). Если вещь стоила меньше, то от гривны отрубали кружок. (Слайд 9) – Что же получалось? (РУБЛЬ) 4 При Иване IV были выпущены деньги, на которых изображался всадник с
копьем в руках. Что же появилось? (КОПЕЙКА) У металлических денег все же оказался важный недостаток – они тяжелы и занимают немало места. Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото. Так впервые появились на свет бумажные деньги, на которых написано, какому количеству хранящегося в банке золота они равны.
4. Физминутка
Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развел, Монетки, видно не нашел. Чтоб монетки нам достать, Надо на носочки встать. С кустика достать монетку, Закопать их в поле редко.
Учитель
Сейчас деньги делают бумажными или металлическими. В каждой стране они называются по-разному: евро, доллар, пеня, марка и т.д. (Слайд 10).
5. Практическая работа.
Работа проводится в парах. У каждого ученика на столе монеты достоинством 1 копейка, 1 рубль, 10 рублей. – Что изображено и написано на монетах? Сравните. – Найдите на монетах лицевую и оборотную стороны, ребро, номинал, легенду. Оборотная сторона, на которой указан ее номинал, то есть достоинство 5
(l рубль), называется «реверс», или «решка». Почему решка? Решка – это искаженное и сокращенное произношение слова «решетка». В ходе денежной реформы Петра 1 в обращение поступил серебряный рубль с монограммой царя, составленной из четырех переплетенных букв П и римской цифры 1. Она очень напоминала решетку, которая в разговоре стала решкой. Сторона, на которой изображен герб (портрет или другой рисунок), – лицевая. Она называется «аверс», или, как часто говорят, «орел». Ребро монеты называется «гурт». Надпись на монете называется «легенда». (Слайд 11) – Покажите на монете легенду, реверс (или решка), аверс (или орел) и гурт. – Что можно узнать из надписей? (Сколько эта монета стоит, в какой стране используется, в каком году выпущена.)
IV. Рефлексия учебной деятельности .

Работа в группах

1 группа
Задание “По странам и континентам”. (Приложение) Необходимо соединить прямыми линиями страну и её валюту. (Слайд 12)
2группа
«Денежные пазлы» У вас на партах лежат конверты. Откройте их. Перед вами отдельные части 6 1. Литва 2. Латвия 3. Венгрия 4. Италия 5. Индия 6. Япония 1. Иена 2. Лира 3. Рупия 4. Лат 5. Форинт 6. Лит
разных купюр. Ваша задача: как можно быстрее собрать их в единое целое. - Что у вас получилось? (50 рублей, 500 рублей, 1000 рублей, 10 рублей)
3 группа

«Изображение на купюре…»
(Приложение) Многие люди не задумываются и не замечают, какую информацию несут на себе бумажные купюры. У вас на парте бумажные деньги. Ваша задача назвать купюру с нужным изображением
.
1.Назовите купюру, на которой изображена Красноярская гидроэлектростанция. (10 рублей) 2.Назовите купюру с изображением женской скульптуры. (50 рублей) 3.Назовите купюру, на которой изображен Московский Большой театр. (100 рублей) 4.Назовите купюру с изображением памятника Петру I в Архангельске. (500 блей) 5.Назовите купюру с изображением памятника Ярославу Мудрому. (1000 рублей) 6.Назовите купюру, на которой изображен Хабаровский мост через реку Амур. (5000 рублей) (слайд 13)
4 группа
Назвать пословицы, добавляя слово. ( приложение) 1. Копейка рубль… бережет. 2. Скупой платит… дважды. 3. Не имей 100 рублей, а имей…100 друзей. 4. Деньги любят… счет. (слайд 14)
5 группа

Логическая минутка
(приложение)

7
– Деньги присутствуют ребята и на страницах любимых произведений, Установите соответствие и соедини: “Малыш и Карлсон” – рубль “Приключение Буратино” – динар “Али-Баба и 40 разбойников” – сольдо «Муха-Цокотуха» - эро
VI. Подведение итогов занятия
(Слайд 15)
Беседа по вопросам
1. Какие были самые первые деньги? Как они назывались? (Товарные деньги. Ими могли быть: скот, лён, шкурки ценных пушных зверей.) 2. Чем неудобны товарные деньги? (Они могли испортиться, занимали много места, их сложно было разменять, или сдать сдачу и т.д.) 3. Что пришло на смену товарным деньгам? (Металлические деньги из меди, бронзы, серебра, золота в виде слитков, монет.) 4. Чем металлические деньги были лучше товарных? (Не портились, хорошо хранились, легко разменивались.) 5. Какими деньгами мы пользуемся сегодня? (Металлическими и бумажными.) 6. Что такое “евро”? (Европейская валюта, используемая для взаимных расчетов странами – участниками Европейской валютной системы.)- Сейчас послушайте стихотворение и скажите, какова его главная мысль. «Деньги, деньги и снова деньги» - Слышим мы сегодня вокруг,
Но есть в жизни вещи важнее, Не забывай об этом, мой друг. 8 И зачем они только нужны? Неужели без них невозможно Общаться, творить и дружить, Наверное, все же можно. Ценного в жизни много: Счастье, здоровье, семья… Все золото мира бессильно, Чтобы это купить, друзья. Чувства людей бесценны, И жизнь не имеет цены, Верим мы свято в дружбу, И истине этой верны! - Какова главная мысль стихотворения? (Деньги в жизни не главное) - Что нельзя купить за все золото мира? - Что, по мнению автора не имеет цены? -Несмотря на то, что деньги играют важную роль в жизни людей, я призываю вас не ставить их на первое место. Здоровье близких людей, счастливая семья, верные друзья – вот главные ценности нашей жизни. Всем спасибо за вниманье, За задор и звонкий смех, За огонь соревнования, Обеспечивший успех!
Литература:

А.А.Плешаков «Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений» - М.: Просвещение, 2012г. Н.Ю.Васильева. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК 9 А.А.Плешакова. – М.: «ВАКО», 2013г. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир: 3 класс. Сост. И.Ф.Яценко. – М.: «ВАКО», 2013г. 10