Напоминание

"Развитие силовых способностей у юношей 16 -17 лет на уроках физической культуры"

Автор: Галимова Майя Ражаповна
Должность: магистр
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Уральский государственный педагогический университет"
Населённый пункт: г. Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: научная статья
Тема: "Развитие силовых способностей у юношей 16 -17 лет на уроках физической культуры"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНОШЕЙ 16 - 17 ЛЕТ НА

УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Галимова Майя Ражаповна

Уральский государственный педагогический университет

АННОТАЦИЯ:

В

статье

затрагивается

тема

развития

силовых

способностей

у

юношей

16

17

лет

на

уроках

физической

культуры.

На

основании

данных

показателей

подготовленности

учащихся,

можно

сделать

вывод,

что

использование

учащимися

на

уроках

физической

культуры

комплексов

упражнений

для

развития

силовых

способностей

у

юношей

старших

классов

позволяет

увеличить

силовые

способности,

что

подтверждается показателями результатов экспериментальной и контрольной

группах.

Данный

предмет

исследования

может

применяться

в

общеобразовательных

школах,

высших

и

средне-специальных

учебных

заведениях, детско-оздоровительных лагерях. Развитие силовых способностей

у юношей 16 - 17 лет на уроках физической культуры влияет на качество сдачи

норм комплекса ГТО. Путем развития силовых способностей можно улучшить

показатели сдачи норм ГТО среди юношей 10 - 11 классов. А так же 10 - 11

класс является для юношей периодом подготовки к военной службе в армии.

Следовательно, нужно активно развивать силовые способности для успешной

службы в армии.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: развитие, воспитание, физические качества,

двигательные способности, силовые способности

Abstract: The article touches upon the theme “the development of power

abilities in boys of 16 - 17 years old in physical education classes”. On the basis of

these indicators of student preparedness, it can be concluded, that the use by students

of physical culture classes of exercises for the development of strength abilities in

high school boys it allows to increase the power abilities, which is confirmed by the

results of the experimental and control groups. This subject can be applied in general

education schools, higher and secondary special educational institutions, and children

s health camps. The development of strength abilities in young men of 16 – 17 years

old in physical education classes affects the quality of passing the standards of the

TRP

complex.

Through

the

development

of

power

abilities

can

improve

the

performance indicators of the TRP among boys 10 – 11 grades. As well as grades 10

– 11 is a period of preparation for military service in the army for young men.

Therefore, it is necessary to actively develop power abilities for successful military

service.

Key words: development, education, physical quality, physical motor abilities,

power abilities

Характеристика

и

классификация

силовых

способностей.

Методы

развития силовых способностей. Влияние психологических и физиологических

особенностей на развитие силовых способностей у юношей 10 – 11 классов.

К

физическим

качествам

относятся

врожденные

(генетически

унаследованные) многофункциональные качества, благодаря которым возможна

физическая

активность

человека,

получающая

полное

проявление

в

двигательной

деятельности.

К

основным

физическим

качествам

относят

мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.

«Силовые

способности»

-

это

способность

человека

преодолевать

внешнее

сопротивление

или

противостоять

ему

за

счёт

мышечных

усилий

(напряжений).

Данное исследование является актуальным и значимым в связи с тем, что

одной

из

главных

задач,

решаемых

в

процессе

физического

воспитания,

является

обеспечение

оптимального

развития

силовых

способностей

и

физических качеств юношам 16 - 17 лет на уроках физической культуры.

Предполагается, что показатели силовых способностей у юношей 16 - 17

лет повысятся, если будет выполнен ряд требований:

1)

Проанализирована

научно

-

методическая

литература

по

проблеме

исследования.

2)

Разработаны

и

подобраны

комплексы

упражнений

для

развития

силовых способностей у юношей 10 - 11 классов.

3) Проверена эффективность этих комплексов.

Д а н н ы й

п р е д м е т

и с с л е д о в а н и я

м о ж е т

п р и м е н я т ь с я

в

общеобразовательных

школах,

высших

и

средне-специальных

учебных

заведениях, детско-оздоровительных лагерях.

Научная

новизна

заключается

во

внедрении

комплексов

физических

упражнений, направленных на развитие силовых способностей у юношей 16 -

17 лет на уроке физической культуры.

Мышечная сила как фактор физических возможностей человека - это

способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему

за счет мышечных напряжений. Понятие «сила» прежде всего физическое. В

механике

оно

выражает

меру

взаимодействия

тел,

причину

их

движения.

Поэтому в физическом смысле (как векторная величина), сила понимается в том

случае,

когда

рассматривается

количественная

сторона

взаимодействия

человека, скажем, с опорой, снарядом или другим внешним объектом. Иными

словами, в данном случае через силу оценивается результат движения, его

рабочий эффект.

И,

наконец,

понятие

«сила»

используется

как

одна

из

ключевых

характеристик

производимых

движений

человека,

решающих

конкретную

двигательную задачу. Здесь сила вместе с такими критериями, как быстрота,

выносливость, ловкость и т. д., выступает в качестве педагогического понятия,

оценивающего качественную сторону выполняемого движения.

Сила

человека

определяется,

как

способность

преодолевать

внешнее

сопротивление посредством мышечных усилий. То есть под словом «сила»

подразумевают

любую

способность

человека

путем

напряжения

мышц

преодолевать

механические

и

биомеханические

силы,

препятствующие

действию, противодействовать им, обеспечивая тем самым эффект действия

(вопреки препятствующим силам тяжести, инерции, сопротивления внешней

среды и т.д.)

В процессе выполнения двигательных действий мышцы могут

проявлять силу:

1. При уменьшении своей длины (преодолевающий

режим, например

жим штанги, лежа на горизонтальной скамейке средним или широким хватом).

2. При ее удлинении (уступающий

режим, например, приседание со

штангой на плечах или груди).

3. Без изменения длины (удерживающий режим, например удерживание

разведенных рук с гантелями в наклоне вперед в течение 5 - 7 с).

4. При изменении и длины, и напряжения мышц (смешанный режим).

Например, подъем, силой в упор на кольцах, опускание в упор руки в стороны

(«крест») и удержание в «кресте».

Воспитание силы может осуществляться в процессе общей физической

подготовки

и

специальной

физической

подготовки.

В

каждом

из

этих

направлений имеется цель, определяющая конкретную установку на развитие

силы и задачи, которые необходимо решить исходя из этой установки. В связи с

этим подбираются определенные средства и методы воспитания силы.

На развития силовых способностей у юношей влияют физиологические и

психологические особенности школьников старших классов. Данная проблема

актуальна в связи с отмечающимся ухудшением состояния здоровья, снижением

уровня

физической

активности

старшеклассников,

незаинтересованностью

предметом физическая культура.

Старший школьный возраст охватывает учащихся с 16 до 18 лет. К этому

возрасту

относятся

и

учащиеся

средних

специальных

учебных

заведений.

Учащиеся в возрасте 16 - 17 лет характеризуется продолжением процесса роста

и развития, что выражается в относительно спокойном и равномерном его

протекании в отдельных системах и органах. Завершается половое созревание.

В связи с этим четко проявляются половые и индивидуальные различия, как в

строении, так и в функциях организма. В этом возрасте замедляются рост тела в

длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост массы тела.

У юношей 16 - 17 лет заканчивается процесс окостенения большей части

скелета. Рост трубчатых костей в ширину усиливается, а в длину замедляется.

Интенсивно

развивается

грудная

клетка.

Скелет

способен

выдерживать

значительные

нагрузки.

Развитие

костного

аппарата

сопровождается

формированием мышц, сухожилий и связок. Мышцы развиваются равномерно

и быстро, с чем увеличивается мышечная масса. В этом возрасте отмечается

асимметрия в увеличении силы мышц правой и левой половины тела.

В

данном

возрасте

появляются

возможности

для

развития

силовых

способностей

и

выносливости

мышц.

Учитывая

психологические

и

физиологические особенности развития, у юношей 16 - 17 в первую очередь

следует

уделить

внимание

развитию

силовых

и

скоростно-силовых

возможностей,

различным

видам

выносливости.

Среди

координационных

способностей особое внимание необходимо обратить на воспитание быстроты

перестроения и согласование двигательных действий, способности произвольно

расслаблять

мышцы

и

вестибулярной

устойчивости,

так

же

внедрять

упражнения, при которых одновременно закрепляются и совершенствуются

двигательные навыки и физические качества учащегося.

В работе было использовано 7 литературных источника. Литературные

источники были проанализированы по дисциплинам: психология, физиология,

педагогика, методика и теория физической культуры.

Педагогический эксперимент (тесты). В контрольных тестах применялись

упражнения отвечающие следующим критериям (объективность, надежность,

информативность,

безопасность).

Отвечающие

за

характер

двигательной

деятельности, и широко используемые в научной деятельности, и практике.

Для оценки силовых качеств и способностей использовались следующие

тесты:

1)

Сгибание-разгибание

рук

в

упоре

лежа.

Испытание

силовых

способностей мышц верхнего плечевого пояса: мышц груди, разгибателя плеча,

переднего пучка дельтовидной мышцы. Учащийся (испытуемый) принимает

исходное

положение

упор

лежа.

Преподаватель

смотрит

за

правильностью

выполнения:

руки

должны

полностью

разгибаться.

Если

испытуемый

не

разогнул

руки,

попытка

не

засчитывается.

Цель

сделать

максимальное

количество раз.

2)

Приседания

с

опорой

на

одну

руку,

на

правой

или

левой

ноге

(ведущей). Испытуемый принимает следующее положение - спина прямая, ноги

на ширине плеч. Одна нога вытянута вперед, рука в упоре на гимнастической

стенке. Испытуемый начинает выполнять упражнение - приседание на одной

ноге. Выполняется максимальное количество приседаний на ведущей ноге, при

условии правильного выполнения теста.

3) Сгибание и разгибание рук в висе на перекладине. Испытание силовых

способностей

мышц

верхнего

плечевого

пояса,

мышц

спины

и

сгибателей

плеча.

Испытуемый начинает упражнение из положения виса, ноги не касаются

пола. Преподаватель следит за правильностью выполнения теста. Руки должны

полностью

разгибаться,

допускаются

незначительные

рывки

ногами.

Если,

испытуемый не разогнул руки, попытка не засчитывается. Главная задача –

выполнить максимальное количество раз.

Экспериментальные комплексы упражнений, направленные на развитие

силовых способностей у юношей 16 – 17 лет на уроке физической культуры.

Были созданы 2 группы: контрольная и экспериментальная, по 10 юношей

в каждой группе. Занятия проводились 2 раза в неделю в течении трех месяцев.

Результаты педагогического эксперимента. В экспериментальной группе

за

период

эксперимента

результаты

по

всем

контрольным

тестам

имеют

достоверные изменения:

- сгибание и разгибание рук в упоре лежа на 20%.

- приседание с опорой на одну руку, на ведущей ноге на 29%.

- сгибание и разгибание рук в висе на перекладине на 27%.

В контрольной группе изменились показатели подготовленности по:

- сгибанию и разгибанию рук в упоре лежа на 9,6%.

- приседание с опорой на одну руку, на ведущей ноге на 7,1%.

- сгибание и разгибание рук в висе на перекладине на -1,1%.

Выводы:

Данные

показатели

можно

объяснить

тем,

что

занятия

в

экспериментальной группе на уроке физической культуре развивают силовые

способности у юношей 16 – 17 лет.

Грамотно подобранные комплексы упражнений существенно повышают

интерес учащихся к урокам физической культуры. Их

привлекает новизна

формы занятий. Необычность содержания урока, эмоциональная насыщенность

способствует высокому уровню активности обучающихся, что позволяет более

осознанно выполнять учебные задания.

В

научной

работе

мы

рассмотрели:

особенности

развития

силовых

качеств

у

юношей

старших

классов,

основные

факторы,

влияющие

на

их

развитие, описали методы силовой подготовки, дали общую характеристику

психолого-педагогических особенностей, характеристику развития юношей 16-

17 лет, предложили комплексы упражнений, которые можно использовать для

развития силовых качеств у юношей на уроках физической культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1 . Дорохов Р.Н.

Силовая подготовка школьников: монография / Р.Н.

Дорохов,

А.Н. Хорунжий, Н.Р. Дорохов. – Смоленск – 176 с.

2. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической

культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.:

Издательский центр «Академия», 2002. — 264 с.

3. Зациорский, В.М. Физические качества спортсменов / В.М. Зациорский. –

М. : Физкультура и Спорт, 1970. – 200 с.

4. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя

/ В.И. Лях. – М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1998. – 272 с.

5. Лях В.И. Силовые способности в школе. Основы тестирования и методика

развития // Физическая культура в школе. — № 1 — 1997.

6. Матвеев Л.П. "Основы спортивной тренировки" -М., "Физкультура и спорт",

1977

7. Реан А.А. Учебник. Под ред. А.А. Реана — СПб.:-прайм-еврознак», 2003. —

480 с