"Рассматривание картин Васнецова"

Автор: Воробьева Елена Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 18
Населённый пункт: город Мончегорск, Мурманская обл.
Наименование материала: Семинар-практикум
Тема: "Рассматривание картин Васнецова"
Дата публикации: 26.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Семинар-практикум

«Рассматривание картин Васнецова»
Период дошкольного детства – один из самых благоприятных этапов в общении детей с изобразительным искусством, в развитии у них способностей к изобразительной деятельности. Книга – одно из первых произведений искусства, с которым он знакомится. Иллюстрации к книгам – самый распространенный вид изобразительного искусства, с которыми встречаются дети дошкольного возраста, поэтому семинар-практикум, мы решили посвятить именно книжной графики, а именно остановиться на творчестве Юрия Алексеевича Васнецова Рассматривание книжных иллюстраций – широко используемый метод в обучении детей изобразительной деятельности. Это начальная ступень в понимании детьми других видов изобразительного искусства, более сложных по средствам выразительности (живописи, скульптуры и др.). Образы, созданные хорошим художником-иллюстратором – это прекрасные образцы самобытного творчества. Поскольку художник-иллюстратор в детской книге выступает как творец и соавтор писателя, он не просто отражает в своих рисунках мир литературного произведения, но и дает трактовку, зрительную интерпретацию, свое понимание событий и образов. Вглядываясь в иллюстрации, ребенок получает истинную радость и удовольствие от творческих открытий художника, от внутреннего созвучия литературных и художественных образов, дающих простор воображению и собственному творчеству. Книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражающуюся, прежде всего, в стремлении к красоте во всех ее проявлениях, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей. Юрий Алексеевич Васнецов родился 22 марта в 1900 году, в старинном русском городе Вятке. Маленьким мальчиком Васнецов играл в бабки, пас лошадей в ночном, а на сон грядущий слушал сказки. Сказки! Кто не любил их на Руси! «Два крайних возраста человеческой жизни – старость и детство – дружно встречались на сказке. Поколение отживающее передавало предание поколению народившемуся. Старый, рассказывает сказку, малый слушает. Один припоминает прошедшее, другой гадает о будущем» (Ф.Буслаев). Красоту мира Юрий Алексеевич учился понимать у народных мастеров. Замечательные эти умельцы были от природы людьми талантливыми, весёлыми и щедрыми. Они разрисовывали ставни окон, расписывали прялки, печи, дуги, берестяные туески – всё, что только можно было украсить изображениями фантастических растений, птиц, зверей. Всю свою жизнь любил Юрий Васнецов вспоминать весёлую ярмарку Свистунью, где возами продавались изделия народных умельцев. Всё там было нарядное, яркое, праздничное: вышитые скатерти, деревянные вёдра, глиняная посуда. И уж непременно пряники и расписные свистульки. Юрий Васнецов сам взял в руки кисточку и стал расписывать печи да ставни. Быть бы и ему одним из вятских мастеров, но он захотел учиться и уехал из Вятки в Ленинград, который тогда назывался Петроградом. Он поступил в Академию Художеств и успешно закончил учебу в 1926г. В поисках заработка, молодой художник начал сотрудничать с отделом детской и юношеской литературы. Юрий Алексеевич Васнецов иллюстрировал и оформлял книги В.Бианки, С.Маршака, К.Чуковского, русские народные сказки и др. Задумчивый лесной край, где родился и вырос художник, детские впечатления от ярмарки с нарядными дымковскими куклами-барынями, расписными яркими петухами, конями оказали заметное влияние на его творчество. Многие персонажи рисунков Ю.А.Васнецова имеют сходство с образами, рожденными народной фантазией. Книги, оформленные Ю.А.Васнецовым, легко узнаются. Иллюстрации в них имеют первостепенное значение, текст подчиняется им. Ю.А.Васнецов оформляет книгу в целом, при этом
строгая конструктивность и логическая завершенность всех ее элементов не сковывают творчество и неистощимую фантазию мастера. Книжки-картинки Ю. Васнецова знакомят ребенка с жизнью через искусство (Л.Толстой "Три медведя", П.Ершов "Конек-горбунок", С.Маршак "Теремок" и др.). Лучшие работы художника – иллюстрации к сборникам "Ладушки" и "Радуга-дуга". Ю.Васнецова по праву называют художником русской сказки. Он создал яркий, неповторимый мир сказочных образов, близкий и понятный каждому ребенку. Одной из основных особенностей его художественного метода является неразрывная органическая связь с народным искусством. Причем Ю.Васнецов перерабатывает принципы народного творчества, сближая их с современным ему искусством. Образы, созданные им, отмечены оптимизмом, жизнеутверждающей силой, которая характерна для народного искусства. Фантастические, сказочные пейзажи основаны на живых впечатлениях реальной русской природы. Птицы и звери, действующие в сказках, приобретают у Ю.Васнецова особенную выразительность именно потому, что художник придает им движения и повадки, зорко подмеченные в реальной действительности. Специфическая черта художественного метода Ю.Васнецова – редкая способность творить как бы от лица своего будущего зрителя, умение заново пережить детскую увлеченность сказкой и как бы пропустить сквозь призму детского восприятия традиции народного творчества. Один из излюбленных композиционных приемов художника – повтор и перекличка мотивов. Вместе с тем каждая васнецовская книга представляет собой новый вариант образного, композиционного, колористического решения. Эмоциональный строй рисунков Ю.Васнецова организуется цветом, который играет особую роль. Он не утрачивает декоративности, характерной для народного искусства, оно одновременно становится носителем напряженного поэтического чувства, вложенного художником в тему сказки. Цвет васнецовских иллюстраций является для ребенка как бы цветовой азбукой. Цвет персонажей определен, прост, его легко назвать: волк-серый, гуси-белые, лиса-рыжая и т.п. Вместе с тем Ю.Васнецов удивительно точно добивается пропорциональности реального и фантастического цвета, что способствует правильному восприятию ребенком изображения. В книге "Ладушки" художник смело и изобретательно использует цвет фона. Цвет становится здесь как бы средой, в которой происходит действие. Такой прием искусствоведы условно назвали "принципом волшебного фонаря". Радостно и празднично освещая желтым, красным, синим или розовым "светом" забавные сценки, художник привлекает внимание зрителя, неожиданностью цветового фона страницы, используя близкий детям прием быстрой смены впечатлений. Но каждое цветовое пятно иллюстрации, "настроенное" в соответствии со звучанием цветового фона, живет и своей собственной жизнью, включаясь в общую композицию. Рисунки Васнецова декоративны: яркие краски, сложные узоры, цветной фон — розовый, синий, жёлтый, красный. Цвет в его иллюстрациях становится той средой, где развёртывается действие. Посмотрите, как необычно всё, что вы видите на рисунке к песенке «Гуси». На интенсивно-синем фоне разбросаны белые силуэты летящих птиц: они образуют сложный узор вокруг серого пятна, которым обозначен бегущий волк. Волк уносит в зубах миленького гусёнка, и белые птицы с вытянутыми шеями и раскрытыми клювами со всех сторон налетают на волка. Ярко-зелёные стебли растений, бледно-зелёные и голубые цветы окружают изображённое действие, образуя декоративную рамку. Но цвет в иллюстрациях Васнецова играет не только декоративную роль, он создаёт настроение, чаще всего радостное, оптимистичное. Цвет – это впечатления, ощущения, настроение. Обратите внимание, как малиновый цвет передаёт настроение маленького мальчика. А растения?! Они тоже как будто радуются вместе с мальчиком, повторяют его движения. Радуются вместе с ним и птицы, летающими вокруг маленького сказочного домика. Рисунок пронизан теплом, поэзией и счастьем! И создаётся всё это яркой гаммой красок. Для Васнецова мир сказки – это мир счастливого детства, мир, где нет жестокости, где добро всегда побеждает зло. В сказках, которые иллюстрировал художник, живут и действуют «его, васнецовские», герои, растут «его» деревья, травы и цветы, в тёплом «васнецовском» воздухе летают «его» птицы и бабочки.
Они, на первый взгляд, как будто бы ненастоящие, игрушечные. Юрий Алексеевич рисует их так, как их видит маленький зритель. Он не стремится изобразить реалистические подробности, детали, для него важно, чтобы тот, кто рассматривает рисунки, почувствовал их сказочную природу. Вот на рисунке изображены медведь, с огромной дубиной в лапах, и крокодил, проглотивший солнце. А на другом рисунке – медведь, победивший крокодила и освободивший солнце. Он похож на игрушечного мишку, которого можно купить в магазине и с которым любят играть дети. Этот сказочный герой совершает добрые поступки. И все звери и птицы, мальчики и девочки радуются и говорят ему «Спасибо». Прочитав маленькую сказку В.В.Бианки (1894-1959) «Лис и Мышонок» Васнецов изобразил целый спектакль, участником которого становится читатель. Он широко использует возможности разворота (две соседние страницы). Вот встречаются Лис и Мышонок. — Для чего ты землю копал? — спрашивает Лис. — Норку делал. — А для чего норку делал? — От тебя. Лис, прятаться. Композиция разворота продумана до мелочей. Изображение большого хитрого и опасного Лиса занимает всю левую страницу. А маленький мышонок надежно спрятан на соседней (правой) странице в своей уютной норке. А вот Лис с палкой стоит около норки и думает, как ему «поймать Мышонка? Как попасть в норку?» Вы смотрите на Лиса и вдруг ощущаете, что на вас с рисунка смотрит большой холодный месяц. Он светит на Лиса и на вас колючими лучами. А потом вы замечаете: Мышонок сладко спит в своей маленькой кроватке. Спит, а в окошко глядит месяц, но только маленький, спокойный. И он не мешает Мышонку спать. Два месяца на одном рисунке! Правда, очень интересно, с выдумкой, нарисовал всё это художник? Большое внимание Васнецов уделял оформлению книжки в целом. Так же, как Лебедев и Конашевич, он много работал над обложкой книги, над шрифтом. Его иллюстрации обычно занимают всю страницу, а иногда и разворот книги, текст сказки дан внутри рисунка. Рассмотрите внимательно обложку сказки Л. Н. Толстого (1828-1910) «Три медведя». Не создастся ли у вас впечатление, что три медведя лишь на минуту приостановились? Сфотографируются и пойдут гулять по лесу? Читая эту сказку, обращайте внимание на то, как художник использует цвет, как он рисует обстановку в домике медведей, как чередует большие и маленькие объёмы в живописном рассказе о трех медведях. К сказке Льва Толстого «Три медведя» художник сделал удивительные иллюстрации. Большой страшный, будто заколдованный лес, и медвежья изба слишком велики для маленькой заблудившейся девочки. И тени в доме тоже темные, жуткие. Но вот девочка убежала от медведей, и на рисунке сразу посветлел лес. Так художник передал красками мажорное настроение. Иллюстрация помогает глубже и лучше воспринимать текст, быстрее запоминать содержание, дополняя и углубляя содержание книги, обогащая и развивая зрительное восприятие ребенка, дает знания об окружающем мире. Книжная иллюстрация выполняет и эстетическую функцию, воплощая идейное содержание литературных произведений в художественных образах, ярких, выразительных, конкретных. Дети по картинкам как бы прочитывают книгу, прослеживая сюжет от одной иллюстрации к другой.

Практическая часть
Знакомство детей с рисунками художников-иллюстра торов осуществляется как на занятиях по изобразительной деятельности, развитию речи, ознакомлению с окружающим, так и на специальных. Специфика этой работы требует определенного рода знаний, некоторой специальной подготовки. И сейчас, я предлагаю вам фрагмент такого занятия
в средней группе
«О том, как Юрий Васнецов животных рисовал»
.

Цель.
Продолжать знакомство детей с творчеством Ю.Васнецова, формировать интерес к книжной графике, привлекая внимание к особенностям средств выразительности художника, сказочности и декоративности нарисованных образов животных.
Материал.
Иллюстрации Ю.Васнецова в книге «Радуга»: «Пошел котик на торжок», «Конь»; портрет художника Ю.Васнецова.
Ход занятия.

В-ль,
показывая детям портрет Ю.Васнецова, спрашивает: «Дети, а вы не забыли, как зовут этого художника? Мы уже говорили о нем и рисовали цветы, деревья так же, как рисовал этот художник. Как его зовут? Да, это Юрий Алексеевич Васнецов. Сегодня я хочу показать вам, как этот художник рисовал животных. Сначала я расскажу вам одну историю. Однажды сидел Юрий Алексеевич за столом и рисовал. Перед ним лежали кисти, карандаши и краски. А около его ног были разбросаны разные рисунки. «Папа, что это?» – спросила художника дочка и подняла один лист. – «Коты», - спокойно ответил художник. С листа бумаги на девочку смотрел зеленый кошачий глаз, а сам кот был синий, в пестрых пятнышках. На другом листе кот был в лаптях, с корзинкой за спиной. -Какие странные коты, - сказала девочка, - Почему они на нашего Мурзика не похожи? - Потому что я рисую сказочного кота, - ответил Васнецов. – В сказках все звери удивительны…Вот я и думаю, каким нарисовать моего кота?… - помолчав, добавил он и обмакнул кисть в розовую краску. Правду сказал художник: в сказках все звери удивительны» Воспитатель показывает иллюстрации, где изображены разные коты. Так, показывая кота к потешке «Пошел котик на торжок…», спрашивает: «Каким изобразил здесь художник кота? Да, совсем как человека – на двух ногах, словно дедушка идет, с палочкой в одной руке и с огромной булкой в другой. А что здесь еще сказочного? Да, одет как человек, в валеночки расписные. А что художник нарисовал розовой краской? - Бантик. Вот какой сказочный кот!
Задание № 1

Задание.
Рассмотрите иллюстрацию Ю.Васнецова к Русской народной песенке «Собака, кот, кошка и курочка». Придумайте вопросы для беседы, способствующие развитию фантазии, воображения ребенка.
Ответ.
Сначала необходимо погрузить ребенка в сказочную атмосферу иллюстрации. Начните беседу по рисунку с описания. Например: «Чистое, без единого облачка, весеннее небо. Появились первые цветы. А на фоне голубого неба ярко-желтыми куполами выделяется крыша удивительного сказочного домика». Далее предложите детям пофантазировать: как выглядит комната собачки, котика, курочки? Есть там мебель, посуда или нет? Если есть, то какая? В какие игрушки играет маленькая кошечка в желтой рубашке? И т.д.
Задание № 2


Задание.
Перед Вами иллюстрация Ю.Васнецова к сборнику стихов А.А.Прокофьева «Шутки – прибаутки». Придумайте рассказ к иллюстрации, который заинтересовал бы ребенка и побудил бы его к самостоятельному рассказыванию.
Ответ.
Примерный рассказ к иллюстрации. «Среди заснеженного леса, переливаясь и искрясь, стоит избушка. У зимы в лесу избушка. На все стороны резьба! Два столба хрустальных враты, Сторожить приставлены. Ледяные окна скрыты Ледяными ставнями. Бежали зайчата, увидали избушку и остановились. «Как красиво! А кто там живет? – Подумали зайчата. – А можно ли туда войти?» «Кар-кар-кар! Глупые, невоспитанные зайчата! – прокричала ворона. – Во-первых, негоже без разрешения входить в чужой дом. А во-вторых, вдруг там охотник живет? Пиф-паф – и все». Стоят зайчата и думают: «Дом такой хорошенький. Так войти хочется». А как вы думаете, кто там живет?»