Напоминание

"Кодирование информации"

Автор: Ходырева Наталья Михайловна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ Лядовская ООШ
Населённый пункт: Пермский край, Пермский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Кодирование информации"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Конспект урока по информатике

«Кодирование информации».

Учитель: Ходырева Наталья Михайловна

Предмет: информатика, 5 «А» класс

Тема урока: Кодирование информации

Цель урока:
� Познакомить учащихся с многообразием окружающих человека кодов, ролью кодирования информации в жизни человека.  Развивать внимание, воображение, логическое мышление на основе упражнений на кодирование информации.  Воспитывать самостоятельность, интерес к предмету.
Оборудование:
 ПК,  проектор,  презентация,  карточки с вопросами, заданиями, коды.
Ожидаемый результат:
каждый ученик - дает определение код, кодирование, декодирование, ключ; - умеет кодировать и декодировать информацию с помощью ключа. План
План урока
1 Организационный этап. 5 мин 2 Этап актуализации опорных знаний 10 мин 3 Этап изучения нового материала. 7 мин 4 Работа в группах 7 мин 5 Физминутка 3 мин 6 Практическая работа 7 мин 7 Итог урока 3 мин 8 д/з 3 мин


Ход урока
№ п/п. Этапы Деятельность учителя Действия ученика
1.

Организационный

этап. 5 мин

Слайд I

ФОФ
- Здравствуйте ребята! Мы продолжаем осваивать науку информатику, откройте тетради, запишите дату … и тему сегодняшнего урока. На слайде записана тема урока- 12 16 5 10 18 16 3 1 15 10 8 10 15 22 16 18 14 1 24 Записывают дату

Слайд II
10 10 - По данной записи вам понятно, что мы будем изучать сегодня на уроке? (нет) - Почему? - И как вы думаете, какая тема урока? А какие цели будут перед нами стоять? - Запишем тему урока
КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ
, какой шифр (ключ) использовался, узнаем чуть позже. Посмотрите на слайд:
Ожидаемый результат
: каждый ученик - дает определение код, кодирование, декодирование, ключ;- умеет кодировать и декодировать информацию с помощью ключа. –
Для успешной работы каждого мы

будем использовать табель ваших

достижений, где будет

фиксироваться выполнение

каждым учеником заданий на

уроке.
Тема зашифрована, закодирована
2.

Этап актуализации

опорных знаний

Припоминание ПОФ

Рефлексивный момент

Презентация III слайд:
- Для того, чтобы хорошо вникнуть в содержание новой темы мы припомним изученный ранее материал, работая в парах: За каждый правильный ответ ставьте 1 балл. 1. Что такое информация? 2. Что можно делать с информацией? 3. Что такое источник информации? 4. В результате какого информационного процесса образуется новая информация? 5. Что такое носитель информации? 6. Что такое приемник информации? Выясним, как справились – У кого 3 балла (максимальное количество) за это задание? - У кого 1 балл? На какой вопрос не смог ответить? - У кого ноль баллов? - Ребята, эти вопросы мы повторили, чтобы вспомнить по какой схеме происходит процесс передачи информации: Источник информации Информационный канал Приемник информации
Сначала еще раз проговорите друг

другу эту схему.
Кто готов озвучить вслух? ОДИН УЧЕНИК СПРАШИВАЕТ, А ДРУГОЙ ОТВЕЧАЕТ Проговаривают друг другу еще раз схему
3.

Этап изучения нового
- Верно, информация может Слушают объяснение

материала.

ПОФ Презентация IV слайд

Презентация V слайд

Презентация VI слайд
поступать от источника информации к приёмнику по информационному каналу с помощью различных условных знаков или сигналов. Для того чтобы произошла передача информации, приёмник информации должен не только получить сигнал, но и расшифровать его, т. е. понять. Так, услышав звонок будильника, вы понимаете, что пришло время просыпаться и собираться в школу. Телефонный звонок означает, что кому-то нужно с вами поговорить. Звонок в дверь сообщает, что кто-то пришёл, а школьный звонок собирает вас на урок или оповещает о долгожданной перемене. Но необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода. - А что же такое код? Сформулируйте определение, используя клише (шаблон)
Код — это система
… …. для представления …. .
Кодирование – процесс

представления … с помощью
……. Сначала сформулируйте в парах, затем озвучьте вслух, запишите в тетрадь (записать в тетрадь) С кодированием информации мы часто встречаемся в нашей жизни. Например, на улице поперек дороги можно увидеть широкие белые полосы – “зебру”. “Зебра” является закодированной для водителей и пешеходов информацией: здесь можно переходить через дорогу! Правила дорожного движения кодируются с помощью наглядных символических рисунков. А команды светофора для пешеходов и водителей кодируются цветовым способом. Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. С помощью нотных знаков записывается (кодируется) любое музыкальное произведение
В середине XIX века французский

педагог Луи Брайль придумал

специальный способ

представления информации для
Формулируют определение, используя клише, затем записывают в тетрадь Записывают определение

слепых. «Буквы» этого кода

выдавливается на листе плотной

бумаги. Одна буква занимает два

столбика, в каждом из которых

может быть выдавлено

соответствующее количество точек.

Проводя пальцами по

образовавшимся от уколов

выступам, незрячие люди

различают буквы и могут читать

Проверка усвоения

материала:

Презентация VII слайд
- Ребята, всем понятно, что такое код? Что такое кодирование? - Повторим еще раз эти понятия по тетради в полголоса хором - А как вы поняли, для чего люди используют кодирование различной информации в повседневной жизни? (Это удобно, необходимо) Приведите свои примеры кодирования информации. -Хорошо. - Но нельзя, например, передать устное сообщение человеку, который находится очень далеко, без специальных устройств. Для этого можно воспользоваться телефоном. Телефон сначала преобразует устную речь в электрические сигналы, а затем – обратно в звук. При этом смысл сообщения не изменяется.
Процесс, обратный кодированию,

называется декодирование,
запишите в тетрадь определение.
Декодирование – процесс,

обратный кодированию.

Презентация VIII слайд
- Ну, а что же с темой урока? Кто-нибудь догадался, как она была закодирована? - Чтобы раскодировать тему мы воспользуемся таблицей кодов, которая представляет собой алфавит, каждая буква которого пронумерована по порядку - А теперь давайте расшифруем с помощью таблицы записанную тему урока. 12 16 5 10 18 16 3 1 15 10 8 10 15 22 16 18 14 1 24 10 10 - Таблица кодов, которая используется как для кодирования, так и для декодирования называется ключом.

Презентация VII слайд
Запишите определение
Ключ – это секретный алфавит

кодирования и декодирования

информации

4. Работа в группах:
- закодировать информационное сообщение (слово успех), используя различные коды: азбука Морзе, семафорная азбука - флажки, код замены буквы числом и составление ребуса. Прочитайте задание, вам понятно, как выполнить это задание? Не забудьте оценить свою работу в группе (оценка группы) От группы выступает командир и демонстрирует результат кодирования, другие пытаются декодировать. - Ребята, вам понятно содержание сообщения? (нет) Почему? - А тем, кто демонстрировал? (да) Почему? Верно, чтобы приемнику информации было понятно содержание сообщения, необходимо знать ключ – алфавит кодирования (привести пример по группам).
Работа в группах

Командиры

демонстрируют и

выстраиваются все у

доски.

Рефлексивный момент
Командиры оцените работу своей группы
5. Физминутка.
Давайте действиями и словами передадим информацию. На каждый вопрос дети отвечают хором: “Вот так!” и жестом показывают нужное движение (действие): - Как живешь? - Вот так! (Показ большого пальца.) - Как идешь? - Вот так! (Прошагать двумя пальцами по ладони) - А бежишь? - Вот так! (Согнуть руки в локтях и показать, как работают ими при беге.) - Ночью спишь? - Вот так! (Руки под щеку и положить их на голову.) - Как берешь? - Вот так! 8 - А даешь? - Вот так! Как шалишь? - Вот так! (Надуть щеки и слегка стукнуть по ним ладонями) - А грозишь? - Вот так! (Погрозить пальчиком своему соседу.) - Вы только что продемонстрировали код или
азбуку жестов
6. Этап применения

изученного материала

Практическая работа

Презентация IX слайд
- А сейчас вы выполните задание на кодирование информации на компьютере: Открыть файл «КОДИРОВАНИЕ» и для каждого знака дорожного движения написать пояснение, т. е. что он обозначает, например:
Подземный переход

Зарегистрируйтесь в журналах,

работаем внимательно, выполняя

правила по технике безопасности

Этап контроля и

самоконтроля, коррекции
Сверьте полученный результат с таблицей на слайде, поставьте столько баллов, сколько правильных ответов.
7. Итог урока.

Рефлексивный момент

Слайд X

Слайд XI
вопросы на слайде обсудите в группах
Ожидаемый результат: каждый

ученик
- дает определение код, кодирование, декодирование, ключ; - умеет кодировать и декодировать информацию с помощью ключа. - Посчитайте общее количество баллов и поставьте итоговую оценку. Слайд с критериями оценки Встаньте кто получил 5 … (командиры собирают оценочные листы и сдают учителю)
8. Этап информации о

домашнем задании
Слайд XII
На след урок
Слайд XIII - а сейчас посмотрите какое д/з вам предстоит сделать к след. уроку, проговорите по очереди друг другу в парах, Все понятно? а теперь открыли дневники и записываем § 1.6, в рабочих тетрадях задание 15, 16 или 17 по выбору. У кого нет тетради – распечатки на столе. - Ребята, а как вы думаете, мы сегодня на уроке все узнали о кодировании информации? (нет) - Да, нам предстоит еще много интересного узнать о кодировании, о кодах, которые нас окружают. Например, в памяти компьютера информация представлена в двоичном коде, где всего два символа 0 и 1. Ноль означает …. Но нет, это оставим на следующий урок!