"Формирование нравственно зрелой личности средствами изобразительного искусства у обучающихся"

Автор: Полякова Марина Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СПШ №33"
Населённый пункт: город Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование нравственно зрелой личности средствами изобразительного искусства у обучающихся"
Дата публикации: 26.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Формирование нравственно зрелой личности средствами

изобразительного искусства у обучающихся.
В педагогической практике редко употребляется термин «духовный мир» ребенка. Еще реже – «формирование духовного мира» обучающегося. Как правило, мы говорим об обучении учащихся и их воспитании. Само собой получилось, что практически стали разделяться эти процессы. Теоретически мы знаем, что всё
,
что воспитывает - обучает, а то, что обучает, - воспитывает. Но это теория. А на практике мы планируем отдельные мероприятия, которые, по нашему мнению, должны воспитывать и проводим занятия, которые, как мы считаем - обучают. Развитие личности происходит, прежде всего, в познавательной деятельности (урочной и внеурочной), в организации разнообразной и интересной жизни коллектива, в работе объединений по интересам, в свободном общении, в личной жизни растущего человека. Для педагога всегда принципиальную важность имела формулировка целей воспитания. Из глубины веков дошла до нас мечта человечества о свободной, всесторонне развитой, гармоничной личности. Нет оснований и сегодня отказываться от нее как от сверхцели. Воспитание - это лишь одна из трех ипостасей, в которых развивается личность: социализация, воспитание, саморазвитие. Одно из типичных заблуждений педагогов, особенно долго проработавших - это отношение к ребенку, как к «величине постоянной». Педагог уверен, что подросток - всегда подросток, что основные возрастные особенности детей повторяются из года в год. Так, можно было рассуждать, когда мы ориентировались на «среднестатистического» подростка. Сегодня, когда в каждом нужно видеть «неповторимую индивидуальность», прежние подходы непродуктивны. Нет ни общих идеологических установок, нет (да, вероятно, и не может быть) единой программы воспитания, нет даже столь привычного контроля над воспитательной работой. Но самое страшное - неясны идеалы, без которых воспитание как целенаправленный процесс существовать не может. В этих условиях история мировой и отечественной педагогики подсказывают единственный выход - обратиться к разумному, доброму, вечному, к тем общечеловеческим ценностям, которые вырабатывались веками, на протяжении всей истории человеческих цивилизаций. Общечеловеческие ценности имеют несколько уровней. Первый из них - уровень житейского сознания, на котором бытуют морально - нравственные установки, регулирующие отношения между людьми. В их основе – «золотое правило нравственности»: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Из него вытекают многие черты характера, составляющие образ хорошего человека: доброта, порядочность, трудолюбие, скромность, милосердие. В реальной жизни нередки ситуации, когда зло очень привлекательно, а доброта оборачивается жестокостью, смелость - дерзостью, щедрость - расточительством. Сегодня большую популярность приобретают различные
патриотические движения, клубы, объединения. Идет активное освоение народных обычаев, обрядов, праздников, изучается национальный фольклор, возрождаются народные ремесла и промыслы, восстанавливаются храмы. К сожалению, происходит и разрушение памятников воинам – освободителям, осквернение наград и знамен, оскорбляется историческая память старших поколений. В отношении людей к Родине и ее истории определились два полюса: на одном - глубокое патриотическое чувство, ведущее к активной созидательной позиции, на другом - вандализм и циничный отказ от своего Отечества, позиция предателя. Между ними несчетное множество переходных вариантов. В этой зоне колеблющихся, неустойчивых и находится большая часть подростков. А значит, величайшая ответственность ложится на педагога. Изобразительная деятельность, как дополнительное образование, направлена на закрепление и сохранение социальных мотивов, специфических для изодеятельности. К ним относятся стремления учащихся отразить волнующее событие; выразить своё отношение к нему; необходимость быть понятым и принятым в своей деятельности взрослыми и другими детьми; вкус к художественному творчеству, преобразованию своих впечатлений и выражению их в продуктивной форме. Такие мотивы, выражая и развивая духовные потребности ребёнка, в то же время стимулируют его образное видение, воображение, направленность его деятельности на результат. Таким образом, формирование нравственно зрелой личности в процессе изобразительной деятельности представляет собой организуемый и управляемый педагогом процесс индивидуально значимой деятельности каждого воспитанника изостудии детского дома, в которой одновременно используется его прежний опыт и формируется новый опыт благодаря включённости в контекст жизнедеятельности.