"Формирование нравственно зрелой личности средствами изобразительного искусства у обучающихся"
Автор: Полякова Марина Алексеевна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СПШ №33"
Населённый пункт: город Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование нравственно зрелой личности средствами изобразительного искусства у обучающихся"
Формирование нравственно зрелой личности средствами
изобразительного искусства у обучающихся.
В педагогической практике редко употребляется термин «духовный
мир» ребенка. Еще реже – «формирование духовного мира»
обучающегося.
Как правило,
мы говорим
об обучении учащихся
и их воспитании.
Само собой получилось, что
практически стали разделяться эти процессы.
Теоретически мы знаем, что всё , что воспитывает - обучает, а то, что обучает,
-
воспитывает. Но это теория. А на практике мы планируем отдельные
мероприятия, которые, по нашему мнению, должны воспитывать
и проводим
занятия, которые, как мы считаем - обучают.
Развитие личности происходит,
прежде
всего, в познавательной
деятельности (урочной и внеурочной), в
организации разнообразной
и
интересной жизни коллектива, в работе
объединений по интересам, в
свободном общении, в личной жизни
растущего человека. Для педагога
всегда принципиальную важность
имела формулировка целей воспитания.
Из глубины веков дошла до
нас мечта человечества о свободной,
всесторонне развитой,
гармоничной личности. Нет оснований
и сегодня
отказываться от нее как от сверхцели.
Воспитание - это лишь одна из трех ипостасей, в которых развивается
личность: социализация, воспитание, саморазвитие.
Одно из типичных
заблуждений
педагогов, особенно долго проработавших - это отношение
к
ребенку, как к «величине постоянной». Педагог уверен, что подросток -
всегда подросток, что основные возрастные особенности детей повторяются
из года в год. Так, можно было рассуждать, когда мы ориентировались
на
«среднестатистического» подростка. Сегодня, когда в каждом
нужно видеть
«неповторимую индивидуальность», прежние подходы
непродуктивны.
Нет ни общих идеологических
установок, нет (да, вероятно, и не может
быть) единой программы воспитания, нет
даже столь привычного контроля
над воспитательной
работой. Но самое страшное - неясны идеалы, без
которых воспитание как целенаправленный процесс существовать не может.
В этих
условиях история мировой и отечественной педагогики подсказывают
единственный выход - обратиться
к разумному, доброму, вечному, к
тем
общечеловеческим ценностям, которые вырабатывались веками,
на протяжении
всей истории человеческих цивилизаций.
Общечеловеческие ценности имеют
несколько уровней. Первый из них
- уровень житейского сознания, на котором
бытуют
морально - нравственные установки, регулирующие отношения
между людьми. В их основе – «золотое правило нравственности»: относись к
людям так, как ты хочешь, чтобы они относились
к тебе. Из него вытекают
многие черты характера, составляющие образ хорошего человека:
доброта,
порядочность, трудолюбие, скромность, милосердие.
В реальной жизни нередки ситуации, когда зло очень привлекательно, а
доброта оборачивается
жестокостью, смелость - дерзостью, щедрость -
расточительством. Сегодня большую популярность приобретают различные
патриотические движения, клубы, объединения. Идет активное
освоение
народных обычаев, обрядов, праздников, изучается национальный фольклор,
возрождаются народные ремесла
и
промыслы, восстанавливаются храмы. К
сожалению, происходит и разрушение памятников воинам – освободителям,
осквернение наград и знамен, оскорбляется историческая память старших
поколений.
В отношении людей к Родине и ее истории определились
два полюса: на
одном - глубокое патриотическое чувство, ведущее к активной созидательной
позиции, на другом - вандализм
и циничный отказ от своего Отечества,
позиция предателя. Между ними несчетное
множество переходных
вариантов. В этой зоне колеблющихся,
неустойчивых и находится большая
часть подростков. А значит,
величайшая ответственность ложится на
педагога.
Изобразительная деятельность, как дополнительное образование,
направлена на закрепление и сохранение социальных мотивов,
специфических для изодеятельности. К ним относятся стремления учащихся
отразить волнующее событие; выразить своё отношение к нему;
необходимость быть понятым и принятым в своей деятельности взрослыми и
другими детьми; вкус к художественному творчеству, преобразованию своих
впечатлений и выражению их в продуктивной форме.
Такие мотивы, выражая и развивая духовные потребности ребёнка, в
то же время стимулируют его образное видение, воображение,
направленность его деятельности на результат.
Таким образом, формирование нравственно зрелой личности в
процессе изобразительной деятельности представляет собой организуемый и
управляемый педагогом процесс индивидуально значимой деятельности
каждого воспитанника изостудии детского дома, в которой одновременно
используется его прежний опыт и формируется новый опыт благодаря
включённости в контекст жизнедеятельности.