Автор: Сеидова Гаджиниса Сабировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с № 30 "Улыбка"
Населённый пункт: Дербент
Наименование материала: СТАТЬЮ
Тема: Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников
Глубокое знакомство ребёнка со свойствами окружающего мира трудно представить без
его исследовательской деятельности в природе. Психолог, исследователь детского
мышления Н. Н Поддъяков отмечает: «Фундаментальный факт заключается в том, что
деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские
деятельности, в том числе и игровую.
Дошкольники любят экспериментировать – эта деятельность отвечает возрастных
особенностям их мышления – наглядно образного и наглядно-действенного.
Детское экспериментирование отличается от от аналогичной деятельности подростков и
тем более учёных. Отличие заключается в его сходстве с игрой, а также
манипулирования предметами, которые являются основными способами познания
окружающего мира в дошкольное детстве. Главное достоинство экспериментирования
заключается в том что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах
предметов, явлений, об их взаимоотношений с другими предметами и явлениями, а
также со средой, в которой они находятся.
Доказано благотворное влияние опытнической деятельности на целостное развитие
ребенка: благодаря протяжённым во времени экспериментам развивается память; в
связи с необходимостью совершать операции анализа и синтеза, сравнения,
классификации и обобщения активизируются мыслительные процессы. Желание
рассказать о увиденном, обсудить обнаруженные закономерности и выводы развивает
речь.
В области экологического воспитания метод экспериментирования особенно важен.
Одной из задач воспитания экологической культуры дошкольников является
ознакомление детей со взаимосвязями существующими в природе
Именно осознание единства природы, тесной связи всего со всем, позволит ребёнку в
настоящем, а главное в будущем правильно строить свое поведение по отношению к
природе.
Никакой рассказ взрослого, даже самый красочный, не заменит детям наглядно –
чувственного восприятия этих зависимостей. Изучая особенности жизни живых существ
свойств воды, воздуха, песка, глины, почвы, камней,, из взаимодействие друг с другом
и окружающей средой, дети опытным путем получают неоценимые по своей важности
знания. Такие знания остаются на всю жизнь, так как ребёнок не просто слушал
рассказ воспитателя, а сам лично наблюдал процесс, участвовал в нём, эмоционально
переживал, строил предложения, видел результат.
Какие условия необходимо создать в детском саду и дома чтобы процесс
экспериментирования был не только развлечение но и познание? Вот несколько
советов.
Помогайте детям находить ответы на их вопросы самостоятельно, не давая сразу
готовых ответов. Задайте наводящие вопросы, организуйте вместе с детьми
эксперименты и опыты.
Не сдерживайте инициативы малыша, предоставить ему самому делать все
доступные для него действия, оказывайте лишь необходимую с вашей стороны помощь.
Для дошкольников, в силу их возрастных особенностей, пока сложны
продолжительные во времени эксперименты, длящиеся от недели и более, поэтому при
таких экспериментах периодически вместе с ребёнком наблюдайте и обсуждайте его
ход ведите календарь наблюдений, где вместе с ребёнком будете отражать
происходящие изменения – это поможет интерес ребёнка не угаснуть.
В заключении эксперимента всегда старайтесь подвести ребёнка к выводу: «О
чем свидетельствует результат опыта, что это значит!... «Это поможет развить у
ребёнка способность анализировать, делать выводы и обобщать – эти умения очень
пригодятся для обучения в школе и всей его последующей жизни.