Напоминание

Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников

Автор: Сеидова Гаджиниса Сабировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с № 30 "Улыбка"
Населённый пункт: Дербент
Наименование материала: СТАТЬЮ
Тема: Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Глубокое знакомство ребёнка со свойствами окружающего мира трудно представить без

его исследовательской деятельности в природе. Психолог, исследователь детского

мышления Н. Н Поддъяков отмечает: «Фундаментальный факт заключается в том, что

деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские

деятельности, в том числе и игровую.

Дошкольники любят экспериментировать – эта деятельность отвечает возрастных

особенностям их мышления – наглядно образного и наглядно-действенного.

Детское экспериментирование отличается от от аналогичной деятельности подростков и

тем более учёных. Отличие заключается в его сходстве с игрой, а также

манипулирования предметами, которые являются основными способами познания

окружающего мира в дошкольное детстве. Главное достоинство экспериментирования

заключается в том что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах

предметов, явлений, об их взаимоотношений с другими предметами и явлениями, а

также со средой, в которой они находятся.

Доказано благотворное влияние опытнической деятельности на целостное развитие

ребенка: благодаря протяжённым во времени экспериментам развивается память; в

связи с необходимостью совершать операции анализа и синтеза, сравнения,

классификации и обобщения активизируются мыслительные процессы. Желание

рассказать о увиденном, обсудить обнаруженные закономерности и выводы развивает

речь.

В области экологического воспитания метод экспериментирования особенно важен.

Одной из задач воспитания экологической культуры дошкольников является

ознакомление детей со взаимосвязями существующими в природе

Именно осознание единства природы, тесной связи всего со всем, позволит ребёнку в

настоящем, а главное в будущем правильно строить свое поведение по отношению к

природе.

Никакой рассказ взрослого, даже самый красочный, не заменит детям наглядно –

чувственного восприятия этих зависимостей. Изучая особенности жизни живых существ

свойств воды, воздуха, песка, глины, почвы, камней,, из взаимодействие друг с другом

и окружающей средой, дети опытным путем получают неоценимые по своей важности

знания. Такие знания остаются на всю жизнь, так как ребёнок не просто слушал

рассказ воспитателя, а сам лично наблюдал процесс, участвовал в нём, эмоционально

переживал, строил предложения, видел результат.

Какие условия необходимо создать в детском саду и дома чтобы процесс

экспериментирования был не только развлечение но и познание? Вот несколько

советов.

Помогайте детям находить ответы на их вопросы самостоятельно, не давая сразу

готовых ответов. Задайте наводящие вопросы, организуйте вместе с детьми

эксперименты и опыты.

Не сдерживайте инициативы малыша, предоставить ему самому делать все

доступные для него действия, оказывайте лишь необходимую с вашей стороны помощь.

Для дошкольников, в силу их возрастных особенностей, пока сложны

продолжительные во времени эксперименты, длящиеся от недели и более, поэтому при

таких экспериментах периодически вместе с ребёнком наблюдайте и обсуждайте его

ход ведите календарь наблюдений, где вместе с ребёнком будете отражать

происходящие изменения – это поможет интерес ребёнка не угаснуть.

В заключении эксперимента всегда старайтесь подвести ребёнка к выводу: «О

чем свидетельствует результат опыта, что это значит!... «Это поможет развить у

ребёнка способность анализировать, делать выводы и обобщать – эти умения очень

пригодятся для обучения в школе и всей его последующей жизни.