Напоминание

Разработка занятия по развитию психомоторных и сенсорных процессов для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 2 класс вариант 2 раздел "Коррекционное занятие с элементами арт-терапии" "Любопытный котенок".

Автор: Солдатова Наталия Филипповна
Должность: учитель начальных классов, педагог-психолог
Учебное заведение: МКОУ Чесменская СОШ
Населённый пункт: с. Чесменка, Бобровского муниципального района, Воронежской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Разработка занятия по развитию психомоторных и сенсорных процессов для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 2 класс вариант 2 раздел "Коррекционное занятие с элементами арт-терапии" "Любопытный котенок".
Дата публикации: 06.11.2019







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Разработка занятия по развитию психомоторных и сенсорных процессов

для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 2 класс 2 вариант

раздел «Коррекционное занятие с элементами арт-терапии»

«Любопытный котенок».

Задачи занятия:

1.

обучение

конструктивному

взаимодействию,

через

совместную

деятельность.

2.

Развитие

способностей

к

образному

восприятию,

умение

перевоплощаться, используя приемы арттерапии.

3.

Побуждение

к

активной

игровой

деятельности,

используя

музыкальные и литературные приемы.

4. Развитие фантазии, воображения, умения импровизировать.

5. Создание благоприятной атмосферы

Подготовка к занятию:

Игрушка кошки

краски для лица: черн карандаш для глаз, губная помада,

ватные

палочки, диски, салфетки для снятия грима, 3 чашки – наведенная гуашь

красного, оранжевого, синего цвета, 2 полотенца – мне и Денису, мыльница с

мылом,

влажные

салфетки,

на

ватмане

нарисованный

аквариум,

ушки

котенка – ободок, зеркало, скатерть на парту, лист обоев, раковина, муляжи

фруктов и овощей, цыпленок, «ножка» курочки – нарис Никишкина Е. В.,

мышка, игрушка котик – спроси в садике. 2 миски для киски. Бутылка с

надписью «Молоко». Картинка «колбаса». Коврик – спроси в садике. (под

дорожку), магниты

Песок

Модуль деревянная извилистая дорожка-массажер.

Модуль «Муз инструменты».

Прозвенел звонок.

Ход занятия.

(Денис стоит за первой партой.)

- Здравствуйте!

(Денис поворачивается к гостям и говорит «Привет» и машет рукой.)

Сегодня к нам на занятие пришли взрослые. Они уже давно стали большими,

ходят на работу, у них много разных забот.

Но

сегодня

они

мне

признались,

что

стали

забывать,

что

такое «игра» и «как

играть». Давай им покажем, как мы умеем играть. Денис, ты согласен? (ДА)

Педагог

психолог:

Ну

тогда

начинаем.

Давай

поприветствуем

друг

друга

улыбками, чтобы наше настроение было замечательным. И конечно похлопаем в

ладоши. С таким позитивным настроем мы и начнём наше занятие.

-Денис, отгадай загадку:

Этот зверь живёт лишь дома.

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы.

Он мурлыча песнь поёт,

Только мышь его боится…

1

Угадал ты? Это … (кот)

- Молодец!

Кто изображен на картинке под номером 1? (кот, котенок)

Психолог показывает картинки и рассказывает:

Кошка – одно из любимых человеком домашних животных. Это удивительное

существо: гордое и независимое, нежное и ласковое, добродушное и умное. Ты

знаешь этих пушистых животных. 9 млн. лет назад появилось это маленькое

животное. От него произошли не только 28 видов современных малых кошек,

но также и большие хищники – гепарды, львы, тигры, леопарды и ягуары.

(показ гепарды, львы, тигры, леопарды и ягуары)

Кошки никогда не мяукают друг с другом. Это звук специально для людей.

Все кошки разные, они отличаются друг от друга цветом шерсти и глаз, у них

разные

характеры.

Есть

кошки

с

длинной

пушистой

шерстью,

а

есть

гладкошерстные. Усы и брови помогают кошкам улавливать запахи, а хвост

всегда

показывает,

в

каком

кошка

настроении:

спокойном,

игривом

или

раздраженном.

Кошки очень любят бегать, прыгать и играть. Они отличные охотники. На

кого

они

охотятся? (на мышей – показ мышки). А что любят кошки есть?

(мышку).

Кошки – очень умные животные, многое умеют. А ты знаешь, кто учит кошек

охотиться, умываться, играть? (Мама-кошка).

Для котят нет детских садов и школ, их всему учит мама-кошка, пока котята еще

маленькие.

- Мы не зря заговорили про кошек и сейчас… (Денис добавляет «Мы будем

играть!!! И хлопает в ладоши)

-Посмотри на наш план, подойди к нему и покажи, что мы будем делать

сейчас? (2-гримироваться)

Парта – 2 черн карандаша, 2 губные помады, зеркало, влажные

салфетки, ватные диски.

-Да, да.

Будем превращаться: я – в маму-кошку, а ты –

в

моего

послушного,

умного,

веселого

котенка

(котика).

-- И сейчас мы с тобой будем гримироваться.

Грим —

и с к у с с т в о

и з м е н е н и я

в н е ш н о с т и

а к т ё р а ,

преимущественно его лица, с помощью гримировальных красок,

пластических и волосяных наклеек, парика, причёски.

2

Встань, пожалуйста, рядом со мной у зеркала. Внимательно смотрит, что

я делаю, а затем повторит самостоятельно.

Психолог

с

помощью

грима

перед

зеркалом

рисует

себе нос и усы.

Денису помогаю с гримом.

- Вот ты и котенок!

Котенок (психолог называет имя ребенка) – самый смелый,

самый чистый,

самый быстрый,

самый пушистый,

самый когтистый,

самый усатый

Мама-кошка гладит Дениса по головке.

- Кто превратился в киску, тот и разговаривает, как котик.

-Как разговаривает котик? (мяу)

Парта – 1 миска, поднос, фрукты-муляжи, колбаса, сосиски, мышка,

цыпленок.

- Наша киска захотела кушать.

Дадим ей миску.

- На тебе, киска, миску.

-Посмотри на продукты и выбери те, которые киска любит кушать, положи

их в миску. Называй предметы вслух: (огурец, помидор, чеснок, капуста…

рыбка, рыбка, сосиска, котлета, колбаса).

-Как киска рада.

-Сколько продуктов мы положили киске в миску? Считай вслух.

- Остальные продукты – какие? наша киска не любит кушать. Называй их

(они остаются на подносе).

- А теперь котенок Дениска садится за парту. Он будет учиться

дальше.

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением

Развитие моторики, графомоторных навыков

- Послушай сказку. Поставь руки на локти на стол. Слушай

внимательно и выполняй движения вместе со мной.

Жили-были пальчики. Ночью они крепко спали (руки в кулачки).

Наступило утро. Вышло солнышко. Пальчики проснулись (открыли

ладошки), потянулись (пальцы расправить максимально и напрячь).

Стали делать зарядку. Наклонились –выпрямились (сгибаем пальцы под

углом 90 ), присели – встали (согнуть пальцы к ладони – разогнуть).

Встряхнулись ( встряхнуть пальцы), оглянулись ( повертеть кистью).

Увидели друг друга, обрадовались и стали здороваться :

3

-Что у нас дальше по плану? (4-дорожка)

- Котенок решил погулять.

ДОРОЖКА –в середине класса

Ф/минутка:

Формирование

чувства

равновесия

и

Восприятие

пространства

Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.)

-Денис, посмотри, здесь тропинка. Она очень узкая. Давай встанем на

ножки и пойдём прогуляемся вперед по этой тропинке . Тропинка узкая и

идти по ней нужно очень осторожно.

А

сейчас

котенок

идет

по дорожке

деревянной,

извилистой,

мягко

ступая, выгибая спинку…

Когда Денис прошел , подошел ко мне.

-

Как

котенок

мурлычет

от

удовольствия:

к

(«МУР-МУР,

МУР-

МУР…»)

-Произнеси слова, повторяя за мной: («Кот», «кошка», «котята»)…

- Снова подходи к плану, смотри и показывай, что дальше? (5-муз модуль)А

теперь наш котенок подойдет вот к этому модулю.

-Психолог обращает внимание Дениса на стену, где муз звуки.

Развитие зрительного восприятия Формирование навыков зрительного анализа и

синтеза (обследование предметов,

- Посмотри на ксилофон, возьми палочку и покажи клавиши синего цвета. Как они

звучат?

Развитие слухового восприятия Сколько звуков? (два). Они одинаково звучат или

по разному? (по- разному)

-Какая замечательная у нас получилась музыка! Мой котенок очень старался!

-Сколько клавиш голубого цвета? Розового цвета? Сколько всего клавиш?

-Посчитай! (1 2 3 4 5 6 7 8 9 10)

-_Денис, посмотри внимательно и скажи, есть ли на этом модуле еще фигуры

синего цвета? (ботинок, бусы, квадрат…)

-Подходи к плану. (6- песок)

Песочная терапия

Самая лучшая игрушка для ребенка-песочная куча. Раньше Дениска во дворе

просто пинал песок ногами, ломал то, что строили другие дети. А теперь - это его

любимая

детская

игрушка.

Да?

Котенок

Дениска?

При

игре

с

песком

надо

соблюдать правила:

Песчинки должны остаться в своей песочной стране;

Грязные руки и песок мы в рот не берем.

Перед каждой работой я разглаживаю песок с помощью линейки или любой

палки. Поверхность готова к рисованию.

1.

Игра «Песочный дождик.

-котенок Денис, сейчас я насыплю на твои ладошки песочный дожик (насыпаю

песок на ладони Дениса).

- А теперь повтори – насыпай песочный дождик на мои ладони. Наш песочный

дождик сыплется сверху (с неба), вниз (на землю, чтобы полить цветы, деревья).

4

2.

Игра «Необыкновенные следы». (вверх-вниз, влево-вправо)

Для

следующей

игры

песок

нужно

разровнять,

чтобы

было

легче

оставлять

необыкновенные следы.

«Идут медвежата» (две руки в кулак – пальцами давят песок) – идут вперед.

Повернули налево.

«Прыгают зайки» - покажи мне указательный и средний пальцы. Кончиками этих

пальцев давим песок. Скачут вперед, повернули направо.

Включи синюю подсветку.

«Нарисуй волны и рыбку»

-

растопыренными пальчиками одной руки рисуем вместе извилистые полосы. Затем

рисуем

рыбку.Такие

игры

помогают

моему

котику

развитию

тактильной

чувствительности.

3. Игра «Песочные прятки».

- Милый котенок, сейчас я спрячу в песок буквы и цифры, а ты их должен найти.

-Закрой

глаза

и

не

подсматривай

(прячу

в

песок

буквы

и

цифры)

затем

присыпаю песком из ковшика, т. е. досыпаю песок.

Найдешь – называешь букву, цифру.

Игра

отлично

развивает

воображение,

координацию

движений

и

мелкую

моторику.

Не оставаться наблюдателем, а играть вместе с ребенком.

- План (7-Работа на доске.)

-Раз мы с тобой считаем, подойди к доске, возьми в руку мел. Запиши

пример:

1+1= вычисли. Сколько будет?

2+1=

3+1=

(можно пользоваться своей линейкой-бегунком).

- Какой умный и послушный котенок . Ты молодец!

-План (8-аквариум)

(Висит аквариум) на магнитах

Отгадай загадку:

«Посмотри, полукруглый дом стоит,

До краёв водой налит,

Без окошек, но прозрачный,

В этом домике жильцы

Все умелые пловцы»

(Аквариум).

- А кто любит плавать в аквариуме? (рыбы)

Все кошки очень любят наблюдать за рыбками в аквариуме, а что рыбки

делают? (они плавают, ныряют…)

Проговариваем слова на тему «рыбы», «вода»…

Парта-3 чашки – наведенная гуашь красного, оранжевого, синего

цвета, перчатки, губки, влажные салфетки.

5

Посмотри, какой большой аквариум нарисовали для тебя ребята 2- го

класса. (Показывает большой лист бумаги с изображением аквариума – фон

для коллективной работы). Аквариум прикреплен к доске.

Что

есть

в

этом

аквариуме?

Я

говорю,

Денис

повторяет

(Вода,

водоросли, камушки)

А кого

не

хватает?

(Рыбок.)

2-классники

так

старались,

рисовали

аквариум, а рыбок нарисовать не успели, ушли гулять.

-Мой котенок очень любит рисовать, только не кисточкой, а лапкой.

Сейчас я покажу, как мы будем печатать лапками рыбок.

Показ

способа

изображения:

прикладываю

ладошку

со

сложенными

вместе пальчиками к пропитанной краской губке, а потом прикладываю к

аквариуму. Получилась рыбка. Где у нее голова? Где будет хвостик? Теперь

другой ладошкой, другой губкой в другой краске прикладывает Денис к своей

ладошке и отпечатывает на бумаге.

Чтобы рыбка на нас смотрела, нарисуем ей пальчиком глаз.

- -Какой прекрасный аквариум получился!

-Что у нас дальше

по плану?

(9- моем руки)

Работа Дениса. Помощь при необходимости.

2 полотенца повесить, где раковина – мне и Денису, мыльница с

мылом

А сейчас котенок помоет лапки.

(В раковине моет руки с мылом, вытирает полотенцем).

Рефлексия

(

подведение итогов занятия) и обратная связь от учителя.

Рассмотреть аквариум.

Давай

посчитаем,

сколько

красивых

рыбок

живет

в

нашем

аквариуме!

Они

все

яркие,

нарядные,

разноцветные!

Плавают

наши

рыбки

по

всему

аквариуму,

прячутся

в

водорослях. Хотя все кошки любят есть рыбку, мы своих рыбок есть не

будем. Мы будем ими любоваться!

Милый

котенок!

Ты

сегодня

многому

научился.

Что

мы

делали?

(кормили котика – ням-ням,

ходили по узкой тропе,

играли в песке,

считали,

искали

буквы,

цифры,

делали

следы,

рисовали

руками

ладошкой…Кошки умные, добрые, мягкие, пушистые, живут дома))

-Денис,

покажи

на

картинке,

что

помогает

кошкам

улавливать

запахи? (произносит - Усы

и брови).

- А какое настроение у кошки, если хвост стоит столбом? (доброе,

ласковое, хочет, чтобы ее погладили).

-Да,

хвост

всегда

показывает,

в

каком

кошка

настроении:

спокойном, игривом или раздраженном.

6

-Какие хищники произошли от кошки? Показываю картинку, Денис

пробует

назвать,

например

–тигр

(гепарды,

львы,

тигры,

леопарды

и

ягуары)

-А что, больше всего любит кушать кошка? (мышку, рыбу).

- Не зря мы с тобой сегодня рисовали рыбок на песке, на листе ватмана,

потому что на следующем занятии мы будем говорить о ком? (о рыбе)

Мне понравилось быть мамой-кошкой и играть с тобой, потому что ты

послушный, добрый, внимательный. Характер у тебя, как у котенка, мягкий

или ты злой?(нет, я добрый-гладит себя по голове))

Превращение:

А

сейчас

наша

игра

заканчивается.

Давай

приберем

рабочее место и превратимся обратно в мальчика Дениса.

Уборка. Стираем грим с помощью влажных салфеток.

(Денис говорит спасибо, было весело) Пока!

Арт-терапия не только метод, позволяющий заботиться об

эмоциональном здоровье личности, но и средство, способствующее

приобретению новых знаний и практических умений в области искусства,

опыта творческой деятельности и конструктивного общения на основе

эмоционально значимой деятельности.

Согласно Вульфу Беккеру-Глошу, назначение арт-терапии не в том, чтобы

выявлять психические недостатки или нарушения. Напротив, она обращена к

сильным сторонам личности, а также обладает удивительным свойством

внутренней поддержки и восстановления целостности человека.

Большой движущей силой активности и развития ребенка является интерес.

Чтобы ребенок мог проявить воображение и творческий подход в данной

области, он должен быть глубоко захвачен ею, а это может быть обеспечено

только сильным интересом. Арт-терапия не имеет противопоказаний.

Песочная терапия применяется в работе с детьми со следующими

проблемами: тревожность и страх, нарушения в поведении, сложности во

взаимоотношениях со сверстниками, взрослыми, сложности, связанные с

изменениями в семье (развод родителей, рождение младшего ребенка и

другие).

Особо

нуждаются

в

такой

терапии

дети

с

ограниченными

возможностями здоровья (ОВЗ). В качестве ведущих характеристик таких

детей

выделяют

слабую

эмоциональную

устойчивость,

нарушение

самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и ее

провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу,

суетливость, частую смену настроения, чувство страха, фамильярность по

отношению к взрослому.

7

Упражнения с песком помогают получить новые знания об

окружающем мире, снижают психоэмоциональное напряжение, развивают

познавательные процессы: восприятие, внимание, память, воображение,

развивают навыки общения. На таких занятиях проявляется творческая

активность ребёнка.

8

9

10

11

12