Напоминание

статья

Автор: Ахмедьянова Танзиля Шафиковна
Должность: преподаватель музыки
Учебное заведение: ГБПОУ Сибайский педагогический колледж
Населённый пункт: г.Сибай,Республика Башкортостан
Наименование материала: РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ФОРТЕПИАННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ
Тема: статья
Дата публикации: 07.11.2019







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ФОРТЕПИАННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ

О. П. Радынова, Ю. А. Литвиненко, А. Б. Печерская

Аннотация. В статье поднимается проблема формирования общей и профессиональной

культуры студентов музыкальных факультетов и вузов на занятиях «Фортепиано». Опираясь на

многолетний методический и практический опыт, авторы констатируют, что занятия фортепиано

позитивно влияют на формирование профессиональных качеств студентов-музыкантов, развитие

их личностной культуры. Анализируются современные и традиционные подходы к методам

музыкального образования и накопления культурно-исторического тезауруса обучающихся в

высшей школе.

Ключевые слова: профессиональная культура, компетентность, личность, музыкальное

образование, фортепианная педагогика, творческие умения.

В условиях современной социокультурной обстановки главной целью профессионального

музыкального образования становится обучение и воспитание музыканта, способного

транслировать музыкально-культурные ценности подрастающему поколению. Современному

обществу необходим профессионал своего дела, человек свободно мыслящий, четко осознающий

свою уникальную роль в социуме, способный привнести вклад в духовное развитие общества,

«носитель» и «творец» общекультурных ценностей.

«Культура обладает качеством - "ненаследственной памятью человечества"», - писал

известный философ, культуролог М. С. Каган [1, с. 616]. В своих работах ученый подчеркивал

«неоценимое влияние искусства на формирующуюся личность, как художественно-образное

освоение мира и себя в мире... на развитие мышления, эмоций, воображения» [1, с. 661].

«Принципиально важным положением ученого является утверждение, что образование и

культура не являются полностью идентичными понятиями. Образование - есть только компо-

нент культуры» [2, с. 13]. «Выживание человечества зависит не от уровня его

образованности и технологии применения добываемых знаний, а от тех ценностных установок,

которые определяют направление практического применения знаний» [1, с. 672].

«В целом профессиональное образование музыкантов должно быть направлено на

формирование личности, способной к выходу за пределы узкой специализации, и готовой к

самостоятельному творческому поиску, росту и саморазвитию» [3, с. 29]. Как известно,

«профессиональная деятельность музыкантов направлена на творческое самовыражение, на

"культурный диалог" с обществом, прежде всего, средствами музыкально-исполнительского

искусства» [3, с. 28-29].

Важным компонентом процесса обучения будущих музыкантов на всех уровнях

образования - начальном, среднем, высшем - является фортепианная подготовка. Владение

навыками фортепианной игры, как показывает практика, необходимо каждому музыканту,

стремящемуся к вершинам профессионального мастерства, независимо от его специальности. Это

объяснимо тем, что богатая палитра звуковых возможностей, целый спектр выразительных

средств, тембровых красок дает фортепиано неоспоримое преимущество перед любым другим

музыкальным инструментом.

Назовем некоторые специфические особенности фортепианной игры, принципиально

отличающиеся от других видов музыкального исполнительства (вокального искусства, игры на

струнных, духовых, народных инструментах), но в то же время незаменимые в процессе

профессионального обучения студентов-музыкантов:

• фактура фортепианных произведений намного сложнее одноголосных мелодий, которые

исполняют вокалисты и инструменталисты, поэтому освоение многоголосной фактуры, специфики

гармонической красочности фортепианных произведений обогащает музыкальный опыт,

«тезаурус» студента;

• осознанность исполнения, умение работать с нотным текстом любой сложности,

понимание сути авторских ремарок и способов их интерпретации, охват образно-смыслового

контекста в соответствии со стилем композитора -

важнейшее профессиональное умение музыканта, формируемое на занятиях фортепиано;

• особенность фортепианного интонирования (невозможность изменить окраску звука

после взятия клавиши) побуждает студента на разных этапах работы над произведением

овладевать способами выразительной фразировки, приемами извлечения певучего, красочного

звука, что способствует появлению тонкости восприятия, развитию мелодического,

гармонического, полифонического слуха исполнителя;

• выучивание наизусть фортепианных произведений требует от студента умения

анализировать музыкальную ткань, выделяя в ней формообразующие элементы содержания

(повторы, контрасты), влияет на развитие музыкальной памяти, творческого мышления,

исполнительской воли;

• процесс освоения фортепианной фактуры способствует пристальному изучению нотного

текста, формированию собственного отношения к его содержанию, поиску и нахождению связи

звука и смысла;

• обретение свободных, естественных движений за фортепиано, развитие двигательно-

слуховых связей способствует освобождению исполнительского аппарата в пении и игре на других

инструментах;

• специфика фортепианного исполнительства, требующая координации рук,

одновременно с овладением педализацией обогащает технические возможности студентов-

инструменталистов;

• для овладения принципами и приемами игры на фортепиано необходимы немалые

волевые усилия, что воспитывает в молодом музыканте усидчивость, умение добиваться

поставленных целей, навык самостоятельной работы;

• исполнение партии фортепиано в вокальных и инструментальных ансамблях помогает

овладеть рациональными двигательными пианистическими навыками; развивает умение играть

по нотам, не глядя на руки, активизирует слуховой контроль, контакт с клавиатурой, необходимый

для чтения с листа;

• обучение игре на фортепиано формирует профессиональные оценочные представления,

умение давать адекватную самооценку

(осознание положительных сторон и недочетов в исполнении);

• опыт публичных выступлений, как сольных, так и ансамблевых, способствует

преодолению сценического волнения и др.

Таким образом, знакомство с огромным исполнительским потенциалом фортепиано

играет исключительную роль в профессиональном становлении и развитии каждого музыканта.

Изучение в классе фортепиано музыкальных сочинений различных стилей и жанров способствует

расширению кругозора обучающихся, накоплению музыкально-художественных впечатлений.

В круг основных задач курса фортепиано входит воспитание художественного вкуса и

формирование «культуры фортепианного исполнительства». Данное понятие, характеризующееся

категориями - «ценность», «отношение», «креативность», «мастерство», - может рассматриваться

как тесное взаимодействие профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в процессе

обучения, а также индивидуально-личностных качеств студента, его профессионально-творческих

способностей.