Напоминание

Педагогический опыт "Развитие речи детей младшего возраста 3-4 года"

Автор: Недошивкина Юлия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ Детский сад №40
Населённый пункт: Санкт–Петербург г.Колпино
Наименование материала: статья
Тема: Педагогический опыт "Развитие речи детей младшего возраста 3-4 года"
Дата публикации: 07.11.2019







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Педагогический опыт «Развитие речи детей младшего возраста (3-4 года)»

Автор: Недошивкина Юлия Александровна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40 комбинированного вида

Колпинского района Санкт-Петербурга

Целенаправленное развитие речи младших дошкольников – одно из ведущих направлений педагогической деятельности,

обеспечивающее своевременное психическое развитие детей.

Современное психологическое развитие ребенка невозможно без правильного развития речи, поэтому развитие речи

является важным направлением нашей педагогической деятельности. Общеизвестно, что дети даже без специального

обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой деятельности, создают новые слова,

ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. При стихийном речевом развитии лишь

немногие из них достигают высокого уровня, именно поэтому и необходимо целенаправленное обучение речи и

речевому общению. Центральная задача такого обучения – формирование языковых обобщений и элементарного

сознания явлений языка и речи. Оно создает у детей интерес к родному языку и способствует творческому отношению к

речи.

Развитие речи в дошкольном возрасте (овладение родным языком) представляет собой многоаспектный по своей природе

процесс, поскольку развитое мышление человека – это речевое, языковое, словесно-логическое мышление. Взаимосвязь

речевого и умственного, познавательного развития свидетельствует об огромном значении языка для развития

мышления.

Развитие речи дошкольников тесно связано с формированием художественно-речевой деятельности как одной из

неотъемлемых частей эстетического воспитания. Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений

для формирования у дошкольников умения строить связное монологическое высказывание включает ознакомление с

изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, синонимами,

антонимами, метафорами и др.). Вместе с тем владение этими средствами углубляет, делает тоньше художественное

восприятие литературных произведений, которое, включая элементы сознательного отношения к тексту, сохраняет свой

эмоционально непосредственный характер, т.е. остается подлинно эстетическим восприятием, что, в свою очередь,

влияет на развитие речи.

Воспитание звуковой культуры речи занимает одно из самых важных мест в моей работе по обучению детей родному

языку. Это особая речевая задача, которую я должна решить в дошкольном возрасте. Основная цель – научить ребенка

правильно произносить все звуки, правильно пользоваться голосовым аппаратом. И чем раньше будет начата эта работа,

тем лучше будут результаты.

Если ребенок неохотно идет на контакт, то я терпеливо помогаю ему в этом. Если ребенок заговорил со мной, я

внимательно выслушиваю его и в дальнейшем продолжаю разговаривать с ним. Ни в коем случае не останавливаю его.

Считаю необходимым продолжать учить говорить в течение всего дня! Говорить во время игры, говорить во время

одевания и раздевания, во время кормления, умывания, говорить во время прогулки и т.д.

В младшем возрасте дети очень любознательны, они не оставляют без внимания ничего, что попадает им в руки, в поле

их зрения, задают множество вопросов. Этим обязательно необходимо воспользоваться и терпеливо и обстоятельно

рассказать обо всем, что их интересует. Стараюсь при этом не нарушать эмоционального контакта с детьми, поощряю

самостоятельные рассуждения ребенка и радуюсь его достижениям вместе с ним.

В своих контактах с ребенком я должна обязательно дать понять ему, что нуждаюсь в его разъяснениях. При этом

неоднократно повторяю какое-либо новое слово и помогаю построить простое предложение.

В моей младшей группе есть дети, которые плохо говорят или не говорят вообще. На них я обращаю особое внимание,

больше общаюсь с ними, целенаправленно обогащаю их пассивный запас.

Именно младший возраст благоприятен для воспитания речепроизносимых навыков, так как становятся более

подвижными органы речевого аппарата: нижняя челюсть, мышцы языка, губ.

При правильной работе по развитию речи, осуществляемой в течение дня, нет необходимости в специальных занятиях

по формированию звуковой культуры речи. Ребенок с удовольствием повторяет за взрослыми те или иные слова, поэтому

я постоянно работаю над собственной дикцией, контролирую ее. Разговаривая с ребенком, я обязательно слежу за

темпом речи. С этого возраста стараюсь учить детей пользоваться умеренным темпом речи. Смена темпа речи является

неотъемлемой частью ее интонационной выразительности. Монотонная речь бедна, в то время как «игра» темпа

обогащает ее, делая ярче, красочнее. Уже в первой младшей группе я учу детей говорить и быстро и медленно. Для этого

произношу звукосочетания и отдельные слова с различной скоростью.

Детям легче говорить в маленьком хоре, а не по отдельности, именно поэтому я как можно чаще даю возможность детям

говорить вместе. В этом возрасте дети, как правило, все свои действия «проборматывают». Ни в коем случае я не

пресекаю это, не ограничиваю детей.

Как мы в группе развиваем речь:

Мы используем массажные мячики. Упражнения с мячиком-ёжиком можно использовать как часть занятия в структуре

коррекционного занятия, проводимого воспитателем, а также как самостоятельное занятие. Оно может быть как

индивидуальным, так и подгрупповым. Массажный мячик - эффективное средство развития кистей рук ребенка,

движений его пальцев, разработки мышц. Ребристая игольчатая поверхность мяча воздействует на нервные окончания,

улучшает приток крови и активизирует кровообращение.

Гладь мои ладошки, еж!

Ты колючий, ну и что ж?

Я хочу тебя погладить!

Я хочу с тобой поладить!

(Катаем мячик между ладошками, гладим его,

дотрагиваемся пальцами до отдельных "колючек".

Можно катать стопой по полу, заменив "ладошки"

на "ножки", делать массаж тела,

называя все соответственно)

***

Я мячом круги катаю

Взад-вперед его гоняю

Им поглажу я ладошку,

А потом сожму немножко.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк-

Мяч летает между рук.

(Движения соответствуют тексту)

***

Испечем мы каравай

Месим, месим тесто,

(Сжимаем мяч, мяч в правой руке)

Есть в печи место.

(перекидываем в левую руку и сжимаем)

Испечем мы каравай,

(несколько раз энергично сжимаем мяч обеими руками)

Перекидывай, валяй!

(катаем мяч между ладошками) и т.д.

Словесные игры:

У каждого ребенка существуют свои особенности развития речи, свои недостатки. Дети еще очень замкнуты, общаются

неохотно, к тому же не со всеми взрослыми. Многим трудно еще сопровождать свои действия словами, например:

рисовать и говорить о нарисованном. Сложных предложений еще практически не существует. Дети не всегда

воспринимают рассказ без иллюстрации, без показа предметов. Поэтому для успешного развития детей я использую

картинки, фланелеграф, а также магнитную доску и тематические наборы магнитов.

Это очень удобно и помогает как на занятиях, так и в повседневной жизни. При этом знакомые слова и действия как бы

оживают, что способствует лучшему усвоению того или иного произведения. Ребенок может сам манипулировать

героями.

К концу второй младшей группы наши дети уже сами умеют пользоваться фланелеграфом и магнитами, показывают

сценки своим сверстникам, при этом получают необыкновенное удовольствие.

Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольников в процессе

осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет

коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов

позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с

чувствами, настроением героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.

Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение

выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью

вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры - имитации образов животных,

людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; игры-импровизации

с разыгрыванием сюжета (или несколько сюжетов) без предварительной подготовки.

Дети в этом возрасте еще плохо ориентируются в ближайшем окружении (например: в сходных по виду предметах –

стол, стул, диван, кровать). Для этого я делаю пособия «что я вижу», «принеси то, что я скажу», «чего не стало». При

помощи таких пособий ребенок упражняется и в отличии предметов и во внимании.

Дети плохо узнают действия, поэтому обязательно использую всевозможные картинки, активируя детей в ответах

(мальчик вытирает лицо, девочка кушает, девочка одевается и т.п.). Ребенок ассоциирует все действия с собой, а затем

приобретенные знания использует в общении со сверстниками.

Итак, кропотливая работа по развитию речи моих воспитанников в течение года дала положительные результаты. В

следующем году я планирую развивать речевую деятельность, в театрализованной деятельност. В заключении хочу

сказать, что наша общая единая задача – воспитать всесторонне развитого здорового ребенка. В настоящее время во всем

мире внимание привлечено к дошкольному детству. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что

дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного физического и духовного развития человеческого

индивида и от того, какие педагогические и гигиенические условия создаются для этого раннего развития, во многом

зависит будущее ребенка, зависит то, насколько он будет физически крепок и здоров, какими умственными

способностями и нравственными качествами он будет обладать, когда станет взрослым человеком.