Напоминание

Методическая разработка открытого внеурочного мероприятия, проведенного в рамках клуба "Подросток и закон" "Немного о толерантности".

Автор: Занозина Элла Алексеевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №41 им.В.В.Сизова" г.Курска
Населённый пункт: город Курск, Курская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методическая разработка открытого внеурочного мероприятия, проведенного в рамках клуба "Подросток и закон" "Немного о толерантности".
Дата публикации: 07.11.2019







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Методическая разработка открытого внеурочного мероприятия,

проведенного в рамках клуба «Подросток и закон»

социальным педагогомЗанозиной Э.А.

для учащихся 9х классов)

«Немного о толерантности».

Цель

Познакомить учащихся с понятием «толерантность», с

основными чертами толерантной и интолерантной

личности; развить способности адекватно и полно

познавать себя и других людей

Задачи

дать обучающимся возможность оценить степень своей

толерантности

1.

воспитание толерантной личности

2.

воспитание уважения к себе и окружающим людям

3.

воспитание чувства коллективизма, сплочённости;

способствовать развитию уважительного

отношения между обучающимися

Ожидаемые результаты

Использование полученных знаний в жизненных

ситуациях.

Этапы классного часа и их

продолжительность (мин)

I. Организационный момент (1 мин)

II.Вступительное слово социального педагога (3 мин)

III. Слово обучающегося. «Сказка о любви» (6 мин)

IV. Беседа. «Что для меня такое толерантность?» (10 мин)

V. Ситуация «Перед Вами две дороги. Выбирайте…» (6

м)

VI. Работа по группам: (8 мин)

VII. Инсценировка «Сказочки о счастье» и обсуждение

(8 мин)

VIII. Китайская притча «Ладная семья» (5 мин)

IX. Заключительная часть (4 мин)

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на заседании

клуба«Подросток и закон».

Сегодня тема нашего внеурочного мероприятия,звучит так:

« Немного о толерантности».

Позвольте в начале занятия кратко напомнить вам, что такое толерантность в

современном мире.

II. Вступительное слово социального педагога

Немного истории: Появление понятия "толерантность" связано с эпохой

религиозных войн. По своему первоначальному содержанию оно выражает

компромисс, на который вынуждены были согласиться католики и

протестанты. Позднее толерантность, как принцип согласия, проникает в

либеральное сознание эпохи Просвещения. Выдающиеся ученые XVII-XVIII

веков - Гоббс, Локк, Вольтер, Руссо - выступили против жестоких

религиозных столкновений и религиозной нетерпимости. Итогом

деятельности просветителей стало постепенное проникновение в

общественное сознание идеи толерантности в качестве всеобщей ценности,

фактора согласия между религиями и народами.

В 1789 году - через 11 лет после смерти Вольтера - во Франции была принята

Декларация прав человека и гражданина. Она стала предвестницей

современных деклараций о правах человека, в том числе Всеобщей

декларации прав человека 1948 года, провозгласившей принципы мира,

демократии, ненасилия во взаимоотношениях между народами и

государствами.

16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть,

знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но

смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития

человеческого общества. Современный культурный человек - это не только

образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и

уважаемый окружающими

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого

многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов

проявления человеческой индивидуальности.

Непризнание и непринятие других национальных групп, религиозных

институтов есть проявлениеинтолерантности.

Проблема толерантности – сегодня является актуальной в современном

обществе. Значительное увеличение идет глобальных проблем, которые

связаны с участившимися актами насилия, терроризма, обострившимися

межрелигиозными и межнациональными конфликтами, проникновением

проявлений нетерпимости в школу.

Поэтому система образования наряду с воспитанием в личности чувств

национального достоинства, единства, патриотизма, любви к Родине обязана

предотвращать в человеке какие бы то ни было националистические чувства,

идеи превосходства своей нации, религии, личности над другими, которые

ведут в конечном итоге к национальной, межрелигиозной, межличностной

вражде и войнам.

Приоритетом нашей современной школы является воспитание у школьников

толерантности, как качества личности. Именно в школьном возрасте

создаются наиболее благоприятные условия для формирования социально-

значимых качеств личности, в том числе и толерантности.

В своем широком смысле слово «толерантность» означает терпимость к

чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без

раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой

характера.

Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою

исключительную правоту.

Трудно воспитывать толерантного человека, если он растет в семье, где

сформировались формы интолерантного поведения; неуважения к близким,

нетерпимости к интересам и желаниям других членов семьи.

Для нас ребята, понятия «патриотизм», «гражданственность»,

«толерантность» приобретают сегодня особый смысл и огромное значение.

Потому что уважение воспитанников к однокласснику другой

национальности, полноценное общение на примерах равноправия, оказание

необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в решении

возникающих проблем - вот одна из главных ценностей человеческого

существования в гармонии с миром природы и общества.

А теперь, я бы хотела начать с разговора о вечном, о любви.

III.Обучающийся. «Сказка о любви»

- Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на

свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто

лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю

отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не

просохнет...

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное

место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача,

третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать...

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё

встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них.

Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой.

Задумалась Любовь.

Социальный педагог:

- А кого выбрали бы вы? (Ответы)

Обучающийся:

- Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

I V.Беседа «Что для меня такое толерантность?»

Социальный педагог:

- Каким должен быть человек, чтобы максимально быстро адаптироваться к

тем условиям, в которые попадает после окончания школы? Адаптация

человека к новым условиям, как в жизни, так и в профессиональной

деятельности возможна лишь при наличии сформировавшихся

профессиональных и социальных умений качеств личности. Одним из таких

качеств является толерантность.

В жизни человек общается с представителями различных национальностей,

культур, миров, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать

культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой

культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того,

толерантность, как качество личности, считается необходимым для успешной

адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие

толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к

изменениям, которых требует от нас жизнь.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди

различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и

ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою

индивидуальность

Современный культурный человек – это не только образованный человек,

но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый

окружающими.

Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и

способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит

по-разному

В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих

собственных идеи и мнения;

Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут

думать или действовать иначе, нежели ты сам;

В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим

великодушным;

В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие,

сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным,

выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-

либо).

Вопросы к учащимся:

1.

Какое из определений вам импонирует более всего?

2.

Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?

3.

А что же объединяет эти определения?

4.

Почему так актуальна толерантность в настоящее время?

Вывод. Социальный педагог

Толерантность – не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и

действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и

психологическая готовность к терпимости во имя позитивного

взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя

позитивного взаимодействия слюдьми иной культурной, национальной,

религиозной или социальной среды.

Социальный педагог:

- Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется

вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна

стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова:

беженец, жертва насилия…

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма,

агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо

затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен

максимализм,стремление к простым и быстрым решениям сложных

социальных проблем.

В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается ката-

строфический рост всевозможных форм асоциального поведения.

Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество

антиобщественных молодежных организаций радикального толка,

вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки.

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он

поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и

наоборот…

V. Ситуация: «Перед вами две дороги, выбирайте»

Обучающийся:

- Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо

одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он

тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.

- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек,

сжав ее руку.

- Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

- А нам-то что? Он сам виноват.

- Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

- Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает,

ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

- Я все равно подойду. – Девушка вырвала руку.

- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими».

Пойдем отсюда, - он попытался увести ее.

- Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему больно! Больно, ты понимаешь?

Нет, ты не понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине.

Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.

- Что с вами? – спросила она мужчину, – что с вашей ногой.

- Я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе

больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать

«скорую».

- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел

к ним, - у тебя нет «мобильника»?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг

почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда…

Она поднялась и приблизилась к парню.

- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать

тебя не хочу.

- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить?

Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.

- У вас открытый перелом, - проговорила она. – Я пойду вызвать врача.

Потерпите, - она быстро подошла к телефонному аппарату.

- Девушка! – окликнул ее мужчина – Спасибо вам! – Девушка обернулась и

улыбнулась.

- Вы обязательно найдете себе счастье.

Вопросы к обучающимся:

1.

Как бы вы поступили в этом случае?

2.

Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

3.

Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

Вывод. Социальный педагог:

Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем

внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие,

будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление

доброты.

Мы видим, что есть два пути развития личности – толерантный и

интолерантный.

VI. Работа с обучающимися по группам

Обучающиеся группы делятся на две подгруппы. Первая подгруппа будет

описывать основные черты, присущие толерантной личности, вторая – черты,

присущие интолерантной личности.

Толерантная личность

Интолерантная личность

уважение мнения других

доброжелательность

желание что-либо делать вместе

понимание и принятие

чуткость, любознательность

снисходительность

доверие, гуманизм

непонимание

игнорирование

эгоизм

нетерпимость

выражение пренебрежения

раздражительность

равнодушие

цинизм

немотивированная агрессивность

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно

чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и

готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным

отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о

собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством

дискомфортности существования в окружающей его действительности,

желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и

обычаев.

VII. Инсценировка «Сказочки о счастье».

(В сценке участвуют обучающиеся)

Действующие лица:

Автор, король, девчонка, солдат, старуха, старец

Автор:

- На свете жил один король,

Богатый и могучий.

Всегда грустил он. И порой

Бывал мрачнее тучи.

Гулял он, спал, обедал,

А счастья он не ведал!

Но вечно хныкать и тужить

Бедняге надоело.

Вскричал король:

Король:

- «Нельзя так жить!»

Автор:

- И с трона спрыгнул смело.

Да вмиг порушить свой удел

Не в королевской власти?

И вот король в карету сел –

И покатил за счастьем.

Король в окошечко глядит,

Карета быстро катится.

Король:

- Постой-ка, кто там на пути?

Девчонка в драном платьице.

Девочка:

- О, всемогущий мой король,

Подать хоть грошик мне изволь.

Король:

- Эй, попрошайка, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил.

Автор:

-А в синем небе месяц стыл…

Карета мчится наугад

Бог весть в какую сторону.

Вдруг на пути стоит солдат,

Израненный, оборванный.

Солдат:

- О, мой король,

Автор:

- вскричал солдат, -

Солдат:

- Тебя я видеть очень рад!

Прошу покорнейше: устрой

Меня ты в услужение,

Я за тебя стоял горой,

Я, право, бился, как герой,

Я выиграл сражение.

Король:

- А ну, служивый, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! –

Автор:

-Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл…

Карета мчит во весь опор,

Конь скачет, что есть духу.

Вдруг на дорогу вышла с гор

Сутулая старуха.

Старуха:

- Прости, любезный мой король,

Старуху одинокую.

Мой дом – вон, видишь, за горой,

С утра ушла далеко я.

Ношу из леса я дрова –

Тяжелая работа.

Гляжу вокруг, едва жива:

А вдруг поможет кто-то…

Король:

- А ну, старуха, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! –

Автор:

- Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл…

Вот лето кончилось. Жара

Сменяется ненастьем.

Король торопит:

Король:

- В путь пора,

Еще немного – и ура!

Свое настигну счастье!

Автор:

- И все бы кончилось бедой –

Сомнений в этом нету.

Да старец с белой бородой

Остановил карету.

Перекрестившись, не спеша,

Торжественно и строго

Сказал:

Старик:

- Заблудшая душа,

Король, побойся Бога!

Ты ищешь счастье для себя,

Ты странствуешь по свету.

Но, только ближнего любя,

Найдешь ты счастье это.

Скорей послушайся меня:

Обратно разверни коня,

Дитя согрей и накорми,

Солдата в сторожа найми,

Все это сделай, но сперва

Старушке ты поможешь:

Из дома довезешь дрова,

Распилишь и уложишь…

Автор:

- Тут вышла полная луна.

И осветила путь она.

Нелегкий путь, обратный путь.

Путь к счастью, не куда-нибудь.

Король поныне во дворце

Всем людям помогает.

И счастье на его лице,

Как ясный день, сияет!

Чему нас учит эта сказка?

Вывод. Социальный педагог:

Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону,

жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих

прошлых ошибок.

Социальный педагог:

Наша группа – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье

всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни

ругани. А что же для этого нужно?

VIII. Китайская притча «Ладная семья»

Обучающийся:

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек

насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей

семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на

свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и,

стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить,

правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом

чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.

Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада,

пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и

мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать.Писал долго –

видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял

бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три

слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел

владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил

старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав,

добавил: - И мира тоже.

IX. Заключительная часть

В заключении я предлагаю попробовать изобразить международного символа

толерантности. Существует много таких символов

Этап рефлексии настроения и эмоционального состояния

И в заключении хочется, чтобы все усвоили условия для реализации

принципа толерантности.

Можно предложить ребятам собрать ромашку толерантности (или чтобы

определить настроение по цвету применить характеристику цветов Макса

Люшера)

«Собираем ромашку».

Перед магнитной доской на столе лежат лепестки ромашки. На

каждом лепестке написан один из принципов толерантности.

Л е п е с т к и

л е ж а т

т е к с т о м

в н и з .

СЛОВО О ТОЛЕРАНТНОСТИ

СОСТРАДАНИЕ ? это чуткость и внимательность к

окружающим, неподдельное уважение к их интересам и их

переживаниям.

МИЛОСЕРДИЕ ? готовность оказать помощь, проявить

снисхождение из сострадания, человеколюбия, сама помощь,

вызванная такими чувствами.

ПРОЩЕНИЕ ? отказ от возмездия за обиду и нанесенный

ущерб.

ТЕРПЕНИЕ ? способность терпеть, стойко и безропотно

переносить, сносить что-либо.

ТЕРПИМОСТЬ ? способность, умение терпеть, мириться с

чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других

людей.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ ? терпимость к чужим мнениям,

верованиям, поведению. Готовность к пониманию и

сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности,

языку, обычаям.

Проявление толерантности не означает терпимого отношения

к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки

чужим убеждениям. Взгляды одного человека не могут быть

навязаны другим.

Толерантность — это неотъемлемая составляющая прав

человека и мира.

Спасибо ребята всем. Мне очень хочется верить, что после нашего заседания

мы будем совершать только хорошие поступки. Удачи вам!