"Этот волшебный мир превращений"

Автор: Шарафутдинова Чулпан Равиловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "Сергинская средняя обшеобразовательная школа"
Населённый пункт: п.Сергино, Октябрьский район, ХМАО-Югра, Тюменская область
Наименование материала: образовательный проект
Тема: "Этот волшебный мир превращений"
Дата публикации: 26.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Сергинская средняя общеобразовательная школа»
Проект по театральной деятельности в детском саду

« Этот чудесный мир превращений»
Автор проекта: воспитатель Шарафутдинова Ч.Р.
“Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей… ” (Б. М. Теплов) Тема: « Этот чудесный мир превращений» Автор проекта: Шарафутдинова Чулпан Равиловна Участники проекта: дети младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, родители (законные представители) воспитанников.
Актуальность проекта
В конце 90-х в начале 2000 годов примечалась тенденция падения нравственных качеств личности, которые привели к масштабным катастрофам в виде локальных войн, междоусобиц и распри. В погоне за материальными благами человечество упустило целое поколение в плане воспитания патриотических, нравственных чувств у подрастающего поколения. Практически на какое-то мгновение оборвана связь поколений. Наблюдалось равнодушие молодежи к чужим бедам, отсутствие или частичное отсутствие таких чувств как, сострадание, участие, доброжелательность. Безусловно, на сегодня на уровне Правительства, образовательных учреждений всех видов, религиозных служб, средств массовой информации, кинематографии создаются целые программы, целая система для воспитания патриотически подкованной молодежи, которая уже выдает много положительных, позитивных результатов. Мы дошкольники, понимая всю важность своей работы, зная, что все базовые знания и все нравственные качества закладываются в ребенке до 5 лет, стараемся максимально использовать этот сензитивный период. В детских садах дети учатся понимать многие непонятные для их разумения вещи, каждый день открывают для себя все новое и новое: мир ровесников, мир взаимоотношений, мир природы, мир исследований, мир эмоциональных переживаний, мир музыки и искусства … Одним из способов привития детям высоких моральных познаний является театр. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий. Благодаря сказкам ребенок познает мир добра и зла. Любимые герои становятся образцами для подражания. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У ребенка улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. В индивидуальной форме
детей учат пантомиме, мимическим упражнениям, диалогическим сценкам. Во время НОД включаются театральные эпизоды, где учат детей исполнять, а главное понять и формировать свое отношение, не только к положительным ролям, но и отрицательным. Уметь выразить динамикой голоса, жестами сказочный персонаж, представить своего героя, не только выразительным исполнением текста, но и пением. Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, т.к. необходимый атрибут - ширма, за которую ребенок стремится спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость обычно участвуют в инсценировках. При этом они наблюдают друг за другом, поддерживают, учатся, сопереживают, обогащают свой личный опыт. И задача педагогов, помогать детям, привлекая родителей в этот процесс.
Цель проекта
Создать оптимальные условия для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, речи, позитивных качеств личности каждого ребенка, для более широкого социального общения между взрослыми и детьми, для раскрытия личности ребенка, индивидуальных особенностей, творческого потенциала через приобщение детей к театрализованному искусству. Формировать «субъект» - «субъектные» взаимоотношения между детьми и взрослыми.
Задачи проекта
1.Учить использовать вербальные и невербальные средства выразительности (выразительность речи, мимики, жестов, голоса, кукловождения). 2. Расширять словарный запас, мировоззрение. 3.Формировать правильное, отчетливое звукопроизношение, устойчивый интерес к художественным произведениям, театральной деятельности. 4. Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку, умение преодолевать трудности, внутренние комплексы. 5. Создавать атмосферу успеха, поддержки творческой инициативы детей. 6.Совершенствовать воплощение в игре определенных переживаний, побуждать к созданию новых образов. 7. Расширять взаимодействие с родителями воспитанников, путем создания творческой мастерской. 8.Развивать интерес детей к театрализованной деятельности 9.Развивать память, эстет ический вкус в передаче образа, самостоятельность в выборе театрализованных игр, спектаклей. 10. Развивать коммуникативные способности – умение общаться с другими людьми, опираясь на правила речевого этикета.
Механизм реализации проекта

Проект реализуется как дополнительная, образовательная услуга для детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации кружка по театрализованной деятельности. Проект реализовывается на базе МБДОУ ДСОВ «Светлячок» 2 раза в неделю: понедельник, пятница, продолжительностью 20- 25 минут.
7. Этапы и сроки реализации проекта

Срок реализации проекта
: 1 учебный год. Реализация проекта включает в себя 3 этапа:
Первый этап
– исследовательский, накопительный. - обогащение знаний, практического опыта руководства театрализованной деятельностью; - мониторинг творческих способностей детей их умений и навыков (наблюдение, информация может поступить от родителей, и других людей, имеющих контакт с ребенком); - обобщение и анализ полученных данных; - поиск лучших ресурсов реализации проекта. - знакомство детей и родителей с театром, как видом искусства, с его разновидностями, включая в непосредственную образовательную деятельность элементы театральной деятельности.
Второй этап
– организационный, творческий, практический – этап реализации. -разработка проекта: определение целей и задач проекта; -утверждение проекта; -разработка сценариев праздников, мероприятий совместно с музыкальным руководителем; - составление перспективного плана театрализованной деятельности с учетом возрастных особенностей детей; - организация работы по театральной деятельности детей в НОД, в режимных моментах, в рамках кружка «Театр – это целый мир»; - оформление в схемах и таблицах формы организации театрализованной деятельности. На этом этапе планируется организация и проведение игровых проектов, игр подражательного характера, игр-драматизаций, спектаклей, сценок, кукольного театра, праздников и шоу, проведение сказочной викторины, театральных фестивалей, участие в конкурсе, как педагогов, так и воспитанников ДОУ.
Третий этап
– заключительный, результативный. - контроль и анализ реализации проекта и достигнутых результатов;
- определение проблем, возникших в ходе реализации проекта, пути их решения в перспективе; - составления плана дальнейшей работы по данному направлению; -презентация проекта перед общественностью; - освещение работы по проекту на сайте ОО.
8. Комплекс мероприятий по реализации проекта

Период

Мероприятия

Краткое описание

мероприятия

Ответственн

ый за

реализацию
I подготовительный этап с 1 сентября по 31 октября 2014 г. Сентябрь Подбор литературы по проблеме, анализ литературы Самостоятельная деятельность Все педагоги Доклад: «Формирование творческой личности дошкольника через театрализованную деятельность в ДОУ» Педчас Методист Выявление интереса детей к театру Беседы, опросы родителей, наблюдения за детьми Воспитатели Выявление отношения родителей к театру Анкетирование родителей «Любите ли вы театр?» Воспитатели Составление и подбор диагностических методик по теме для отслеживания развития творческих способностей детей в театрально-игровой деятельности Проведение родительского собрания, на котором родителям подробно объясняют основные цели и задачи проекта. На основе информации родители решают, совпадают ли цели обучения с их устремлениями, а так же с возможностями и интересами ребенка, дают согласие на мониторинг детей после его озвучивания педагогами Методист Воспитатели
Подбор театральных игр, дидактических упражнений по развитию коммуникативных способностей Внеурочная деятельность Методист Музыкальный руководитель Анализ предметно- пространственной развивающей среды групп С целью создания условий для организации игровой среды по театрализованной деятельности детей в групповых комнатах Методист Воспитатели Создание центров театра в группе совместно с родителями; Составление списка необходимых материалов для реализации проекта; Создание функциональных зон для театрализованной деятельности, обогащение уже имеющихся центров; Педагогический совет – деловая игра: Заведующий Методист Воспитатели Рассматривание презентаций через проектор разных видов театра: оперный, балетный, драматический, кукольный, театральных афиш, билетов. Изготовление театральных билетов, афиши Музыкальный руководитель Октябрь Анализ произведений художественной литературы, определение необходимых произведений Педчас Методист Воспитатели Беседа с детьми «Что такое театр?» Экскурсия в МУК КДЦ «Овация» смотр театрализованной постановки Воспитатели
«Колобок», «Теремок», «Зимовье зверей» Репетиции спектакля для родителей по возрастным группам демонстрация Воспитатели Знакомство с новыми типами кукольного театра различных типов кукольного театра (настольный, марионеток, тростевой, ложек, пальчиковый) Повышение профессиональной компетентности педагогов по теме «Драматизация как средство театрализованной деятельности» Участие педагогов в методических объединениях района Методист Воспитатели Оформление и обеспечение игрового уголка «В гостях у сказки» Взаимодействие с родителями, обыгрывание персонажей детьми. Воспитатели «Спой вместе со сказочным героем» Игра на развитие импровизации Музыкальный руководитель - Беседа: «Театральный словарь» знакомство с театральными терминами (актёр, суфлёр, режиссёр, сцена, декорации, занавес, антракт и т.д.) -Артикуляционная гимнастика; -Игры со скороговорками; -Выполнение упражнений; -игра «угадай жест»;
Основной этап с 1 ноября по 31 марта 2015 г.
Ноябрь «В нашем театре» НОД с детьми Музыкальный руководитель Подготовка к постановке сказки Слушание музыки к сказке «Принцесса на горошине», отработка диалога персонажей Музыкальный руководитель Воспитатели «Уроки театральной азбуки» Музыкальная НОД Музыкальный руководитель Этюды для передачи различных эмоций (радость, горе, удивление, испуг и.т.д.) Музыкальная НОД этюды: «Часовой», «Маленький скульптор», «Повар-лгун» Музыкальный руководитель «Театральные классики» Игра Воспитатели
Пересказывание детьми сюжета сказки по ролям (по желанию детей) Вечерний досуг Музыкальный руководитель Воспитатели Изготовление и подбор атрибутов: декораций, масок, костюмов для театрализованной деятельности. Родители Воспитатели Музыкальный руководитель Декабрь «Мир эмоций» выявление инициативы детей Пантомима «Расскажи сказку без слов» Музыкальный руководитель Воспитатели Просмотр мультфильма «Принцесса на горошине» Видеоматериал Воспитатели Сюжетное рисование по сказке «Принцесса на горошине» Зафиксированные впечатлений после просмотра Воспитатели Драматизация потешек «Пошел котик на торжок», «Шла лисичка по мосточку» сказки «Теремок», «Колобок» Показ для младших групп силами детей старшего возраста и педагогов Воспитатели старших групп Январь «Летящие листья», «Айболит в пути», «Кто как ходит» Этюды Музыкальный руководитель Чтение любимых сказок, беседа по содержанию Чтение художественной литературы Воспитатели «Психолого- педагогические особенности работы со сказкой с детьми Консультация для родителей: Заведующий Организация выставки семейных газет «По тропинкам сказок» Выставка Воспитатели Методист Изготовление атрибутов, костюмов к сказке «Принцесса на горошине» Привлечение родителей, педагогов, обогащение ППРС Педагоги Постановка сказки «Принцесса на Горшине» на новый лад Районное МО Все
«Сочиняем сказку сами» Самостоятельная деятельность Словотворчест во педагога и детей Конкурс среди родителей с детьми «Кто хочет стать сказочником?» Групповые собрания Воспитатели Станцуй песню музыкально-игровое творчество импровизированного характера Музыкальный театр Февраль Разыгрывание стихотворных сценок, сказок На лесной дорожке, Какой же я?, Кто кого обидел Воспитатели «Волшебный мир театра» НОД Воспитатели подг.гр. Работа над речевым дыханием (скороговорки, потешки, загадки, стихи) Во время НОД, в режимных моментах, на прогулке в теплое время года Воспитатели «Зимний лес» (величественное спокойствие), «Вьюга» (тревожное состояние), «Снегопад» (сказочное), «Зимние забавы» (радостное, веселое) Рисование красками по Теме по ощущениям Руководитель Изостудии «Сказка как средство всестороннего развития ребенка- дошкольника» Консультация для родителей Воспитатели «Включение родителей в единый воспитательный коллектив через участие в детских театрализованных праздниках» Семинар для воспитателей Заведующий Март «Путешествие в сказку» Интегрированное занятие Воспитатели средней группы
Подготовка к мюзиклу «Приключение красок» Музыкальный руководитель Воспитатели «Капельки», «Идем по лесу», «Радость и грусть» Этюды Музыкальный руководитель Ритмопластика (показ и отработка движений) По тропинке в гости к дому, где живут сказки Экскурсия в библиотеку Воспитатели старших групп Участие родителей в конкурсе поделок на тему: «Сочиняем сказку» «Приключение красок» Постановка мюзикла с детьми подготовительной группы Музыкальный руководитель Воспитатели
Заключительный этап с 1 апреля по 31 мая 2013 г
Апрель Литературная гостиная для детей с участием детской библиотеки Этюды и маленькие постановки детей импровизационного характера Разыгрывание сценки «Маленькая прачка» на стихи М.Ясновой, «Кража» В.Орловой. «На лесной полянке» на стихи Г.Ладонщиковой Воспитатели с детьми всех групп Конкурс на лучший театральный уголок в группе Смотр-конкурс Методист родительский комитет Семинар-практикум для воспитателей заведующий
Организация выставки фотографий и рисунков «Волшебный мир театра» «Условия развития театрализованной деятельности старших дошкольников» Знакомство с новыми типами кукольного театра: демонстрация различных типов кукольного театра (настольный, марионеток, тростевой, ложек, пальчиковый) - Репетиции спектакля для родителей «Колобок», «Теремок», «Зимовье зверей»; «Под грибом», «Непослушная Даша», «У страха глаза велики», Показ кукольного спектакля силами детей средней, старшей, подготовительной группами Музыкальный руководитель Воспитатели Май Мониторинг детей Сравнение результатов первоначальным мониторингом Методист воспитатели Составление сборника сценариев, занятий, подбор дидактических игр и игровых упражнений. Методическая копилка Методист Педагоги Подготовка отчета о проделанной работе и оформление материала Подготовка Воспитатели Методист Открытые НОД с элементами театра К педсовету Музыкальный руководитель Воспитатели Подготовка презентации реализации проекта Все Родительское собрание в ДОУ по итогам взаимодействия через театрализованную деятельность. Показ презентации Заведующий Подведение итогов реализации проектной деятельности за учебный год Педчас Заведующий методист
Освещение работы по проекту Выкладывание материалов на сайт учреждения Заведующий
Ожидаемые результаты проекта
- сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта. - увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью; - расширение кругозора детей, обогащение , активизация активного словарного запаса, - формирование исполнения художественного образа: мимика, пластика - улучшение речевой памяти, умение придумывать мини сказки. - произойдет раскрепощение, умение передавать главную идею, главную мысль произведения, умение выступать на публику, - у детей повысится общий уровень знаний, культуры поведения, развитие вербальной и невербальной речи, - умение сопереживать, эмоционального отклика детей на ту или иную ситуацию.
Критерии и показатели оценки ожидаемых результатов
1. Увеличение количества детей участвующих в театрализованной деятельности. 2. Увеличение количества родителей принимающих активное участие в постановках спектаклей, в подготовке к премьерам. 3. Увеличился у детей активного словарного запаса. 4. Проявление желания детей участвовать в драматизациях, спектаклях, викторинах и т.д. 5. Дети проявляют инициативу, активны, самостоятельны. 6. У детей отмечается заметный рост активной речи. 7. В повседневной жизни дети все чаще пользуются репликами, мимикой, жестами, пантомимикой. 8. Рост профессиональной компетенции педагога.
9.Финансово-экономическое обеспечение проекта
Составление и утверждение сметы на приобретение материальных и основных средств Приобретение костюмов к персонажам сказок, шапок, атрибутики. Приобретение ширмы для кукольного театра. Приобретение кукол и декораций к кукольному спектаклю. Приобретение виедоматерилов.