Автор: Воблова Татьяна Леонтиевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБОУ - СОШ №6 г. Орла
Населённый пункт: г. Орёл, Орловской области
Наименование материала: статья
Тема: "Методы и приемы работы учителя – логопеда с обучающимися с задержкой психического развития "
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя
общеобразовательная школа № 6 г. Орла
Статья на тему «Методы и приемы работы учителя –
логопеда с обучающимися с задержкой психического
развития »
Разработала:
учитель-логопед
Воблова Т.Л.
Орел, 2018
Под
понятием
«задержка
психического
развития (ЗПР)»
понимают
–
темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-
волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью
специально
организованного
обучения
и
воспитания.
Задержка
психического
развития
характеризуется
недостаточным
уровнем
развития
моторики,
речи,
внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитив-
ностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Дети с задержкой
психического
развития
нуждаются
в
специально
организованном
коррекционно-
развивающем обучении и медицинском сопровождении.
Задержка
психического
развития
(ЗПР)
представляет
собой
обратимые
нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся
с п е ц и ф и ч е с к и м и
т р у д н о с т я м и
в
о б у ч е н и и.
Характеристика детей с задержкой психического развития (ЗПР)
Нарушения
интеллекта
у
детей с
задержкой
психического
развития
носят
легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие,
внимание, память, мышление, речь.
Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные
анализаторы
работают
полноценно,
однако
ребенок
испытывает
трудности
при
формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное
восприятие,
хуже
–
слуховое,
поэтому
объяснение
учебного
материала
детям
с
задержкой психического развития (ЗПР) должно сочетаться с наглядной опорой.
Внимание
у
детей
с
задержкой
психического
развития
неустойчиво,
кратковременно, поверхностно. Любые посторонние стимулы отвлекают ребенка и
переключают внимание.
Ситуации,
связанные
с
концентрацией,
сосредоточенностью
на
чем-либо,
вызывают
затруднения.
В
условиях
переутомления
и
повышенного
напряжения
обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и дефицита внимания.
Память
у
детей
с
задержкой
психического
развития
характеризуется
мозаичностью
запоминания
материала,
слабой
избирательностью,
преобладанием
наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при
воспроизведении информации.
У
детей
с
задержкой
психического
развития
более
сохранно
наглядно-
действенное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду
неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи
взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением,
обобщением;
не
могут
упорядочить
события,
построить
умозаключение,
сформулировать выводы.
Специфика
речи
у
детей
с
задержкой
психического
развития
отличается
искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации,
резким
ограничением
словарного
запаса,
трудностью
произвольного
контроля
за
грамматическим
оформлением
речи,
затруднениями
построения
связного
высказывания.
Наиболее
часто
ЗПР
сочетается
с задержкой
речевого
развития,
полиморфной дислалией, нарушениями письменной речи (дисграфией и дислексией).
Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется
эмоциональной
лабильностью,
легкой
сменой
настроения,
внушаемостью,
безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться
аффективные
реакции,
агрессивность,
конфликтность, повышенная
тревожность.
Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в
одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность детей
с
ЗПР
отличается
однообразием
и
стереотипностью,
отсутствием
развернутого
сюжета,
бедностью
фантазии,
несоблюдением
игровых
правил.
Особенности
моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто –
гиперкинезы и тики.
Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и
обратимость
нарушений
возможны
только
в
условиях
специального
обучения
и
воспитания. Рассмотрим несколько наиболее эффективных упражнении:
Для
активизации
деятельности
учащихся
с
ЗПР
на
логопедических
занятиях можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной
стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам,
карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность.
Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний
учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность
их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания,
разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в
ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на
доску,
им
нужно
правильно
ответить
на
вопрос,
или
выполнить
предложенное
задание лучше других.
3. Узелки на память(составление, запись и вывешивание на доску основных
м ом е н т о в
и зу ч е н и я
т е м ы ,
в ы в од о в ,
ко т о р ы е
н у ж н о
з а п ом н и т ь ) .
Данный
приём
можно
использовать
в
конце
изучения
темы
–
для
закрепления,
подведения
итогов;
в
ходе
изучения
материала
–
для
оказания
помощи
при
выполнении заданий.
4.
Работа
с
бланковыми
методиками. Материалы
для
логопедической
работы
с
младшими
школьниками
представлены
в
виде
карточек-бланков,
сопровождающихся
рекомендациями
по
применению
субтестовых
заданий,
связанных
с
темой
и
содержанием
занятия
и
направленных
на
активизацию
познавательной деятельности учащихся различного возраста и уровня обученности, с
учетом
индивидуальных
особенностей
и
возможных
затруднений.
Бланковые
методики используются в диагностических целях и для коррекционной работы.
5. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми
глазами.
Используется
для
развития
слухового
восприятия,
внимания
и
памяти;
переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на
занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения
задания повышенной трудности и т. д.
6.
Использование
кинезиологических
упражнений
на
логопедических
занятиях.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся является основополагающим
направлением в работе учителя-логопеда, особенно с детьми с ЗПР.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического
здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические методы
влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они
позволяют
активизировать
различные
отделы
коры
больших
полушарий,
что
способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных
областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у
ребенка
память,
внимание,
речь,
пространственные
представления,
мелкую
и
крупную
моторику,
снижает
утомляемость,
синхронизирует
работу
полушарий,
улучшает
мыслительную
деятельность,
повышает
стрессоустойчивость
и
способность
к
произвольному
контролю,
облегчает
процесс
чтения
и
письма.
Кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы
тела, т. е. путём физической активности. Комплексы упражнений включают в себя:
растяжки,
дыхательные
упражнения,
глазодвигательные
упражнения,
телесные
упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию
и массаж.
7.
Использование
презентаций-офтальмотренажёров,
отдельной
презентации и фрагментов презентации по ходу логопедического занятия.
Внедрение
современных
компьютерных
технологий
в
школьную
логопедическую
практику
позволяет
сделать
работу
учителя-логопеда
более
продуктивной
и
эффективной.
Использование
ИКТ
органично
дополняет
традиционные
формы
работы
школьного
логопеда,
расширяя
возможности
организации
взаимодействия
учителя-логопеда
с
другими
участниками
образовательного процесса.
Использование
программы
создания
презентаций
представляется
очень
удобным.
На
слайдах
можно
разместить
необходимый
картинный
материал,
цифровые
фотографии,
тексты;
можно
добавить
музыкальное
и
голосовое
сопровождение
к
демонстрации
презентации. При
такой
организации
материала
включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет
сформировать
устойчивые
визуально-кинестетические
и
визуально-аудиальные
условно-рефлекторные
связи
центральной
нервной
системы.
В
процессе
коррекционной
логопедической
работы
на
их
основе
у
детей
формируются
правильные
речевые
навыки,
а
в
дальнейшем
и
самоконтроль
за
своей
речью.
Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие,
повышают
мотивационную
активность,
способствуют
более
тесной
взаимосвязи
учителя-логопеда и ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений
на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в
полном
объеме.
Использование
анимации
и
сюрпризных
моментов
делает
коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не
только
от
логопеда,
но
и
со
стороны
компьютера
в
виде
картинок-призов,
сопровождающихся звуковым оформлением.
8. Использование картинного материала для смены вида деятельности в
ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации
словарного запаса, развития связной речи.
9. Активные методы рефлексии.
Слово рефлексия происходит
от
латинского
«reflexior»
– обращение
назад. Толковый
словарь
русского
языка
трактует
рефлексию
как размышление о
своем внутреннем состоянии, самоанализ.
В
современной
педагогиче ской
науке
под
рефлексией
обычно
понимают самоанализ деятельности и ее результатов.
В педагогической литературе существует следующая классификация видов
рефлексии:
1 ) р е ф л е к с и я
н а с т р о е н и я
и
э м о ц и о н а л ь н о г о
с о с т о я н и я ;
2) рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы
выяснить,
как
учащиеся
осознали
содержание
пройденного
материала);
3) рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание
материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее
рациональные).
Данные
виды
рефлексии
можно
проводить
как
индивидуально,
так
и
коллективно.
При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия,
содержание
и
трудности
учебного
материала,
тип
занятия,
способы
и
методы
обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.
На
логопедических
занятиях
при
работе
с
детьми
с
ОВЗ
наиболее
часто
используется рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Широко используется приём с различными цветовыми изображениями.
У
учащихся
две
карточки
разного
цвета.
Они
показывают
карточку
в
соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно
проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.
Учитель-логопед должен обязательно уточнить изменения настроения ребёнка в ходе
занятия.
Это
ценная
информация
для
размышления
и
корректировки
своей
деятельности.
«Дерево
чувств» –
учащимся
предлагается
повесить
на
дерево
яблоки
красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если
ощущают дискомфорт.
«Море радости» и «Море грусти» – пусти свой кораблик в море по своему
настроению.
Рефлексия
окончания
логопедического
занятия. Наиболее
удачным
на
сегодняшний
момент
считается
обозначение
видов
заданий
или
этапов
занятия
картинками (символами, различными карточками и т. д.), помогающими детям в
конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся,
запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою
картинку.
Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или
иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ЗПР.
Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает
познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно
вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную
деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ЗПР.
Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю-логопеду
чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством
активизации
учения.
Переключение
с
одного
вида
деятельности
на
другой,
предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого
материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.
Таким
образом
методы
и
приемы
организации
обучения,
позволят
стимулировать
различные
компоненты
учебной
и
коррекционно-развивающей
деятельности у учащихся с ЗПР.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной
школе / Ю. К. Бабанский.– М.: Просвещение, 1985.
2. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / под ред.
С. Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2001.
3. Костенкова, Ю. А. Дети с задержкой психического развития: особенности
речи,
письма,
чтения
/
Ю.
А.
Костенкова,
Р.
Д. Тригер,
С. Г. Шевченко.
–
М.:
Школьная Пресса, 2004.
4.
Кудрина,
С.
В.
Средства
активизации
учебной
деятельности
младших
школьников с интеллектуальным недоразвитием: автореф. дис. … канд. пед. наук /
Светлана Владимировна Кудрина. – СПб., 2000.
5. Кузьмина, Е. В. Бланковые методики в работе логопеда / Е. В. Кузьмина. –
М. : ТЦ Сфера, 2009.
6.
Педагогический
энциклопедический
словарь.
М.:
Научное
издательство
БРЭ, 2003.
7. Поваляева, М. А. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике /
составитель М. А. Поваляева. – Ростов н/Д : Феникс, 2006.
8. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов
100 ответов : учеб. пособие для
вузов / И. П. Подласый.
М.: ВЛАДОС, 2004.