Напоминание

"Методы и приемы работы учителя – логопеда с обучающимися с задержкой психического развития "

Автор: Воблова Татьяна Леонтиевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБОУ - СОШ №6 г. Орла
Населённый пункт: г. Орёл, Орловской области
Наименование материала: статья
Тема: "Методы и приемы работы учителя – логопеда с обучающимися с задержкой психического развития "
Дата публикации: 07.11.2019







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя

общеобразовательная школа № 6 г. Орла

Статья на тему «Методы и приемы работы учителя –

логопеда с обучающимися с задержкой психического

развития »

Разработала:

учитель-логопед

Воблова Т.Л.

Орел, 2018

Под

понятием

«задержка

психического

развития (ЗПР)»

понимают

темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-

волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью

специально

организованного

обучения

и

воспитания.

Задержка

психического

развития

характеризуется

недостаточным

уровнем

развития

моторики,

речи,

внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитив-

ностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Дети с задержкой

психического

развития

нуждаются

в

специально

организованном

коррекционно-

развивающем обучении и медицинском сопровождении.

Задержка

психического

развития

(ЗПР)

представляет

собой

обратимые

нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся

с п е ц и ф и ч е с к и м и

т р у д н о с т я м и

в

о б у ч е н и и.

Характеристика детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Нарушения

интеллекта

у

детей с

задержкой

психического

развития

носят

легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие,

внимание, память, мышление, речь.

Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные

анализаторы

работают

полноценно,

однако

ребенок

испытывает

трудности

при

формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное

восприятие,

хуже

слуховое,

поэтому

объяснение

учебного

материала

детям

с

задержкой психического развития (ЗПР) должно сочетаться с наглядной опорой.

Внимание

у

детей

с

задержкой

психического

развития

неустойчиво,

кратковременно, поверхностно. Любые посторонние стимулы отвлекают ребенка и

переключают внимание.

Ситуации,

связанные

с

концентрацией,

сосредоточенностью

на

чем-либо,

вызывают

затруднения.

В

условиях

переутомления

и

повышенного

напряжения

обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и дефицита внимания.

Память

у

детей

с

задержкой

психического

развития

характеризуется

мозаичностью

запоминания

материала,

слабой

избирательностью,

преобладанием

наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при

воспроизведении информации.

У

детей

с

задержкой

психического

развития

более

сохранно

наглядно-

действенное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду

неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи

взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением,

обобщением;

не

могут

упорядочить

события,

построить

умозаключение,

сформулировать выводы.

Специфика

речи

у

детей

с

задержкой

психического

развития

отличается

искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации,

резким

ограничением

словарного

запаса,

трудностью

произвольного

контроля

за

грамматическим

оформлением

речи,

затруднениями

построения

связного

высказывания.

Наиболее

часто

ЗПР

сочетается

с задержкой

речевого

развития,

полиморфной дислалией, нарушениями письменной речи (дисграфией и дислексией).

Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется

эмоциональной

лабильностью,

легкой

сменой

настроения,

внушаемостью,

безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться

аффективные

реакции,

агрессивность,

конфликтность, повышенная

тревожность.

Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в

одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность детей

с

ЗПР

отличается

однообразием

и

стереотипностью,

отсутствием

развернутого

сюжета,

бедностью

фантазии,

несоблюдением

игровых

правил.

Особенности

моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто –

гиперкинезы и тики.

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и

обратимость

нарушений

возможны

только

в

условиях

специального

обучения

и

воспитания. Рассмотрим несколько наиболее эффективных упражнении:

Для

активизации

деятельности

учащихся

с

ЗПР

на

логопедических

занятиях можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:

1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной

стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам,

карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность.

Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний

учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность

их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания,

разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в

ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на

доску,

им

нужно

правильно

ответить

на

вопрос,

или

выполнить

предложенное

задание лучше других.

3. Узелки на память(составление, запись и вывешивание на доску основных

м ом е н т о в

и зу ч е н и я

т е м ы ,

в ы в од о в ,

ко т о р ы е

н у ж н о

з а п ом н и т ь ) .

Данный

приём

можно

использовать

в

конце

изучения

темы

для

закрепления,

подведения

итогов;

в

ходе

изучения

материала

для

оказания

помощи

при

выполнении заданий.

4.

Работа

с

бланковыми

методиками. Материалы

для

логопедической

работы

с

младшими

школьниками

представлены

в

виде

карточек-бланков,

сопровождающихся

рекомендациями

по

применению

субтестовых

заданий,

связанных

с

темой

и

содержанием

занятия

и

направленных

на

активизацию

познавательной деятельности учащихся различного возраста и уровня обученности, с

учетом

индивидуальных

особенностей

и

возможных

затруднений.

Бланковые

методики используются в диагностических целях и для коррекционной работы.

5. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми

глазами.

Используется

для

развития

слухового

восприятия,

внимания

и

памяти;

переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на

занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения

задания повышенной трудности и т. д.

6.

Использование

кинезиологических

упражнений

на

логопедических

занятиях.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся является основополагающим

направлением в работе учителя-логопеда, особенно с детьми с ЗПР.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического

здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические методы

влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они

позволяют

активизировать

различные

отделы

коры

больших

полушарий,

что

способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных

областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у

ребенка

память,

внимание,

речь,

пространственные

представления,

мелкую

и

крупную

моторику,

снижает

утомляемость,

синхронизирует

работу

полушарий,

улучшает

мыслительную

деятельность,

повышает

стрессоустойчивость

и

способность

к

произвольному

контролю,

облегчает

процесс

чтения

и

письма.

Кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы

тела, т. е. путём физической активности. Комплексы упражнений включают в себя:

растяжки,

дыхательные

упражнения,

глазодвигательные

упражнения,

телесные

упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию

и массаж.

7.

Использование

презентаций-офтальмотренажёров,

отдельной

презентации и фрагментов презентации по ходу логопедического занятия.

Внедрение

современных

компьютерных

технологий

в

школьную

логопедическую

практику

позволяет

сделать

работу

учителя-логопеда

более

продуктивной

и

эффективной.

Использование

ИКТ

органично

дополняет

традиционные

формы

работы

школьного

логопеда,

расширяя

возможности

организации

взаимодействия

учителя-логопеда

с

другими

участниками

образовательного процесса.

Использование

программы

создания

презентаций

представляется

очень

удобным.

На

слайдах

можно

разместить

необходимый

картинный

материал,

цифровые

фотографии,

тексты;

можно

добавить

музыкальное

и

голосовое

сопровождение

к

демонстрации

презентации. При

такой

организации

материала

включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет

сформировать

устойчивые

визуально-кинестетические

и

визуально-аудиальные

условно-рефлекторные

связи

центральной

нервной

системы.

В

процессе

коррекционной

логопедической

работы

на

их

основе

у

детей

формируются

правильные

речевые

навыки,

а

в

дальнейшем

и

самоконтроль

за

своей

речью.

Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие,

повышают

мотивационную

активность,

способствуют

более

тесной

взаимосвязи

учителя-логопеда и ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений

на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в

полном

объеме.

Использование

анимации

и

сюрпризных

моментов

делает

коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не

только

от

логопеда,

но

и

со

стороны

компьютера

в

виде

картинок-призов,

сопровождающихся звуковым оформлением.

8. Использование картинного материала для смены вида деятельности в

ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации

словарного запаса, развития связной речи.

9. Активные методы рефлексии.

Слово рефлексия происходит

от

латинского

«reflexior»

– обращение

назад. Толковый

словарь

русского

языка

трактует

рефлексию

как размышление о

своем внутреннем состоянии, самоанализ.

В

современной

педагогиче ской

науке

под

рефлексией

обычно

понимают самоанализ деятельности и ее результатов.

В педагогической литературе существует следующая классификация видов

рефлексии:

1 ) р е ф л е к с и я

н а с т р о е н и я

и

э м о ц и о н а л ь н о г о

с о с т о я н и я ;

2) рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы

выяснить,

как

учащиеся

осознали

содержание

пройденного

материала);

3) рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание

материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее

рациональные).

Данные

виды

рефлексии

можно

проводить

как

индивидуально,

так

и

коллективно.

При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия,

содержание

и

трудности

учебного

материала,

тип

занятия,

способы

и

методы

обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.

На

логопедических

занятиях

при

работе

с

детьми

с

ОВЗ

наиболее

часто

используется рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Широко используется приём с различными цветовыми изображениями.

У

учащихся

две

карточки

разного

цвета.

Они

показывают

карточку

в

соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно

проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.

Учитель-логопед должен обязательно уточнить изменения настроения ребёнка в ходе

занятия.

Это

ценная

информация

для

размышления

и

корректировки

своей

деятельности.

«Дерево

чувств» –

учащимся

предлагается

повесить

на

дерево

яблоки

красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если

ощущают дискомфорт.

«Море радости» и «Море грусти» – пусти свой кораблик в море по своему

настроению.

Рефлексия

окончания

логопедического

занятия. Наиболее

удачным

на

сегодняшний

момент

считается

обозначение

видов

заданий

или

этапов

занятия

картинками (символами, различными карточками и т. д.), помогающими детям в

конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся,

запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою

картинку.

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или

иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ЗПР.

Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает

познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно

вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную

деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ЗПР.

Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю-логопеду

чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством

активизации

учения.

Переключение

с

одного

вида

деятельности

на

другой,

предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого

материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

Таким

образом

методы

и

приемы

организации

обучения,

позволят

стимулировать

различные

компоненты

учебной

и

коррекционно-развивающей

деятельности у учащихся с ЗПР.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной

школе / Ю. К. Бабанский.– М.: Просвещение, 1985.

2. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / под ред.

С. Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2001.

3. Костенкова, Ю. А. Дети с задержкой психического развития: особенности

речи,

письма,

чтения

/

Ю.

А.

Костенкова,

Р.

Д. Тригер,

С. Г. Шевченко.

М.:

Школьная Пресса, 2004.

4.

Кудрина,

С.

В.

Средства

активизации

учебной

деятельности

младших

школьников с интеллектуальным недоразвитием: автореф. дис. … канд. пед. наук /

Светлана Владимировна Кудрина. – СПб., 2000.

5. Кузьмина, Е. В. Бланковые методики в работе логопеда / Е. В. Кузьмина. –

М. : ТЦ Сфера, 2009.

6.

Педагогический

энциклопедический

словарь.

М.:

Научное

издательство

БРЭ, 2003.

7. Поваляева, М. А. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике /

составитель М. А. Поваляева. – Ростов н/Д : Феникс, 2006.

8. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов

100 ответов : учеб. пособие для

вузов / И. П. Подласый.

М.: ВЛАДОС, 2004.