Автор: Алещенко Анна Леонидовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ НТЖТ
Населённый пункт: г. Нижнеудинск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование различных методов мотивации и стимулирования познавательной деятельности студентов.
Алещенко А.Л.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
"НИЖНЕУДИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА"
Г. НИЖНЕУДИНСК
Использование различных методов мотивации и стимулирования
познавательной деятельности студентов.
«Личность – звено между мотивацией и ее реализацией» (З. Фрейд)
Сегодня
наиболее
острые
проблемы
в области
обучения
и воспитания
связаны с демотивированностью основной массы студентов. Поэтому одной из
центральных
задач
современных
образовательных
учреждений
является
формирование
у учащихся
положительной
устойчивой
мотивации
учебной
деятельности,
такой
мотивации,
которая
побуждала
бы
их
к упорной,
систематической учебной работе.
Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а
для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее
сформированности.
В структуру
учебной
мотивации
входят
потребность
в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение, интерес.
Современная
дидактика
признает
познавательный
интерес
определяющим
мотивом учебной деятельности.
Очень
часто
от
студентов
можно
услышать
фразы:
«Зачем
мне
это
нужно?»
и
«Мне
тогда
все
понятно,
когда
интересно».
Значит,
их
познавательную деятельность необходимо активировать через интересный, а
главное связанный с жизнью материал. Важную роль в мотивации учения
играет содержание учебного материала.
Оно должно быть вполне доступно
учащимся, должно исходить из имеющихся у них знаний и опираться на них и
на жизненный опыт обучающихся, но в то же время материал должен быть
достаточно трудным и сложным.
В
связи
с
массовой
информатизацией
общества,
главным
методом
мотивации
обучающихся
считаю
для
себя
использование
современной
цифровой образовательной среды, нацеленной на создание возможностей для
получения
качественного
образования,
с
использованием
современной
информационной технологии «Смешанное обучение». Технология «Смешанное
обучение» предусматривает совмещение реального обучения «лицом к лицу» с
преподавателем в классе и следующих интерактивных возможностей:
онлайн-общение и обучение, через создание групповой беседы в
социальной сети «ВКонтакте»;
электронное обучение «eLearning», включающее широкий спектр
приложений и процессов, направленных на обеспечение доступа студентов к
учебным материалам;
«Игрофикация
(геймификация)»
подразумевает
использование
игровых онлайн-технологий с дидактической целью. Геймификация внедряет
такие атрибуты как баллы, уровни, список лидеров, награды, вызовы. Это,
преимущественно, те механизмы, которые широко применяются студентами в
повседневной жизни;
использование различных сервисов для создания онлайн-опросов.
Проведение онлайн-опросов — это быстрый и удобный способ коммуникации с
аудиторией. Они позволяют сэкономить время на сборе, обработке данных и
дают возможность обратиться к результатам опроса, когда вам необходимо.
На
основе
современных
педагогических
технологий
и
цифровых
возможностей
у
студентов
заметно
повышается
интерес
и
мотивация
к
познавательной деятельности.
Список используемых источников:
1.
Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика
2.
Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте.
Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. - 197 с.
3.
Маркова А. К.,
Орлов А. Б.,
Фридман Л. М. Мотивация
учения
и её
воспитание у школьников. — М.: Педагогика
4.
Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. — М.: Знание.