"Образовательная программа дополнительного образования детей "Футбол" физкультурно-спортивной направленности возраст учащихся 11-14 лет (мальчики и девочки)"

Автор: Неклюдов Фёдор Васильевич
Должность: старший тренер отделения футбола
Учебное заведение: МБОУ ДО "Районная ДЮСШ"
Населённый пункт: город Гатчина, Ленинградская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Образовательная программа дополнительного образования детей "Футбол" физкультурно-спортивной направленности возраст учащихся 11-14 лет (мальчики и девочки)"
Дата публикации: 26.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Ленинградский областной институт развития образования

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

по теме

«Образовательная программа

дополнительного образования детей

«Футбол»

физкультурно-спортивной

направленности

возраст учащихся 11-14 лет

(мальчики и девочки)

срок реализации 3 года

Работу выполнил:

Неклюдов Фёдор Васильевич

Тренер-преподаватель

МБОУ ДОД «Районная ДЮСШ»

г. Гатчина


2014 г.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Футбол – популярный вид спорта, являющийся спортивной игрой. Своим признанием он обязан своей простоте, доступности, большой эмоциональности и оздоровительному эффекту. Коллективность действий и появление тактики в игре становятся возможным благодаря способности человека мыслить. В свою очередь, и сами эти качества в процессе игры непрерывно совершенствуются. Таким образом, происходит взаимное обогащение, усложняется содержание игровой деятельности и углубляется ее воздействие на формирование этих качественных особенностей самого человека. Главная социальная функция игры – подготовка к труду нового поколения. Именно в игре, где творчески воссоздаются реальные жизненные ситуации, наилучшим образом формируются качества личности, определяющие успешность трудовой деятельности человека. В процессе игры происходит развитие и становление личности ребенка, следовательно, развивается и совершенствуется общество в целом. На занятиях футболом каждый занимающийся не только приобретает жизненно важные знания и умения, но и укрепляет свое здоровье, развивает физические качества, овладевает спортивно-прикладными навыками и приобретает навыки систематических занятий физической культурой и спортом. Определенное значение имеет спортивная подготовка, проводимая в процессе систематических занятий и участия в соревнованиях. Она направлена на расширение функциональных возможностей организма, овладение специальными приемами техники и тактики воспитания морально-волевых качеств. Игровая деятельность носит активный, творческий характер, вызывающий целостную реакцию организма. Она проходит с участием функциональных систем организма при ведущей роли психических процессов и деятельности мозга. Игровая деятельность протекает в рамках целевых установок, достижение которых служит побуждающим мотивом действий играющих. Основной принцип работы кружка по футболу – выполнение программных требований по физической, технической, тактической, теоретической подготовке, выраженных в количественных и качественных показателях. В секцию футбола привлекаются ребята (мальчики и девочки) средней группы в возрасте 11–14 лет. Весь учебный материал программы распределён в соответствии с возрастным принципом комплектования групп кружка по футболу и рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков. Изучение теоретического материала осуществляется до 30 минут или проведено самостоятельное теоретическое занятие длительностью до 45 минут. Кроме того, теоретические сведения сообщаются кружковцам в процессе проведения практических занятий. При изучении теоретического материала широко используются наглядные пособия, видеозаписи, учебные кинофильмы. В конце занятия руководитель кружка рекомендует специальную литературу для самостоятельного изучения. Руководитель кружка, подбирая материал для занятий, наряду с новым обязательно включает в занятия упражнения, приёмы техники и тактики игры из ранее усвоенного учебного материала для его закрепления и совершенствования. На занятиях по футболу занимающиеся получают элементарные навыки судейства игр по футболу и навыки инструктора-общественника. Учебным планом специальные часы на судейскую практику не предусматриваются. Обучение судейству осуществляется во время проведения двухсторонних учебных, тренировочных игр и соревнований. Каждый кружковец старшей группы должен уметь заполнить протокол соревнований, написать заявку, составить игровую таблицу, уметь организовать соревнования по футболу.
Инструкторская практика проводится не только в отведённое учебным планом время, но и в процессе учебно-тренировочных занятий. Задача инструкторской практики – научить подавать строевые команды, правильно показывать и объяснять упражнения, самостоятельно проводить занятия с группой. Практические занятия по физической, технической и тактической подготовке проводятся в форме игровых занятий по общепринятой методике. Физическая подготовка направлена на развитие физических способностей организма, ей в занятиях отводится значительное место. Выделяют общую и специальную физическую подготовку. Общая физическая подготовка предусматривает всестороннее развитие физических способностей, специальная – развитие качеств и функциональных возможностей, специфичных для футболистов. Цель специальной физической подготовки – достичь выполнения сложных приёмов владения мячом на высокой скорости, улучшить манёвренность и подвижность футболиста в играх, повысить уровень его морально-волевых качеств. В зависимости от возрастных особенностей в планировании занятий по физической подготовке делают акцент на воспитание определённых физических качеств. Для эмоциональности занятий рекомендуется широко применять игры, эстафеты и игровые упражнения, включать элементы соревнований, использовать футбольные мячи. В процессе занятий, имеющих основную направленность на совершенствование техники и тактики игры, развиваются одновременно и физические способности занимающихся. В учебных играх и соревнованиях по футболу у занимающихся совершенствуется весь комплекс подготовки, необходимый футболисту, - его техническая, тактическая, физическая и волевая подготовка. Формирование навыков в технике владения мячом – одна из задач всесторонней подготовки футболиста. На всех этапах занятий идёт непрерывный процесс обучения технике футбола и совершенствования её. Обучая кружковцев технике владения мячом, очень важно создать у них правильное зрительное представление изучаемого технического приёма. Показ и объяснение хорошо дополнить демонстрацией кинопрограммы, видеозаписей. Обучение технике игры в футбол является наиболее сложным и трудоёмким процессом, поэтому на него отводится программой большая часть времени. Важно довести до сознания каждого кружковца, что для овладения техникой игры требуется большая настойчивость, прилежание и трудолюбие.
2. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Актуальность программы состоит в том, что в настоящее время значительная часть школьников занимается физическими упражнениями лишь на уроках физической культуры. Слабая физическая подготовка не позволяет им сдавать учебные нормативы по физической культуре в школе. Поэтому одной из важнейших задач стоящих перед учителем физической культуры является привлечение как можно большего числа школьников к систематическим занятиям в различных секциях для повышения уровня физической подготовленности. Данная программа отличается от других тем, что основой подготовки занимающихся в секции является не только технико–тактическая подготовка юных футболистов, но и общефизическая подготовка, направленная на более высокий показатель физического развития школьников. Расширяется кругозор и интерес занимающихся к данному виду спорта. Программа предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно- тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы, педагогического контроля). Предлагаемая программа имеет сходные цели и задачи, что и урок физической культуры, тем самым является подготовкой или продолжением ее. Программа учитывает возрастные особенности детей, тем самым включает в себя научное обоснование
эффективных средств и методов физического воспитания. При таком подходе физическое воспитание способствует сохранению и укреплению здоровья детей, улучшению их физического развития. Общение преподавателя и обучающихся на занятиях позволяет лучше узнать ученика, его стремления, способности, психологический тип, а исходя из этого более точно подбирать и использовать педагогические средства и методы. Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в умелом сочетании различных форм работы, направленных на развитие детей с опорой на психологические, возрастные особенности и применением различных технологических техник.
3. ЦЕЛЬ
Целью занятий в секции являются: разносторонняя подготовка и овладение рациональной техникой; приобретение знаний, умений необходимых футболистам; воспитание трудолюбия, дисциплины, взаимопомощи, чувства коллективизма. На основе полноценного использования факторов физической культуры, реализовать возможности оптимального физического развития людей, всестороннего совершенствования свойственных каждому человеку физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и моральных качеств, характеризующих активную личность, обеспечивать на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной общественно значимой работе. Формирование потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и футболом. Укрепление здоровья.
4. ЗАДАЧИ
В группах решаются определённые задачи: укрепление здоровья и закаливание организма; привитие интереса к систематическим занятиям футболом; обеспечение всесторонней физической подготовки с преимущественным развитием быстроты, ловкости и координации движений; овладение техническими приёмами, которые наиболее часто и эффективно применяются в игре, и основами индивидуальной, групповой и командной тактики игры в футбол; освоение процесса игры в соответствии с правилами футбола; участие в соревнованиях; изучение элементарных теоретических сведений о личной гигиене, истории футбола, технике и тактике, правил игры в футбол. На каждом этапе учебно-тренировочного процесса обязательно решаются образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Основными задачами учебно-тренировочного процесса по спортивным играм являются:  воспитание у занимающихся потребности к регулярным занятиям футболом;  укрепление здоровья и повышение работоспособности;  овладение специальными знаниями, умениями и навыками и их последующее совершенствование;  воспитание необходимых двигательных, интеллектуальных и морально-волевых качеств и специальная подготовка к результатам. В каждой группе ставятся свои конкретные задачи. Для групп первого и второго годов обучения ставятся следующие задачи:  укрепление здоровья и закаливание организма;  содействие правильному физическому развитию, повышению общей физической подготовленности, развитие специальных физических способностей, необходимых для совершенствования игрового навыка;  дальнейшее изучение и совершенствование основ техники и тактики игры;  приобретение навыков в организации и проведении учебно-тренировочных занятий и соревнований, подготовка и выполнение нормативов по видам подготовки.
5. ФОРМА ЗАНЯТИЙ
Программа по футболу предусматривает различные формы и методы работы:
 групповые занятия: теоретические, технические, тактические, подвижные и спортивные и подвижные игры, выезды на соревнования, массовые мероприятия в школе;  индивидуальные занятия: консультация, работа с литературой, индивидуальные задания на дом;  техническое оснащение школы позволяет широко использовать в работе технические средства, а также информационные технологии, которые позволяют достигать максимального результата в обучении. Основной формой занятий является групповое учебно-тренировочное занятие. В процессе спортивной тренировки используются следующие организационные формы занятий: тренировочное занятие, соревнования, самостоятельные занятия.
Тренировочное занятие
делится на три части: 1.
Вводная
часть занятия служит для организации занимающихся и подготовки их к последующей работе. В этой части проводят разминку, которая состоит из двух частей – общей и специальной. В первой части проводят упражнения, повышающую общую работоспособность, во второй осуществляется специальная физическая подготовка, помогающая решению основных задач урока. 2.
Основная
часть предназначена для специальной подготовки занимающихся. В нее включают упражнения для развития двигательных качеств и освоения и совершенствования технико-тактических приемов. 3.
Заключительная
часть способствует постепенному снижению нагрузки, частичному восстановлению и подготовке к последующей деятельности.
6. РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ
Общая и специальная физическая подготовка. Основы техники и тактики игры.
7. НАПРАВЛЕННОСТЬ
Занятия футболом имеют спортивно-техническую и физкультурно-спортивную направленность.
8. СРОК РЕАЛИЗАЦИИ
Срок реализации программы рассчитан на 3 года.
9. РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Продолжительность занятий в секции – 3 раза в неделю по 2 часа.
10. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
В результате освоения содержания образовательной программы по футболу, занимающиеся должны достигнуть следующего уровня развития.
Объяснять:
- роль и значение футбола в физическом развитии человека; - роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья, профилактики вредных привычек, ведение здорового образа жизни.
Характеризовать:
- индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярными занятиями; - особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий футболом; - особенности планирования индивидуальных занятий футболом и контроль за их эффективностью; - особенности развития физических способностей на занятиях футболом; - особенности содержания и направленности волейбола, характеристика оздоровительной и развивающей эффективности.
Соблюдать правила:

- личной гигиены и закаливания организма;
- организации и проведения самостоятельных форм занятий физическими упражнениями; - культуры поведения и взаимодействия вовремя групповых занятий и соревнований; - профилактика травматизма и оказание первой помощи при травмах и ушибах; - использование спортивного инвентаря на занятиях футболом.
Проводить:
- самостоятельные занятия футболом; - контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, физической работоспособностью; - приемы оказания первой помощи при травмах и ушибах; - занятия с начинающими.
Составлять:
- индивидуальные комплексы занятий футболом; - планы-конспекты индивидуальных занятий.
Определять:
- уровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности; -эффективность занятий футболом; - функциональное состояние организма и физическую работоспособность; - дозировку физической нагрузки и направленность воздействий физических упражнений.
Овладеть:
- техникой и тактикой игры в футбол; - начальными инструкторскими навыками.
11. НОРМЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Оценка результативности эффективности программы происходит в течении реализации всей программы, выполнением занимающимися нормативов, участием в соревнованиях. Руководитель кружка должен следить за развитием у занимающихся физических качеств, а также за уровнем их технической подготовки. Для этого не менее 2 раза в год проводятся испытания по следующим контрольным нормативам и выявляется уровень физической подготовленности занимающихся:
№ Контрольные

упражнения

Возраст (лет)

12

13

14

15
16-17 1 Бег 30 м (с)
5,1

5,0

4,8

4,7

4,6
2 Бег 300 м (с)
59

55

53

52

50
3 6 – минутный бег (м.)
1200

1300

1400

1500

1600
4 Прыжок в длину с места (см.)
165

175

185

200

210
5 Бег 30 м. с ведением мяча (с.)
6,3

6,1

6,0

5,8

5,7
6 Удар по мячу ногой на дальность (м.)
35

40

45

48

50
7 Жонглирование мячом (количество ударов)
12

15

20

25

30
8 Удар по мячу ногой на точность попадания (число попаданий.)
5

7

8

9

9
9 Ведение мяча с обводкой стоек и удар по воротам (с.)
11

10

9

8

7
10 Бросок мяча рукой на дальность (м.)
13

14

15

18

20


Примечания:
Условия выполнения упражнений: 1. Бег на 30, 300, 400 м., 6-минутный бег и прыжок в длину с места выполняется по правилам соревнований по лёгкой атлетике. Бег выполняется с высокого старта. 2. Бег на 30 м. с ведением мяча выполняется с высокого старта (мяч на линии старта), мяч можно вести любым способом, делая на отрезке не менее трёх касаний, не считая остановки за финишной линией. Упражнение считается законченным, когда игрок оставит мяч за линией финиша. Время фиксируется с момента старта до пересечения игроком (вслед за мячом) линии финиша. Судья на старте фиксирует правильность старта и количество касаний мяча, а судья на финише – время. 3. Удар по мячу ногой на дальность выполняется с разбега правой и левой ногой любым способом по неподвижному мячу. Измерение дальности полёта мяча производится от места удара до точки первого касания мяча о землю. Для удара каждой ногой даются по три попытки. Засчитывается лучший результат ударов каждой ногой. Конечный результат определяется по сумме лучших ударов обеими ногами. 4. Жонглирование мячом: выполняются удары правой, левой ногой (серединой подъёма, внутренне и внешней стороной стопы, бедром) и головой в любой последовательности, не повторяя один способ удара два раза подряд. 5. Удары по мячу ногой на точность попадания выполняются с разбега любым способом по неподвижному мячу правой и левой ногой с расстояния 17 м. (подростки 10-12 лет – с расстояния 11 м.). Мячом надо попасть в заданную треть ворот, разделённых по вертикали. Выполняется по пять ударов каждой ногой. Учитывается сумма попаданий. 6. Ведение мяча, обводка стоек и удар по воротам выполняются с линии старта (30 м. от линии штрафной площади). Вести мяч, далее обвести «змейкой» четыре стойки (первая стойка ставится на линию штрафной площади, далее в центре через каждые 2 м. ещё три стойки), и, не доходя до 11-метровой отметки, забить мяч в ворота. Время фиксируется с момента старта до пересечения линии ворот мячом. В случае если мяч не будет забит в ворота, упражнение не засчитывается. Из трёх попыток засчитывается лучший результат. 7. Бросок мяча рукой на дальность (разбег не более четырёх шагов) выполняется по коридору шириной 3 м. Мяч, упавший за пределы коридора, не засчитывается. Учитывается лучший результат из трёх попыток. 8. Выполнение контрольных упражнений проводится в форме соревнований, результаты их фиксируются в протоколах и доводятся до сведения всех занимающихся в кружке.
Учебно-тематический план занятий по футболу 1-ый год обучения
№ Наименование темы Количество часов всего Теоретические занятия Практические занятия 1 Физическая культура и спорт в России. 1 1 - 2 Развитие футбола в России. 1 1 - 3 Гигиенические знания и навыки. Закаливание. 1 1 - 4 Правила игры в футбол. 2 2 5 Место занятий, оборудование. 1 1 - 6 Общая и специальная физическая подготовка. 40 - 40 7 Техника игры в футбол. 40 - 40 8 Тактика игры в футбол. 20 - 20 9 Участие в соревнованиях по футболу. Согласно календарному плану спортивных мероприятий 10 Контрольные испытания 2 - 2
Итого
108 6 102

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Физическая культура и спорт в России.
Физическая культура – составная часть культуры, одно из средств воспитания, укрепления здоровья, всестороннего развития людей. Значение физической культуры для подготовки Российских людей к трудовой деятельности и защите Родины.
Развитие футбола в России.
Краткая характеристика футбола как средства физического воспитания. История возникновения футбола и развитие его в России. Чемпионат и кубок Росси по футболу.
Гигиенические знания и навыки. Закаливание.
Личная гигиена: уход за кожей, волосами, ногтями, полостью рта. Вред курения. Общий режим дня школьника. Значение правильного режима дня юного спортсмена. Использование естественных факторов природы (солнце, воздух, вода) в целях закаливания организма. Обтирание, обливание и ножные как гигиенические и закаливающие процедуры. Правила купания.
Правила игры в футбол.
Разбор и изучение правил игры. Роль капитана команды, его права и обязанности.
Места занятий оборудование.
Площадка для игры в футбол, её устройство, разметка. Подготовка площадки для занятий и соревнований по футболу. Специальное оборудование: стойки для подвески мячей, щиты стационарные и переносные для ударов.
Общая и специальная физическая подготовка.
Утренняя гигиеническая гимнастика школьника. Ознакомление с упрощёнными правилами игры в ручной мяч, баскетбол, хоккей с мячом. Меры предупреждения несчастных случаев при плавании. Подготовка к сдаче контрольных испытаний.
Практические занятия.
Общеразвивающие упражнения без предметов. Поднимание и опускание рук в стороны и вперёд, сведение рук вперёд и разведение, круговые вращения, сгибание и разгибание рук в упоре на высоте пояса. Наклоны туловища вперёд и в стороны; то же, в сочетании с движениями рук. Круговые движения туловища с различным положением рук (на поясе, за головой, вверх). Поднимание и вращение ног в положении лёжа на спине. Полуприседание и приседание с различными положениями рук. Выпады вперёд, назад и в стороны с наклонами туловища и движениями рук. Прыжки в полуприседе. Переход из упора присев в упор лёжа и снова и снова в упор присев. Упражнения на формирование правильной осанки. Упражнения с набивным мячом. (масса 1 – 2 кг.) Броски мяча друг другу двумя руками от груди, из-за головы снизу. Подбрасывание мяча вверх и ловля его; то же, с поворотом кругом. Наклоны и повороты туловища в сочетании с различными положениями и движениями рук с мячом. Перекатывание набивного мяча друг другу ногами в положении сидя. Акробатические упражнения. Кувырок вперёд с шага. Два кувырка вперёд. Кувырок назад из седа. Длинный кувырок вперёд. Стойка на лопатках перекатом назад из упора присев. Перекаты вперёд и назад в положение лёжа, прогнувшись. «Мост» из положения лёжа на спине. «Полушпагат». Упражнение в висах и упорах. Из виса хватом сверху подтягивание: 2 подхода по 2 – 4 раза, 2 – 3 подхода по 3 – 5 раз. Из упора лёжа на гимнастической скамейке сгибание и разгибание рук: два подхода по 2 – 4 раза, 2 – 3 подхода по 3 – 5 раз. Лёгкоатлетические упражнения. Бег с ускорением до 60 м. Бег с высокого старта до 60 м. Бег по пересечённой местности (кросс) до 1500 м. Бег медленный до 20 мин. Бег повторный до 6 х 30 м. и 4 х 50 м. Бег 300 м. Прыжки с разбега в длину (310 – 340 см.) и в высоту (95 – 105 см.). Прыжки с места в длину. Метание малого (теннисного) мяча: в цель, на дальность (с места и с подхода шагом).
Подвижные игры и эстафеты: «Бой петухов», «Удочка», «Сильный бросок», «Борьба за мяч», «Не давай мяч водящему», «Защита крепости». Эстафеты с бегом, преодолением препятствий, переноской набивных мячей. Спортивные игры. Ручной мяч, баскетбол по упрощённым правилам. Специальные упражнения для развития быстроты. Упражнения для развития стартовой скорости. По сигналу (преимущественно зрительному) рывки на 5 – 10 м. из различных исходных положений: стоя лицом, боком и спиной к стартовой линии, из приседа, широкого выпада, седа. Упражнения для развития дистанционной скорости. Ускорения на 15, 30 м. Бег «змейкой» между расставленными в различном положении стойками для обводки. Бег с быстрым изменением скорости: после быстрого бега быстро резко замедлить бег или остановиться, затем выполнить новый рывок в том же или другом направлении. Специальные упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега толчком одной и двух ног, стараясь достать головой высоко подвешенный мяч; то же, выполняя в прыжке поворот направо и налево. Имитация ударов ногами по воображаемому мячу в прыжке. Держание мяча в воздухе (жонглирование), чередуя удары различными частями стопы, бедром, головой. Подвижные игры: «Живая цель», «Салки мячом».
Техника игры в футбол.
Классификация и терминология технических приёмов игры в футбол. Прямой и резаный удар по мячу. Точность удара. Траектория полёта мяча после удара. Анализ выполнения технических приёмов и их применения в конкретных игровых условиях: ударов по мячу внутренней и внешней частью подъёма, внутренней стороной стопы, ударов серединой подъема; остановок мяча подошвой, внутренней стороной стопы, бедром и грудью; ведение мяча внутренней и внешней частью подъёма, внутренней стороной стопы; обманных движений (ложная и действительная фазы движения); отбор мяча – перехватом, выбиванием мяча, толчком соперника; вбрасывание мяча из положения шага. Анализ выполнения технических приёмов игры вратаря: ловли, отбивания кулаком, броска мяча рукой; падения перекатом; выбивание мяча с рук.
Практические занятия.

Техника передвижения
. Бег: по прямой, изменяя скорость и направление; приставным и скрестным шагом (влево и вправо). Прыжки вверх толчком двух ног с места и толчком одной и двух ног с разбега. Повороты во время бега налево и направо. Остановки во время бега (выпадом и прыжками на ноги). Удары по мячу ногой. Удары правой и левой ногой: внутренней стороной стопы, внутренней и внешней частью подъёма по неподвижному и катящемуся навстречу справа или слева мячу; направляя мяч в обратном направлении и стороны. Выполнение ударов после остановки, ведения и рывка, посылая мяч низом и верхом на короткое и среднее расстояние. Удар по летящему мячу внутренней стороной стопы. Удары на точность: ноги партнёру, ворота, цель, на ходу двигающемуся партнёру. Удары по мячу головой. Удары серединой лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега, по летящему навстречу мячу: направляя мяч в обратном направлении и в стороны, посылая мяч верхом и вниз, на среднее и короткое расстояние. Удары на точность: в определённую цель на поле, в ворота, партнёру. Остановка мяча. Остановка мяча подошвой и внутренней стороной катящегося и опускающегося мяча – на месте, в движении вперёд и назад, подготавливая мяч для последующих действий. Остановка внутренней стороной стопы, бедром и грудью летящего мяча – на месте, в движении вперёд и назад, опуская мяч в ноги для последующих действий. Ведение мяча. Ведение внешней частью, внутренней частью подъёма и внутренней стороной стопы: правой, левой ногой и поочерёдно; по прямой, меняя направления, между стоек и движущихся партнёров; изменяя скорость (выполняя ускорения и рывки), не теряя контроль над мячом. Обманные движения (финты). Обучение финтам: после замедления бега или остановки – неожиданный рывок с мячом (прямо или в сторону): во время ведения внезапная отдача мяча назад откатывая его подошвой партнёру, находящемуся сзади; показать ложный
замах ногой для сильного удара по мячу – вместо удара захватить мяч ногой и уйти с ним рывком; имитируя передачу партнёру, находящемуся слева, перенести правую ногу через мяч и, наклонив туловище влево, захватить мяч внешней частью подъёма правой ноги и резко уйти вправо, этот же финт в другую сторону. Отбор мяча. Перехват мяча – быстрый выход на мяч с целью опередить соперника, которому адресована передача мяча. Отбор мяча в единоборстве с соперником, владеющим мячом, - выбивая и останавливая мяч ногой в выпаде. Вбрасывание мяча из-за боковой линии. Вбрасывание с места из положения ноги вместе и шага. Вбрасывание мяча на точность: под правую и левую ногу партнёру, на ход партнёру. Техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча и в сторону приставным, скрестным шагом и скачками на двух ногах. Ловля летящего навстречу и несколько в сторону от вратаря мяча на высоте груди и живота без прыжка и в прыжке. Ловля катящегося и низко летящего навстречу и несколько в сторону мяча без падения. Ловля высоко летящего навстречу и в сторону мяча без прыжка (с места и с разбега). Ловля катящегося и летящего в сторону низкого, на уровне живота, груди мяча с падением перекатом. Быстрый подъём с мячом на ноги после падения. Отбивание мяча одним кулаком без прыжка и в прыжке (с места и с разбега). Бросок мяча одной рукой из-за плеча на точность. Выбивание мяча ногой: с земли (по неподвижному мячу) и с рук (с воздуха по выпущенному из рук и подброшенному перед собой мячу) на точность.
Тактика игры в футбол
. Понятие о тактике и тактической комбинации. Характеристика игровых действий: вратаря, защитников, полузащитников и нападающих. Коллективная и индивидуальная игра, их сочетание. Индивидуальные и групповые тактические действия. Командная тактика игры в «малый футбол».
Практические занятия.
Упражнения для развития умения «видеть поле». Выполнение заданий по зрительному сигналу (поднятая вверх или в сторону рука, шаг вправо или влево): во время передвижения шагом или бегом – подпрыгнуть, имитировать удар ногой; во время ведения мяча – повернуться кругом и продолжить ведение или сделать рывок вперёд на 5 м. Несколько игроков на ограниченной площади (центральный круг, штрафная площадь) водят в произвольном направлении свои мячи и одновременно наблюдают за партнёрами, чтобы не столкнуться друг с другом.
Тактика нападения
. Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение на футбольном поле. Умение ориентироваться, реагировать соответствующим образом на действие партнёров и соперника. Выбор момента и способа передвижения для «открывания» на свободное место с целью получения мяча. Индивидуальные действия с мячом. Целесообразное использование изученных способов ударов по мячу. Применение необходимого способа остановок в зависимости от направления, траектории и скорости мяча. Определение игровой ситуации, целесообразной для использования ведения мяча, выбор способа и направления ведения. Применение различных способов обводки (с изменением скорости и направления движения с мячом, изученные финты) в зависимости от игровой ситуации. Групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков. Уметь точно и своевременно выполнить передачу в ноги партнёру, на свободное место, на удар; короткую или среднюю передачи, низом или верхом. Комбинация «игра в стенку». Выполнять простейшие комбинации при стандартных положениях: начале игры, угловом, штрафном и свободном ударах, вбрасывание мяча (не менее одной по каждой группе).
Тактика защиты.
Индивидуальные действия. Правильно выбирать позицию по отношению опекаемого игрока и противодействовать получению им мяча, т. е. осуществлять «закрывание». Выбор момента и способа действия (удар или остановка) для перехвата мяча. Умение оценить игровую ситуацию и осуществить отбор мяча изученным способом.
Групповые действия. Противодействие комбинации «стенка». Взаимодействие игроков при розыгрыше противником стандартных комбинаций. Тактика вратаря. Уметь выбрать правильную позицию в воротах при различных ударах в зависимости от «угла удара», разыгрывать удар от своих ворот, ввести мяч в игру (после ловли) открывшемуся партнёру, занимать правильную позицию при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи своих ворот. Учебные и тренировочные игры, применяя в них изученный программный материал.
Учебно-тематический план занятий по футболу 2 – ой год обучения
№ Наименование темы Количество часов всего Теоретические занятия Практические занятия 1 Врачебный контроль 2 2 - 2 Правила игры, организация и проведение соревнований по футболу. 6 6 - 3 Общая и специальная физическая подготовка. 70 - 70 4 Техника игры в футбол. 82 - 82 5 Тактика игры в футбол. 50 - 50 6 Участие в соревнованиях по футболу. Согласно календарному плану спортивных мероприятий 7 Контрольные испытания 6 - 6 Итого: 216 8 208
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Физическая культура и спорт в России.
Важнейшие решения Российского правительства по вопросам развития физической культуры и спорта. Массовый характер Российского спорта. Рост спортивных достижений Российских спортсменов. Значение выступлений Российских спортсменов за рубежом для укрепления мира и дружбы между народами. Единая спортивная классификация и её значение для развития спорта в России.
Развитие футбола в России.
Федерация футбола России. Обзор соревнований по футболу: первенство и кубок России среди команд мастеров. Международные соревнования с участием Российских команд. Лучшие Российские команды, тренеры, и футболисты.
Врачебный контроль.
Задачи врачебного контроля над занимающимися физической культурой и спортом. Значение и содержание самоконтроля. Объективные данные самоконтроля: масса, динамометрия, спирометрия, пульс. Субъективные данные: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, утомляемость, настроение. Дневник самоконтроля. Причины травм на занятиях по футболу и их предупреждение.
Правила игры, организация и проведение соревнований по футболу.
Изучение правил игры и пояснений к ним. Обязанности судей. Выбор места судей при различных игровых ситуациях. Замечания, предупреждения и удаления игроков с поля.
Общая и специальная физическая подготовка.
Общеразвивающие упражнения без предметов. Маховые упражнения, круговые вращения рук в сочетании с движениями ног и туловища. Разгибание рук в упоре лёжа. Круговые движения туловищ, повороты и наклоны с одноимёнными движениями рук и ног, разноимённые движения на координацию. Отведение, приведение и маховые движения ноги вперёд, в стороны, назад.
Упражнения с набивным мячом (2 – 3 кг.). Броски набивного мяча одной и двумя руками через голову. Поднимание и опускание прямых ног с мячом, зажатым между ступнями, в положении лёжа на спине. Акробатические упражнения. Кувырок вперёд с прыжка. Кувырок назад в упор стоя ноги врозь из упора присев, из седа, из основной стойки. Стойка на голове из упора присев толчком двух ног. Кувырок вперёд из стойки на голове. Стойка на руках толчком одной и махом другой ноги. Переворот в сторону. Легкоатлетические упражнения. Бег 60 м. на скорость. Повторный бег до 5 х 60 м., до 3 х 100 м. Бег медленный до 25 мин. Бег по пересечённой местности (кросс) до 2000 м. Бег 400 и 500 м. Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание». Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги». Метание малого и утяжеленного мяча по коридору шириной 10 м. на дальность с разбега. Толкание набивного мяча (1 – 2 кг.), ядра (3 кг.) с места, стоя боком к направлению метания. Подвижные игры. Игры с бегом на скорость, с прыжками в высоту и длину, с метаниями мяча на дальность и в цель. Спортивные игры. Баскетбол. Ручной мяч. Специальные упражнения для развития быстроты. Бег на 10 – 15 м. из различных стартовых положений – сидя, бега на месте, лёжа. Ускорения на 15, 30, 60 м. без мяча и с мячом. Бег прыжками. Бег с изменением направления до 180º. Бег боком и спиной вперёд (наперегонки). Обводка стоек (на скорость). Рывок с мячом с последующим ударом по воротам. Специальные упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега вверх, стараясь достать высоко подвешенный мяч ногой, головой; то же, выполняя в прыжке поворот до 180º. Прыжки вверх с места и разбега, выполняя удары по мячам, подвешенным на различной высоте. Эстафеты с элементами акробатики.
Техника игры в футбол.
Взаимосвязь технической, тактической и физической подготовки футболистов. Качественные показатели индивидуальной техники владения мячом – рациональность и быстрота выполнения, эффективность применения в конкретных игровых условиях. Анализ кинограмм выполнения технических приёмов в исполнении лучших футболистов России.
Практические занятия.
Удары по мячу головой. Удары серединой и внешней частью подъёма по неподвижному и катящемуся мячу. Удары подъёмом по прыгающему и летящему мячу. Удары носком, пяткой (назад). Выполнение всех ударов по мячу, придавая ему различную по крутизне траекторию полёта и различное направление полёта. Удары в единоборстве. Удары на точность и дальность. Удары по мячу головой. Удары боковой частью лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега. Удары серединой и боковой частью лба в прыжке с пассивным и активным сопротивлением. Удары на точность. Остановка мяча. Остановка подошвой, внутренней и внешней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча с поворотом налево и направо. Остановка грудью летящего мяча с поворотом в сторону. Остановка мяча изученными способами, находясь в движении, с последующим ведением или передачей мяча. Ведение мяча. Ведение серединой подъёма и носком. Ведение мяча всеми изученными способами, увеличивая скорость движения, с обводкой движущихся и противоборствующих соперников, затрудняя для них подступы к мячу, закрывая мяч телом. Обманные движения (финты). Обучение финтам: при ведении показать остановку мяча подошвой (без касания или с касанием мяча подошвой) или удар пяткой назад – неожиданным рывком вперёд уйти с мячом; быстро отвести мяч подошвой под себя – рывком с мячом уйти вперёд; при ведении неожиданно остановить мяч и оставить его партнёру, который движется за спиной, а самому без мяча уйти вперёд, увлекая соперника («скрещивание»). Выполнение обманных движений в единоборстве.
Отбор мяча. Обучение умению выбрать момент для отбора мяча, выполняя ложные движения и вызывая соперника, владеющего мячом, на определённые действия с мячом. Отбор в подкате – выбивая и останавливая мяч ногой. Вбрасывание мяча. Вбрасывание мяча из-за боковой линии с места из положения параллельного расположения ступней ног. Вбрасывание на точность и дальность. Техника игры вратаря. Ловля катящегося и летящего на различной высоте мяча на выходе из ворот без падения, с падением, в броске. Ловля опускающегося мяча. Отбивание (в сторону, за линию ворот) ладонями, пальцами рук в броске мячей, летящих и катящихся в сторону от вратаря. Перевод мяча через перекладину ворот ладонями (двумя, одной) в прыжке. Броски мяча одной рукой с боковым запахом и снизу. Броски рукой, выбивание мяча с земли и с рук на точность и дальность.
Тактика игры в футбол.
Понятие о тактической системе и стиле игры. Характеристика игровых действий футболистов команды при расстановке по схеме 1 – 4 – 3 – 3. Тактика игры в нападении: организация атаки, атака флангом и через центр, атакующие комбинации с участием игроков различных тактических линий, комбинации с переменой местами. Тактика игры в защите: организация обороны, «персональная опека», комбинированная оборона, страховка. Разбор проведённых учебных и календарных игр: положительные моменты в ходе игры, ошибки, оценка игры каждого футболиста и команды в целом.
Практические занятия.
Упражнения для развития умения «видеть поле». Игра в «пятнашки» в парах на ограниченной площади (играют 3 – 4 пары, постоянно наблюдают за движением других пар, чтобы не столкнуться), 8 – 6 игроков образуют круг и передают друг другу в одно касание два мяча (надо следить одновременно за двумя мячами, чтобы не передать их одному партнёру).
Тактика нападения.
Индивидуальные действия. Уметь оценивать целесообразность той или иной позиции, своевременно занимать наиболее выгодную позицию для получения мяча. Эффективно использовать изученные технические приёмы, способы и разновидности для решения тактических задач в зависимости от игровой ситуации. Групповые действия. Уметь взаимодействовать с партнёрами при равном соотношении и численном превосходстве соперника, используя короткие и средние передачи. Комбинации в парах: «стенка», «скрещивание». Комбинация «пропуск мяча». Начинать и развивать атаку из стандартных положений. Командные действия. Уметь выполнять обязанности в атаке на своём игровом месте, играя по избранной тактической системе в составе команды. Расположение и взаимодействие игроков при атаке флангом и через центр.
Тактика защиты.
Индивидуальные действия. Противодействие маневрированию, т. е. осуществлять «закрывание» и препятствовать сопернику в получении мяча. Совершенствование в «перехвате» мяча. В зависимости от игровой обстановки применять отбор мяча изученным способом. Уметь противодействовать передаче, ведению и удару по воротам. Групповые действия. Уметь взаимодействовать в обороне при равном соотношении сил и при численном преимуществе соперника, осуществляя правильный выбор позиции и страховку партнёров. Организация противодействия «стенка», «скрещивание», «пропуск мяча». Уметь взаимодействовать в обороне при выполнении противником стандартных комбинаций. Организация и построение «стенки». Комбинация с участием вратаря. Командные действия. Уметь выполнять основные обязательные действия в обороне на своём игровом месте согласно избранной тактической системе в составе команды. Организация обороны по принципу персональной и комбинированной защиты. Выбор позиции и взаимодействия игроков при атаке противника флангом и через центр. Тактика вратаря. Уметь организовать построение «стенки» при пробитии штрафного и свободного ударов вблизи своих ворот; играть на выходах из ворот при ловле катящихся по земле и летящих на различной высоте мячей; подсказывать партнёрам по обороне, как
занять правильную позицию; выполнять с защитниками комбинации при введении мяча в игру от ворот; введение мяча в игру, адресуя его свободному от опеки партнёру. Учебные и тренировочные игры, совершенствуя индивидуальные, групповые и командные тактические действия.
Учебно-тематический план занятий по футболу 3–ий год обучения
№ Наименование темы Количество часов всего Теоретические занятия Практические занятия 1 Физическая культура и спорт в России. 2 2 - 2 Развитие футбола в России. 2 2 - 3 Врачебный контроль. 3 3 - 4 Правила игры, организация и проведение соревнований по футболу. 6 6 5 Основы методики обучения и тренировки футболистов. Инструкторская практика. 12 4 8 6 Общая и специальная физическая подготовка. 58 - 58 7 Техника игры в футбол. 78 - 78 8 Тактика игры в футбол. 50 - 50 9 Участие в соревнованиях по футболу. Согласно календарному плану спортивных мероприятий 10 Контрольные испытания 5 - 5
Итого
216 17 199
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Физическая культура и спорт в России.
Организация физкультурного движения в России. Международное спортивное движение. Олимпийские игры. Российские спортсмены в борьбе за завоевание мирового первенства.
Развитие футбола в России.
Современный футбол и пути дальнейшего развития футбола. ФИФА и УЕФА. Сборная команда России и результаты ее участия в международных соревнованиях.
Врачебный контроль.
Влияние занятий физическими упражнениями на развитие и здоровье школьников. Влияние на развитие организма и рост на нервную, сердечно- сосудистую, дыхательную и мышечную системы, косносвязочный аппарат и обмен веществ. Влияние физических упражнений на развитие силы, быстроты, выносливости и ловкости.
Правила игры, организация и проведение соревнований по футболу.
Детальное изучение правил игры и пояснения к ним. Руководство игрой. Взаимодействие судьи с судьями на линии. Сигнализация флагом при различных нарушениях. Подготовка судьи к соревнованиям. Оформление протокола игры. Система розыгрыша: круговая, с выбыванием после поражения. Положение о соревнованиях. Работа судейской коллегии обслуживающей соревнования.
Основы методики обучения и тренировки футболистов. Инструкторская практика.
Основные принципы спортивной тренировки. Методы обучения: объяснение (рассказ), показ упражнения (технического или тактического приема), разучивание (повторение упражнения, анализ выполненных движений).
Методика выполнения упражнений для развития физических качеств: быстроты, ловкости, силы и выносливости. Занятия – основная форма проведения кружковой работы. Организация занятия. Разминка, ее значение и содержание, дозировка упражнений. Содержание основной части занятия, чередование упражнений, дозировка. Понятие о нагрузке в занятии (объем упражнений, интенсивность выполнения упражнений). Заключительная часть занятия. Индивидуальная, групповая и командная тренировка.
Практические занятия.
Умения подавать строевые команды, правильно объяснять и показывать упражнения, подбирать упражнения для разминки, основной и заключительной части занятия, помогать руководителю при проведения занятия, самостоятельно проводить занятия с группой.
Общая и специальная физическая подготовка.
Общеразвивающие упражнения без предметов. Упражнения для рук и плечевого пояса из различных исходных упражнений, во время ходьбы и бега. В упоре лежа – отталкивания, передвижения. Различные движения туловища и рук в положениях – широкого выпада, сидя, лежа. Движения ног с большой амплитудой махового характера. Различные прыжки на месте – с поворотами до 3600, подтягивая коленки к плечам, выполняя махи ногой. Упражнения на растягивание. Упражнения с набивным мячом (масса до 4 кг). Использовать сочетание упражнений, указанных в программе для 1 и 2 года обучения. Упражнения с сопротивлением. Упражнения в парах – повороты и наклоны туловища, сгибание и разгибание рук, переталкивание, перетягивание, переноска партнера на спине, игры с элементами сопротивления. Акробатические упражнения. Кувырок прыжком через веревочку (высота до 80см) с места и 2-3 шагов разбега. Кувырок вперед из стойки на руках. Переворот в сторону с разбега. Кувырок назад через стойку на руках. Легкоатлетические упражнения. Бег 60м и 100м на скорость. Повторный бег до 7х60м, 5х80м, 3-4х100м. медленный бег до 30минут. Бег по пересеченной местности до 2500 метров. Прыжки в высоту и длину с разбега произвольным способом (совершенствование техники). Тройной прыжок с места. Метание гранаты (500-700 гр), толкание ядра (4-5 кг). Подвижные игры. Игры с элементами сопротивления: перетягивание каната, (Кто сильнее?). Игры с бегом, преодолением препятствий, переноской тяжестей, прыжками. Спортивные игры. Баскетбол. Ручной мяч. Специальные упражнения для развития быстроты. Повторные пробегания коротких отрезков (10-30м) из различных исходных стартовых положений и в различных направлениях. Бег по небольшому уклону: вверх и вниз. Челночный бег: 2х10м, 4х5м, 2х15м, 4х10м. ведение мяча – рывок с мячом – остановка – рывок с мячом в другом направлении. Изменение способов бега (быстрый переход от обычного бега на бег спиной назад и наоборот). Специальные упражнения для развития ловкости. Кувырки вперед и назад, в сторону через правое и левое плечо (на газоне футбольного поля). Ведение мяча головой. Ведение мяча ногами не опуская его на землю. Специальные упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Подскоки и прыжки после приседания без отягощения и с отягощением. Прыжки на одной и двух ногах с продвижением, с преодолением препятствий. То же с отягощением. Эстафеты с элементами бега, прыжков, переноса тяжестей. Удары по футбольному мячу ногами и головой на дальность. Толчки плечом партнера. Специальные упражнения для развития выносливости. Игровые упражнения с мячом большой интенсивности (трое против трех, четверо против четверых, пятеро против пятерых). Двухсторонние тренировочные игры с увеличенной продолжительностью времени, а так же когда одна или обе команды играют в уменьшенном по численности составе.

Техника игры в футбол.
Анализ выполнения технических приемов в исполнении лучших футболистов России (уточнение деталей техники). Техническое мастерство футболиста. Практические занятия. Удары по мячу ногой. Удары по катящемуся и летящему мячу различными способами с поворотами до 1800 и в прыжке. Резанные удары внешней частью подъема. Передачи мяча внешней частью подъема после ведения. Удары на точность силу и дальность. Удары по мячу головой. Удары серединой и боковой частью лба, в прыжке с поворотом, налево и направо. Удары на точность, силу и дальность. Остановка мяча. Остановка мяча изученными способами с поворотами на 1800, выводя мяч на удобную позицию для последующих действий. Остановка опускающегося мяча бедром. Ведение мяча. Совершенствования всех способов ведения, увеличивая скорость движения, выполняя обводку и рывки. Обманные движения (финты). Обучение финтам: при ведении наклонить туловище влево, сделать широких шаг левой ногой и показать, что хочешь с мячом уйти влево, - неожиданно рывком уйти вправо, захватить внешней стороной стопы правой ноги; показать желание овладеть мячом, катящимся на встречу или сбоку, - неожиданно пропустить мяч между ног, повернуться и уйти рывком в сторону движения мяча. Отбор мяча. Отбор мяча, толкая соперника плечом. Вбрасывание мяча. Вбрасывание мяча изученными способами с разбега. Вбрасывание на точность и дальность. Техника игры вратаря. Отбивание мяча кулаком в прыжке на выходе из ворот. Действие вратаря против вышедшего на ворота с мячом соперника – выход из ворот на сближение с соперником, бросок в ноги. Повторный бросок на мяч. Совершенствование броска мяча рукой и выбивание мяча ногой с земли и с рук на точность и дальность.
Тактика игры в футбол.
Характеристика игровых действий футболистов при расстановке по схеме 1-4-4-2. Тактика игры в нападении: атака широким фронтом, изменение направления атаки, атакующие действия (комбинации) флангом и по центру. Выход футболиста для завершающего удара по воротам. Тактика игры в защите: создание численного преимущества в обороне, взаимостраховка. Установка на игру: тактический план предстоящей игры, задание отдельным звеньям и игрокам. Разбор проведенной игры: выполнение намеченного тактического плана игры, удачно проведенные тактические комбинации, недостатки в игре, оценка.
Практические занятия.
В нападении и защите, играя по избранной тактической системе в составе команды, уметь выполнять основные обязанности на своем игровом месте.
Тактика нападения.
Индивидуальные действия. Уметь маневрировать на поле: «открываться» для приема мяча, отвлекать соперника, создавать численное преимущество на отдельном участке поля за счет скоростного маневрирования по фронту и подключения из глубины обороны. Уметь из нескольких возможных решений данной игровой ситуации выбрать наиболее правильный и рационально использовать изученные технические приемы. Групповые действия. Уметь взаимодействовать с партнерами при организации атаки с использованием различных передач: на ход, в ноги, коротких, средних, длинных, продольных, поперечных, диагональных, низом, верхом. Игра в одно касание. Менять фланг атаки путем точной длинной передачи мяча на свободный от игроков соперника фланг. Правильно взаимодействовать на последней стадии развития атаки вблизи ворот противника. Совершенствование игровых и стандартных комбинаций. Командные действия. Организация быстрого и постепенного нападения по избранной тактической системе. Уметь взаимодействовать с партнерами при разном числе нападающих, внутри линии и между линиями.
Тактика защиты.
Индивидуальные действия. Совершенствовать закрывание, «перехват» и отбор мяча.
Групповые действия. Совершенствовать правильный выбор позиции и страховку при организации противодействия атакующим комбинациям. Создавать численное превосходство в обороне. Уметь взаимодействовать при создании искусственного положения «вне игры». Командные действия. Организовать оборону против быстрого и постепенного нападения и с использованием персональной, зонной и комбинированной защиты. Быстро перестраиваться от обороны к началу и развитию атаки. Тактика вратаря. Уметь выбирать место (в штрафной площади) при ловле мяча на выходе и на перехвате; точно определять момент для выхода из ворот и отбора мяча в ногах; руководить игрой партнеров по обороне; вводя мяч в игру организовать атаку. Учебные и тренировочные игры, совершенствуя командные действия при игре по избранной тактической системе.
Соревнования по футболу.
Участие в товарищеских и календарных играх на первенстве района, области, региона.
12. Материально-техническая база школы для обеспечения

занятий по программе «Футбол»
Занятия будут проводиться на открытых спортивных площадках прилегающих к территории школы и в спортивном зале. Для проведения тренировочных занятий имеется необходимый спортивный инвентарь: 15 скакалок, 10 футбольных мячей, 10 баскетбольных мячей, 10 волейбольных мячей, гири, гантели, стойки для обводки мячей, набивные мячи и т. д.
13. Список литературы для педагога:
1. С.Н.Андреев, В.С.Левин, Э.Г.Алиев .Мини-футбол (футзал): примерная программа для детско-юношеских школ олимпийского резерва. – М.: Советский спорт, 2008 2. Андреев С. Н. Футбол в школе: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение. 1986. – 144 с., ил. 3. Теоретическая подготовка юных спортсменов. Пособие для тренеров ДЮСШ. М., 1981. 4. Футбол. Книга-тренер. – М.: Эксмо, 2013 5. С.Н.Андреев, В.С.Левин, Э.Г.Алиев. Мини-футбол. Многолетняя подготовка юных футболистов в спортивных школах. – М.: Советский спорт, 2008 6. Цирик Б. Я., Лукашин Ю. С. Футбол. М., 1982. 7. Чанади А. Футбол. Техника. М., 1978. 8. Чанади А. Футбол. Стратегия. М., 1981. 9. Юный футболист. Учебное пособие для тренеров/Под общей редакцией А. П. Лаптеева, А. А. Сучилина. М. 1983. 10. Джил Харви, Ричард Дангуорт, Джонатан Миллер, Клайв Гиффорд. Футбол. Домашний тренер. –Харьков: Книжный клуб, 2008
14. Список литературы для детей:
1. Андреев С. Н. Мини – футбол. М. «Физкультура и спорт». 1978 г. 111 с. с ил. 2. Сучилин А. А. Футбол во дворе. М.Физкультура и спорт», 1978 г. 3. Цирик Б. Я., Лукашин Ю. С. Футбол. – М.: Физкультура и спорт. 1982, 2-ое исправленное и дополненное издание, - 207 с., ил. – (Азбука спорта).