Автор: Шедогубова Ирина Вячеславовна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №16"
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Игра в жизни дошкольника"
Роль игры в жизни дошкольника.
Игра - явление многогранное, ее можно рассматривать как особую
форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности
коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом
руководстве воспитательным процессом. Огромная роль в развитии и
воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской
деятельности. Она является эффективным средством формирования личности
дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность
воздействия на мир. Воспитательное значение игры во многом зависит от
профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка,
учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного
методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой
организации и проведения всевозможных игр. Дошкольное детство -
короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок
приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает
формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются
навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе
которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,
память , воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра -
это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения
общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка,
происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие
переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются
огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают
ведущей деятельностью дошкольника.Особое место занимают игры, которые
создаются самими детьми,- их называют творческими или сюжетно-
ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они
видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра
наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным
средством воспитания. Что дает право называть игру творческой
деятельностью? Игра - отражение жизни. Здесь все "как будто", но в этой
условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много
настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания
подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка - только игрушки, но
любит их как живых, понимает, что он не реальный летчик или моряк, но
чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится
опасности, по-настоящему гордится своей победой. Подражание взрослым в
игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность,
он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. Детское
творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его
реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие
отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить
оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги,
бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не
готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для
себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют
ими в настоящий момент. Поэтому игра - всегда импровизация.Игра -
самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение
со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее
достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру,
сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет
таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому
игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели,
помогает воспитывать целенаправленность. В игре ребенок начинает
чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и
поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в
том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые
вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению
между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной
ответственности. Творческая коллективная игра является школой воспитания
чувств дошкольников. Нравственные качества, сформированные в игре,
влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в
процессе повседневного общения детей друг с другом и с взрослыми,
получают дальнейшее развитие в игре. Требуется большое искусство
воспитателя, чтобы помочь детям организовать игру, которая побуждала бы к
хорошим поступкам, вызывала бы лучшие чувства.