"Социальная адаптация детей-инвалидов к общественной жизни школы через школьное самоуправление"

Автор: Перекатова Татьяна Степановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ РОЦ №20
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Социальная адаптация детей-инвалидов к общественной жизни школы через школьное самоуправление"
Дата публикации: 26.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ГБОУ РОЦ№20 Воспитатель: Перекатова Татьяна Степановна. тел:89169645704 «Социальная адаптация детей-инвалидов к общественной жизни школы через школьное самоуправление». Проблема социализации детей с особенностями в развитии сегодня изучается психологами, педагогами, социологами, философами. Количество детей-инвалидов на сегодняшний день, в нашей стране увеличивается в среднем на 10-15 тысяч человек в год последние пять лет. Как сообщили в пресс-службе Павла Астахова, на 2014 год Минздрав насчитал больше 540 тысяч таких детей. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» определены меры, направленные на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Важнейшими из них являются такие, как обеспечение замены медицинской модели детской инвалидности на социальную, в основе которой лежит создание условий для нормальной полноценной жизни в соответствии с положениями Конвенции о правах инвалидов. Необходима активизация работы по устранению различных барьеров в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы. Важно отметить, что социально-педагогические функции ( по определению Мардахаева Л.В.) это – адаптационная деятельность, направленная на стимулирование адаптации человека в среде или среды к человеку с учетом его индивидуальности ( своеобразия); социального развития человека с учетом его социальной предрасположенности и своеобразия, а также условий среды ( социума). Основной категорией социальной педагогики является социальная адаптация, педагогическая реабилитация, социально- педагогическая коррекция, и др. [2] Для детей с особенностями в развитии - это мероприятия воспитательного характера, направленные на то, чтобы ребенок овладел необходимыми навыками и умениями по самообслуживанию, получил школьное образование. Очень важно выработать у ребенка
психологическую уверенность в собственной полноценности и создать правильную профессиональную ориентацию. Подготовить к доступным им видам деятельности, создать уверенность в том, что приобретенные знания в той или иной области окажутся полезными в последующем трудоустройстве. В настоящее время внедряются современные методики комплексной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе ранней помощи и помощи детям с тяжелыми и множественными нарушениями. Предпринимаются меры по обеспечению равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Принципами планирования и реализации коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ДЦП является влияние на функциональную систему сенсорной сферы, функциональную систему когнитивной сферы и речи, функциональную систему эмоционально-коммуникативной сферы и поведения ребенка. Мотивация должна быть положена в основу достижения эффективности реабилитационного процесса. В соответствии с принципом комплексного воздействия определяется стратегия междисциплинарного взаимодействия специалистов различных профилей ( единство требований и распределение функций) по следующим направлениям: - принятие коллегиальных решений в отношении каждого ребенка на основе данных комплексной диагностики; - учет ее результатов всеми специалистами при построении индивидуального маршрута ребенка (индивидуальной программы развития, далее ИПР); - уточнение и корректировка этого маршрута в соответствии с динамикой развития, или отсутствием таковой [1]; В ходе коррекционно-развивающих занятий, в режимных моментах моделируются различные ситуации взаимодействия, когда ребенок начинает общаться с педагогом, а через него и с окружающими. Факторами, определяющими степень активности ребенка, являются: направленность на совместную деятельность, включенность в формирование межличностных отношений, готовность к вступлению в равноправные отношения [3]. В реабилитационно - образовательном центре №20 г.Москвы успешно работает школьное самоуправление. Это режим протекания совместной и самостоятельной жизни,
в которой каждый школьник может определить свое место и реализовать свои способности и возможности. Пре дусматривает ся вовлечение всех обучающихся в управлении школьными делами, создание работоспособных органов коллектива, наделенных постоянно расширяющимися правами и обязанностями, формирование у школьников отношений товарищеской взаимозависимости и организаторских качеств; приобщение ученического коллектива и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию, самовыражению ,самоутверждению. Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и воспитателя. Именно воспитатель, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в достижении поставленной цели. Задачами школьного самоуправления является: создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребенка. Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в общественно-целостные отношения. Развитие и упрочнение детской организации как основы для межвозрастного общения, социальной адаптации, творческого развития каждого ученика. В школе есть шахматно-шашечный кружок, который организовали сами ученики с диагнозом ДЦП, фото-студия «Школьная жизнь», интересен опыт проведения литературных вечеров, музыкальный клуб, танцевальный клуб. Участие детей-инвалидов в жизни школы, их активное и полноценное осваивание среды, в которой живут и участвуют в социально-культурной деятельности, способствует преодолению недостатков, взаимодействию с другими детьми. В результате возникают и развиваются важные качества ребёнка, необходимые для достижения желаемой цели: развитие навыков коммуникации, межличностного общения.
Литература:
1. Постановление правительства от 16 августа 2012 года N 864
«
О Стратегии действий в интересах детей в Санкт-Петербурге на 2012-2017 годы
».

2. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика. Основы курса: учебник / Л. В. Мардахаев. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2011. — 376 с. 3. Семаго Н.Я « Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья» Методическое пособие Ответственный редактор Т.Н. Гусева Центр «Школьная книга» М., 2010