"Социальная адаптация детей-инвалидов к общественной жизни школы через школьное самоуправление"
Автор: Перекатова Татьяна Степановна Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ РОЦ №20
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Социальная адаптация детей-инвалидов к общественной жизни школы через школьное самоуправление"
ГБОУ РОЦ№20
Воспитатель: Перекатова Татьяна Степановна.
тел:89169645704
«Социальная адаптация детей-инвалидов к общественной жизни
школы через школьное самоуправление».
Проблема социализации детей с особенностями в развитии сегодня изучается
психологами, педагогами, социологами, философами. Количество детей-инвалидов на
сегодняшний день, в нашей стране увеличивается в среднем на 10-15 тысяч человек в год
последние пять лет. Как сообщили в пресс-службе Павла Астахова, на 2014 год Минздрав
насчитал больше 540 тысяч таких детей. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761
«О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» определены
меры, направленные на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с
ограниченными возможностями здоровья. Важнейшими из них являются такие, как
обеспечение замены медицинской модели детской инвалидности на социальную, в основе
которой лежит создание условий для нормальной полноценной жизни в соответствии с
положениями Конвенции о правах инвалидов. Необходима активизация работы по
устранению различных барьеров в рамках реализации государственной программы
Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы.
Важно отметить, что социально-педагогические функции ( по определению Мардахаева
Л.В.) это –
адаптационная деятельность, направленная на стимулирование адаптации
человека в среде или среды к человеку с учетом его
индивидуальности ( своеобразия);
социального
развития
человека
с
учетом
его
социальной
предрасположенности
и
своеобразия,
а
также
условий
среды (
социума).
Основной
категорией
социальной
педагогики
является
социальная
адаптация,
педагогическая
реабилитация,
социально-
педагогическая коррекция, и др. [2]
Для детей с особенностями в развитии -
это мероприятия воспитательного характера,
направленные на то, чтобы ребенок овладел необходимыми навыками и умениями по
самообслуживанию, получил школьное образование. Очень важно выработать у ребенка
психологическую
уверенность
в
собственной
полноценности
и
создать
правильную
профессиональную
ориентацию.
Подготовить
к
доступным
им
видам
деятельности,
создать уверенность в том, что приобретенные знания в той или иной области окажутся
полезными в последующем трудоустройстве.
В настоящее время внедряются современные методики комплексной реабилитации
детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе ранней
помощи
и
помощи
детям
с
тяжелыми
и
множественными
нарушениями.
Предпринимаются меры по обеспечению равного доступа детей-инвалидов и детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Принципами
планирования
и
реализации
коррекционно-развивающего
обучения
и
воспитания детей с ДЦП является влияние на
функциональную систему сенсорной
сферы, функциональную систему когнитивной сферы и речи, функциональную систему
эмоционально-коммуникативной сферы и поведения ребенка. Мотивация должна быть
положена в основу достижения эффективности реабилитационного процесса.
В соответствии с принципом комплексного воздействия определяется стратегия
междисциплинарного
взаимодействия
специалистов
различных
профилей (
единство
требований и распределение функций) по следующим направлениям:
-
принятие коллегиальных решений в отношении каждого ребенка на основе данных
комплексной диагностики;
- учет ее результатов всеми специалистами при построении индивидуального
маршрута ребенка (индивидуальной программы развития, далее ИПР);
- уточнение и корректировка этого маршрута в соответствии с динамикой развития,
или отсутствием таковой [1];
В
ходе
коррекционно-развивающих
занятий,
в
режимных
моментах
моделируются
различные ситуации взаимодействия, когда ребенок начинает общаться с педагогом, а
через него и с окружающими. Факторами, определяющими степень активности ребенка,
являются: направленность на совместную деятельность, включенность в формирование
межличностных отношений, готовность к вступлению в равноправные отношения [3].
В реабилитационно - образовательном центре №20 г.Москвы успешно работает
школьное самоуправление. Это режим протекания совместной и самостоятельной жизни,
в которой каждый школьник может определить свое место и реализовать свои
способности и возможности.
Пре
дусматривает
ся
вовлечение всех обучающихся в
управлении школьными делами, создание работоспособных органов коллектива,
наделенных постоянно расширяющимися правами и обязанностями, формирование у
школьников отношений товарищеской взаимозависимости и организаторских качеств;
приобщение ученического коллектива и каждого школьника к организации своей жизни и
деятельности, к самовоспитанию, самовыражению ,самоутверждению.
Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и
воспитателя. Именно воспитатель, обладающий педагогическим опытом и
психологическими знаниями, может вовремя направить детскую деятельность в нужное
русло, помочь ребенку в достижении поставленной цели.
Задачами школьного самоуправления является: создание системы самоуправления как
воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребенка.
Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей
школьника в общественно-целостные отношения. Развитие и упрочнение детской
организации как основы для межвозрастного общения, социальной адаптации,
творческого развития каждого ученика.
В школе есть шахматно-шашечный кружок, который организовали сами ученики с
диагнозом ДЦП, фото-студия «Школьная жизнь», интересен опыт
проведения
литературных вечеров, музыкальный клуб, танцевальный клуб.
Участие детей-инвалидов в жизни школы, их активное и полноценное осваивание среды, в
которой живут и участвуют в социально-культурной деятельности, способствует
преодолению недостатков, взаимодействию с другими детьми. В результате возникают и
развиваются важные качества ребёнка, необходимые для достижения желаемой цели:
развитие навыков коммуникации, межличностного общения.
Литература:
1.
Постановление правительства от 16 августа 2012 года N 864 « О Стратегии действий
в интересах детей в Санкт-Петербурге на 2012-2017 годы ».
2.
Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика. Основы курса: учебник / Л. В. Мардахаев.
— 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2011. — 376 с.
3.
Семаго Н.Я « Технология определения образовательного маршрута для ребенка с
ограниченными возможностями здоровья»
Методическое пособие Ответственный
редактор Т.Н. Гусева Центр «Школьная книга» М., 2010