"Работа с родителями, взаимодействие"

Автор: Крылова Ирина Васильевна
Должность: воспитатель кадетской школы-интернат
Учебное заведение: ГБОУ АО КШИ "Архангельский морской кадетский корпус им. адмирала флота СС Н.Г. Кузнецова"
Населённый пункт: город Архангельск
Наименование материала: Методический материал
Тема: "Работа с родителями, взаимодействие"
Дата публикации: 26.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Государственное бюджетное образовательное учреждение Архангельская кадетская школа-интернат «Архангельский морской кадетский корпус» Доклад по теме: Воспитательная работа с родителями детей, обучающихся в условиях общеобразовательной школы-интерната. (Методический семинар «Работа с родителями», организованный ГБОУ АКШИ «АМКК» на базе ГБООУ АО «АСШИ №1», для педагогов-воспитателей) подготовила Крылова Ирина Васильевна, педагог I-й кв. кат. должность: воспитатель Архангельск, 2015
Взаимодействие с родителями. Добрый день уважаемые коллеги! Представлюсь, - меня зовут Ирина Васильевна Крылова! До недавнего времени я работала воспитателем, в санаторной школе-интернате № 2, сейчас работаю воспитателем в кадетской школе-интернате, в новом учебном году приняла детей пятиклассников. И сегодня поделюсь опытом работы с родителями, а если точнее выразиться, то опытом взаимодействия. Родители и воспитатели - два берега одной реки. Цель совместной работы с родителями: создание единой воспитательной среды для раскрытия потенциальных возможностей ребенка. Главная задача воспитателя, организовать работу коллектива класса, так чтобы все члены группы являлись активными участниками педагогического процесса. А участниками педагогического процесса первоначально для воспитателя являются дети и их родители. Воспитатель, также, как и родитель выступает связующим звеном при взаимодействии между детьми, между родителями, и другими социальными группами.
Эффективность взаимодействия с родителями зависит от особенностей коммуникативной культуры педагога. Обратимся к понятию общения.  «Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно- оценочного характера». (Психологический словарь )  Общение - одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению.  Самая большая на Земле роскошь – это роскошь человеческого общения А. Сент-Экзюпери
Общение является важнейшей профессиональной чертой педагога.
Можно выделить следующие компоненты коммуникативной культуры педагога:  - умение устанавливать эмоциональный контакт,  -завоевывать инициативу в общении,  - управлять своими эмоциями,  - преодолевать волнение, нерешительность,  - сдерживаться,  - создавать необходимое настроение,  -а также наблюдательность и переключаемость внимания,  - понимание психологического состояния человека по внешним признакам,  - речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) умения коммуникации и др. Все коммуникативные умения можно объединить в четыре группы: 1. умения быстро и правильно ориентироваться в условиях внешней ситуации общения;
2. умения правильно планировать свою речь, т.е. содержание акта общения; 3. умения находить адекватные средства для передачи этого содержания (верный тон, нужные слова и т.д.); 4. умения обеспечивать обратную связь Например: Возьмем детей, впервые поступающих к нам в школу, это пятиклассники. Я, как педагог, понимаю, что поступает сюда и ребенок, и его родители, они все являются, как бы сказать «первоклассниками», что для ребенка все вновь, то и для родителей все вновь. Практически получается, что на начальном этапе, я должна подготовить в большей степени родителей на специфику работы учреждения, особое внимание уделить адаптации. В этой ситуации адаптационный период испытывают как дети так и родители. Для детей сложность этого периода заключается в: отрыве от дома, смене режима дня, смене учителей, смене образовательного пространства, смена социума; для родителей главной адаптационной проблемой становится отдаленность ребенка. Этому главному вопросу посвящается первое родительское собрание. Встреча с родителями детей, 1 сентября 2015г., родители пока в некоторой эйфории от того что их чадо поступило в кадетский корпус, они наслаждаются праздничным моментом, красивым видом в форме своих детей, все отмаршировали, все замечательно. Родительское собрание на
«Диване»
. Это форма взаимодействия когда, родители приглашены на общение в комплекс, в приближенную комфортную обстановку, усаживаясь на диван, это позволяет родителям снять некоторое напряжение и волнение, настроиться на беседу. Важно чтобы родители почувствовали себя в этой атмосфере, и что они главное звено в совместной работе. Начинаем общаться, для этого доброжелательная улыбка, доброжелательный тон речи, сначала опрашиваю, как их состояние, какие впечатления. Выслушиваю. Беру что-то на заметку, отвечаю на вопросы. Затем, общение обращаю в свою сторону, задаю вопрос: Ответьте сами себе на вопрос «Зачем пришли в эту школу, что хотите от этого получить?»
(Скажете, что может быть вопрос резким!), но этим мы помогаем родителям четко подумать над тем, какого результата они ожидают, с какой целью поступал их ребенок сюда, что это не просто школа, а кадетская школа- интернат, и чаще всего родители не отдают до конца себе отчет, куда и зачем отправляют ребенка. Лучше чтобы родители проговорили вслух свои ожидания. Далее обращаем внимание родителей на отличительные особенности кадетской школы-интернат и просто школы. Важно дать понятие о том, что здесь строгая дисциплина, что от ребенка требуется много самостоятельности, что будет сложно. Это нужно для того чтобы все были настроены на серьезную работу, т.е. даем
установку на осознанность

выбора образования.
(Здесь я привожу пример об отправлении сына в армию, похожие ситуации). Готовим родителей к тому, что им самим предстоит также переживать и адаптироваться к новой жизни, у родителей не менее сложный период, у них такой же адаптационный период, как и у детей. С моей точки зрения, организация работы с родителями специфична для каждого типа учреждения и определяется многочисленными факторами, которые влияют на интенсивность контактов, заинтересованность в результатах работы, желание и готовность к осуществлению взаимодействия.
К таким факторам я бы отнесла :
• Близость или отдаленность школы от дома; • Уровень образования родителей; • Материальная обеспеченность семьи; • Искренняя заинтересованность в успехах ребенка и желание ему помочь; • Личная готовность родителя к осуществлению взаимодействия со школой (единство воспитательных методов, выполнение рекомендаций специалистов); • Осознанное желание и готовность родителей к изменениям (личностным, социальной ситуации и т.д.) Следовательно, для успешного взаимодействия, родители должны понять что их ребенок в надежных руках. С целью индивидуального подхода к каждому
я исследую родителей методом наблюдения, кто-то активно принимает участие в диалоге, значит это наиболее заинтересованный родитель, такие родители чаще всего занимают почетное место в родительском комитете, кто- то молчит и только кивает головой, значит есть два варианта таких родителей: 1) либо ничего не понял либо осталось много вопросов, нужно поработать с такими родителями индивидуально; 2) все понял, но лучше я останусь в стороне, с ними также следует общаться индивидуально. Чтобы взаимодействие с родителями становилось эффективным, для них важно подчеркивать те черты его ребенка, которые приобретают положительную динамику, даже самые незначительные успехи в любом деле, дают возможность ребенку становится уверенным и успешным, а следовательно и родительское отношение становится все более положительным и уверенным. Например: ребенок дома никогда не заправлял кровать, просто у него диван. Здесь ему нужно это делать, и вот первый успех, научился стелить покрывало. Есть дети, которые никогда не держали утюг в руках, а здесь он уже гладит свой гюйс. Веник, это особая тема, его сначала взять правильно нужно, если даже это получилось, то тоже пусть маленький, но успех. И таких успешностей, по маленьким шажочкам, мы насобираем в ребенке столько, что сможем вырастить действительно успешного человека, заложим силу уверенности в себе. Часто происходит, наоборот, за что порицать мы быстро найдем, а за что похвалить….. Еще есть одна форма взаимодействия с родителями, это общение он-лайн. Современное время в век интернета, эта форма очень удобная, где есть страничка класса, на этой страничке выкладывается информация, родители могут задавать вопросы, получать ответы, особенно это важно для тех, кто живет в более отдаленных районах, здесь можно увидеть посредством фото и видео о жизни класса.
У меня есть опыт работы с родителями, через «Классное кафе». Это форма праздника, где дети с родителями готовят заранее номера с выступлениями, это может быть песня, танец, стихи, загадки, которые они показывают в рекламной паузе, за это получают бонусы, где один бонус равен 1-му рублю. Вначале открытия «Классного кафе» (начало мероприятия), воспитатель организует тематическую игру, где участники за каждый ответ зарабатывают бонусы, они могут быть разных видов, например: если в «Классном кафе» игра под названием «Вечеринка-веселинка», то бонусы это – карточка с названием , заранее подготовлено меню, в котором также названия составляют тему вечера, и стоимость выражается в размере веселинок. Таким образом, дети с родителями зарабатывают деньги, а затем приобретают вкусности в кафе. Такого плана мероприятия очень нравятся детям. С помощью этого мы вовлекаем родителей в жизнь класса, воспитываем в детях понятие зарабатывания средств, и помогаем каждому раскрыться, раскрепоститься, воспитываем уважение друг к другу и окружающим. Повышаем стремление творить. В своей педагогической деятельности с родителями и детьми использую такие формы как: совместный поход; поездки в театр и кино; участие в конкурсах на различных уровнях; спортивные соревнования «Мама, папа, я»; родительские собрания; консультации индивидуальные и групповые и др. Вывод: Родителей нужно постоянно привлекать, это бесконечный процесс. Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.
А успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря:
 педагогическому такту и этике взаимоотношений; веселинка
 педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры;  педагогическому просвещению родителей;  умению видеть сложные взаимоотношения в семье;  единству требований школы и семьи. Благодарю всех за внимание! Используемая литература 1. Сравнительный анализ «родительских» и «педагогических» установок у учителей. Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики. 2 часть М., 2005. - 560 с. 2. u.wikipedia›Общение 3. Головин С.Ю. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г.

Эффективность взаимодействия с

родителями зависит от

Педагог

ический

процесс


особенностей коммуникативной культуры

педагога.

А успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря:
 педагогическому такту и этике взаимоотношений;  педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры;  педагогическому просвещению родителей;  умению видеть сложные взаимоотношения в семье;  единству требований школы и семьи.