Автор: Куликова Светлана Сергеевна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МКОУ Старокармыжская СОШ
Населённый пункт: д.Старый Кармыж, УР
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Энергосбережение
Сценарий внеурочного занятия «Энергосбережение»
Тема: Чтоб достойно жить, надо бережливым быть.
Цель: привлечь внимание к проблемам использования энергии, экономии энергии и
энергоресурсов, охране окружающей среды
Задачи: ознакомление с основными способами энергосбережения, формирование
бережного отношения к электроэнергии (энергии), способствовать развитию умений
грамотного обращения с энергетическими ресурсами, способствовать воспитанию
экологического сознания участников.
Оборудование: разные виды лампочек- демонстрационный материал; выставка «Развитие
приборов освещения»
Ход:
В наш компьютерный век,
От соблазнов уйти очень сложно.
И стремиться вперёд человек
Необузданно, неосторожно.
Выключать забывая их часто
Он является попросту вором
И транжирой электробогатства.
Телевизор, компьютер и тэны
Включены день и ночь на пролёт.
Тянут ток кофеварки и фены…
Так энергия в бездну течёт.
Ведущий: Нашу жизнь невозможно представить без искусственного освещения. Лампы
необходимы для жизни и работы. Традиционные лампы накаливания мощностью могут
быть 40 Вт, 60 Вт, 100 Вт. Но из курса физики известно, что КПД этих лампочек достигает
50 %. Остальное идёт на нагрев этой лампочки накаливания. Т.е. на освещение половина, а
половина на нагрев этой лампы. Технический прогресс не стоит на месте. На смену
пришла новая лампа – КХЛ (комплексная люминесцентная лампа или
энергосберегающая). В традиционной накаливая (старой)- вольфрамовая нить раскаляется
до яркого свечения. Энергосберегающая состоит из колбы наполненной парами ртути,
аргона и пускорегулирующего устройства (стартера). На внутреннюю поверхность колбы
нанесено специальное вещество – люминофор- это такое вещество, при взаимодействии
на которое УФ излучением (под действием электромагнитного излучения), начинает
излучать видимый свет (т.е. отражать). Люминофор может иметь различные оттенки,
создаёт разные световые потоки: белый мягкий, дневной голубоватый, белый холодный.
Плюсы энергосберегающих ламп по сравнению с лампами накаливания.
1.
Экономия электроэнергии, т.к. КПД выше и световая отдача в 5 раз больше.
Например, 20 Вт создаёт световой поток как у традиционной накаливания 100 Вт.
20 Вт ======== 100Вт
люминесцентной накаливания
Экономится 80 % энергии.
2.
Процесс эксплуатации долгий, т.е. имеет долгий срок службы, чем у накаливания.
У лампы накаливания вольфрамовая нить хуже освещать начинает со временем, а
энергосберегающая нет. У ламп накаливания вольфрамовая нить перегорает.
Энергосберегающая лампа имеет другую конструкцию и иной принцип работы,
поэтому служит в 5-15 раз дольше. Например, от 5 до 12 тыс. часов работы. Он
указывается производителем на упаковке. Такие лампы устанавливаются там, где
трудно заменить, люстрах сложной конструкции.
3.
Низкая теплоотдача. Высокий КПД –вся энергия идёт на световой поток, а тепла от
них идёт мало. Их используют в светильниках, люстрах и бра, чтобы не расплавить
корпус и предупредить от пожара.
4.
Большая светоотдача. В лампе накаливания свет идет от вольфрамовой нити, а
энергосберегающая – светится по всей своей площади. От этого сет получается
мягкий и равномерный, более приятен для глаз и лучше распространяется по
помещению.
5.
Выбор желаемого цвета. Различные оттенки люминофора: белый мягкий, дневной
голубоватый, белый холодный.
Итак два важных преимущества:
- низкое потребление электроэнергии;
- длительный срок службы.
Недостатки.
- это высокая цена. В 10-20 раз дороже обычной лампы накаливания. Но название
энергосберегающая – экономия при использовании этих ламп и срок их службы. В
итоге применение энергосберегающих ламп для бюджета более выгодный вариант.
- их нельзя часто включать и выключать. Их устанавливать нужно, где свет горит
непрерывно. Иначе срок службы уменьшается.
- наполнена внутри парами ртути. Опасно разбивать эти лампы. Осторожное
обращение и особая утилизация требуется. Их относят к экологически вредным.
Выбрасывать их запрещено.
Самые современные, самые безопасные – светодиодные. Их называют ещё
готовыми светильниками. Они более дольше по сроку эксплуатации. Есть даже до
80 000 -100 000 часов непрерывной работы. Они могут быть голубыми, зелёными,
красными, белыми и жёлтыми потоками света. Они ещё более экономичнее
люминесцентных. И довольно экологичны, т.к. не используются вредные компонеты.
Недостаток:
- самые дорогие из всех видов ламп. Но функциональны и отсюда, экономичны
получаются.
Есть ещё неоновые лампы. Срок их службы до 20 лет. Используют для декорирования.
Например, на рекламах, уличных знаках, подсветках. Это трубка стеклянная с газом.
Цвет зависит –чем заполнена колба:
Гелий – светло-розовый и оранжевый;
Аргон – голубое сияние;
Неон – зелёная, белая и др. гамма.
Можно создать радужную обстановку. В продаже имеются неоновые ленты (или
называют «гибкий неон»). Как гирлянда, в игрушках – дорожный путь.
2. Сообщение учеников об альтернативных источниках энергии.
3. Практическая часть. Игра –викторина с сайта «Вместеярче».
4. Раздать «Памятки энергосбережения», чтобы информацию по теме донести до
родителей.
Итог занятия.
11 ноября – Международный День энергосбережения с 2008 года.
Жизнь идёт, идёт, идёт,
А потребность всё растёт.
Чтобы жизнь не прекращалась,
А энергия не уменьшалась
Нужно нам её беречь
И как золото стеречь.
Использованная литература:
При составлении и проведении мероприятий были использованы следующие материалы:
1.
Федеральный закон об энергосбережении и повышении энергетической
эффективности (от 23 ноября 2009 г. №261 – ФЗ).
2.
Максиняева М.Р. Занятия по обж с младшими школьниками. Конкурсы. КВН.
Викторины. Ребусы. М., 2004, Творческий центр.
3.
Джим Уиз. Занимательная химия, физика, биология. АСТ, 2007.
4.
Зубова Н.М. Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для
детей от 5 до 9 лет. Речь, 2013.
5.
Интернет – ресурс.