Напоминание

Энергосбережение

Автор: Куликова Светлана Сергеевна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МКОУ Старокармыжская СОШ
Населённый пункт: д.Старый Кармыж, УР
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Энергосбережение







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Сценарий внеурочного занятия «Энергосбережение»

Тема: Чтоб достойно жить, надо бережливым быть.

Цель: привлечь внимание к проблемам использования энергии, экономии энергии и

энергоресурсов, охране окружающей среды

Задачи: ознакомление с основными способами энергосбережения, формирование

бережного отношения к электроэнергии (энергии), способствовать развитию умений

грамотного обращения с энергетическими ресурсами, способствовать воспитанию

экологического сознания участников.

Оборудование: разные виды лампочек- демонстрационный материал; выставка «Развитие

приборов освещения»

Ход:

В наш компьютерный век,

От соблазнов уйти очень сложно.

И стремиться вперёд человек

Необузданно, неосторожно.

Выключать забывая их часто

Он является попросту вором

И транжирой электробогатства.

Телевизор, компьютер и тэны

Включены день и ночь на пролёт.

Тянут ток кофеварки и фены…

Так энергия в бездну течёт.

Ведущий: Нашу жизнь невозможно представить без искусственного освещения. Лампы

необходимы для жизни и работы. Традиционные лампы накаливания мощностью могут

быть 40 Вт, 60 Вт, 100 Вт. Но из курса физики известно, что КПД этих лампочек достигает

50 %. Остальное идёт на нагрев этой лампочки накаливания. Т.е. на освещение половина, а

половина на нагрев этой лампы. Технический прогресс не стоит на месте. На смену

пришла новая лампа – КХЛ (комплексная люминесцентная лампа или

энергосберегающая). В традиционной накаливая (старой)- вольфрамовая нить раскаляется

до яркого свечения. Энергосберегающая состоит из колбы наполненной парами ртути,

аргона и пускорегулирующего устройства (стартера). На внутреннюю поверхность колбы

нанесено специальное вещество – люминофор- это такое вещество, при взаимодействии

на которое УФ излучением (под действием электромагнитного излучения), начинает

излучать видимый свет (т.е. отражать). Люминофор может иметь различные оттенки,

создаёт разные световые потоки: белый мягкий, дневной голубоватый, белый холодный.

Плюсы энергосберегающих ламп по сравнению с лампами накаливания.

1.

Экономия электроэнергии, т.к. КПД выше и световая отдача в 5 раз больше.

Например, 20 Вт создаёт световой поток как у традиционной накаливания 100 Вт.

20 Вт ======== 100Вт

люминесцентной накаливания

Экономится 80 % энергии.

2.

Процесс эксплуатации долгий, т.е. имеет долгий срок службы, чем у накаливания.

У лампы накаливания вольфрамовая нить хуже освещать начинает со временем, а

энергосберегающая нет. У ламп накаливания вольфрамовая нить перегорает.

Энергосберегающая лампа имеет другую конструкцию и иной принцип работы,

поэтому служит в 5-15 раз дольше. Например, от 5 до 12 тыс. часов работы. Он

указывается производителем на упаковке. Такие лампы устанавливаются там, где

трудно заменить, люстрах сложной конструкции.

3.

Низкая теплоотдача. Высокий КПД –вся энергия идёт на световой поток, а тепла от

них идёт мало. Их используют в светильниках, люстрах и бра, чтобы не расплавить

корпус и предупредить от пожара.

4.

Большая светоотдача. В лампе накаливания свет идет от вольфрамовой нити, а

энергосберегающая – светится по всей своей площади. От этого сет получается

мягкий и равномерный, более приятен для глаз и лучше распространяется по

помещению.

5.

Выбор желаемого цвета. Различные оттенки люминофора: белый мягкий, дневной

голубоватый, белый холодный.

Итак два важных преимущества:

- низкое потребление электроэнергии;

- длительный срок службы.

Недостатки.

- это высокая цена. В 10-20 раз дороже обычной лампы накаливания. Но название

энергосберегающая – экономия при использовании этих ламп и срок их службы. В

итоге применение энергосберегающих ламп для бюджета более выгодный вариант.

- их нельзя часто включать и выключать. Их устанавливать нужно, где свет горит

непрерывно. Иначе срок службы уменьшается.

- наполнена внутри парами ртути. Опасно разбивать эти лампы. Осторожное

обращение и особая утилизация требуется. Их относят к экологически вредным.

Выбрасывать их запрещено.

Самые современные, самые безопасные – светодиодные. Их называют ещё

готовыми светильниками. Они более дольше по сроку эксплуатации. Есть даже до

80 000 -100 000 часов непрерывной работы. Они могут быть голубыми, зелёными,

красными, белыми и жёлтыми потоками света. Они ещё более экономичнее

люминесцентных. И довольно экологичны, т.к. не используются вредные компонеты.

Недостаток:

- самые дорогие из всех видов ламп. Но функциональны и отсюда, экономичны

получаются.

Есть ещё неоновые лампы. Срок их службы до 20 лет. Используют для декорирования.

Например, на рекламах, уличных знаках, подсветках. Это трубка стеклянная с газом.

Цвет зависит –чем заполнена колба:

Гелий – светло-розовый и оранжевый;

Аргон – голубое сияние;

Неон – зелёная, белая и др. гамма.

Можно создать радужную обстановку. В продаже имеются неоновые ленты (или

называют «гибкий неон»). Как гирлянда, в игрушках – дорожный путь.

2. Сообщение учеников об альтернативных источниках энергии.

3. Практическая часть. Игра –викторина с сайта «Вместеярче».

4. Раздать «Памятки энергосбережения», чтобы информацию по теме донести до

родителей.

Итог занятия.

11 ноября – Международный День энергосбережения с 2008 года.

Жизнь идёт, идёт, идёт,

А потребность всё растёт.

Чтобы жизнь не прекращалась,

А энергия не уменьшалась

Нужно нам её беречь

И как золото стеречь.

Использованная литература:

При составлении и проведении мероприятий были использованы следующие материалы:

1.

Федеральный закон об энергосбережении и повышении энергетической

эффективности (от 23 ноября 2009 г. №261 – ФЗ).

2.

Максиняева М.Р. Занятия по обж с младшими школьниками. Конкурсы. КВН.

Викторины. Ребусы. М., 2004, Творческий центр.

3.

Джим Уиз. Занимательная химия, физика, биология. АСТ, 2007.

4.

Зубова Н.М. Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для

детей от 5 до 9 лет. Речь, 2013.

5.

Интернет – ресурс.