Напоминание

Пишем изложение с удовольствием

Автор: Иванова Татьяна Ильинична
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №1 с. Александровское
Населённый пункт: Село Александровское Александровский район Томская область
Наименование материала: Учеюно-методический материал
Тема: Пишем изложение с удовольствием







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Что такое изложение?

Что такое изложение?

Изложение

Восприятие

Воспроизведение

комбинированное

зрительное

слуховое

смысловой и

структурный анализ

понимание

запоминание

подборное

выборочное

сжатое

творческое

письменный

пересказ

опора на структуру

типа речи,

ключевые слова

Типовая структура урока

Типовая структура урока

написания изложения

написания изложения

1 этап

1 этап

– постановка

– постановка

учебной задачи

учебной задачи

2 этап

2 этап

– чтение текста

– чтение текста

3 этап

3 этап

структурно – смысловой

структурно – смысловой

анализ текста

анализ текста

3.1.

3.1.

Беседа по содержанию

Беседа по содержанию

3.2.

3.2.

Анализ структуры текста

Анализ структуры текста

3.3

3.3

Языковой анализ

Языковой анализ

3.4

3.4

Орфографическая

Орфографическая

подготовка

подготовка

Беседа по

содержанию

Орфографическая

подготовка

Языковой

анализ

Анализ

Структуры

текста

Анализ

текста

.

4 этап

4 этап

повторное чтение текста

повторное чтение текста

5 этап

5 этап

самостоятельная запись

самостоятельная запись

текста детьми.

текста детьми.

Подготовительные

Подготовительные

упражнения к

упражнения к

написанию изложений

написанию изложений

(2 класс)

(2 класс)

Изложение текста по

Изложение текста по

вопросам к каждому

вопросам к каждому

предложению.

предложению.

Снеговик

Снеговик

Была зима. Выпало

Была зима. Выпало

много снега. Дети

много снега. Дети

слепили снежную

слепили снежную

бабу. Глаза они

бабу. Глаза они

сделали из угля. На

сделали из угля. На

голову надели ведро.

голову надели ведро.

Вместо носа

Вместо носа

вставили морковку.

вставили морковку.

1.Когда это было?

1.Когда это было?

2.Сколько выпало

2.Сколько выпало

снега?

снега?

3.Что слепили дети?

3.Что слепили дети?

4. Из чего сделали

4. Из чего сделали

глаза?

глаза?

5. Что надели на

5. Что надели на

голову?

голову?

6. Что вставили

6. Что вставили

вместо носа?

вместо носа?

Изложение текста по

Изложение текста по

обобщенным вопросам с

обобщенным вопросам с

использованием опорных

использованием опорных

слов.

слов.

Синичка

Синичка

Когда это было?

Когда это было?

Куда прилетела

Куда прилетела

синичка?

синичка?

Кто стоял у окна?

Кто стоял у окна?

Что сделали ребята?

Что сделали ребята?

(2 пр.)

(2 пр.)

Куда влетела синичка?

Куда влетела синичка?

Что она стала

Что она стала

клевать?(2 пр.)

клевать?(2 пр.)

к окну

к окну

стало жаль

стало жаль

открыли форточку в

открыли форточку в

комнату

комнату

голодна

голодна

хлебные крошки

хлебные крошки

Изложение текста по

Изложение текста по

опорным словам

опорным словам

По Б.Житкову

По Б.Житкову

«Храбрый утенок»

«Храбрый утенок»

став

став

и

и

л

л

а

а

, б

, б

о

о

ялас

ялас

ь

ь

, п

, п

о

о

дх

дх

о

о

дить,

дить,

стр

стр

е

е

к

к

о

о

за

за

утен

утен

о

о

к Алеша, вдру

к Алеша, вдру

г

г

, зажу

, зажу

жж

жж

ала,

ала,

схв

схв

а

а

тил

тил

вырв

вырв

а

а

л

л

а

а

сь, не прил

сь, не прил

е

е

тала

тала

План-схема

План-схема

Ежиный

Ежиный

пир

пир

(повествование и

(повествование и

описание)

описание)

Слова-

Слова-

мостик

мостик

и

и

План

План

Части

Части

повествован

повествован

ия

ия

Опорные слова

Опорные слова

О

О

днажды

днажды

1.Гречн

1.Гречн

е

е

вая каша-

вая каша-

уг

уг

о

о

щение для

щение для

е

е

жей.

жей.

Вступление

Вступление

П

П

о

о

проб

проб

о

о

вали, на

вали, на

плоск

плоск

о

о

м п

м п

о

о

днос

днос

е

е

, три

, три

ежа

ежа

И вдру

И вдру

г

г

2. Еж

2. Еж

ин

ин

ое с

ое с

е

е

мейств

мейств

о

о

р

р

е

е

шил

шил

о

о

п

п

о

о

проб

проб

о

о

вать кашу.

вать кашу.

Основная часть

Основная часть

и

и

с

с

че

че

з

з

, уд

, уд

а

а

лился,

лился,

с

с

о

о

бр

бр

а

а

лось

лось

И вот

И вот

3. П

3. П

о

о

ж

ж

и

и

рание каш

рание каш

и

и

е

е

жами(описание)

жами(описание)

не т

не т

о

о

р

р

о

о

пясь,

пясь,

пр

пр

е

е

люб

люб

о

о

пытн

пытн

ое

ое

,…

,…

ча

ча

в

в

кая, вздыхая и

кая, вздыхая и

о

о

близ

близ

ы

ы

ваясь, с

ваясь, с

е

е

рдит

рдит

о

о

фыркали

фыркали

И вот

И вот

4. Д

4. Д

о

о

вольн

вольн

ое

ое

с

с

е

е

мейств

мейств

о

о

уд

уд

а

а

лил

лил

о

о

сь

сь

Заключение

Заключение

о

о

чист

чист

ив

ив

по

по

днос,

днос,

о

о

близ

близ

ы

ы

вали, т

вали, т

о

о

лпой

лпой

Модель «Бусы»

Модель «Бусы»

Уго

щен

ие

для

ежей

Сем

ейст

во

в

сборе

Пожира

ние

каши

Сытые

и

дово

льны

е

1

2

3

4

Одн

ажд

ы

мы

попр

обов

али,

каша

на

подн

осе,

три

ежа

И

вд

руг

удал

ился,

три,

ежон

ок и

два

стар

ых,

собр

алос

ь

И

вот

И

вот

начали

свой

пир,

пожирал

и,

чавкая,

сердито,

фыркал

и,

уколоть

очист

ив,

подно

с,

облиз

ывали

,

толпо

й

Вступлен

ие

Основная часть

Заключение

Модель «Тропинка»

Модель «Тропинка»

попробовали угостить кашей

появились три ежа

один удалился

появилось все семейство

начали пир

пожирали кашу,

чавкая и вздыхая

сердито фыркали

довольные, удалились

Творческое изложение

Творческое изложение

текста-описания картины.

текста-описания картины.

1)И.Е.Репин - известный портретист.

1)И.Е.Репин - известный портретист.

2) Стрекоза - непоседа

2) Стрекоза - непоседа

3)Радостное настроение

3)Радостное настроение

поза

одежда

фигура

лицо

Изложение текста-описания с

Изложение текста-описания с

элементами заучивания

элементами заучивания

Клест-сосновик

(описание)

внешний вид

поведение

предметная

картинка

кирпичный,

клюквенный,

крестообразный

на жердочке,

семечко, соскочил, раз-

летелось, деревянного

Какой он

красивый!

Командир

на коне.

хорошее имя

отмечен

нрав

оперение

Капитан

Клюквин

Текст с лакунами(пропусками):

Это был клест-сосновик. Какой же он !

Перья и цвета. Клюв

часть клюва загнута вниз, а вверх.

Лапы .

Моделирование предложений с указанием первых слов:

Это был .Какой же !

Перья и цвета.

Клюв .Верхняя ,

а . Лапы .

Условно-графическая схема с обозначением первых букв.

Э

К

П

Кл

В

Л

.

!

.

.

.

.