Автор: Семенова Марина Дмитриевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ №35
Населённый пункт: г. Якутск Республика Саха Якутия
Наименование материала: статья
Тема: Деятельностный подход в процессе формирования навыка чтения
Семенова Марина Дмитриевна,
учитель начальных классов МОБУ СОШ №35 г. Якутска
Деятельностный подход в процессе формирования навыка чтения.
Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит не в том,
чтобы «снабдить» обучающихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения,
позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в
творческую, исследовательскую деятельность. Во всем списке новых педагогических
средств обучения ключевое значение имеет деятельностный метод, который обеспечивает
не только обучение деятельности, но и прочное усвоение знаний.
В педиатрическом отделении НЦМ лечатся и учатся дети со всей республики. Они
имеют разный уровень знаний, возможностей , а также характер заболевания. Все это
приводит к определенным особенностям обучения. И задача каждого учителя больничных
классов так построить обучение, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка.
Этому способствуют активные формы и методы обучения, используемые нами на уроках .
К ним относятся - игра, проблемная ситуация, обучение через деятельность, групповая и
парная работа, «оценочная» деятельность учащихся. Деятельностный подход к обучению
предполагает наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели,
выполнение учениками определенных действий для приобретения недостающих знаний,
формирование у школьников умения контролировать свои действия. В основе
деятельностного подхода лежит участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта
учения. Полноценный навык чтения – это база для дальнейшего обучения всем другим
школьным предметам. Ребенок должен научиться читать для себя, научиться понимать
чужие мысли, заключенные в тексте , извлекать из текста тот смысл , который автор
вложил в него. Интерес к чтению возникает в том случае , когда читатель свободно владеет
осознанным чтением и у него развиты учебно – познавательные мотивы чтения Одним из
вариантов повышения качества чтения является целенаправленное управление обучением
чтению. Обучение быстрому, сознательному чтению процесс трудный, который нельзя
сформировать быстро.
И отсюда следует цель моей работы – разработка упражнений для повышения техники
чтения с опорой на деятельностный подход, развивать интерес к чтению. Упражнения по
формированию беглого чтения следует проводить в начале урока, а упражнения,
связанные с осмыслением прочитанного, можно использовать при подготовке к
восприятию нового материала.
I этап. Развитие речевого аппарата.
1. Артикуляционная гимнастика:
произнесение гласных по образцу: Г,ГГ, ГГГ (до пяти составляющих):
а, о, у, ы, и, э
а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о
аоуэ, аиуоэ
жра, збу, спо
2. Упражнения для развития четкости произношения:
а) предложения со звукопроизносительным продолжением гласных (стихотворная форма);
б) слоговое произношение с последующим проговариванием предложения
(стихотворная форма);
в) чтение несуществующих слов с похожими сочетаниями звуков типа
орка – орца
орта – орга
и т.п.;
г) чтение слов с разным начальным содержанием;
д) чтение труднопроизносимых слов;
е) чтение скороговорок, чистоговорок, пословиц, поговорок.
II этап. Развитие внимания к зрительному образу читаемого.
1. Упражнение на определение лишних букв, слогов, слов:
а, у, р, о, ы;
ма, ра, ла, ны, са;
речка, река, ручей, ручка, ручеек.
2. Упражнения на определение, что в словах общего и чем они различаются:
мел – мель,
мал – мял,
чистота – частота,
девушка – дедушка.
3. Какие слова спрятались?
а) «Обратное» чтение:
ецнлос, ансев, цясем.
III этап. Развитие смысловой догадки.
Сделал дело - ….
Тише едешь - ….
IV этап. Овладение пониманием значения слов, сближение восприятия и понимания
текстов.
Упражнения в определении лексического значения слов, объяснении их смысла и
употреблении в связных текстах (предложениях). Использование разнообразных
графических моделей, чтение с пометками.
а) Что общего в словах и чем они отличаются?
Мел-мель, мал-мял, мыл-мил.
б) Назови одним словом.
Чиж, грач, сова, ласточка, стриж.
Картофель, свекла, лук, капуста.
в) Какое слово лишнее и почему?
Красивый, синий, красный, желтый.
Дорога, шоссе, тропинка, путь.
г) Чем похожи следующие слова?
Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.
д) Путем перестановки букв составь слово:
уклбо, сноас, упкс.
е) Составь текст (перестановка предложений).
ж) Закончи рассказ «Забота о птицах».
Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу…
V этап. Увеличение скорости чтения вслух и про себя.
Упражнение «Буксир» используется для развития скорости и гибкости чтения.
Упражнение «Молния»: чередование чтения в комфортном режиме с чтением на
максимально доступной каждому скорости; чтения молча с чтением вслух
Порядок многократного прочтения текста: чтение каждого предложения
осуществляется в таком порядке:
• 1-й раз – медленное чтение учителем, четкое проговаривание слогов;
• 2-й раз – повторное прочтение без учителя;
• 3-й раз – плавное слитное чтение слов;
• 4-й раз – чтение в темпе разговорной речи;
• 5, 6, 7-й разы – предложение перечитывается с поочередной постановкой логического
ударения на каждом слове;
• 8, 9, 10-й разы – темп чтения доводится до уровня скороговорки.
Современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые
знания и применять их в разнообразной деятельности. Поэтому современное образование
предполагает деятельностный подход в обучении учащихся. Деятельностный подход в
обучении подразумевает то, что знания приобретаются и проявляются только в
деятельности. В центре такого подхода находится ученик. Таким образом, задача учителя
состоит в организации такой деятельности, которая соответствовала бы педагогическим
моделям «учитель-ученик» или «ученик-ученик».