Напоминание

Деятельностный подход в процессе формирования навыка чтения

Автор: Семенова Марина Дмитриевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ №35
Населённый пункт: г. Якутск Республика Саха Якутия
Наименование материала: статья
Тема: Деятельностный подход в процессе формирования навыка чтения







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Семенова Марина Дмитриевна,

учитель начальных классов МОБУ СОШ №35 г. Якутска

Деятельностный подход в процессе формирования навыка чтения.

Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит не в том,

чтобы «снабдить» обучающихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения,

позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в

творческую, исследовательскую деятельность. Во всем списке новых педагогических

средств обучения ключевое значение имеет деятельностный метод, который обеспечивает

не только обучение деятельности, но и прочное усвоение знаний.

В педиатрическом отделении НЦМ лечатся и учатся дети со всей республики. Они

имеют разный уровень знаний, возможностей , а также характер заболевания. Все это

приводит к определенным особенностям обучения. И задача каждого учителя больничных

классов так построить обучение, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка.

Этому способствуют активные формы и методы обучения, используемые нами на уроках .

К ним относятся - игра, проблемная ситуация, обучение через деятельность, групповая и

парная работа, «оценочная» деятельность учащихся. Деятельностный подход к обучению

предполагает наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели,

выполнение учениками определенных действий для приобретения недостающих знаний,

формирование у школьников умения контролировать свои действия. В основе

деятельностного подхода лежит участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта

учения. Полноценный навык чтения – это база для дальнейшего обучения всем другим

школьным предметам. Ребенок должен научиться читать для себя, научиться понимать

чужие мысли, заключенные в тексте , извлекать из текста тот смысл , который автор

вложил в него. Интерес к чтению возникает в том случае , когда читатель свободно владеет

осознанным чтением и у него развиты учебно – познавательные мотивы чтения Одним из

вариантов повышения качества чтения является целенаправленное управление обучением

чтению. Обучение быстрому, сознательному чтению процесс трудный, который нельзя

сформировать быстро.

И отсюда следует цель моей работы – разработка упражнений для повышения техники

чтения с опорой на деятельностный подход, развивать интерес к чтению. Упражнения по

формированию беглого чтения следует проводить в начале урока, а упражнения,

связанные с осмыслением прочитанного, можно использовать при подготовке к

восприятию нового материала.

I этап. Развитие речевого аппарата.

1. Артикуляционная гимнастика:

произнесение гласных по образцу: Г,ГГ, ГГГ (до пяти составляющих):

а, о, у, ы, и, э

а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о

аоуэ, аиуоэ

жра, збу, спо

2. Упражнения для развития четкости произношения:

а) предложения со звукопроизносительным продолжением гласных (стихотворная форма);

б) слоговое произношение с последующим проговариванием предложения

(стихотворная форма);

в) чтение несуществующих слов с похожими сочетаниями звуков типа

орка – орца

орта – орга

и т.п.;

г) чтение слов с разным начальным содержанием;

д) чтение труднопроизносимых слов;

е) чтение скороговорок, чистоговорок, пословиц, поговорок.

II этап. Развитие внимания к зрительному образу читаемого.

1. Упражнение на определение лишних букв, слогов, слов:

а, у, р, о, ы;

ма, ра, ла, ны, са;

речка, река, ручей, ручка, ручеек.

2. Упражнения на определение, что в словах общего и чем они различаются:

мел – мель,

мал – мял,

чистота – частота,

девушка – дедушка.

3. Какие слова спрятались?

а) «Обратное» чтение:

ецнлос, ансев, цясем.

III этап. Развитие смысловой догадки.

Сделал дело - ….

Тише едешь - ….

IV этап. Овладение пониманием значения слов, сближение восприятия и понимания

текстов.

Упражнения в определении лексического значения слов, объяснении их смысла и

употреблении в связных текстах (предложениях). Использование разнообразных

графических моделей, чтение с пометками.

а) Что общего в словах и чем они отличаются?

Мел-мель, мал-мял, мыл-мил.

б) Назови одним словом.

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж.

Картофель, свекла, лук, капуста.

в) Какое слово лишнее и почему?

Красивый, синий, красный, желтый.

Дорога, шоссе, тропинка, путь.

г) Чем похожи следующие слова?

Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.

д) Путем перестановки букв составь слово:

уклбо, сноас, упкс.

е) Составь текст (перестановка предложений).

ж) Закончи рассказ «Забота о птицах».

Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу…

V этап. Увеличение скорости чтения вслух и про себя.

Упражнение «Буксир» используется для развития скорости и гибкости чтения.

Упражнение «Молния»: чередование чтения в комфортном режиме с чтением на

максимально доступной каждому скорости; чтения молча с чтением вслух

Порядок многократного прочтения текста: чтение каждого предложения

осуществляется в таком порядке:

• 1-й раз – медленное чтение учителем, четкое проговаривание слогов;

• 2-й раз – повторное прочтение без учителя;

• 3-й раз – плавное слитное чтение слов;

• 4-й раз – чтение в темпе разговорной речи;

• 5, 6, 7-й разы – предложение перечитывается с поочередной постановкой логического

ударения на каждом слове;

• 8, 9, 10-й разы – темп чтения доводится до уровня скороговорки.

Современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые

знания и применять их в разнообразной деятельности. Поэтому современное образование

предполагает деятельностный подход в обучении учащихся. Деятельностный подход в

обучении подразумевает то, что знания приобретаются и проявляются только в

деятельности. В центре такого подхода находится ученик. Таким образом, задача учителя

состоит в организации такой деятельности, которая соответствовала бы педагогическим

моделям «учитель-ученик» или «ученик-ученик».