Напоминание

"Пряничный домик"

Автор: Башмакова Екатерина Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 30 "Гвоздичка"
Населённый пункт: город Брянск, Брянская область
Наименование материала: Конспект интегрированного занятия по тестопластике в старшей группе
Тема: "Пряничный домик"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Конспект интегрированного занятия в старшей группе

по тестопластике

Программное содержание:

Закрепить умение детей работать со стекой при изготовлении основной

детали по шаблону.

Закрепить знание специй, узнавать их запах.

Развивать творческие способности фантазию в процессе украшения избушки

дополнительными деталями из теста.

Развивать мелкую моторику.

Воспитывать усидчивость, эстетический вкус.

Оборудование:

Стеки, доски для лепки, тряпочки для рук, соленое тесто разных цветов, вода,

кисти.

Иллюстрации к сказкам выполненные Васнецовым.

Книга «Пряничный домик».

Презентация (слайды) «История русского пряника».

Аудиозапись русских народных мелодий, магнитофон. Шаблоны домика из

картона, скалки.

Баночки со специями и их изображения.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам выполненные

Васнецовым.

Чтение русской народной сказки «Пряничный домик». Дегустация тульских

пряников.

Знакомство со специями, их запахом и внешним видом (на иллюстрациях и

вживую)

Ход занятия:

Воспитатель и дети сидят на ковре, читают сказку «Пряничный домик»

после прочтения воспитатель задает ребятам вопросы:

Воспитатель: напомните название сказки, которую мы только прочитали.

Ответы детей: «Пряничный домик»

Воспитатель: А из чего был сделан домик?

Ответы детей: из пряничного теста

Воспитатель: Давайте вспомним, как выглядел пряничный домик.

Дети отвечают, а воспитатель Выставляет иллюстрации к сказке

Воспитатель: Посмотрите как много фантазии у художников, как по-разному

изображают пряничные домики.

В: Ребята, а только ли в сказках существуют пряники и пряничные домики?

(ответы детей)

В: -А хотите узнать историю возникновения пряника?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ История пряника.

Сопроводительный текст к слайдам:

С чего начинается история пряника на Руси? Конечно, со сказки…

Давным-давно, на Руси поживали люди, которые узнали тайный рецепт удивительных

сладких лепешек с медом и ягодным соком, и назвали лакомство – «медовый хлеб».

Затем решили немного поколдовать, добавив в тесто дары природы – лесные травки и

различные коренья.

Теперь кушанье стало терпким на вкус, но самое главное – полезным, особенно хорошо

помогало от простуды, ели лепешки с горячим чаем или парным молоком.

Шло время, и на Руси появились купцы заморские, которые привозили экзотические

пряности, черный перец, корица, имбирь, гвоздика, корки лимона и апельсина, мята,

ваниль.

Эти пряности пришлись по вкусу русскому народу, поэтому люди стали добавлять их в

тесто, так появился еще более ароматный и вкусный русский пряник.

Медовый пряник все чаще преподносили в качестве подарка. Размер пряника был очень

важен, самый большой пряник дарили самому любимому и уважаемому человеку.

Все секреты пряников передавались строго и тайно из поколения в поколения.

В каждой местности выпекают свои особые пряники, непохожие друг на друга: в

Архангельске пекли («козули»), в Туле («тульский пряник»), Калуге, Вязьме («вяземский

пряник»), Курске («коренски/е пряники»), Москве («московский медовый пряник»).

Современные мастера пряничного искусства настолько овладели этим ремеслом, что

проводят целые фестивали пряников

Дети (сами или подвести их к этому вопросу) : А мы можем сделать такие

домики и тоже участвовать в фестивале? Мы тоже хотим на фестиваль!!

Воспитатель: Ребята, какая хорошая идея, а давайте и мы на некоторое время

представим себя мастерами пряничного дела. Кто знает, может когда вы

вырастите, это дело станет вашей будущей профессией и вы примите участие

в настоящем фестивале.

Физминутка:

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем строить и играть. (Дети выполняют прыжки на месте)

Дом большой, высокий строим. (Встают на носочки и тянутся руками вверх)

Окна ставим, крышу кроем. (Показать руками окно, крышу - сомкнуть руки над

головой)

Вот какой красивый дом! (Указательным жестом вытягивают руки вперед)

Будет жить в нем старый гном. (Приседают)

Звучит музыка, дети и воспитатель одевают фартуки и колпачки

поварят

В: - Итак, дорогие мои кондитеры, приглашаю вас в пряничную мастерскую.

Дети приглашаются к столам и рассаживаются парами.

В: - Ну теперь мы точно можем приступить к работе, и чтобы узнать что нам

надо для работы отгадайте пожалуйста загадки:

Без рук, без ног,

А в гору лезет.

(Ответ: Тесто)

Воспитатель предлагает детям понюхать ароматное пряничное тесто.

Воспитатель: А как вы думаете, ребята, что придает тесту такой приятный,

вкусный аромат. (специи пряности)

Воспитатель: - А что же такое пряности?

Дети: - Специи, которые придают блюдам вкус и аромат.

Воспитатель: - Очень хорошо, а теперь я вам предлагаю немного поиграть.

Игра называется « Найди пряность». Работать вы будете в парах, перед вами

на столе стоят 6 баночек с пряностями, они разного цвета. Со своим

напарником, по запаху, попробуйте определить, какая пряность находится

внутри, а затем распределите баночки таким образом, какие пряности вы бы

добавили в тесто, а какие совсем не подходят для пряничного теста.

(В баночках находятся: мед, гвоздика, ваниль, мята, корица, чеснок)

Молодцы, ребята, вы уже очень хорошо стали разбираться в пряничном деле

_следующая загадка:

Чтобы вылепить нам пряник

Нужно тесто раскатать...

Подскажите - ка, ребятки,

Что мне надо в руки взять?

...(Скалку)

Воспитатель: - Очень хорошо, с помощью отгадок мы теперь с вами знаем

что нам необходимо для работы, тесто, скалка, ну и конечно же наши руки,

давайте их разомнем:

Пальчиковая гимнастика:

Мы вот так, мы вот так Тесто разминали. (Засучивают рукава и «мнут тесто» руками»)

Мы вот так, мы вот так Тесто раскатали. («Катают скалкой»)

Вот такой, вот такой Будет пряничек большой. (Широко в стороны разводят руки)

Вот такой, вот такой Будет пряник золотой. (Поглаживают то одну то другую ладошку)

Воспитатель: - Хочу вам напомнить, что сначала вам нужно будет раскатать

тесто скалкой и вырезать стекой шаблон по контуру, который лежит у вас на

столе. Затем, когда ваш домик будет готов, я предлагаю вам украсить его так,

кому как захочется, цвета можно брать любые, только помните какие цвета,

сочетаются друг с другом.

Самостоятельная работа (Воспитатель проверяет, правильно ли дети

пользуются скалкой, подсказывает, помогает советом, ведет

индивидуальную работу)

После того, как дети закончат лепку, устраивается выставка работ.

Рассматривают получившиеся домики, отмечают наиболее удачные, и

предлагают устроить фестиваль домиков в детском саду.

Воспитатель: - Понравилось ли вам делать пряники ребята?

- А какое тесто используют для пряников?

- Какие пряности и специи добавляют в тесто?

- А кто-нибудь хотел бы выбрать для себя в будущем такую профессию?