Автор: Башмакова Екатерина Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 30 "Гвоздичка"
Населённый пункт: город Брянск, Брянская область
Наименование материала: Конспект интегрированного занятия по тестопластике в старшей группе
Тема: "Пряничный домик"
Конспект интегрированного занятия в старшей группе
по тестопластике
Программное содержание:
Закрепить умение детей работать со стекой при изготовлении основной
детали по шаблону.
Закрепить знание специй, узнавать их запах.
Развивать творческие способности фантазию в процессе украшения избушки
дополнительными деталями из теста.
Развивать мелкую моторику.
Воспитывать усидчивость, эстетический вкус.
Оборудование:
Стеки, доски для лепки, тряпочки для рук, соленое тесто разных цветов, вода,
кисти.
Иллюстрации к сказкам выполненные Васнецовым.
Книга «Пряничный домик».
Презентация (слайды) «История русского пряника».
Аудиозапись русских народных мелодий, магнитофон. Шаблоны домика из
картона, скалки.
Баночки со специями и их изображения.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам выполненные
Васнецовым.
Чтение русской народной сказки «Пряничный домик». Дегустация тульских
пряников.
Знакомство со специями, их запахом и внешним видом (на иллюстрациях и
вживую)
Ход занятия:
Воспитатель и дети сидят на ковре, читают сказку «Пряничный домик»
после прочтения воспитатель задает ребятам вопросы:
Воспитатель: напомните название сказки, которую мы только прочитали.
Ответы детей: «Пряничный домик»
Воспитатель: А из чего был сделан домик?
Ответы детей: из пряничного теста
Воспитатель: Давайте вспомним, как выглядел пряничный домик.
Дети отвечают, а воспитатель Выставляет иллюстрации к сказке
Воспитатель: Посмотрите как много фантазии у художников, как по-разному
изображают пряничные домики.
В: Ребята, а только ли в сказках существуют пряники и пряничные домики?
(ответы детей)
В: -А хотите узнать историю возникновения пряника?
ПРЕЗЕНТАЦИЯ История пряника.
Сопроводительный текст к слайдам:
С чего начинается история пряника на Руси? Конечно, со сказки…
Давным-давно, на Руси поживали люди, которые узнали тайный рецепт удивительных
сладких лепешек с медом и ягодным соком, и назвали лакомство – «медовый хлеб».
Затем решили немного поколдовать, добавив в тесто дары природы – лесные травки и
различные коренья.
Теперь кушанье стало терпким на вкус, но самое главное – полезным, особенно хорошо
помогало от простуды, ели лепешки с горячим чаем или парным молоком.
Шло время, и на Руси появились купцы заморские, которые привозили экзотические
пряности, черный перец, корица, имбирь, гвоздика, корки лимона и апельсина, мята,
ваниль.
Эти пряности пришлись по вкусу русскому народу, поэтому люди стали добавлять их в
тесто, так появился еще более ароматный и вкусный русский пряник.
Медовый пряник все чаще преподносили в качестве подарка. Размер пряника был очень
важен, самый большой пряник дарили самому любимому и уважаемому человеку.
Все секреты пряников передавались строго и тайно из поколения в поколения.
В каждой местности выпекают свои особые пряники, непохожие друг на друга: в
Архангельске пекли («козули»), в Туле («тульский пряник»), Калуге, Вязьме («вяземский
пряник»), Курске («коренски/е пряники»), Москве («московский медовый пряник»).
Современные мастера пряничного искусства настолько овладели этим ремеслом, что
проводят целые фестивали пряников
Дети (сами или подвести их к этому вопросу) : А мы можем сделать такие
домики и тоже участвовать в фестивале? Мы тоже хотим на фестиваль!!
Воспитатель: Ребята, какая хорошая идея, а давайте и мы на некоторое время
представим себя мастерами пряничного дела. Кто знает, может когда вы
вырастите, это дело станет вашей будущей профессией и вы примите участие
в настоящем фестивале.
Физминутка:
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем строить и играть. (Дети выполняют прыжки на месте)
Дом большой, высокий строим. (Встают на носочки и тянутся руками вверх)
Окна ставим, крышу кроем. (Показать руками окно, крышу - сомкнуть руки над
головой)
Вот какой красивый дом! (Указательным жестом вытягивают руки вперед)
Будет жить в нем старый гном. (Приседают)
Звучит музыка, дети и воспитатель одевают фартуки и колпачки
поварят
В: - Итак, дорогие мои кондитеры, приглашаю вас в пряничную мастерскую.
Дети приглашаются к столам и рассаживаются парами.
В: - Ну теперь мы точно можем приступить к работе, и чтобы узнать что нам
надо для работы отгадайте пожалуйста загадки:
Без рук, без ног,
А в гору лезет.
(Ответ: Тесто)
Воспитатель предлагает детям понюхать ароматное пряничное тесто.
Воспитатель: А как вы думаете, ребята, что придает тесту такой приятный,
вкусный аромат. (специи пряности)
Воспитатель: - А что же такое пряности?
Дети: - Специи, которые придают блюдам вкус и аромат.
Воспитатель: - Очень хорошо, а теперь я вам предлагаю немного поиграть.
Игра называется « Найди пряность». Работать вы будете в парах, перед вами
на столе стоят 6 баночек с пряностями, они разного цвета. Со своим
напарником, по запаху, попробуйте определить, какая пряность находится
внутри, а затем распределите баночки таким образом, какие пряности вы бы
добавили в тесто, а какие совсем не подходят для пряничного теста.
(В баночках находятся: мед, гвоздика, ваниль, мята, корица, чеснок)
Молодцы, ребята, вы уже очень хорошо стали разбираться в пряничном деле
_следующая загадка:
Чтобы вылепить нам пряник
Нужно тесто раскатать...
Подскажите - ка, ребятки,
Что мне надо в руки взять?
...(Скалку)
Воспитатель: - Очень хорошо, с помощью отгадок мы теперь с вами знаем
что нам необходимо для работы, тесто, скалка, ну и конечно же наши руки,
давайте их разомнем:
Пальчиковая гимнастика:
Мы вот так, мы вот так Тесто разминали. (Засучивают рукава и «мнут тесто» руками»)
Мы вот так, мы вот так Тесто раскатали. («Катают скалкой»)
Вот такой, вот такой Будет пряничек большой. (Широко в стороны разводят руки)
Вот такой, вот такой Будет пряник золотой. (Поглаживают то одну то другую ладошку)
Воспитатель: - Хочу вам напомнить, что сначала вам нужно будет раскатать
тесто скалкой и вырезать стекой шаблон по контуру, который лежит у вас на
столе. Затем, когда ваш домик будет готов, я предлагаю вам украсить его так,
кому как захочется, цвета можно брать любые, только помните какие цвета,
сочетаются друг с другом.
Самостоятельная работа (Воспитатель проверяет, правильно ли дети
пользуются скалкой, подсказывает, помогает советом, ведет
индивидуальную работу)
После того, как дети закончат лепку, устраивается выставка работ.
Рассматривают получившиеся домики, отмечают наиболее удачные, и
предлагают устроить фестиваль домиков в детском саду.
Воспитатель: - Понравилось ли вам делать пряники ребята?
- А какое тесто используют для пряников?
- Какие пряности и специи добавляют в тесто?
- А кто-нибудь хотел бы выбрать для себя в будущем такую профессию?