"Профессиональная педагогическая компетентность, механизмы ее развития."

Автор: Сыворотка Ирина Анатольевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с общеразвивающего вида №36 "Гвоздичка"
Населённый пункт: город Волжский, Волгоградская область
Наименование материала: программа
Тема: "Профессиональная педагогическая компетентность, механизмы ее развития."
Дата публикации: 27.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Программа

Профессиональная педагогическая

компетентность,

механизмы ее развития.
Автор: Ирина Анатольевна Сыворотка, старший воспитатель Место выполнения работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 36 «Гвоздичка» г. Волжского Волгоградской области Контактный телефон: 89053976466 1

Какое гордое призвание –

давать другим образование.

Какое ж нужно

огненное сердце иметь в груди,

чтоб людям знания нести.
Перемены в развитии дошкольного образования с ведением ФГОС ДО объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов. Реформирование дошкольного образования, разносторонние процессы социального переустройства, требуют от педагогов концентрации интеллектуальных ресурсов для удовлетворения социальных запросов. Предлагаемый инновационный продукт позволит существенно оптимизировать процесс обновления качества образования с учетом внедрения федеральных государственных образовательных стандартов. Реализация программы позволит существенно оптимизировать современную образовательную инфраструктуру. Оптимизировать систему здоровьесберегающей деятельности педагогического коллектива можно только при условии, что педагоги будут знать, как это делается на практике. В рамках проекта реализуется конкурсная деятельность педагогов – это ежегодные тематические фестивали инновационной деятельности и методические форумы. В ходе осуществления инновационной деятельности в нашем детском саду возникли и другие новые реалии, которые свидетельствуют о правильно выбранном направлении развития и об успешном движении коллектива по пути модернизации кадрового потенциала. Поэтому в дошкольном образовательном учреждении важно создать условия для становления педагога–профессионала, способного к исследованию и управлению педагогической деятельностью, владеющего технологией диагностического процесса и результатов собственного труда, способами обоснования путей и средств его коррекции и дальнейшего совершенствования. В нашем детском саду сложилась следующая ситуация. Открылся новый детский сад. Назначен молодой руководитель, который должен набрать свою команду. Нам пришлось очень оперативно создавать свой новый коллектив. Конечно с сегоднейшей сложившейся ситуации не до выбора. Молодые специалисты просто не хотят работать по профессии. Очень мало идут с дошкольным образованием. В основном это педагоги со школьным образованием, социальные педагоги или педагоги – психологи. И так молодой, неопытный педагог после института стоит у порога детского сада. Профессиональное становление молодого педагога – сложное и многогранное явление педагогической деятельности. От того, как пройдет этот процесс, зависит, состоится ли новоявленный педагог как профессионал, останется ли он в сфере образования или найдёт себя в другом деле. Вырисовывается такая формула индивидуального сопровождения молодого педагога как: Принять – увидеть – раскрыть. В детском саду необходимо разработать программу педагогической и психологической диагностики с целью определения направлений и перспектив профессионального роста педагогов ДОУ, укрепления адекватной профессиональной самооценки. Учет свойств темперамента очень важен для профессионального отбора людей к тем видам деятельности, где требуется скоростная переработка информации, распределенность внимания, стрессоустойчивость и другие качества. Поскольку темперамент есть устойчивая природная основа поведения индивида, следует стремиться не к переделке типа, а к нахождению для каждого темперамента наиболее подходящих способов реализации его качеств, благоприятных для конкретного вида деятельности; ибо каждый человек, тренируясь в выполнении определенных профессиональных задач, вырабатывает некоторый приемлемый темп и стиль деятельности. 2
Поэтому при индивидуальном подходе к сотрудникам необходимо подбирать формы деятельности (по напряженности, темпу работы, наличию стрессовых ситуаций и др.), к которым легче адаптируется тот или иной тип темперамента. Для этого была разработанна Программа развития личностных качеств педагогов образовательного учреждения. (таб.1
Программа

развития личностных качеств педагогов образовательного учреждения.
) Программа модернизации кадрового потенциала детского сада – это индивидуализированная критериально-ориентированная система работы по совершенствованию педкадров, в основу которой положен системно-деятельностный подход к повышению квалификации педагогов. Образовательный процесс постдипломного обучения педагогов проектируется с учетом результатов комплексного анализа и самоанализа кадрового потенциала образовательного учреждения. Программа привлекательна тем, что апробируется в нашем среднестатистическом педагогическом коллективе, в котором сфокусировались многие типовые проблемы педагогических кадров: старение, квалификация отдельных педагогов, слабый приток молодых специалистов, отсутствие у ряда педагогов психологических знаний в сфере возрастной психологии, этнопсихологии и конфликтологии, низкая профессиональная мобильность и др.
Основные преимущества инновационной модели
повышения квалификации педагогических кадров.  Весь спектр профессиональных компетентностей педагога служит фундаментом для построения индивидуального образовательного маршрута, осуществляется целенаправленная практико-ориентированная подготовка.  Осуществляется непосредственно на рабочем месте, в пределах шаговой доступности, в свободное время (тихий час).  Имеет прикладной характер: сегодня – на семинаре, завтра – на непосредственно – образовательной деятельности с детьми. Предполагает обязательный практикум по закреплению полученных знаний. Теория всего лишь инструктаж перед конкретной работой.  Любое образовательное учреждение обладает достаточным количеством технических средств, чтобы обучать педагогов их эффективному использованию самостоятельно или на основе аутсорсинга  Изначально предполагает алгоритмизированный упрощенный образовательный продукт в виде памяток, инструкций, «шпаргалок», перечней полезных ресурсов и методичек, иных раздаточных материалов (схем, таблиц, анкет, заданий, интерактивных блоков, тестов, аудиоинструктажа)  Формирует навыки инновационной деятельности педагогов, готовит их к участию в конкурсах инновационных продуктов, проектов и программ, к диссеминации инновационного опыта. Таким образом, управление развитием профессиональной компетентности предусматривает создание условий для становления и развития «новой профессиональной компетентности».
Необходимое ресурсное обеспечение при применении

инновационного продукта.
Данный продукт может быть внедрен в любое ОУ при наличии минимальных нормативных, организационных, методических, информационно-коммуникативных, кадровых, административных, финансовых и материально-технических ресурсов.
Кадровые ресурсы:
Творческая группа педагогов, готовая к внедрению инновационного продукта. Ее формирование может осуществляться параллельно с повышением квалификации педагогических кадров. При необходимости можно использовать аутсорсинг, приглашая профессиональных партнеров города, педагогов других ОУ для проведения необходимых занятий на базе детского сада. 3

Административные:
Наличие в педагогическом коллективе администраторов, способных возглавить данное направление деятельности ДОУ.
Материально-технические:
Мультимедийная техника для презентаций, проектной работы и использования информационно-коммуникационных педагогических технологий во время обучающих занятий, компьютеры, множительная техника – ксерокс, принтер. Потребуется кабинет для проведения практико-ориентированных семинаров по выбранным темам.
Организационные ресурсы:
- разработка модели инновационной деятельности с целью внедрения инновационного продукта; - конструирование программы проведения единого методического дня, методического фестиваля или форума, исходя из пожеланий педагогов и решаемых образовательным учреждением текущих задач; - определение плана занятий с руководителями семинаров и разработка раздаточных материалов для педагогов; - организация тематических педсоветов, информационно-методических совещаний, круглых столов, конкурсов, фестивалей, иных мероприятий, где педагоги могут продемонстрировать свой опыт; - использование образовательного потенциала профессиональных партнеров (выездные методические дни); - систематический мониторинг кадрового потенциала на предмет возможного участия в работе семинаров, появления новых успешных педагогических практик; - информационная, методическая и техническая поддержка.
Финансовые ресурсы:
Руководители учреждений могут использовать для поощрения сотрудников премиальный фонд.
Методические ресурсы:
Для проведения занятий с педагогами и консультаций могут быть использованы методические ресурсы, размещенные в сети Интернет. Материалы профессиональной педагогической периодики, электронные методические ресурсы, при необходимости материалы следует скорректировать или разработать самостоятельно, организовав для этого творческие группы или поручив наиболее подготовленным специалистам.
Информационно-коммуникативные:
Создание презентационных материалов, размещение их на сайте или в электронной методической копилке образовательного учреждения. Осуществление информационного обмена при помощи e-mail. Создание или обновление должностных инструкций для административного персонала, внесение новых требований к внутрифирменному взаимодействию.
Мотивационные условия:
Проведение целого ряда мероприятий, нацеленных на формирование положительного отношение коллектива к предлагаемым нововведениям. Необходимо повсеместно пропагандировать выгоды, которые получит каждый педагог, вставший на путь инновационного развития, и указывать на риски промедления и затягивания развития инновационных процессов.
Нормативно-правовые условия:
Могут быть созданы в процессе реализации инновационного продукта по мере необходимости усилиями руководителя и администрации ОУ. 4

КАРТА МОНИТОРИНГА

профессиональной компетенции педагога

Составляющие

профессиональной

компетенции педагога

Самооценка

Экспертная оценка
Предметно-методологическая Психолого-педагогическая Валеологическая Коммуникативная Медиатехнологическая Управление системой
"педагог-ребенок"
Трансляция собственного опыта Исследовательская Акмеологическая
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

уровня компетенций педагога
Компетенция 8-10 баллов (оптимальный уровень) 6-7 баллов (достаточный уровень) 5 баллов и ниже (критический уровень) 1. Предметно- методологическая Отлично ориентируется в современных публикациях по дидактике; следит за современными исследо-ваниями по базовым наукам; что отражено в оборудовании развивающей среде, организации НОД, содержании деятельности дошкольников. Имеет в актив» разнообразные методы и приемы работы, в т. ч. групповые, проектные. Использует материал педагогических публикаций время от времени - для подготовки докладов, отчетов. Эпизодически использует информацию о последних достижениях наук в содержании образовательного процесса. Групповые, проектные формы работы использует эпизодически. Практически не следит за достижениями в области разработок новых подходов, не пользуется периодикой. В основном применяет традиционные методики. 2. Психологическая Имеет и использует знания о системе успеха воспитанника, реализует в практике положения теории познавательной деятельности. При обсуждении педагогических воздействий, анализе. Не имеет целостного представления обо всех ресурсах и условиях образовательного успеха вспитанника. Иногда эти знания носят интуитивный характер, а термины - нечеткие границы, что мешает коллективному Имеет затруднения в системном подходе к оценке ресурсов, Практически не может самостоятельно охарактеризовать уровень параметров образовательного успеха конкретного воспитанника. 5
обсуждению общих. 3. Валеологическая Хорошо разбирается в теории, постоянно совершенствует свои знания в этом направлении, использует их в реальном воспитательно – образовательном процессе. Владеет навыками применения здоровьесберегающих технологий. Владеет знаниями и практическими умениями организации воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья. Недостаточно свободно ориентируется в перечисленных направлениях, но может самостоятельно проанализировать уровень здоровьесбережения образовательной среды по алгоритму. Практически не владеет знаниями и умениями в этом направлении, нуждается в постоянной помощи наставника или старшего воспитателя. 4. Коммуникативная Умеет дифференцировать виды и способы воздействия при общении, строит общение, предупреждая конфликты. Практически не возникают проблемы в общении с воспитанниками и родителями. Строит общение по принципу директивно- понимающего, однако не всегда умеет дифференцировать подходы в процессе общения с отдельным ребенком Не уделяет должного внимания стилю и способам общения, не всегда следует принципу директивно- понимающего общения 5. Медиатехнологическая Владеет и постоянно использует ИКТ. Все дидактическое оснащение группы систематизировано, позволяет: -организовать индивидуализацию; - рационально - использовать медиатехнологии Оснащение предметно – развивающей среды требует системати- зации для эффективного использования. Эпизодически использует ИКТ Дидактическое оснащение требует доработки по со- держанию, форме и количеству. Не использует ИКТ. 6. Управление системой «педагог - ребенок» Умеет выделить и проанализировать цели и результат воспитательно – Может проанализировать свою деятельность по предложенному Практически не использует принцип планирования от конечной цели, 6
образовательного про- цесса и его условия. Умеет проектировать, реализовать и анализировать результативность программы развития алгоритму и скорректировать цели, условия. самоанализ чаще всего строится на эмоциях, ощущениях. 7. Трансляция собственного опыта Может самостоятельно подготовить, оформить статью, доклад, отчет, не требующий правки и научной и предметной редактуры. Требует помощи для систематизации, структурирования, обобщения, выводов. Практически не может сам обобщить свой опыт. 8. Исследовательская Владеет навыками педагогического экспериментирования при минимальной помощи научного руководителя. Умеет проанализировать результаты внедрения инновации. Может внедрить инновацию, но для ее планирования и анализа нуждается в научном руководстве. Не может или затрудняется планировать внедрение инноваций, прогнозировать результат такого внедрения. 9. Акмеологическая Постоянно повышает свой профессиональный уровень, активно участвует в профессиональных конкурсах, смотрах. Для выбора направления самосовершенствовани я руководствуется самоанализом, рекомендациями ад- министрации ДОУ. Повышает квалификацию, однако для выбора содержания и форм требуется методическая помощь. Довольствуется методическим "багажом", полученным только в результате собственного опыта. Потребность в профессиональном росте слабо выражена.
Механизм внутрифирменного обучения педагогических кадров.
Для нас принципиальным является сохранение привычных форм взаимодействия педагогов, которые наполняются новым содержанием и проводятся с использованием новых образовательных технологий и технических средств. Тем самым снимается психологический барьер в отношении предлагаемых инноваций. Они органично входят в сознание педагогов, становясь частью их опыта. В практику работы прочно вошли разнообразные формы внутрифирменного взаимодействия: самоподготовка и самообразование; научно – практические конференции; методические объединения; семинары – практикумы; сетевое взаимодействие; видеоконференции, вебинары, виртуальное взаимодействие; курсы повышения квалификации; совместная творческая деятельность в творческих группах; форумы инновационной деятельности; выставки; конкурсы; круглые столы; мастер – классы; открытые занятия; педагогические форумы; дистанционные курсы; педагогические чтения; деловые игры и тренинги; наставничество и коучинг. (Таблица 1.) 7

Программа развития личностных качеств педагогов

образовательного учреж
дения. № п/п Название качества личности Содержание работы по развитию качества. I Общечеловеческие качества 1 Обязательность, верность слову, трудолюбие. Беседа, деловая игра, упражнение. 2 Самокритичность, умение критиковать и воспринимать критику. Беседа «Как критиковать? А может это просто совет». 3 Целеустремленность. Знакомство с литературой, консультация «Успеха добивается тот, кто идет за ним сам». 4 Высокая культура, безупречная нравственность. Упражнение «Этический кодекс педагога». 5 Работоспособность. Упражнение «Гимнастика мозга». 6 Выдержанность. Тест «Насколько вы терпимы?» 7 Любовь к своему делу. Тест «Удовлетворенность работой». 8 Оптимистичность, чувство юмора. Тест «Уверенность в себе», тренинг уверенности, выступления на праздниках. II. Психофизиологические качества 9 Стрессоустойчивость. Тест «Степень подверженности стрессу, профилактика стресса. 10 Интеллектуальные свойства (наблюдательность, мышление, внимание, память и др). Опросник «Стиль мышления», тренировка наблюдательности, упражнения для развития внимания: «Корректура», «Пальцы», «Снежный ком», мышления: «Количественные отношения», «Сходство и различие», «Поиск аналогов», «Выражение мысли другими словами». 11 Индивидуально-психологические свойства (темперамент, направленность). Ориентировочная анкета В. Смейкла, М. Кучера для определения направленности личности, тест «Темперамент личности». III Деловые качества и организаторские способности 12 Инициативность. Тест, позволяющий оценить ответственное поведение членов группы Розановой В.А.,тест «Ответственный ли Вы человек?» 13 Самоорганизованность. Тест «Организованный ли Вы человек?», упражнение «Рациональное использование времени». 14 Умение четко определить цель и поставить задачу. Упражнение «Целеполагание». 15 Способность менять стиль поведения в зависимости от условий. Упражнение «Ситуационное использование стилей». 16 Умение поддерживать инициативу, стремление использовать все новое, прогрессивное. Творческий подход к порученному делу. Самообразование, «Ярмарка пед. мастерства». IV Коммуникативные качества 8
17 Умение устанавливать доверительные отношения с подчиненными, поддерживать нормальный психологический климат в коллективе. Деловая игра «Партнер», Тест «Доверяют ли Вам окружающие?», оценка психологического климата в педагогическом коллективе, игра «Рассмешить партнера», «Просьба» и др., семинар «Влияние психологического климата в коллективе на эффективность деятельности ДОУ». 18 Умение общаться (культура речи, умение слушать). Упражнение «Развитие навыка общения в жизненных ситуациях», ролевое упражнение «Развитие навыков ведения переговоров, тест «Умеете ли Вы слушать?». 19 Умение выступать публично. Упражнения «Консультация». V Профессиональные знания 20 Знание науки. Беседа, семинар, дискуссия. 21 Умение работать с документацией. Оперативный контроль.
Литература
1. Бодалев А.А. О качествах личности, нужных для успешного общения //Личность и общение: Избр. труды. – М., 1983. – с.55-64. 2. Журавлев А.Л. Социально-психологические проблемы управления //Прикладные проблемы социальной психологии. – М., 1983. – с.184. 3. Зигерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов /Пер. с нем. – М., 1990. 4. Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. – Минск, 1990. 5. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. М.: Аспект Пресс, 2001. 6. Рогов Е.И. Личность в педагогической деятельности. – Ростов-на-Дону., 1994. – 240 с. 7. Секреты умелого руководителя /Составитель И.В.Липсиц. – М., 1991. 9