Автор: Грибовская Ольга Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ ХМР "СОШ д.ШАПША"
Населённый пункт: д.Шапша
Наименование материала: статья
Тема: Использование альтернативной и дополнительной коммуникации, вспомогательные средства в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
Ольга Викторовна Грибовская
Первая квалификационная категория,
учитель начальных классов.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа д. Шапша»
Ханты-Мансийский Автономный округ- Югра, Ханты-Мансийский р-н, д. Шапша.
Использование
альтернативной
и
дополнительной
коммуникации,
вспомогательные
средства
в
обучении
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья
Что такое школа?
Слово. В нем пять звуков,
Просто дом, в который снова
Мы приходим грызть науку.
Скучно, серо…Лучше дома…
Или все же-мир огромный?...
А может лестница в него?
Соня Шаталова (РАС, 24 года)
Аннотация. Как с первых дней жизни воспитывать ребенка с особыми
нуждами и чувствовать, что с ним происходит, шаг за шагом развивать его
познавательные способности, расширять возможности двигаться, общаться,
осознавать себя и окружающий мир. Стать для особенного ребенка значимым
взрослым, которому он начнет доверять, - путь к решению многих проблем и
ускоренному развитию. Возможно, в процессе выстраивания значимых отношений с
ребенком вы будете выглядеть в «глазах общества» странным или не от мира сего.
Просто будьте к этому готовы.
Ключевые слова: РАС, аутизм, когнитивные способности, мотивация,
навязчивое поведение, визуальные стимулы, выбор усилителей, картинки-ярлыки.
Аутизм-это нарушение коммуникативных функций невыясненной природы. То
есть, людям с аутизмом очень сложно, часто невозможно добиться понимания.
2 апреля - Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма
World Autism Awareness Day. Установлен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от
21.01.2008г. Проводя социальный эксперимент, попросили совершенно разных людей
попробовать объяснить простые понятия, не используя речь и жесты. В это время, в
наушниках звучал в 10 раз увеличенный обычный уличный шум. Большинство людей
с аутизмом обладают повышенной чувствительностью к различным звукам. Именно в
таких условиях находится большинство людей с аутизмом. Предлагалось изобразить:
«Мне страшно!» и «У меня-аутизм». Участники эксперимента всего 10 минут были
лишены возможности разговаривать и жестикулировать. Всего 10 минут испытывали
раздражение от усиленного уличного шума. Люди с аутизмом живут с этим всю
жизнь. Всю жизнь пытаются объяснить, что они чувствуют. Постарайтесь понять.
Специалисты чрезвычайно часто употребляют определенные визуальные
стимулы в работе с особыми детьми. Какие особенности детей с ОВЗ важно
учитывать при выстраивании контакта? Ребенок с ОВЗ – другой. Его может отличать:
скорость обработки входящих сигналов. Даем время на понимание, на ответ.
интересы, то есть включение в задания тематики интересов ребенка. Разделять
интерес эмоционально и деятельностно важно с каждым человеком.
утомляемость. Давайте чаще отдыхать.
желание поощрения –пищевое, карточки, жетоны, физическое –«дай пять!» и
т.п., словесное. Это нормально!
повышенная доверчивость; принимайте как данность, уважайте и не
злоупотребляйте доверием.
сложности в планировании и ориентировке во времени. Учите альтернативным
способам: визуальному расписанию, PECS, звуковым подсказкам.
неспособность терпеть дискомфорт. Предупреждайте по возможности, учите
справляться, переключайте внимание.
Часто у детей с аутизмом и расстройствами аутистического спектра развитие
визуального восприятия опережает развитие других когнитивных способностей. По
этой причине учителям следует интенсивно использовать визуальные стимулы во
время занятий. К визуальным стимулам относятся: картинки, написанные слова,
жесты, объекты в окружающей обстановке, организация окружающей обстановки
(визуальные границы пространства), графики (расписания), карты, ярлыки,
временные линии и т.д. Визуальные стимулы помогают выполнить задание более
быстрее, повышает самостоятельность, снижают тревожность и делают распорядок
дня и окружающую обстановку более конкретными и понятными.
Визуальные стимулы эффективны в следующих ситуациях:
1.следованиеопределенным правилам;
2.следование распорядку дня;
3. обучение общению;
4.обучение навыкам самообслуживания;
5. как вспомогательные стимулы в понимании материала, заданий и
организации пространства.
В течение дня мы всегда и все следуем определенным правилам. (дорожные
знаки, указатели в магазинах). В каждом месте и каждой ситуации есть свои правила,
например, на стадионе кричать можно, а в классе нет. Не все дети со сложностями в
развитии понимают, как следовать этим правилам.
Иногда объяснение правило избыточно: то, что говорит мама или учитель,
звучит как повторения попугая, а результата нет. Зачастую, многократное повторение
правила приводит к конфликту: мама раздражается, что ребенок не понимает и не
выполняет, то что просит , а ребенок раздражается и нервничает, что мама его не
хочет и не может понять когда в очередной раз ребенку говорят «нельзя так делать», и
в ответ у него возникает сильная негативная реакция в виде крика, кусания, щипания.
А иногда ребенок просто не слышит, что ему говорят родители или учителя, особенно
в момент истерики. Чтобы избежать конфликтных ситуаций, а также сделать общение
более наглядным и позитивным, на помощь приходят визуальные подсказки.
Например, ребенок громко кричит. В этот момент говорить ему что-либо бесполезно,
однако можно показать стимул, отражающий ожидаемое поведение. Скорее всего,
ребенок его заметит.
Вместо того, чтобы в очередной раз говорить: «Не кусайся!», можно дать
визуальную подсказку (показать картинку).
Картинки- огромная помощь в работе учителя, их можно использовать в
зависимости от ситуации, например, во время чтения книги. Если учитель читает
книжку вслух, а ребенок начал звуки издавать или лезть под парту, он может показать
картинку с сомкнутыми губами и пальцем возле них, символизирующую молчание
или картинку правильного расположения за партой. Напоминание о правиле в таком
виде гораздо менее травматично для ребенка, чем громкий выговор : «Я тебе уже 10
раз говорила, чтобы ты не ползал под парту!», помимо этого, учителю не придется
прерывать занятие чтением и не отвлекаться на объяснение правила
Визуальное напоминание о правиле позволяет учителю не прерывать занятие
на объяснение ребенку, что он делает неправильно.
Обсуждение правил, изображенных на картинках, в начале занятия поможет
избежать многих проблем на уроке. Учитель может показать следующие картинки и
обсудить правила, изображенные на них:
в начале урока смотреть на учителя (Рис. 1), поднимать руку (Рис. 2), говорить
(Рис. 3), слушать (Рис. 4), не трогать (Рис. 5), не кричать (Рис. 6) , не кусать (Рис. 7),
не щипать учителя, сидеть правильно (Рис. 8).
После объяснения, учитель может положить и прикрепить картинку на парту и
лишь делать указывающий жест на данную картинку. Картинка незаменима в работе с
аутичным ребенком при объяснении социальных правил. Многие социальные правила
чрезвычайно абстрактны. Последовательность картинок поможет конкретизировать
правила. Например, учитель может объяснить, как приветствовать товарищей или как
здороваться с помощью картинок: улыбаться, смотреть в глаза, стоять на
определенном расстоянии друг от друга. Все эти правила могут быть
визуализированы.
Следование распорядку дня
Мы все следуем определенному расписанию. У многих из нас есть блокноты,
сотовые телефоны, органайзеры, календари, куда мы записываем то, что и когда нам
делать. Все это мы делаем, чтобы «разгрузить» память, экономим свое время, с
точностью до минуты рассчитываем собственное время, силы и, конечно, эмоции.
Точно так же составление расписания для аутичного ребенка является огромной
помощью и средством для самостоятельности. Визуальный график четко и понятно
организует день, часть дня или последовательность из двух или трех занятий. Помимо
этого, ребенок видит, что от него ожидается, например, когда он будет играть, а когда
будет обедать. (Рис.1)
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7
Рис. 8
Рис. 1 а. Математика
Рис. 1 б. Русский язык
Рис.1 в.Труд
Рис. 1г. Столовая
Рис. 1 д Перемена
Рис.1 е Библиотека
Многим аутичным детям свойственна тревожность, которая провоцируется
непредсказуемостью событий в течение дня. Если у ребенка существует визуальное
расписание, он может контролировать последовательность событий. Собственно он
меньше будет тревожиться. Чем больше конкретной информации предоставляется
аутичному ребенку, тем меньше его тревожность и выше продуктивность.
Визуальный график событий помогает снизить тревожность, связанную с
непониманием того, что произойдет в будущем. Научив ребенка руководствоваться
последовательностью картинок, взрослый поможет стать ребенку более
самостоятельным.
Обучение общению.
Учитель может использовать любые визуальные символы (схематичные
рисунки, черно-белые или цветные картинки, фотографии, напечатанные слова, чтобы
облегчить коммуникацию ребенка, научить его обращаться с просьбой. (Рис. 1)
Рис.1 Хочу делать поделку, хочу полежать, хочу прыгать, хочу петь.
Возможно применение системы альтернативной коммуникации PECS. (рис 1)
Эта система дает ребенку возможность овладеть навыком коммуникации с помощью
карточек.
Рис.1 Карточки PECS
Обучение навыкам самообслуживания
Если ребенок затрудняется в выполнении навыков самообслуживания
(например, мыть руки), мы разобьем задание на шаги и будем последовательно
обучать каждому шагу. Многие аутичным дети затрудняются перейти от одного
действия к другому (например, после того, как открыт кран, взять мыло). Чтобы
помочь ребенку стать более самостоятельным в таких ситуациях, мы снова можем
использовать картинки.
Сфотографируйте ребенка во время выполнения каждого действия. Во время
обучения, перед тем, как переходить к следующему действию, научите ребенка
указывать пальцем на картинку с изображением этого действия (необходимо
удостовериться, что ребенок смотрит на картинку и дотрагивается до нее пальцем).
Со временем визуальная подсказка (последовательность картинок) должна заменить
присутствие взрослого.
Визуальные последовательности также могут быть использованы и для
формирования самостоятельной игры.
Использование зрительных стимулов как помощь в понимании материала,
заданий и организации пространства.
В течение дня мы все тем или иным образом сталкиваемся с визуальными
знаками или символами, которые организуют и направляют наше поведение в
определенное русло. Дорожные знаки (стоп, красный свет светофора, зебра на
дороге), знаки женского и мужского туалета, знаки о том, что идет стройка и туда не
надо идти, картинки на витрине магазина, реклама на обложке журнала, обложка
книги – все эти визуальные стимулы влияют на наше поведение. Если нам нравится
витрина, мы можно зайдем в него. В магазине будут вывески, которые скажут нам,
куда идти и, чтобы купить масло, молоко, и куда идти, чтобы купить фрукты.
Учитель может использовать картинки или символы таким же образом в
следующих ситуациях.
Организация визуальных границ.
Чтобы организовать пространство ребенка, нужно провести наблюдение и
ответить на следующие вопросы:
Сложно ли ребенку долго находиться на одном месте?
Сложно ли ребенку переходить из одного места в другое?
Убегает ли ребенок, когда он огорчен или рассержен и куда?
Отвлекают ли ребенка предметы, расположенные вокруг него, или
проходящие мимо люди?
В зависимости от ответов, необходимо:
Переставить мебель, полки, стол, чтобы ограничить визуальное
пространство ребенка и визуально определить зоны для игры и для
занятий;
Положить несколько подушек в угол и использовать этот угол как
место для отдыха.
Организация структуры занятия.
Материалы для занятий можно организовать так, чтобы ребенок знал
1.
Что он должен сделать сейчас (какое задание);
2.
Сколько заданий он должен сделать перед тем, как получит
усилитель;
3.
Что делать после того, как он закончил задание.
Стратегия визуального расписания часто используется для повышения
предсказуемости и как альтернатива вербальным и письменным инструкциям.
Переключение с одного вида деятельности на другой часто бывает проблематично
для некоторых детей с аутизмом и может вызвать протест в форме агрессии или
неадекватного поведения.
Процедура использования визуального расписания основывается на принципе
манипуляции различными стимулами. В данной процедуре вербальные инструкции
заменяются на визуальные и таким образом приобретают более конкретную форму.
Когда ребенок изначально знает, какие задания будет выполнять и в какой
последовательности, особенно когда более легкие и мотивационные задания следуют
за более сложными, вероятность появления нежелательного поведения уменьшается.
Организация окружающей обстановки с помощью картинок-ярлыков.
В повседневной жизни нас окружает множество знаков-ярлыков: всем
известный значок на туалете является ярлыком, надпись на пакете с молоком-это тоже
ярлык. Чтобы ребенку было легче ориентироваться в пространстве, многие вещи в
окружающей обстановке могут быть помечены картинкой или словом. Например,
полки в холодильнике, на кухне, в спальне могут подписаны. Материалы в классе
также могут быть обозначены с помощью слов и картинок, например, «цифры»,
«книги», «пластилин». Такие ярлыки помогут ребенку быть более самостоятельным,
класть все на свои места, а также легко найти то, что ему нужно.
Усиление поведения с помощью визуальных стимулов.
Наблюдения за ребенком помогают найти несколько усилителей. Эти усилители
могут быть представлены картинками.
Эта визуальная линия представляет для ребенка систему отсчета количества
правильно выполненных инструкций во время занятия. Как только он заполнит все
События - усилители, такие как поездка на машине, поход в бассейн или игра на
компьютере, тоже могут быть представлены в визуальной форме. (Рис.1)
Например, если ребенок провел три дня без истерик, он пойдет в кафе.
Если у ребенка есть несколько предпочтений, то желательно сделать визуальное
«меню поощрений». На одну большую карточку прикрепите картинки усилителей.
(Рис.1)
Рис.3 Выбор усилителя. Игра на
компьютере.
Рис.2 Выбор усилителя. Поход в
бассейн
Рис.1 Выбор усилителя. Поездка на
машине
Рис. 1 Я пойду в кафе
Перед началом новой последовательности инструкций предложите ребенку
выбрать усилитель и прикрепить его на визуальную линию. Для поощрений, которые
предоставляются моментально, и для тех, получение которых оставлено по времени,
лучше использовать разные меню.
Организация занятий с помощью карточек «Сначала-Потом».
Некоторые дети затрудняются следовать визуальному расписанию, несмотря на
все усилия. В таких случаях, чтобы облегчить задачу и доступнее объяснить ребенку,
что от него требуется, учитель может использовать карточку «Сначала-Потом».
(Рис.1)
Сначала
Потом
Рис.1 Сначала-Потом
Организация детей в группы.
Рис.1 Выбери, что ты хочешь
получить
Этот зрительный способ поможет детям сориентироваться, где и как он может
играть, какие игрушки использовать, на каком месте сидеть.
Общие правила:
Не забывайте, что если ребенок не говорит, это не значит, что он не понимает.
Многие очевидные для нас вещи ребенок может не знать или не понимать –
нужно объяснять – простым языком(!).
Если ребенок дерется или проявляет агрессию - значит, он не знает (или не
может) как по-другому объяснить, что ситуация для него непереносима.
В долгосрочной перспективе для детей в коррекционном образовании очень
важно, чтобы как можно больше внимания уделяли их сильным сторонам и поощряли
их развитие.
Вот одна из цитат всех времен, которую сказал восточный мудрец:
«Будьте добры всякий раз, когда возможно».
Надеюсь, это вы вспомните в следующий раз.
Список литературы
1.
Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ: Методическое
пособие. С.Ю.Танцюра, С.И.Кононова. –М.:ТЦ Сфера, 2017
2.
Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей/ Пер.с
англ.Н,Л.Холиогоровой. – Изд. 8-е.-М.:Теревинф Сара Ньюмен
3.
Детский аутизм и АВА: АВА (Applied Behavior Analysis): терапия , основанная
на методах прикладного анализа поведения: 5-е изд./ Роберт Шрамм; пер.с англ.
З.Измайловой -Камар. -Екатеринбург: Рама Паблишинг,2017.
4.
Детский аутизм и вербально-поведенческий подход (The Verbal Behavior
Approach): Обучение детей с аутизмом и связанными расстройствами / Мэри
Линч Барбера, Трейси Расмуссен; пер с англ. Д.Г.Сергеева- 2-е изд.-
Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2017.
5.
Почему я прыгаю: Внутренний мир 13-летнего мальчика с аутизмом/ Наоки
Хигасида; пер. с англ. Е.Лисовской - Екатеринбург: Рама Паблишинг,2014.
6.
Программа коррекционной работы. Рекомендации по разработке. Начальная
школа. Ю.Ю.Баранова, М.И.Солодкова, Г.В.Яковлева. – М.:Просвещение, 2014.
7.
Развитие основных навыков у детей с аутизмом. Эффективная методика
игровых занятий с с особыми детьми/ Тара Делани; пер. с англ. В.Дегтяревой.2-
е изд. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2016.
8.
Развитие творческого воображения младших школьников. Учебно-
методическое пособие. Е.Г.Речицкая, Е.А.Сошина.-М.:Гуманит.изд.центр
ВЛАДОС,2002.
9.
Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзии. Методические
рекомендации .С.Ю.Танцюра, С.И.Кононова.–М.:ТЦ Сфера, 2017
10. Я-говорю! Рабочая тетрадь Упражнения с пиктограммами. Л.Б.Баряева, Е.Т.
Логинова, Л.В.Лопатина М.: 2007 Дрофа