Автор: Лысенко Марина Николаевна Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Беловская СОШ
Населённый пункт: слобода Белая, Курская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Воспитание нравственности через литературу"
Воспитание нравственности через литературу
На календаре ноябрь… Совсем немного – и будет перевернута
последняя страничка 2015 года.
Заканчивая год, невольно задумываешься о том, чем же он запомнился.
Учитель русского языка и литературы, конечно же, скажет, что 2015 год – Год
литературы, значит, было много задач, над решением которых следовало
работать. Обучающимся Беловской школы он запомнится мероприятиями и
конкурсами, где без любви к литературе не достигнешь высоких результатов,
не получишь одобрения со стороны учителей. Следует отметить, что
девчонки и мальчишки нашей школы стали активными участниками многих
конкурсов различного уровня, направленных на привлечение внимания
обучающихся к чтению и литературе: «Живая классика», «Родное слово»,
«Искусство слова» и др. Радует то, что многие дети не только читают, но и
пробуют себя в роли начинающих писателей.
Так, например, Черева Екатерина, участник Всероссийского конкурса
«Какая мне нужна библиотека?», сочинила сказку «Чудный сон», в которой
отразила свое видение мира литературы и желание современных детей
читать.
В деревне Изюм жила-была девочка Катя. У нее были две лучшие подруги, Маша и
Настя. Маша – модница, а Настя – любитель художественной литературы. Девочки
учились в 6 классе. В деревне, где жили подружки, находилась маленькая старая
библиотека. В ней было очень мало книг.
Закончился один из учебных дней, и к следующему уроку литературы задали много
читать: повести А.С.Пушкина «Метель» и «Барышня-крестьянка». После уроков девочки
отправились в библиотеку, но книг, которые им были нужны, там не оказалось. Катя
вспомнила, как учительница на уроке говорила, что, если не прочтете эти произведения,
не получите хорошие оценки в четверти. Она не шутит! В прошлой четверти Мухину
Саше поставила двойку, потому что он не учил стихи, не читал и постоянно играл с
Белкиным Сережкой в «Морской бой». Сережка-то выпутался из ситуации. Он от
страха стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино» за пять минут выучил.
Катя очень испугалась. Что же делать? Интернет отключен. Ни в старой
библиотеке, ни дома книги нет. Катя расплакалась, легла на кровать, уткнулась носом
в подушку и задремала…
Когда девочка открыла глаза, было ровно четыре часа дня. Катюшка сделала
уроки и пошла на улицу, к подружкам. Маша, Настя и Катя решили пойти в парк.
Вдалеке они увидели вывеску «МОДА». Маша побежала к вывеске, да и девочки бросились
за ней. Помимо этой надписи подружки увидели различные рекламные вывески. Настя
вслух стала читать: «Новая библиотека». Катя продолжила: «Улица Зеленая, дом …».
Девчонки отправились на эту таинственную улицу. Подошли к дому №12. Это было
маленькое двухэтажное здание с большой вывеской «Библиотека».
Когда девочки подошли к двери, она сама открылась. Они вошли – и дверь
закрылась. Внутри здание оказалось гораздо больше, чем казалось снаружи. Везде стояла
глубокая тишина. Лишь вдали, в глубине, раздавалась тихая спокойная мелодия. Девочки
зашли в холл, оборудованный в старинном стиле. Стены голубого цвета, на потолке -
большая хрустальная люстра, под ногами – серый паркет. На стенах висят старинные
картины в золотых рамах. Впереди стоит скамейка на резных ножках, слева –
старинная дверь с блестящей ручкой, а справа – обыкновенная железная дверь.
Девочки вошли в комнату, которая находилась за железной дверью. Она тоже
сама открылась тихонько и плавно закрылась. Везде стояли компьютеры, ноутбуки,
планшеты. На окнах висели жалюзи. Стены окрашены желтым цветом, а на потолке
висели лампы с ярким светом. Кругом стояли стеллажи с книгами. Настя села за
компьютер. Около него лежала бумага с надписью «Как пользоваться компьютером». В
углу комнаты девочки увидели надпись «Читальный зал». Маша сразу же побежала к
нему. В зале стояли столы, а на столах лежали электронные книги.
Потом девочки решили войти в другую комнату, находящуюся за старинной
дверью. Катя подошла к двери. Вдруг почувствовался запах старых книг. Свет ослепил
девочкам глаза. Появился туман. Они сделали шаг вперед, и туман стал рассеиваться.
Перед школьницами появились силуэты людей. Теперь все было четко видно. Девочки
замерли от удивления. Перед ними, за столом, сидели русские писатели с перьями и
чернилами в руках, а возле стола стоял Александр Сергеевич Пушкин.
В комнате было много стеллажей с книгами, и конца и края им не было видно.
- Девочки,- послышался тихий робкий голос.
- Ого-о-о! – сказала Маша.
- Кать, а Кать, ущипни меня, - сказала Настя.
- Девочки, извините, что перебиваю. Вы что-то хотели? – сказал А.С.Пушкин.
- Да. Можно, пожалуйста, книгу, которую написали Вы: «Повести покойного
Ивана Петровича Белкина», - сказала Катя.
- О-о… Эта осень, Болдинская осень 1830 года. Я помню и люблю ее… Конечно,
пройдите в следующий зал, - сказал Александр Сергеевич.
Маша стояла, не моргая, не дыша и не шевелясь. Настя толкнула ее. Маша
покачнулась и тихо сказала:
- Сейчас…
- Какое чудесное имя - Мария, - все время повторял Пушкин.
Девочки прошли в следующий зал. Здесь все было так же, как и в том, где
находились писатели, только посередине стояла трибуна. Девочки робко подошли к ней.
Они увидели сенсорную панель, на которой нарисована таблица с надписями «Зарубежная
литература», «Современная литература». Кате эта панель напомнила планшет. Она
навела курсор на значок микрофона.
- Что вам нужно? – послышался приятный голос.
- Можно нам «Повести Белкина», - сказала Настя.
- Конечно, конечно!
Вдруг из стеллажа вылетела книга, а за ней еще две.
Маша крикнула:
- Спасибо!
Книги в красивых синих обложках оказались в руках подружек.
- Ну что ж, пойдем домой, - сказала Катя и почувствовала головокружение.
- Катя! Катя! Проснись! Мы опаздываем! - кричала мама.
Катя открыла глаза и посмотрела вокруг.
- Мама! Как? Это сон?
Катя заплакала.
- Дорогая, тебе что-то приснилось?
- Но…
- Мы опаздываем.
Катя встала с постели, и взгляд ее привлекла книга в синей обложке, которая
лежала на столе.
Вот так и закончилось необычное путешествие Кати, Насти и Маши. Правда это
или вымысел, судите сами. Да вот только по литературе девчонки в четверти получили
пятерки.
Также 2015 год отмечен большим количеством различных
литературных событий. В частности, в их список включены мероприятия,
связанные с юбилеями писателей.
В стенах Беловской школы прошли
внеклассные мероприятия, посвященные 125-летию со дня рождения Бориса
Пастернака и 120-летию со дня рождения Сергея Есенина. Их организовали
учителя русского языка и литературы Шевцова Г.В. и Подчалимова Р.А.
Говоря о писателях-юбилярах, следует сказать, что и 28 ноября 2015
года останется памятен тем, что именно в этот день 100 лет назад родился
Константин Симонов. Вряд ли найдется человек, который не знает
знаменитого симоновского стихотворения «Жди меня». Оно волновало
миллионы людей, казалось бы, в далеком 1941 году, и не оставляет
равнодушным современного читателя.
Призер муниципального этапа Всероссийского конкурса сочинений,
Воробьева Екатерина, в конкурсной работе показала свое видение этого
стихотворения.
Здравствуйте, дорогие мои родители!
Вы, я уверена в этом, очень удивитесь моему письму, потому что такой способ
общения в настоящее время забыт. А я рада, что по велению судьбы оказалась в
прекрасных, но диких местах нашей Родины, где нет ни Интернета, ни сотовой связи. Я
дышу чистым воздухом, наслаждаюсь красотами природы и главное – много читаю.
2015 год решила посвятить чтению произведений о Великой Отечественной войне.
Одновременно меня заинтересовала информация об их создании, отзывах людей,
которым посчастливилось познакомиться с ними одними из первых.
Мамочка и папочка, вы помните мое любимое стихотворение? Да, это
произведение К.Симонова «Жди меня». Именно его я рассказывала вам зимними вечерами,
когда для вас, мои дорогие, готовила свои детские концерты. До сих пор это
стихотворение теребит мою душу, ведь «Жди меня…» — послание Симонова любимой
женщине. Автор не полагал, что оно получит общественную огласку. Послание сурово,
сдержанно. В нём нет нежных слов, признаний в любви. Но при этом ощущаешь всю силу
чувств поэта. Об этом говорит его убеждённость, что она, любимая, умеет ждать,
“как никто другой”, а её преданность поможет ему всё преодолеть: «Не понять
неждавшим, им,/Как среди огня/Ожиданием своим/Ты спасла меня.»
Между любящими особенная близость, единение.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой…
Мои родные, может быть, вам совсем не интересно, что я пишу, но таким
образом я могу пообщаться с вами, поделиться своими сокровенными мыслями и
чувствами.
В своём произведении Симонов выразил настроение людей, находящихся на
фронте, их жён, любимых, близких. Чем труднее было на войне, тем больше солдаты
тянулись к воспоминаниям о доме, о простых человеческих радостях, а дома беспокоились
за своих. И вера в то, что всё завершится хорошо, нужна была и тем и другим. Вот
почему так страстно звучат слова поэта:
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди.
И этот неоднократно повторяющийся призыв звучит как мольба и приказ: ждать
и надеяться, и ничто не должно поколебать эту веру — ни суровые природные явления,
ни настроение окружающих.
Даже когда самые близкие люди – мать и сын, друзья – устанут ждать, - жди!
Любовь сильнее родственных и дружеских чувств.Мысль автора выражена лаконично и
ёмко: “Только очень жди”, “Всем смертям назло”. Почему смертям? Она бывает одна,
но применительно к фронту — верно. Смерть несли сокрушительный огонь артиллерии,
миномётные и пулемётные обстрелы, жестокие бомбёжки авиации.
Монолог стихотворения «Жди меня…» предельно открыт, мысль ясна от первой
до последней строки: вопреки всему — надеяться и ждать! И фронтовику верить в то,
что дома его очень ждут. Эта вера во многом будет питать его мужество.
Ясность слова, простота строя предложений, привлекательность мыслей
стихотворения сделали его доступным и близким многочисленным читателям времён
Отечественной войны. Произведение брало за живое убеждённостью в неотвратимости
встречи людей, тянущихся друг к другу. Покорял динамизм монолога, который как бы
проговаривался на одном дыхании.
И сегодня «Жди меня…» продолжает волновать многих, и меня в том числе. В
длительных и опасных командировках находятся наши военные, уходят надолго в море
подводники и моряки, далеко уплывают на промысел рыбаки. Дома беспокойно ждут их
возвращения. И симоновское стихотворение вселяет веру в счастливый исход
неизбежных разлук.
Мамочка и папочка, в завершении своего необычного письма хочу сказать, что
поэзия была необходима людям в военные годы, потому что она обращалась к душе
каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру
и надежду. Поэзия не боялась правды, даже горькой и жесткой.
Надеюсь, что вы разделяете мое мнение и ждете моего скорого возвращения в
родной дом, потому что каждая разлука обязательно должна заканчиваться счастливой
встречей. Ждите меня, и я обязательно вернусь.
С любовью ваша дочь Екатерина.
Радует, что художественная литература -
мощный стимул
самовоспитания,
состоящий в умении помочь сердцу почувствовать,
побудить разум мыслить, сделать человека соучастником беседы, - не чужда
и нашим детям. Хочется надеяться, что слова, некогда сказанные
Ф.И.Тютчевым, не станут пророческими, и современные школьники сохранят
любовь к литературе:
Теперь тебе не до стихов,
О слово русское, родное.
Созрела жатва, жнец готов,
Настало время неземное…
…О, в этом испытанье строгом,
В последней, в роковой борьбе,
Не измени же ты себе
И оправдайся перед богом…
Учитель русского языка и литературы
Беловской СОШ Лысенко М.Н.