"Сюжетно – игровой метод в развитии у детей дошкольного возраста интереса и потребности в здоровом образе жизни"
Автор: Махляева Светлана Николаевна Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 142"
Населённый пункт: Рязанская область, город Рязань
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: "Сюжетно – игровой метод в развитии у детей дошкольного возраста интереса и потребности в здоровом образе жизни"
Сюжетно – игровой метод в развитии у детей дошкольного возраста
интереса и потребности в здоровом образе жизни.
В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья,
долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного
физического развития. Систематическое выполнение физических упражнений
благотворно влияет на общее состояние ребёнка и его настроение.
Социальный заказ, то есть выявленные объективные и субъективные
потребности, интересы и возможности участников образовательного процесса
позволили определить требования, которым должны удовлетворять результаты
работы учреждения и создать модель выпускника, определить приоритетные
задачи и направления деятельности учреждения с целью обеспечить
полноценное и своевременное развитие каждого ребенка с учётом его
индивидуальности и потребности у детей в здоровом образе жизни.
На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск
новых современных программ и технологий физического воспитания и
оздоровления детей.
Для развития интереса к занятиям физическими упражнениями и
потребности в здоровом образе жизни инструктор по физической культуре
нашего дошкольного учреждения использует сюжетно-игровой метод.
Цель:
укрепление здоровья детей в условиях оптимальной организации
образовательного процесса и обеспечение здоровьесберегающих
условий;
создание условий для проживания радостного и содержательного
периода дошкольного детства каждым ребёнком;
создание условий для социального партнёрства и гуманизации
окружающей среды;
формирование первичного интереса к здоровому образу
жизни.
Задачи:
Не снимая задачи формирования основных умений и навыков
способствовать:
воспитанию стойкого интереса к занятиям физической
культурой и потребности двигательной активности;
развитию двигательного воображения, выразительности
движений, способности к импровизации;
формированию способности к содействию и
сопереживанию, созданию положительного эмоционального настроя.
Критерии результативности физкультурно-оздоровительной работы с
детьми в детском саду являются:
сформированные двигательные умения и навыки детей;
сформированный устойчивый интерес к занятиям физической
культурой и подвижным играм;
интерес и потребность родителей детей к здоровому образу жизни.
Модель педагогической деятельности.
Сюжетно - игровые занятия.
Практический опыт доказал, что сюжетно - игровые занятия
повышают
интерес детей к движениям. Сюжетно - игровые занятия как и традиционные
физкультурные занятия состоят из трех частей: подготовительной, основной
и заключительной.
Отличаются сюжетно-игровые занятия тем, что для решения задач
подбираются подвижные игры с соответствующими сюжетом и движениями.
Занятия этого типа включают знакомые движения, в них ставится задача
закрепить двигательные навыки, развивать физические качества в
меняющихся ситуациях. Последовательность проведения подвижных игр
определяется с учетом их энергетической стоимости.
Например, во вводной части занятия используется подвижная игра
средней интенсивности (увеличение пульса на 20-25%) от исходной
величины. В основной 3 - 4 подвижные игры с элементами основных
движений. Интенсивность нагрузки должна увеличиваться постепенно, пик
нагрузки (учащение пульса на 70-80%) происходит на конец основной части.
Заключительная часть включает подвижную игру малой интенсивности
(повышение пульса не более на 15-20% от исходного).
Подготовительная часть
повышает эмоциональное состояние детей,
активизирует их внимание, готовит организм к предстоящей нагрузке. В этой
части занятия создается игровая мотивация и ставится игровая задача. Но на
некоторых занятиях мотивировка двигательной деятельности, основанная на
игре, переносится и на начало основной части, а привлечь детей к
выполнению упражнений носит опосредованный характер: музыкальное
сопровождение, звучание бубна, напоминающие знакомые упражнения и
другое.
В основной части
занятия у детей формируют навыки выполнения
движений, разучивают и закрепляют их, развивают физические качества,
координационные способности. Для этой части занятия характерна
кульминационная насыщенность сюжета.
В заключительной части занятия происходит постепенный переход от
усиленной мышечной деятельности к спокойному состоянию, продолжается
общение детей игровыми персонажами, малыши настраиваются на игру.
Цикл сюжетно - игровых физкультурных занятий,
включает 27 занятий
для детей младшего и старшего дошкольного возраста, проводятся как
итоговые в конце каждого календарного месяца.
Утренняя гимнастика.
Утренняя гимнастика благотворно действует на весь организм ребенка,
оказывает большое оздоровительное и воспитательное влияние,
«пробуждает» организм, проявляет определённый тренирующий эффект.
Результативность утренней гимнастики с детьми возрастает, если носит
сюжетно – игровой характер, создаёт тем самым условия эмоционально-
психологического благополучия, пробуждает интерес к самовыражению.
Педагогами нашего дошкольного учреждения подобраны и
систематизированы комплексы утренней коррекционно-оздоровительной
гимнастики для детей 5 - 6 лет в сюжетно-игровой форме проведения.
В той же форме инструктор по физической культуре рекомендует
воспитателям проводить «бодрящую гимнастику» после сна и предоставляет
методическое обеспечение.
Спортивная прогулка.
Спортивная прогулка – это важная часть физкультурно-оздоровительной
работы в ДОУ. Её правильная организация способствует функциональному
совершенствованию детского организма, повышению работоспособности,
делают его стойким и выносливым.
В перспективном планировании подвижных игр на улице
значительное место отводится играм с сюжетом, так как они создают
определённый духовный настрой, формируют положительную самооценку,
высокую двигательную активность, свободное и непринуждённое
взаимопонимание.
Известно, что для растущего организма решающее значение имеет
самостоятельная двигательная активность. Критерием подготовки детей к
самостоятельной организации двигательного досуга является их умение
выполнять игровые движения.
Для эффективности физкультурно-оздоровительной работы в детском саду в
группах создана развивающая предметно – пространственная среда, которая
помогает закрепить ранее приобретённые игровые и двигательные навыки.