Напоминание

"Сюжетно – игровой метод в развитии у детей дошкольного возраста интереса и потребности в здоровом образе жизни"

Автор: Махляева Светлана Николаевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 142"
Населённый пункт: Рязанская область, город Рязань
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: "Сюжетно – игровой метод в развитии у детей дошкольного возраста интереса и потребности в здоровом образе жизни"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Сюжетно – игровой метод в развитии у детей дошкольного возраста

интереса и потребности в здоровом образе жизни.
В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. Систематическое выполнение физических упражнений благотворно влияет на общее состояние ребёнка и его настроение. Социальный заказ, то есть выявленные объективные и субъективные потребности, интересы и возможности участников образовательного процесса позволили определить требования, которым должны удовлетворять результаты работы учреждения и создать модель выпускника, определить приоритетные задачи и направления деятельности учреждения с целью обеспечить полноценное и своевременное развитие каждого ребенка с учётом его индивидуальности и потребности у детей в здоровом образе жизни. На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых современных программ и технологий физического воспитания и оздоровления детей. Для развития интереса к занятиям физическими упражнениями и потребности в здоровом образе жизни инструктор по физической культуре нашего дошкольного учреждения использует сюжетно-игровой метод.
Цель:
 укрепление здоровья детей в условиях оптимальной организации образовательного процесса и обеспечение здоровьесберегающих условий;  создание условий для проживания радостного и содержательного периода дошкольного детства каждым ребёнком;  создание условий для социального партнёрства и гуманизации окружающей среды;  формирование первичного интереса к здоровому образу жизни.

Задачи:
Не снимая задачи формирования основных умений и навыков способствовать:  воспитанию стойкого интереса к занятиям физической культурой и потребности двигательной активности;  развитию двигательного воображения, выразительности движений, способности к импровизации;  формированию способности к содействию и сопереживанию, созданию положительного эмоционального настроя.
Критерии результативности физкультурно-оздоровительной работы с

детьми в детском саду
являются:  сформированные двигательные умения и навыки детей;  сформированный устойчивый интерес к занятиям физической культурой и подвижным играм;  интерес и потребность родителей детей к здоровому образу жизни.
Модель педагогической деятельности.
Сюжетно - игровые занятия. Практический опыт доказал, что сюжетно - игровые занятия повышают интерес детей к движениям. Сюжетно - игровые занятия как и традиционные физкультурные занятия состоят из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Отличаются сюжетно-игровые занятия тем, что для решения задач подбираются подвижные игры с соответствующими сюжетом и движениями. Занятия этого типа включают знакомые движения, в них ставится задача закрепить двигательные навыки, развивать физические качества в меняющихся ситуациях. Последовательность проведения подвижных игр определяется с учетом их энергетической стоимости. Например, во вводной части занятия используется подвижная игра средней интенсивности (увеличение пульса на 20-25%) от исходной величины. В основной 3 - 4 подвижные игры с элементами основных движений. Интенсивность нагрузки должна увеличиваться постепенно, пик
нагрузки (учащение пульса на 70-80%) происходит на конец основной части. Заключительная часть включает подвижную игру малой интенсивности (повышение пульса не более на 15-20% от исходного). Подготовительная часть повышает эмоциональное состояние детей, активизирует их внимание, готовит организм к предстоящей нагрузке. В этой части занятия создается игровая мотивация и ставится игровая задача. Но на некоторых занятиях мотивировка двигательной деятельности, основанная на игре, переносится и на начало основной части, а привлечь детей к выполнению упражнений носит опосредованный характер: музыкальное сопровождение, звучание бубна, напоминающие знакомые упражнения и другое. В основной части занятия у детей формируют навыки выполнения движений, разучивают и закрепляют их, развивают физические качества, координационные способности. Для этой части занятия характерна кульминационная насыщенность сюжета. В заключительной части занятия происходит постепенный переход от усиленной мышечной деятельности к спокойному состоянию, продолжается общение детей игровыми персонажами, малыши настраиваются на игру. Цикл сюжетно - игровых физкультурных занятий, включает 27 занятий для детей младшего и старшего дошкольного возраста, проводятся как итоговые в конце каждого календарного месяца. Утренняя гимнастика. Утренняя гимнастика благотворно действует на весь организм ребенка, оказывает большое оздоровительное и воспитательное влияние, «пробуждает» организм, проявляет определённый тренирующий эффект. Результативность утренней гимнастики с детьми возрастает, если носит сюжетно – игровой характер, создаёт тем самым условия эмоционально- психологического благополучия, пробуждает интерес к самовыражению. Педагогами нашего дошкольного учреждения подобраны и систематизированы комплексы утренней коррекционно-оздоровительной гимнастики для детей 5 - 6 лет в сюжетно-игровой форме проведения.
В той же форме инструктор по физической культуре рекомендует воспитателям проводить «бодрящую гимнастику» после сна и предоставляет методическое обеспечение. Спортивная прогулка. Спортивная прогулка – это важная часть физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Её правильная организация способствует функциональному совершенствованию детского организма, повышению работоспособности, делают его стойким и выносливым. В перспективном планировании подвижных игр на улице значительное место отводится играм с сюжетом, так как они создают определённый духовный настрой, формируют положительную самооценку, высокую двигательную активность, свободное и непринуждённое взаимопонимание. Известно, что для растущего организма решающее значение имеет самостоятельная двигательная активность. Критерием подготовки детей к самостоятельной организации двигательного досуга является их умение выполнять игровые движения. Для эффективности физкультурно-оздоровительной работы в детском саду в группах создана развивающая предметно – пространственная среда, которая помогает закрепить ранее приобретённые игровые и двигательные навыки.