Автор: Балашова Алла Геннадьевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГОУ ВО МО
Населённый пункт: г. Орехово-Зуево
Наименование материала: статья
Тема: "Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся в условиях СПО"
«Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся в условиях СПО»
Патриот — патриотичный человек — тот, кто любит своё Отечество, предан своему
народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.
В российскую политику возвращается понятие «патриотизм». Впервые за многие
годы
в
России
к
ориентирам
социальной
и
образовательной
политики
отнесены
идеалы патриотического сознания
–
служение
Родине,
верность
своему
Отечеству
и
готовность
к
выполнению
гражданского
долга,
признано
значение воспитание
патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.
В
основу
политики
формирования патриотического сознания
граждан
положена
организация
государственной
системы
гражданско-патриотического
воспитания.
К
системе гражданско - патриотического воспитания отнесены: формирование и развитие в
образовательных учреждениях всех типов таких социально значимых ценностей, как
гражданственность
и патриотизм;
массовая патриотическая
работа,
осуществляемая
государственными структурами и общественными организациями; деятельность СМИ,
научных
организаций,
творческих
союзов,
направленная
на
освещение
проблем
гражданско – патриотического воспитания.
Гражданско – патриотическое воспитание в современной России актуально.
События последнего времени подтвердили, что экономические проблемы, социальная
дифференциация общества, утрата моральных ценностей оказали негативное влияние на
о б щ е с т в е н н о е
с о з н а н и е
б о л ь ш и н с т в а
н а с е л е н и я
с т р а н ы ,
р е з к о
снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как
важнейших факторов формирования патриотизма. В общественном сознании получили
широкое
распространение
равнодушие,
эгоизм,
индивидуализм,
цинизм,
некая
агрессивность,
неуважительное
отношение
к
родному
государству,
окружающим.
Социально-экономические процессы последнего десятилетия и последовавшая за ними
девальвация
духовных
ценностей
оказали,
к
сожалению,
негативное
влияние
на
общественное сознание и выявили зависимость успешного решения многих жизненных
проблем
от
уровня
сформированности
гражданской
и патриотической позиции
у
подрастающего
поколения,
потребности
в
духовно-нравственном
совершенствовании,
уважения к историко-культурному наследию своего народа. В связи с этим, составной
частью
образовательного
процесса
становится
национа льно-патриотическое
воспитание подрастающего поколения. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой
народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и
приумножить богатство своей страны.
Исходя из этого, в данном направлении воспитательной работы можно выделить целый
комплекс задач:
- воспитание у
подростка
любви
и
привязанности
к
своей
семье,
дому,
учебному
учреждению, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- сопровождение учебного процесса символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
1
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
В
том
числе
подготовить
наших
подростков
к
защите
Отечества,
к
службе
в
вооружённых
силах.
Эти
задачи
решаются
совместными
усилиями
образовательных
учреждений, учреждениями дополнительного образования, конечно же семьи и других
общественных организаций. Сегодня воспитательная работа организуется и проводится на
единой
основе
с
учётом
профиля
образовательного
учреждения,
назначения
и воспитательных возможностей каждого учебного заведения, возрастных особенностей,
реального уровня воспитанности, интересов и запросов подростков, и, безусловно, тесной
взаимосвязи
военно-патриотических и
д р у г и х
м е р о п р и я т и й
с
у ч е б н о -
воспитательным процессом.
Патриотическое,
а
в
отношении
юношей
и
военно-патриотическое, воспитание
начинается с семьи, поскольку в семье закладываются все виды социального воспитания
подростка. Опыт, традиции, уклад жизни семьи формируют и развивают нравственные и
волевые качества, знания, умения и навыки детей. С началом обучения детей в системе
среднего
специального
образования,
семья,
тесно
сотрудничая
с
образовательным
учреждением, обогащает все эти элементы воспитания. Родители, педагоги, специалисты
военного дела в педагогическом процессе способствуют воспитанию молодого человека
патриотом и защитником Отечества. Приоритетным направлением и составной частью
образовательного процесса сегодня становится национально-патриотическое воспитание,
гражданско-патриотическое
воспитание молодого
поколения,
которое
призвано
формировать в подростках чувство любви к своей малой Родине, уважительное отношение
к национальным традициям и культуре, пробуждать чувство гордости за свой народ. А
гордиться
можно
лишь
тем,
что
хорошо
знаешь,
к
чему
сопричастен.
Духовно
–
нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором
развития страны.
Изменения
в
российском
обществе
отразились
на
социальном
заказе
к
образовательным
учреждениям.
В
этих
условиях
очевидна
неотложность
решения
проблемы
гражданско-патриотического
воспитания,
так
как
оно
направлено
на
формирование
личности,
обладающей
качествами
гражданина
- патриота,
способного
успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Таким
образом,
гражданско
- патриотическое
воспитание обучающихся
является
первостепенной задачей современной образовательной системы.
Формы
гражданско-патриотического
воспитания обучающихся
через
внеучебную
деятельность:
• беседы, классные часы, читательские конференции;
• тематические мероприятия;
• торжественные линейки, уроки Мужества, Вахты Памяти;
• экскурсии, целевые прогулки, игры гражданско-патриотического содержания, походы
по историческим местам;
• смотры строя и песни, военно-спортивные игры «Зарница», «Орленок»;
• конкурсы, викторины, праздники, выставки творчества;
• встречи с ветеранами ВОВ, знаменитыми земляками;
• мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей
Родины;
• обращение к государственной символике;
2
• краеведческая деятельность;
• сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ, локальных
войн;
• знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ.
Все
дальше
вглубь
истории
уходят
героические
и
трагические
события
Великой
Отечественной войны. К сожалению, с каждым днем с нами рядом остается все меньше
тех, кто защищал нашу страну, нашу землю, нашу Родину. И самое большое, что мы
можем сделать, это помнить о защитниках Отечества и передавать нашим потомкам
память о них и их великом подвиге. Мы и наши потомки до конца своей жизни будем
испытывать огромное уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, которое они
заслужили тем, что сделали для последующих поколений. Память о соотечественниках,
павших на полях сражений, защищавших от врагов свой народ, с древнейших времен
почиталась на Руси. Традиция эта давняя и передается от поколения к поколению.
В
условиях
усиления
внимания
к
решению
задач
гражданского, патриотического
воспитания юных граждан, формирования у них гордости за достижения родной страны,
интереса
и
уважения
к
историческому
прошлому
России,
бережного
отношения
к
традициям своего народа, обращение к государственной символике является особенно
важным. Активное воспитательное влияние государственной символики обусловливает её
особую роль в системе символов. Способность государственной символики влиять на
сознание человека посредством художественного образа, передавать заключённое в ней
обобщённое содержание в доступной и яркой, привлекательной для учащихся форме,
создаёт особые возможности использования обращения к гербу, флагу и гимну страны
в воспитании
подростков.
Нравственные,
политические
идеи,
выраженные
в
государственной символике, составляют тот потенциал, который при активном включении
в учебно-воспитательный процесс, помогает пробуждать у учащихся чувство гордости за
свою Родину.
Краеведческая
деятельность
–
важнейшее
средство воспитания гражданственности
и патриотизма обучающихся, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на
абстрактных
идеалах,
а
на
конкретных
примерах,
приобщать
ребят
к
культурному
наследию страны и «малой родины». Цель краеведческой работы – научить ребят любить,
уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы
подростки, зная, свои корни, могли создать достойное будущее.
Знание
истории
своего
края
обогащает
духовно,
развивает
чувство патриотизма,
гордости за свой народ.
Многие
мыслители
и
педагоги
прошлого,
раскрывая
роль патриотизма в
процессе
личностного
становления
человека,
указывали
на
их
многостороннее
формирующее
влияние.
Ушинский
К.
Д.
считал,
что патриотизм является
не
только
важной
задачей воспитания,
но
и
могучим
педагогическим средством:
«Как
нет
человека
без
с амолюбия,
т ак
нет
человека
бе з
любви
к
Отече ству,
и
эт а
л ю б о в ь
дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с
его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Патриотизм формируется
в
процессе
обучения,
социализации
и воспитания
школьников.
Большую
роль
здесь
выполняют
семья
и
другие
социальные
институты общества:
средства
массовой
информации,
общественные
организации,
учреждения
культуры
и
спорта,
учреждения
здравоохранения,
правоохранительные
органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения.
В
последнее
время
в
стране
активизировалась
работа
по патриотическому
и
гражданскому
воспитанию подрастающего
поколения.
Это
направление
деятельности
никогда не уходило из образовательных учреждений, но в 90-е годы оно как-то не было
3
востребовано
обществом,
государством,
хотя
и
общественные,
и
государственные
структуры сетовали на отсутствие системы патриотического воспитания. С принятием
Правительством
Российской
Федерации
государственной
программы
«Патриотическое
воспитание граждан
Российской
Федерации»
образовательные
учреждения
получили
хорошее подкрепление своей деятельности и активизировали работу по патриотическому
воспитанию детей.
Одно из актуальных воспитательных средств - это волонтерское движение, которое
способствует формированию личности.
В социологии термин «волонтерство» используется для обозначения добровольного
труда как деятельности, осуществляемой людьми на безвозмездной основе. Волонтерство
- это деятельность всех некоммерческих и общественных объединений, работа волонтеров
очень разнообразна. Сложно найти область социальной сферы, в которой не участвовали
бы добровольцы. Основная цель волонтерства - помощь людям.
Задачи волонтерской деятельности:
• предоставить студентам возможность проявить себя, реализовать свой потенциал;
• развить созидательную активность молодежи;
• организовать патриотическое воспитание студентов;
• сформировать и отработать общие и профессиональные компетенции.
Военно-спортивные
соревнования
оказывают
положительное
влияние
на
организационное
укрепление
коллектива,
способствуют
развитию
общественной
активности детей,
формируют
качества,
необходимые
будущему
воину,
защитнику
Родины.
Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо
подчеркнуть,
что,
пока
не
поздно,
за молодежь
надо
бороться, воспитывая их
на
героическом прошлом нашей Родины. Народ, который не помнит прошлого, не имеет и
будущего и то, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие
результаты.
В
этом
заключается
государственный
подход
каждого
педагога
в
деле патриотического воспитания молодежи.
Воспитание гражданина и патриота знающего и любящего свою Родину не может быть
успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения
народной культуры. Культура России включает народное искусство, раскрывающее истоки
духовной
жизни
русского
народа,
наглядно
демонстрирующее
его
моральные,
эстетические ценности, художественный вкус и являющееся частью его истории.
Уясняя сущность и содержание патриотизма, и его огромное значение в развитии и
формировании личности, нельзя не привести полные глубочайшего смысла слова К. Д.
Ушинского. «Как нет человека без самолюбия,- писал Константин Дмитриевич,- так нет
человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу
человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными
семейными и родовыми наклонностями»
В
заключение
отметим,
что
педагогическая
теория
и
практика
убедительно
показывают,
что
формирование
такого
социально
значимого
качества
личности
как патриотизм, не просто возможно, но и необходимо начинать с самых ранних лет
жизни. Существующая в нашей стране система образования располагает достаточными
ресурсами (кадровыми,
материальными,
научно-методическими) для
решения
данной
актуальной задачи, а изменения в государственной политике в этой области, выразившиеся
в
разработке
и
принятии
ряда
правительственных
документов,
обеспечивают
этому
жизненно важному для нашей Родины процессу необходимую правовую основу. Очень
4
хотелось
бы,
чтоб
пропагандировали
с
"большого
экрана"
не
насилие
и
кровь,
а
жизненные ценности, которые постигались нашим народом в тяжёлых войнах, боях,
сражениях, катастрофах и так далее. Ведь Россия, всегда была и будет сильным и могучим
государством, в котором будут жить Патриоты, способные в любую минуту защитить своё
Отечество!
5