Напоминание

"Рабочая программа по русскому языку для 4 класса"

Автор: Воронина Валентина Валентиновна
Должность: учитель начальных классов, зам. директора по УВР
Учебное заведение: МКОУ "Новоусманская СОШ №3"
Населённый пункт: село Новая Усмань, Воронежская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Рабочая программа по русскому языку для 4 класса"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы «Русский язык» авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.В. Бойкиной, М.Н.Дементьевой, Н.А. Стефаненко, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями
изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются: • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Программа определяет ряд практических
задач
, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета: • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе; • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты; • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»: — формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; — развитие диалогической и монологической устной и письменной речи; — развитие коммуникативных умений; — развитие нравственных и эстетических чувств; — развитие способностей к творческой деятельности.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного). Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы. Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв. Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов. Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний. После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями: • система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация; • развитие речи. Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи. Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся. Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников. Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической). Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности. Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст- описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы. Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают
нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки. Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности. Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма. Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами. Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма. Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (приме нительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и рече - вому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного от ношения к употреблению в речи основных единиц языка. Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др. Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
II.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

В 4 классе
на уроки русского языка отводится
170 ч
(5 ч в неделю).
III.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА.

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

IV.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
.
Личностные

Метапредметные

Предметные
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осо - знание своей этнической и национальной принад - лежности, формирование ценностей многонацио - нального российского общества; становление гу - манистических и демократических ценностных ориентаций. 2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органич - ном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других наро - дов. 4. Овладение н ачальными навыками адапта - ции в динамично изменяющемся и развивающемся мире. 5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятель - ности и формирование личностного смысла уче - ния. 6. Развитие самостоятельности и личной от - ветственности за свои поступки, в том числе в ин - формационной деятельности, на основе представ - лений о нравственных нормах, социальной спра - ведливости и свободе. 7. Формирование э стетических потребно - стей, ценностей и чувств. 8. Развитие этических чувств, доброжелатель- ности и эмоционально-нравственной отзывчиво - сти, понимания и сопереживания чувствам других людей. 9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социаль - 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. 2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 3. Использование знаково- символических средств представления информации. 4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач. 5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. 6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. 7. Овладение л огическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. 1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. 2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. 3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. 4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета. 5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов. 6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное. 7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных,
ных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. 8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. 9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. 11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». 12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. 13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». практических и коммуникативных задач. 8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; 9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

V.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
4 КЛАСС (170ч)

Повторение (11 ч)
Наша речь и наш язык. Текст. Предложение. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Словосочетание. Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения.
Слово в языке и речи (21 ч)
Лексическое значение слова. Состав слова. Значимые части слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. Части речи. Повторение и углубление представлений о частях речи. Наречие.
Имя существительное (43 ч)
Изменение по падежам. Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном (множественном) числе.
Имя прилагательное (30 ч)
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Изменение по падежам имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Личные местоимения (7 ч)
Местоимение. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений.
Глагол (34 ч)
Неопределенная форма глагола. Спряжение глагола. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. I и II спряжение глаголов. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Правописание возвратных глаголов. Правописание глаголов в прошедшем времени.
Повторение (15 ч)


VI.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ

УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.



п/п

Наименование раздела и

тем

Количество

часов

Характеристика основных видов

деятельности обучающихся

1.
Повторение 11 Анализировать высказывания о русском языке. Высказываться о значении «волшебных слов» в речевом общении, использовать их в речи. Составлять текст по выбранной пословице, по рисунку с включением в него диалога. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать к нему заголовок. Соотносить заголовок и текст Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Составлять план текста. Соблюдать нормы его построения. Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению», «Как подготовиться к составлению повествовательного текста». Самостоятельно готовиться к его написанию. Подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написанного. Сравнивать между собой разные типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Сопоставлять тексты разного стиля. Сочинять рассказ в соответствии с выбранной темой. Работать со страничкой для любознательных. 2. Предложение 9 Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте. Определять каким членом предложения они являются. Распознавать второстепенные однородные члены, имеющие при себе пояснительные слова. Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами. Анализировать таблицу «Однородные члены предложения» и составлять по ней сообщение. Составлять предложения с однородными членами с союзами и без союзов. Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами.
Продолжать ряд однородных членов. Обосновывать постановку запятой в предложении с однородными членами. Оценивать текст с точки зрения пунктуационной правильности. Составлять рассказ по репродукции картины и данному плану. 3. Слово в языке и речи 19 Анализировать высказывания о русском языке. Выявлять слова, значение которых требует уточнения. Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. Объяснять принцип построения толкового словаря. Составлять собственный толковый словарик. Распознавать однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова. Анализировать употребление в тексте слова в прямом и переносном значении. Подбирать предложение, в которых слово употребляется в прямом и переносном значении. Подбирать к словам синонимы, антонимы. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Контролировать правильность объединения слов в группу: обнаруживать лишнее слово в предложенных рядах. Объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок. Работать с памяткой «Разбор слов по составу». Объяснять алгоритм разбора. Анализировать заданную схему слова и подбирать слова заданного состава. Анализировать текст с целью нахождения в нем однокоренных слов, слов с определенным суффиксом и приставкой. Моделировать слова. Работать с орфографическим словарем. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. Оценивать результат выполнения орфографических задач. Восстанавливать нарушенную
последовательность частей текста и письменно подробно воспроизводить содержание текста. Сочинять объявление. 4. Имя существительное 41 Различать имена существительные, определять признаки, присущие имени существительному. Изменять имена существительные по падежам. Работать с таблицей «Признаки падежных форм имен существительных» Различать падежные и смысловые вопросы. Определять падеж, в котором оно употреблено. Различать имена существительные в начальной и косвенных формах. Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имен существительных 5. Имя прилагательное 31 Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте. Подбирать к данному существительному максимальное количество прилагательных. Образовывать имена прилагательные с помощью суффиксов. Определять род и число имен прилагательных. Изменять их по числам, родам (в единственном числе). Различать начальную форму имени прилагательного. Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний. Правильно писать родовые окончания имен прилагательных. Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению описательного текста». Сочинять текст о любимой игрушке. Находить в сказке имена прилагательные и определять их роль. Проводить лексический анализ слов – имен прилагательных. Работать с таблицей в учебнике «Изменение имен прилагательных единственного числа по падежам» Изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на – ий, -ья, -ов, -ин) Работать с памяткой «Как определить падеж имен прилагательных»
Определять падеж, обосновывать правильность его определения. Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению текста- рассуждения». Составлять текст- рассуждение о своем впечатлении от картины. Сравнивать падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода по таблице. Работать с памяткой «Как правильно написать безударные падежные окончания имен прилагательных в единственном числе». Определять способ проверки и написания безударного падежного окончания имени прилагательного. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания имени прилагательного и выбирать наиболее рациональный способ проверки. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных мужского и среднего рода, проверять правильность написанного. Анализировать и излагать письменно содержание описательной части текста- образца 6. Местоимение 9 Распознавать местоимения среди других частей речи. Определять наличие местоимений в тексте. Определять число, лицо и род у личных местоимений 3 лица. Работать с таблицами склонений личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам. Различать начальную и косвенную форму личных местоимений. Определять падеж личных местоимений, употребленных в косвенной форме. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте. Заменять повторяющиеся имена существительные соответствующими местоимениями. Редактировать текст, в котором неправильно употреблены формы местоимений. Устанавливать наличие в местоимении орфограмм и обосновывать написание местоимений, употребленных в формах косвенных падежей.
Раздельно писать предлоги с местоимениями. Работать с памяткой «Разбор местоимения как части речи». Выполнять разбор личного местоимения, пользуясь алгоритмом, данным в учебнике. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Составлять небольшие тексты- диалоги, оценивать правильность употребления в них местоимений. Письменно подробно излагать содержание повествовательного текста. Сочинять поздравительную открытку. 7. Глагол 32 Различать глаголы среди других частей речи и в тексте. Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении) Трансформировать текст, изменяя время глаголов. Различать неопределенную форму глаголов и отличать ее от омонимичных имен существительных (знать, печь) Образовывать от неопределенной формы глагола временные формы. Ставить вопросы к глаголам в неопределенной форме и классифицировать глаголы, отвечающие на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? и ЧТО СДЕЛАТЬ? Образовывать глаголы с помощью приставок и суффиксов. Подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно составленному плану. Оценивать правильность содержания, структуры написанного текста и использования в нем языковых средств. Работать с таблицами изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Изменять глаголы настоящего и будущего времени по лицам и числам. Определять лицо и число глаголов. Выделять личные окончания глаголов. Работать со страничкой для любознательных. Определять роль Ь в окончаниях глаголов 2 лица единственного числа в настоящем и будущем времени (-ЕШЬ, -ИШЬ)
Использовать правило при написании глаголов 2 лица единственного числа в настоящем и будущем времени. Писать сочинение на основе анализа искусствоведческого текста и репродукции картины. Работать с таблицами спряжения глаголов в настоящем и будущем времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах 1 и 2 спряжения. Определять спряжение глаголов. Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующую таблицу. Работать с памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределенной форме. Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола. Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания. Узнавать возвратные глаголы среди других форм глаголов. Правильно произносить и писать возвратные глаголы. Отличать возвратные глаголы, употребленные в неопределенной форме 3 лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени. Работать с текстом: составлять текст, определять тип текста, тему, главную мысль, части текста; составлять план, выписывать из каждой части глаголы; письменно излагать содержание текста с опорой на выписанные опорные слова- глаголы. Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов. Соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени с частицей НЕ и без частицы. Составлять текст на основе наблюдений за спортивной информацией или личного интереса к какой- либо спортивной деятельности. Работать с памяткой «Разбор глагола как
части речи». Определять последовательность действий при разборе глагола как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков глагола. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм. Подробно воспроизводить содержание повествовательного текста и оценивать написанное. 8. Повторение 18 Задача данного этапа – систематизировать знания учащихся по различным разделам изучаемого курса русского языка. Уроки повторения строятся в зависимости от: - диагностических данных по прочности усвоения знаний, умений и навыков учащимися по изученным темам в 4 классе; - от уровня подготовленности учащихся к дальнейшему изучению курса русского языка.
VIII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Книгопечатная продукция
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник: 4 класс. Часть 1,2. Канакина В.П.. Рабочая тетрадь: 4 класс. Часть 1,2. Канакина В.П., Фомичёва Г.А. Русский язык. Методическое пособие. 4 класс. Канакина В.П. Щёголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы. Канакина В.П. Работа с трудными словами. 1-4 классы.
Печатные пособия

Комплекты тематических таблиц
Комплект таблиц по русскому языку для начальной школы: 1-4 классы.
Демонстрационный и раздаточный материал.
Канакина В.П. Русский язык. Раздаточный материал. 4 класс. Словари по русскому языку. Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению.
Информационно-коммуникативные средства
Электронное приложение к учебнику «Русский язык». 4 класс.
Технические средства обучения
Персональный компьютер Акустическая система Мультимедийный проектор Принтер Интерактивная доска
Оборудование класса
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования. Доска. Стол учительский. Стол компьютерный. Столы ученические двухместные с набором стульев.