Напоминание

Конспект занятия по развитию фонетико-фонематического строя речи "Звуки "Ч" и "ТЬ"

Автор: Погодина Елена Валерьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ детский сад комбинированного вида № 129
Населённый пункт: город Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект занятия по развитию фонетико-фонематического строя речи "Звуки "Ч" и "ТЬ"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Учитель-логопед Погодина Елена Валерьевна

МДОУ детский сад комбинированного вида № 129

Педагогический стаж 28 лет

Стаж работы по специальности 21 лет

Квалификационная категория высшая

Направление методической разработки: развитие фонетико-фонематического строя

речи

Группа: подготовительная к школе, дети с ОНР

Тема НООД: «Звуки «Ч» и «ТЬ»

Представленный

конспект

имеют

многофункциональный

характер.

Игры

и

упражнения,

использованные

на

занятии,

подобраны

в

порядке

нарастающей

сложности,

направлены

на

развитие

фонематического

во с п р и я т и я ,

произносительных

навыков,

слухового

внимания,

вербальной

памяти,

артикуляционной моторики.

Цель: систематизировать представления детей о сходстве и различии звуков «ч» и

«ть» по акустическому и артикуляционному признаку.

Задачи:

Коррекционно-образовательные

Закрепить умение дифференцировать согласные звуки «ч» и «ть» в слогах,

словах, словосочетаниях, предложениях, посредством выполнения игровых

упражнений;

Продолжать формировать умение составлять предложения по опорным словам

к

предложенной

схеме,

произносить

грамматически

верные

высказывания

с

вопросительной интонацией.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать фонематическое восприятие посредством различения звуков,

смешиваемых в произношении;

Развивать мыслительные операции (анализ, синтез) через формирование

навыка слогового и звукобуквенного анализа слов, через подбор слов-предметов к

словам-признакам с учетом родовой принадлежности, через анализ предложений.

Коррекционно-воспитательные

Формировать

навык

контроля

над

собственной

речью,

умения

работать

самостоятельно.

Оборудование: панно «Звуки в домиках», панно «Домики-буквы», панно «Расскажи,

как

произносим»

экран,

предметные

картинки:

черепаха,

спички,

печь,

чайник,

одуванчик, мяч, часы, удочка, чемодан;

схема предложения из полосок-символов,

полоски-символы; Р/М: наборные полотна с материалом, кассы с буквами.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Дети играют в игру «Посчитай слова в предложении» Считают слова, загибая

пальцы, и называют короткое слово-предлог.

Черный

котеночек

выскочил

из-под

крылечка.

Девочка чистит ботиночки в коридоре.

Танечка хочет купить в магазине часики.

Коричневый шарф лежит на лавочке.

У мальчика Ванечки новые саночки.

Четыре синички слетели с веточки.

Чистое белье висит на веревочке.

2.

Повторение

Дети

вспоминают

звук,

с

которым

познакомились

на

прошлом

занятии. Дают ему характеристику (панно «Звуки в домиках»). Вспоминают, из каких

элементов состоит буква «Ч», на что она похожа.

Логопед проводит игровое упражнение «Найди слова по заданию»

Ребята ищут картинки (на наборном полотне), в названиях которых звук «ч» стоит в

начале, в середине и в конце слова (опорные полоски)

3. Уточнение произношения звуков. Их различение и выделение из слогов, слов,

фраз. Логопед предлагает послушать предложения и угадать в них звуки, которые

часто встречаются. Дети повторяют предложения хором и индивидуально.

Тетя Тина стирает Катино платье. («ТЬ») У четырех черепах по четыре черепашонка. («Ч»)

Логопед обращается к детям с вопросом: «Как называется буква-домик, в которой

живет звук «Ч», а звук «ТЬ»?».

Предлагает детям самим сформулировать тему занятия. Что за звуки они будут

сегодня различать?

Ребята устанавливают сходство

звуков «Ч»-«ТЬ», подбирая квадраты-символы.

Логопед предлагает ребятам догадаться, чем же они отличаются. Дети рассказывают,

что они произносятся по-разному: разное положение губ, языка (панно «Расскажи,

как произносим»)

Дети встают за стульчики, превращаются в волшебников и меняют звуки в игровом

упражнении «Измени слог» (меняют звук «ть» на звук «ч» в слогах и наоборот).

Повторяют два слога.

тя – ча

тё – чо

тю-чу

ти – чи

чо – тё

чу – тю

чак – тяк

чик – тик

ать – ач

оть – оч

уть – уч

ить – ич

Логопед вносит полосу-символ слова и просит ребят догадаться, где теперь они

будут различать звуки (в словах).

Игровое

упражнение «Измени

слово».

Логопед

просит

детей

хорошо

работать

губками и языком, меняя звуки в словах.

Слова: мяч – …мять; речка – …редька; вечер – …ветер; печка – …Петька;

печь – …петь; зачем – …затем; честно – ….тесно.

Дети корректируют ошибки сверстников.

Работа с раздаточным материалом

Логопед рассказывает о том, что есть слова, в которых могут спрятаться сразу два

звука. Они очень сложные, их трудно говорить.

Дети берут из касс буквы-домики «Ч» и «Т» (кассы букв), полоску-символ слова.

Проводится игровое упражнение «Узнай звуки: что сначала, а что потом». Ребята

выкладывают на полоске буквы в определенном порядке и строят индивидуальные

высказывания: «В слове «птичка» я услышал сначала звук «ть», а затем звук «ч».

Дети повторяют слово 3 раза.

Слова: птичка, чтение, аптечка, мычать, учитель, течение

Логопед задает вопрос: «Как называется коробка, в которой хранятся лекарства?»

Предлагает поиграть со словом «ап-теч-ка»

Дети индивидуально, с направляющей помощью логопеда, осуществляют слоговой и

звуковой анализ слова, а затем выкладывают его из разрезной азбуки. Проверяют у

соседа правильность выполнения задания. Вспоминают, что буква «е» указывает на

мягкость согласного «ч». Слышится звук «э», а пишется буква «е».

Физкультминутка

«Изобрази

чистоговорку»

Дети изображают произвольными

движениями и эмоциями содержание

чистоговорки. Логопед обращает внимание

детей на правильную артикуляцию звуков, просит выделять их четко.

Ти-чи-ти-чи – Дочка, надо подмести?

Ча-тя-ча-тя – Катя, чашка горяча?

Чи-ти-чи-ти – дети, в печке калачи?

4. Работа с предложением

На демонстрационной карточке схема предложения. Дети анализируют ее по словам.

Отвечают на вопросы полными предложениями.

- Сколько предложений надо составить? (одно)

- С какой интонацией нужно произнести предложение? (с вопросительной)

- Сколько слов в предложении? (четыре)

-

Как

называется

первое

слово

(слово-предмет),

второе

(слово-действие),

третье

(слово-

признак), четвертое (слово-предмет)?

Логопед произносит для каждого ребенка свои слова-помощники, предлагает их

повторить и запомнить. Дети смотрят на схему предложения и индивидуально

составляют предложения, включая слова-помощники. Соблюдают вопросительную

интонацию, четко произносят звуки.

Чемодан, тяжелый, папа – Папа несет тяжелый чемодан?

Читать, книга, Тима – Тима читает интересную книгу?

Котенок, кипяченое, молоко – Котенок лакает кипяченое молоко?

Пальтишко, чистить, девочка – Девочка чистит грязное пальтишко?

Качать, зайчонок, Светочка – Светочка качает игрушечного зайчонка?

Грибочек, бельчонок, крошечный – Бельчонок нашел крошечный грибочек?

Бабочка, дети, увидеть – Дети увидели разноцветную бабочку?

6. Итог занятия.

Логопед

предлагает

детям

назвать

пару

звуков,

с

которыми

они

играли.

Парные

это

согласные или нет? Почему? Почему же именно эти согласные дети различали на занятии?

Дети объясняют, высказывают свои мысли. Логопед интересуется у детей, кто же сегодня

путал в слогах, словах, предложениях эти звуки,

а кто не путал. Кому нужна помощь?

Отмечает активных детей. Объясняет, что учиться без ошибок нельзя. Все кто учатся,

обязательно ошибаются. Приободряет затрудняющихся детей.

Приложение

1.

Демонстрационный материал

Панно «Звуки в домиках»

Панно «Домики-буквы»

Панно «Расскажи как произносим»

Символические обозначения

Полоски-символы: предложение, слово-предмет, слово-действие, слово-

признак;

Треугольник: короткое слово-предлог;

Квадраты-символы: звуки:

Полоски-символы: место звука в слове.

Схема предложения из полосок- символов

Предметные картинки к игровому упражнению «Найди по заданию»

2.

Раздаточный материал

Наборные полотна с символами

Квадраты-символы: звуки;

Полоски-символы: слоги, слова, предложение

Игровое упражнение «Узнай звуки: что сначала, а что потом».

Например: слова «птичка», «течение»

Слоговой, звукобуквенный анализ слова