Напоминание

Актуальные проблемы профессионального обучения в фармацевтическом колледже

Автор: Титова Галина Григорьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ФГБ ПОУ УФК
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Проблемы СПО в современных условиях
Тема: Актуальные проблемы профессионального обучения в фармацевтическом колледже







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

УЛЬЯНОВСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ЦМК ЕСТЕСТВЕННО-МЕДИЦИНСКИХ ДИСЦИПЛИН №1

Методический доклад

Доклад на тему:

«Проблемы СПО в современных условиях»

Должность

Фамилия

/

Подпись

Дата

Составил

Преподаватель

Титова

Г

.

Г

.

09.12.16

Заслушали

Преподаватели

ЦМК

Власова

С

.

А

.

Гусева

Л

.

Е

.

Панченкова

И

.

А

.

Протокол

№6

Версия

: 1.0

Стр

.1

из

4

Методический доклад

ЦМК ЕМД №1

Важнейшими

институтами

социализации

являются

учреждения

системы

среднего

профессионального

образования,

формирующие

профессиональную

культуру

и

профессиональные качества будущих специалистов. Следовательно, оказание воспитательного

воздействия

на

студенческую

молодежь

должно

опираться

на

формирование

толерантного

поведения и толерантного сознания. Среднее профессиональное образование - важная составная

часть российского образования. Оно развивается как звено в системе непрерывного образования

и

призвано

удовлетворять

потребности

личности,

общества

и

государства

в

получении

профессиональной

квалификации

специалиста

среднего

звена.

Современный

этап

развития

средней

профессиональной

школы

характеризуется

устойчивой

тенденцией

к

расширению

масштабов

подготовки

специалистов.

Изменяются

требования

к

содержанию

среднего

профессионального

образования.

Перед

ним

ставятся

принципиально

новые

задачи

по

формированию у студентов системного мышления, коммуникативной, правовой информационной

культуры,

творческой

активности,

умения

анализировать

результаты

своей

деятельностРоль

среднего профессионального образования увеличивается в условиях расслоения общества и

снижения территориальной мобильности населения. Многочисленность средних специальных

учебных

заведений,

их

достаточно

равномерное

размещение

по

территории

России,

относительно

краткие

сроки

и

невысокие

затраты

на

обучение

обусловливают

важность

профессионального образования с точки зрения удовлетворения образовательных потребностей

населения с ограниченными экономическими возможностями. При этом оно служит одной из

форм социальной защиты для выпускников школ и, как следствие, стабилизирующим фактором в

обществе. Уровень подготовки специалистов в системе профессионального образования дает

возможность получить одновременно общее и профессиональное образования, что востребовано

миллионами молодых людей, заинтересованных в скорейшей самореализации. В ряде субъектов

Российской Федерации сформированы региональные программы развития воспитания, одним из

направлений которой является увеличение значения внеурочной работы со студентами средних

специальных учебных заведений. Удовлетворение основных культурных потребностей зависит от

типа

социально-культурной

среды,

уровня

культуры

населения

и

культурного

потенциала

региона. Неоднородность его среды определяется не только технико-экономическим профилем

территории, составом населения, но и национальными и социально-культурными различиями,

проявляющимися

в

отношениях

людей,

образе

жизни,

непосредственно

в

культурной

деятельности Качество образования сегодня рассматривается как важнейший фактор устойчивого

развития страны, её информационной и нравственной безопасности. Можно выделить две группы

предпосылок актуализации данной проблемы – внешних по отношению к системе образования, и

внутренних, непосредственно связанных с ней. 16 Первая группа причин обусловлена вызовами

мировому

сообществу,

которые

определились

на

рубеже

тысячелетий:

демографическим,

мировоззренческим, нравственным, экологическим. Анализ этих проблем показывает, что их

глубинные корни находятся вовсе не в экономической, политической или социальной сферах

общества.

Они

лежат

в

духовной

области

и

напрямую

зависят

от

уровня

образованности,

нравственности и моральных качеств людей, их миропонимания и мировоззрения. Глобальный

уровень перечисленных вызовов, связанная с ними угроза самому существованию человечества,

Версия

: 1.0

Страница

2

из 4

Методический доклад

ЦМК ЕМД №1

делают объективно необходимым изменения отношения к образованию и его функциям, требуют

повышения качества общего и профессионального образования. Вторая группа предпосылок

инициируется

«волной»

инноваций

(не

всегда

позитивных)

в

системе

профессионального

образования, где почти каждый педагог и каждое учебное учреждение заняты самостоятельными

педагогическими

изысканиями.

Отсутствие

надежной

парадигмы

качественного

образования

обуславливает то, что современная педагогическая практика во многом носит инстинктивный и

стихийный характер. Возникает вопрос о том, насколько многочисленные предложения, идущие

от практиков и теоретиков профессионального образования, научно состоятельно, насколько они

способствуют

возрастанию

качества

подготовки

специалистов.

Следовательно,

на

основе

вышеизложенного можно сделать вывод о том, что перед системой среднего профессионально

образования (СПО) проблема качества подготовки специалистов стоит достаточно остро по ряду

причин. Первая заключается в заметно меньшем внимании государства к проблеме СПО в

сравнении с высшим профессиональным образованием. Вторая причина связана с тем, что

система СПО, обеспечивающая социальную и экономическую сферу специалистами среднего

звена, только сравнительно недавно оказалась в поле зрения психолого-педагогической науки. 17

Современный этап развития среднего профессионального образования характеризуется ростом

как востребованности, так и объема подготовки специалистов. Средние специальные учебные

заведения

многочисленны,

достаточно

равномерно

распределены

по

субъектам

РФ,

функционируют не только в крупных городах, но и в других населенных пунктах, что имеет

большое значение для удовлетворения региональных образовательных и кадровых потребностей.

Характер

среднего

профессионального

образования

соответствует

основным

требования

современного рынка труда – требования экономичности и динамизма подготовки специалистов.

Относительно низкая стоимость и краткие сроки обучения делают его более выгодным как для

отдельных граждан, так и в масштабах государства. Следовательно, усиление ориентации СПО

на региональные условия и потребности, вариативность и гибкость образовательных программ,

диверсификация

средних

специальных

учебных

заведений

с

учетом

многопрофильности,

многоуровневости и многофункциональности, расширение взаимодействия с другими уровнями

в системе профессионального образования – все это способствует повышению роли среднего

профессионального

образования

в

удовлетворении

образовательных

запросов

населения,

кадровых потребностей экономики и социальной сферы. Качество подготовки специалистов не в

полной

мере

отвечает

современным

и

перспективным

потребностям.

Вопрос

о

качестве

подготовки специалистов обычно сводится, по мнению автора, к текущей и итоговой оценке

студентов лишь по одному параметру – уровню знаний и умений. В то же время необходимо

стимулировать проявление активности в различных видах деятельности культурной, научной,

общественной

и

т.д.

знания

и

умения,

лишь

часть

личностных

свойств,

влияющих

на

успешность

деятельности

общения,

поведения

будущего

специалиста.

Необходимо

научить

студентов

общаться

с

коллегами,

заниматься

исследовательской

деятельностью.

Одной

из

актуальнейших

проблем,

стоящих

перед

руководителями

и

педагогическими

коллективами

средних специальных учебных заведений является организация свободного времени студентов.

Исходя

из

современных

реальностей,

ведущей

задачей

среднего

профессионально

-

педагогического

образования

становятся

посторонние

механизмы

социализации

педагога,

Версия

: 1.0

Страница

3

из 4

Методический доклад

ЦМК ЕМД №1

поскольку от степени зрелости и эффективности всей системы социализации личности зависит, в

конченом счете, функционирование всех сфер общественной жизни.

Библиографический список

1.

Аширбагина

Н.Л.

Педагогические

условия

развития

толерантности

у

студентов

учреждений системы среднего профессионального образования в процессе обучения – Автореф.

дис… канд. пед. наук. – Омск, 2005-21с.

2.

Анисимов

П.Ф.

О

программе

развития

воспитания

в

системе

среднего

профессионального образования // Среднее проф образование.- 2001.-№6.-С. 30-34.

3. Колин Н. Вызовы 21 века и проблемы образования - М., 2000.- 145с.

4. Ибрагимов Г. И. Государственный образовательный стандарт и формирование системы

контроля качества подготовки выпускников //

Среднее профессиональное образование.-2002.-№1.- С. 10-14.

5.Проблемы и перспективы профессионального образования в XXI веке : материалы III

Международной научно-практической конференции (Омск, 22- 23 апреля 2015 г.) / БПОУ ОО

«Сибирский профессиональный колледж». – Омск : БПОУ ОО «СПК», 2015. - 640 с.

Версия

: 1.0

Страница

4

из 4