Автор: Гордеева Людмила Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКОУ "Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат №18"
Населённый пункт: Кисловодск
Наименование материала: Статья
Тема: Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением зрения, воспитанников школы-интерната.
Психолого-педагогическое
сопровождение
детей
с
нарушением
зрения, воспитанников школы-интерната.
Гордеева Л.А., воспитатель ГКОУ «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат №18»
Психолого-педагогическое
сопровождение
-
это
профессиональная
деятельность педагогов, взаимодействующих с ребенком в школьной среде.
Эта деятельность направлена на создание благоприятных социально-
психологических
условий
для
его
успешного
обучения,
социального
и
психологического развития. Задача педагогов, во-первых, помочь ребенку
максимально использовать предоставленные возможности для образования
или развития, а во-вторых, приспособить индивидуальные особенности к
заданным извне условиям школьной жизнедеятельности.
Задача
психолого-педагогического
сопровождения
учащихся-
старшеклассников
с
нарушениями
зрения
-
это
помощь
в
профильной
ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении
возрастных
проблем
(самопознание,
поиск
смысла
жизни,
достижение
личной
идентичности),
развитие
временной
перспективы,
способности
к
целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности.
Цель
исследования
–
изучить
готовность
старшеклассников
к
профессиональному самоопределению, выявить круг интересов.
Для
нашего
исследования
были
выбраны
учащиеся
11
класса.
Учащиеся имеют разную степень зрительного дефекта: 2 человека относятся
к
категории
«тотально
слепые»,
2
человека
имеют
остаточное
зрение,
2
человека относятся к категории «слабовидящие».
1.
А. Т.,17 лет, в школе-интернате обучается с 8 класса. Зрение
потерял в возрасте 11 лет. Диагноз – отслойка сетчатки левого глаза, афакия
правого
глаза.
Обучается
по
системе
Брайля,
до
поступления
в
школу-
интернат
системой
Брайля
не
владел,
находился
на
индивидуальном
обучении
по
месту
жительства.
Успеваемость
хорошая,
проявляет
живой
интерес к учебе, имеет хорошие способности как к гуманитарным, так и к
точным
наукам.
Несмотря
на
потерю
зрения,не
замкнулся
в
себе,
общительный,
отзывчивый,
старается
быть
наравне
со
сверстниками,
обладающими
нормальным
зрением.
Имеет
разнообразные
жизненные
интересы,
стремится
к
самостоятельности
и
независимости
от
помощи
родных и посторонних людей.
2.
Т. Б.,18 лет, в школе-интернате обучается с 1 класса. Диагноз –
помутнение
роговицы
левого
глаза,
вторичная
глаукома
обоих
глаз,
последствия
перенесенной
ретинопатии
недоношенных.
Обучается
по
системе Брайля, имеет хорошие способности и к гуманитарным, и к точным
наукам. Успеваемость хорошая, интеллект развит соответственно возрасту.
Обладает
повышенной
эмоциональностью,
бывают
перепады
настроения.
Имеет разнообразные увлечения, активную жизненную позицию. В быту
самостоятельна, хорошо ориентируется в пространстве не только в школе, но
и дома.
3.
И. П. 17 лет, в школе-интернате обучается с 1 класса. Диагноз –
врожденная
аномалия
развития
органов
зрения
вследствие
перенесенной
в н у т р и у т р о б н о й
и н ф е к ц и и ,
д и с г р а ф и я ,
З П Р.
Ус п е в а е м о с т ь
удовлетворительная. В начальной школе обучался традиционным способам
письма и чтения, но зрение стало ухудшаться и пришлось осваивать систему
Брайля
в
6
классе.
Такое
позднее
начало
обучения
по
системе
Брайля
повлияло на успеваемость, особенно по письменным предметам. Замкнутый,
медлительный,
малоактивный,
инициативу
проявляет
редко.
В
быту
самостоятелен.
4.
А. Х., 16 лет. В школе-интернате обучается с 1 класса. Диагноз –
макулодистрофия обоих глаз, горизонтальный нистагм, ЗПР. Успеваемость
удовлетворительная, испытывает некоторые трудности в обучении, связанные
с тем, что пишет по Брайлю, а читает глазами. Читать по Брайлю не умеет.
Имеет
разнообразные
интересы,
в
быту
самостоятельна.
Спокойная,
уравновешенная.
5.
Ш. Ч., 17 лет. В школе-интернате обучается с 8 класса. Диагноз –
альбинизм, косоглазие расходящееся, гиперметропия обоих глаз. Занимается
по плоскому письму. Успеваемость хорошая, обладает способностями как к
точным, так и к гуманитарным дисциплинам. Характер уравновешенный,
немного замкнутый, интересы разносторонние.
6.
А. К., 16 лет. В школе-интернате обучается с 1 класса. Диагноз –
ретинопатия
недоношенных,
рубцовая
фаза
3-4
степени
обоих
глаз.
Занимается по плоскому шрифту. Успеваемость хорошая, имеет склонность к
гуманитарным
предметам.
Характер
неуравновешенный,
излишне
эмоциональна. У Анастасии нет родителей, воспитывается в детском доме и
это
сказывается
на
характере.
Часто
бывает
резка
со
сверстниками
и
педагогами, выказывает негативное отношение к поручениям и просьбам.
Очень самостоятельна и независима, интересы разносторонние.
Психолого-педагогическая
диагностика
обучающихся
11
класса школы-интерната
Для нашего исследования были выбраны методы анкетирования
«Моя
будущая
профессия»,
«Мои
увлечения»,
«Тест
по
выявлению
коммуникативных качеств личности».
Анкета «Моя будущая профессия»
1.
Какие школьные предметы вам нравятся больше всего?
2.
Какая область знаний, деятельности Вас больше
интересует?
а) естественнонаучная (химия, биология, медицина, геология,
сельское хозяйство)
б) точные науки (математика, физика)
в) общественно-научная (история, философия, экономика, право)
г) гуманитарная (литература, журналистика, психология,
лингвистика)
д) искусство (музыкальное, театральное, изобразительное).
3.
Чем Вы любите заниматься в свободное время?
4.
В каких кружках вы занимаетесь?
5.
Какие профессии вас привлекают? Назовите их.
6.
Знакомы ли Вы с положением на рынке труда города
(района)? Знаете ли наиболее востребованные профессии в городе
(районе)?
7.
Определились ли Вы с выбором профессии?
8.
Какую профессию (специальность) вы выбрали?
9.
Что повлияло на то, что тебе нравится именно эта
профессия (профессии)?
а.
возможность творчества;
б.
нравится само содержание работы;
в.
возможность профессионального продвижения и карьеры;
г.
возможность уехать, жить в другом месте;
д.
возможность в последующем найти работу у себя дома,
вернуться домой;
е.
мнение друзей;
ж.
пример авторитетного человека;
з.
престиж профессии в обществе;
и.
возможность хорошо зарабатывать;
к.
с такой профессией ты никогда не станешь безработным;
л.
совет родителей и (или) родственников;
м.
ваши способности к данному виду деятельности
10.
Достаточно ли у тебя информации о той профессии
(профессиях), которые тебя привлекают?
а.
знаю все о той профессии (профессиях), которые нравятся
б.
в принципе, знаю, но хотел бы знать больше
в.
информации недостаточно, хотел бы многое узнать
11.
Из каких источников ты получил информацию о профессии,
которая тебе нравится?
а.
из средств массовой информации;
б.
в школе (от учителей, специалистов, лекций, бесед);
в.
из рассказов родителей или родственников;
г.
из экскурсий на предприятия;
д.
сам пробовал работать, участвовал, помогал, наблюдал
12.
Куда ты собираешься поступать после школы?
13.
Почему ты выбрал это учебное заведение? (можно выбрать
несколько вариантов ответа)
а.
возможность получить выбранную профессию;
б.
за компанию с другом;
в.
легко поступить;
г.
близкое расположение к дому;
д.
посоветовали родители, родственники;
е.
почему еще, напиши.
Интерпретация результатов.
По
результатам
анкетирования
«Моя
будущая
профессия»
было
выявлено, что все учащиеся 11 класса выбрали свою будущую профессию, и
эта профессия массажист. Профессию «массажист» ребята будут осваивать в
Кисловодском
медицинском
колледже.
Для
выпускников
с
нарушением
зрения эта профессия традиционна. В колледже созданы все условия для
обучения инвалидов по зрению. Поступая в медицинский колледж, ребята
оказываются в комфортной среде, которая практически не отличается от
условий школы-интерната. И по сути, обучение в колледже на несколько лет
откладывает наступление взрослой и самостоятельной жизни. В беседе с
обучающимися 11 класса выяснилось, что если бы не нарушение зрения, то
они выбрали другую, более интересную профессию.
Тест по выявлению коммуникативных качеств личности
Ответьте “да”, если вы согласны, или “нет”, если не согласны с
утверждением:
1. Мне кажется трудным подражать другим людям.
2. Я бы, пожалуй, мог при случае свалять дурака, чтобы привлечь
внимание или позабавить окружающих.
3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более
глубокое, чем это есть на самом деле.
5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
6. В различных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду
себя совершенно по-разному.
7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.
8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть
таким, каким меня ожидают увидеть.
9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.
10. Я всегда такой, каким кажусь.
Начислите себе по одному баллу за ответ “нет” на вопросы 1, 5 и 7 и за
ответ “да” на все остальные. Подсчитайте сумму баллов. Если вы отвечали
искренне, то о вас, по-видимому, можно сказать следующее:
0-3 балла - у вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение
устойчиво, и вы не считаете нужным его изменять в зависимости от
ситуации. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые
считают вас “неудобным” в общении по причине вашей прямолинейности.
4-6 баллов - у вас средний коммуникативный контроль. Вы искренни,
но сдержанны в своих эмоциональных проявлениях. Вам следует больше
считаться в своем поведении с окружающими людьми.
7-10 баллов - у вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко
входите в любую роль, гибко реагируете на изменения в ситуации и даже в
состоянии предвидеть впечатление, которое вы производите на окружающих.
Интерпретация результатов.
Тест
на
выявление
коммуникативных
качеств
личности
проводился
для
того,
чтобы
ребята
узнали
свой
коммуникативный
уровень
и
оценили
свои
способности
к
общению.
Тест
показал
следующие результаты:
Результат
Количество (чел.)
Низкий уровень
2
Средний уровень
3
Высокий уровень
1
После тестирования проводилась беседа с участниками опроса на
тему «Коммуникативные способности в работе массажиста». В ходе
беседы выяснилось, что не все ребята осознают необходимость учиться
общаться.
Таким
образом,
у
3
участников
выявилась
социальная
незрелость, инфантильность.
Анкета «Мои увлечения»
1.
Есть ли у тебя хобби?
а.
– да, серьёзное
б.
– да, но не очень серьёзное
в.
– можно сказать, что нет.
2.
Какое именно? (литература, музыка, компьютер, спорт,
общение, или другое).
3.
Имеешь ли ты возможность заниматься своим хобби в
пределах школы?
а.
– да, всегда
б.
– иногда, редко
в.
– нет
г.
– затрудняюсь ответить.
4.
Считаешь ли ты, что ты упустил в школе много
возможностей для самосовершенствования, культурного роста?
а.
– да
б.
– скорее да, чем нет
в.
– скорее нет, чем да
г.
– нет.
5.
Насколько, на твой взгляд, ты смог развить свой потенциал
при обучении в школе (по 10-ти бальной шкале).
6.
Верно ли, что твоя школа не нарушает твоих основных прав
и свобод?
а.
– да
б.
- скорее да, чем нет
в.
- скорее нет, чем да
г.
– нет
д.
– затрудняюсь ответить.
7.
Можешь ли ты сказать, что непосредственно участвуешь в
обсуждении и принятии жизненно важных для школы и класса
решений?
а.
- да
б.
- скорее да, чем нет
в.
- скорее нет, чем да
г.
– нет
д.
- затрудняюсь ответить
8.
Удаётся ли тебе жить гармонично: сочетать учёбу, спорт,
искусство, хобби и т.п.?
а.
– да
б.
- скорее да, чем нет
в.
- скорее нет, чем да
г.
– нет
д.
затрудняюсь ответить
9.
Верно ли, что школа постоянно расширяет круг твоего
общения: приглашает интересных людей, организует поездки,
конференции и т.п.?
а.
– да
б.
- скорее да, чем нет
в.
- скорее нет, чем да
г.
– нет
д.
– затрудняюсь ответить
10.
Удовлетворён ли ты внеклассной работой, проводимой
классным руководителем?
а.
– да
б.
– да, но хотелось бы большего
в.
– нет, мне это совершенно не интересно
г.
– затрудняюсь ответить
11.
Считаете ли вы, что внеклассной работой с вами должен
заниматься отдельный человек, а не непосредственно классный
руководитель?
а.
– да
б.
– нет
в.
- затрудняюсь ответить
12.
Сумел ли ты найти общий язык со своим классным
руководителем?
а.
да
б.
скорее да, чем нет
в.
скорее нет, чем да
г.
нет
д.
затрудняюсь ответить
13.
Оцени, насколько важна для тебя внеклассная работа (по
10-ти бальной шкале).
14.
Как чаще всего вы проводите своё внеурочное время с
классом?
а.
- ходите в кино
б.
- посещаете музеи
в.
– ездите в поездки в другие города
г.
– собираетесь на классный час
д.
– вместе отдыхаете на природе
е.
– проводите игры, соревнования, спектакли
ж.
– ничего вместе не делаем
з.
– другое, что именно
15.
Чем вы занимаетесь на классных часах?
16.
Считаете ли вы их необходимыми?
а.
- да
б.
- скорее да, чем нет
в.
- скорее нет, чем да
г.
– нет
д.
– затрудняюсь ответить
Интерпретация результатов.
По
результатам
этого
анкетирования
было
установлено,
что
ребята
активно проводят свободное время, у них разносторонние интересы. Все
имеют
возможность
заниматься
своим
хобби
в
стенах
школы-интерната.
Среди увлечений были названы спорт, музыка, компьютерная грамотность.
Школа-интернат всесторонне развивает и социализирует детей с нарушением
зрения.
Обучающиеся
занимаются
в
различных
кружках
и
секциях.
Это
вокальный
кружок,
танцевальный,
секции
самбо
и
голбола,
занятия
по
тифлоинформатике, музыкальные занятия (баян, фортепиано), эстетическое
развитие в студии керамики и лепки.
Выводы
В ходе исследования была изучена литература по сопровождению
детей
с
нарушением
зрения,
изучена
классификация
слепых
и
слабовидящих
детей,
проведено
обследование
учащихся
11
класса
школы-интерната,
изучены
педагогические
характеристики
детей,
медицинские
документы
с
диагнозами.
По
итогам
исследования
разработаны
методиче ские
рекомендации
по
п с и хол о го -
педагогическому
сопровождению
обучающихся
в
11
классе
школы-
интерната.
Список использованной литературы:
1.
Ермаков
В.П.,
Якунин
Г.А.
Основы
тифлопедагогики:
Развитие,
обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М., 2000. – 240 с.
2.
Зрительная
и
интеллектуальная
работоспособность
слепых
и
слабовидящих школьников младших классов. Методические рекомендации /
Под ред. А.Г. Литвака. – Л., 1986. - 16 с.
3.
Кручинин В.А. Формирование пространственной ориентировки у
детей с нарушениями зрения в процессе школьного обучения. - СПб., 1991.
4.
Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. – СПб., 2006. –
336с.
5.
Литвак А.Г. Пути коррекции и интеграции инвалидов по зрению:
коррекция или профилактика? // Дефектология. - 1991. - № 6. - С.9-11.
6.
Литвак А. Г. Тифлопсихология: Учеб. пособие для студентов пед.
ин-тов по спец. № 2111 “Дефектология”.— М.: Просвещение, 1985.
7.
Литвак А.Г. Эмоциональные состояния ослепших // Диагностика,
развитие
и
коррекция
сенсорной
сферы
лиц
с
нарушениями
зрения:
Материалы Междун. научно-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей,
посвященной 200-летию РГПУ им. А.И. Герцена /Ред. Е.М. Папина. - М.:
Логос, 1997. - С.87-89.
8.
Никулина
Г.В.
Формирование
коммуникативной
культуры
лиц
с
нарушениями
зрения
в
условиях
образовательного
и
реабилитационного
процесса. – СПб., 2003. – 299 с.
9.
Плаксина Л.И. Содержание медико-педагогической помощи детям с
нарушением зрения. – М., 1999. – 56 с.
10. Плаксина
Л.И.
Теоретические
основы
коррекционной
работы
в
детском саду для детей с нарушениями зрения. – М., 1998. – 262 с.
11. Психолого-педагогические вопросы обучения детей с нарушением
зрения / Под ред. Л.И. Солнцевой. – М., 1995. – 256 с.