Автор: Еремина Наталья Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ КК Краснодарский архитектурно-строительный техникум
Населённый пункт: Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Развитие интереса и мотивация студентов к обучению в техникуме.
Развитие интереса и мотивация студентов к обучению в техникуме.
Проблема развития у студентов интереса к будущей профессии остается
на сегодняшний день весьма актуальной для производственного обучения.
Большинство абитуриентов, поступающих на рабочие специальности в
учреждения среднего профессионального образования, достаточно слабо
мотивированы на овладение будущей профессией. Зачастую выбор
абитуриентами своей профессии носит случайный характер, с чем связано
падение интереса к рабочим специальностям. Важно при этом учитывать и те
обстоятельства, в которых студент не может проявлять должного интереса к
профессии, что нередко вызвано его неспособностью к овладению
определенными профессиональными умениями и навыками. Исследование
развития интереса к профессии у студентов колледжа в исследовании должно
подразумевать постановку нескольких задач:
1) связана с психологическими особенностями человека ( т.е.особенности
психических процессов личности, оптимизацию психологического климата в
образовательной среде, особенности межличностного взаимодействия
семейные проблемы обучающихся).
2) это задачи, связанные с теоретическим познанием учебно-
производственного процесса, специфики профессиональной деятельности.
3) это задачи по разработке и применению положительного опыта
сотрудничества между педагогами и студентами, внедрение
оптимизационных приемов обучения.
Таким образом, психолого-педагогическая проблема развития интереса к
профессии у студентов колледжа содержит два основных аспекта.
1. Заключается в сложности усвоения методов профессионального
самоопределения, недостаточности применяемости самообучения, слабом
желании поиска индивидуального способа мышления, смутном
ассоциировании студента с профессиональным сообществом в целом.
2. Профессиональная консультация педагогов при профессиональном
обучении не может нести полноценной значимости в целях обеспечения
саморегуляции субъекта воздействия, что зачастую приводит к
неэффективному профессиональному обучению.
«Цель обучения – научить обходиться без учителя»
Элберт Хоббарт
Поэтому цель обучения в техникуме – подготовка квалифицированных,
профессионально компетентных специалистов. Конкурентная борьба
определяет высокие требования заказчика, предъявляемые к нашим
выпускникам, что обязывает преподавателей находить подходы в обучении,
использовать новые методики и методическое обеспечение занятий.
Разработка методики тематического планирования преподаваемых дисциплин
становится особенно актуальной в связи с повышением требований к
качеству подготовки специалистов.
Привитые в стенах учебного заведения профессиональные и общие
компетенции будут способствовать личностному развитию выпускника в
дальнейшей деятельности. Практика показывает, что в карьерном росте
имеют успех не только отличники, но и те ученики, которые проявляли
активность, реализовывали себя в различных мероприятиях общественной,
культурной, научной деятельности. Предметные знания, умения и навыки –
лишь часть условий, влияющих на успешность в деятельности будущих
специалистов. Для решения поставленной задачи преподавателю необходимо:
- знакомить учащихся с задачей перед началом обучения;
- вести постоянный контроль усвоения изученного материала;
- подбирать разнообразные виды деятельности учащихся;
- преподавателю выполнять задачу диагноста, советника, мотиватора,
представляющего информационные источники;
- подбирать разнообразные методы и средства формирования
профессиональной компетентности;
-отбирать учебный материал, который будет способствовать активизации
познавательной деятельности;
- осуществлять контроль знаний с указанием критериев оценки;
- на каждом шаге обучения проводить коррекцию познавательной
деятельности для неусвоивших учебный материал.
Методика тематического планирования преподаваемых дисциплин должна
исходить из деятельного подхода к педагогическому процессу, исключающего
пассивное усвоение знаний без ясного представления обучаемых о
возможностях их применения в практической деятельности.
Стараюсь разумно сочетать все формы обучения, исходя из сложности
материала, уровня подготовки и умственного восприятия и развития
студентов.
Основываясь на знаниях педагогики и психологии провожу занятия с
использованием активных методов: зачеты, конкурсы, ПР, ЛР, уроки с
использованием ПК, презентации, видеоролики. На основе анализа опыта
коллег-преподавателей и методик профессионалов, считаю наиболее
эффективным для проведения занятий по преподаваемым мною дисциплинам
комбинированный урок, что позволяет рационально использовать рабочее
время и активизировать познавательные возможности учащихся.
Преимуществами данного типа занятия выделяю:
- все элементы деятельности преподавателя и студентов;
- максимальный контакт с аудиторией;
- максимальный контроль усвоения нового;
- варьируемость нагрузки студентов.
Общая мотивация обучения состоит из:
1. Студенту необходимо объяснить, каким образом знания, полученные в
техникуме, пригодятся ему в будущем. Студент приходит в учебное заведение
для того чтобы стать хорошим специалистом в своей области. Поэтому
преподаватель обязан уметь доказать студентам, что его предмет
действительно будет полезен в его дальнейшей деятельности.
2. Студента необходимо не только заинтересовать предметом, но и
открыть для него возможности практического использования знаний.
3. Студенту очень важно, чтобы преподаватель был его наставником,
чтобы к нему можно было обратиться за помощью во время учебного
процесса, обсудить волнующие его вопросы.
Проявление уважения к студентам. Какой бы ни был студент, он в любом
случае требует к себе соответствующего отношения , поэтому к каждому
студенту необходимо найти подход и уважать его как личность.