Напоминание

Развитие интереса и мотивация студентов к обучению в техникуме.

Автор: Еремина Наталья Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ КК Краснодарский архитектурно-строительный техникум
Населённый пункт: Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Развитие интереса и мотивация студентов к обучению в техникуме.







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Развитие интереса и мотивация студентов к обучению в техникуме.

Проблема развития у студентов интереса к будущей профессии остается

на сегодняшний день весьма актуальной для производственного обучения.

Большинство абитуриентов, поступающих на рабочие специальности в

учреждения среднего профессионального образования, достаточно слабо

мотивированы на овладение будущей профессией. Зачастую выбор

абитуриентами своей профессии носит случайный характер, с чем связано

падение интереса к рабочим специальностям. Важно при этом учитывать и те

обстоятельства, в которых студент не может проявлять должного интереса к

профессии, что нередко вызвано его неспособностью к овладению

определенными профессиональными умениями и навыками. Исследование

развития интереса к профессии у студентов колледжа в исследовании должно

подразумевать постановку нескольких задач:

1) связана с психологическими особенностями человека ( т.е.особенности

психических процессов личности, оптимизацию психологического климата в

образовательной среде, особенности межличностного взаимодействия

семейные проблемы обучающихся).

2) это задачи, связанные с теоретическим познанием учебно-

производственного процесса, специфики профессиональной деятельности.

3) это задачи по разработке и применению положительного опыта

сотрудничества между педагогами и студентами, внедрение

оптимизационных приемов обучения.

Таким образом, психолого-педагогическая проблема развития интереса к

профессии у студентов колледжа содержит два основных аспекта.

1. Заключается в сложности усвоения методов профессионального

самоопределения, недостаточности применяемости самообучения, слабом

желании поиска индивидуального способа мышления, смутном

ассоциировании студента с профессиональным сообществом в целом.

2. Профессиональная консультация педагогов при профессиональном

обучении не может нести полноценной значимости в целях обеспечения

саморегуляции субъекта воздействия, что зачастую приводит к

неэффективному профессиональному обучению.

«Цель обучения – научить обходиться без учителя»

Элберт Хоббарт

Поэтому цель обучения в техникуме – подготовка квалифицированных,

профессионально компетентных специалистов. Конкурентная борьба

определяет высокие требования заказчика, предъявляемые к нашим

выпускникам, что обязывает преподавателей находить подходы в обучении,

использовать новые методики и методическое обеспечение занятий.

Разработка методики тематического планирования преподаваемых дисциплин

становится особенно актуальной в связи с повышением требований к

качеству подготовки специалистов.

Привитые в стенах учебного заведения профессиональные и общие

компетенции будут способствовать личностному развитию выпускника в

дальнейшей деятельности. Практика показывает, что в карьерном росте

имеют успех не только отличники, но и те ученики, которые проявляли

активность, реализовывали себя в различных мероприятиях общественной,

культурной, научной деятельности. Предметные знания, умения и навыки –

лишь часть условий, влияющих на успешность в деятельности будущих

специалистов. Для решения поставленной задачи преподавателю необходимо:

- знакомить учащихся с задачей перед началом обучения;

- вести постоянный контроль усвоения изученного материала;

- подбирать разнообразные виды деятельности учащихся;

- преподавателю выполнять задачу диагноста, советника, мотиватора,

представляющего информационные источники;

- подбирать разнообразные методы и средства формирования

профессиональной компетентности;

-отбирать учебный материал, который будет способствовать активизации

познавательной деятельности;

- осуществлять контроль знаний с указанием критериев оценки;

- на каждом шаге обучения проводить коррекцию познавательной

деятельности для неусвоивших учебный материал.

Методика тематического планирования преподаваемых дисциплин должна

исходить из деятельного подхода к педагогическому процессу, исключающего

пассивное усвоение знаний без ясного представления обучаемых о

возможностях их применения в практической деятельности.

Стараюсь разумно сочетать все формы обучения, исходя из сложности

материала, уровня подготовки и умственного восприятия и развития

студентов.

Основываясь на знаниях педагогики и психологии провожу занятия с

использованием активных методов: зачеты, конкурсы, ПР, ЛР, уроки с

использованием ПК, презентации, видеоролики. На основе анализа опыта

коллег-преподавателей и методик профессионалов, считаю наиболее

эффективным для проведения занятий по преподаваемым мною дисциплинам

комбинированный урок, что позволяет рационально использовать рабочее

время и активизировать познавательные возможности учащихся.

Преимуществами данного типа занятия выделяю:

- все элементы деятельности преподавателя и студентов;

- максимальный контакт с аудиторией;

- максимальный контроль усвоения нового;

- варьируемость нагрузки студентов.

Общая мотивация обучения состоит из:

1. Студенту необходимо объяснить, каким образом знания, полученные в

техникуме, пригодятся ему в будущем. Студент приходит в учебное заведение

для того чтобы стать хорошим специалистом в своей области. Поэтому

преподаватель обязан уметь доказать студентам, что его предмет

действительно будет полезен в его дальнейшей деятельности.

2. Студента необходимо не только заинтересовать предметом, но и

открыть для него возможности практического использования знаний.

3. Студенту очень важно, чтобы преподаватель был его наставником,

чтобы к нему можно было обратиться за помощью во время учебного

процесса, обсудить волнующие его вопросы.

Проявление уважения к студентам. Какой бы ни был студент, он в любом

случае требует к себе соответствующего отношения , поэтому к каждому

студенту необходимо найти подход и уважать его как личность.