"Арт-терапевтические технологии в работе педагога-психолога ДОУ"

Автор: Пантюхина Анжелика Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ "ДС №18 ОВ с приоритетным направлением худ.-эстет. развития воспитанников"
Населённый пункт: Курская обл. г.Железногорск
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: "Арт-терапевтические технологии в работе педагога-психолога ДОУ"
Дата публикации: 27.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18 общеразвивающего вида с приоритетным направлением художественно-эстетического развития воспитанников» Курской области г. Железногорска Тема: «Арт-терапевтические технологии в работе педагога-психолога». Выполнила: педагог-психолог Пантюхина Анжелика Владимировна г.Железногорск
В связи с появлением Федеральных государственных образовательных стандартов, появляется необходимость пересмотра методов и форм, подходов в работе с детьми. Одной из инновационных технологий, который я в последнее время использую в работе является Арт-терапия. Это комплекс разнообразных форм творческого (художественного) самовыражения с применением рисования, музыки, игровой терапии, сказкотерапии, танцевальной терапии, телесно- двигательной, которая обеспечивает поддержку ребенка с целью стимулирования его личностного роста, развития и исцеления. Данный метод используется для коррекции детей дошкольного возраста со страхами, аутичными детьми, при работе с травмами, трудностей с адаптацией, психосоматическими нарушениями, для познания собственного «я». Постепенно происходит самопознание, самопринятие, самореализация, самоактуализация личности. Психолог создает необходимые условия для самовыражения и самопознания. Самую большую помощь, как тонко подметила Н. Рождерс, мы оказываем человеку тогда, когда искренне вслушиваемся и проявляем уважение к его способности найти свой собственный ответ. «Я хочу, чтобы мой ребенок стал терпимее, спокойнее. Хочу, чтобы он меня слушался!» - примерно так звучат запросы родителей, когда они обращаются к психологу. Но, чтобы поменялся ребенок, должно поменяться его окружение: отношение родителей, привычки, правила. С помощью арт- терапии мир можно раскрасить по-новому и преобразить жизнь ребенка. Различные способы изображения - самый доступный и привлекательный для ребенка вид творческой деятельности, при которой используются элементарные художественные средства и не требуется предыдущего опыта в рисовании. Не стоит беспокоиться относительно красоты произведений, танца или гармоничности звучания песни, данный вид искусства используется в целях освобождения, выражения, облегчения. В работе психолога имеется широкий спектр показаний для проведения арт- терапевтической работы не только с детьми, но и педагогическом коллективе:  негативная Я-концепция, дисгармоничная самооценка,  трудности эмоционального развития, импульсивность, повышенная тревожность, страхи, агрессивность;  чувство одиночества, стрессовые состояния, депрессия;  конфликты в межличностных отношениях, неудовлетворенность в семейной ситуации. Арт-терапия:
 способствует развитию чувственно-двигательную координацию, рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, активизируется наглядно-образное мышление связанное с работой правого полушария и абстрактно-логическое мышление, связанное с работой левого полушария.  Связывает между собой зрение, двигательную координацию, речь, мышление, воображение.  Дает возможность экспериментировать с различными чувствами. Позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять.  Позволяет выявить проблему, если по каким-либо причинам проблему затруднительно обсуждать вербально (работа с травмами).  Снижает негативные эмоциональные состояния.  Совместное участие в творческой деятельности способствует созданию отношений взаимного принятия, эмпатии. Изобразительное творчество - привлекательное и интересное занятие, доступное для детей и взрослых, обладающее диагностическим потенциалом. Но оно может играть и вспомогательную роль к другим научным методам. Каждый участник арт-терапевтических занятий знает о возможности любого свободного использования художественных материалов. При этом результаты не оцениваются. Не применяются также оценочные суждения в плане-красиво-некрасиво, похоже-непохоже. Арт-терапия позволяет каждому участнику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с другими. Значимыми составляющими арт-терапевтического пространства являются изобразительные средства и материалы: карандаши, фломастеры, краски, гуашь, восковые мелки, пастель, художественный уголь, кисти, палитра, баночки с водой, губка, бумага разных форматов, картон, фольга, клей, скотч, ножницы, нитки, веревки. А также можно предлагать участникам глину, пластилин, специальное тесто, песок с фигурками, природный и поделочный материал. Для коллажей используются старые журналы, открытки, репродукции, фотографии. Одна из нескольких техник, которая направлена на исследование личностной идентификации и представляет интерес для психолога-это техника «Кто я». Испытуемым предлагается дать не менее 10 ответов на вопрос «Кто Я?». А также вместе с текстом использовать спонтанный рисунок на тему «кто Я?». Эта исследовательская методика не занимает много времени, дает обширный материал для качественной интерпретации. К тому же рисунок контролируется самим человеком, способствуя тем самым укреплению целостности его личности. Творческая деятельность обогащает внутренний
потенциал человека, который и составляет его внутренний потенциал, который и составляет основу позитивных изменений личности в будущем. Для тревожных детей можно использовать техники журнального фотоколлажа, аппликации. Природный материал, картинки из журналов, помогают создать задуманные образы, тем детям, которые переживают из-за неумения рисовать. Замкнутым, эмоционально зажатым, тревожным детям полезны материалы, требующие широких движений: гуашь, краски, большие кисти, листы бумагиА3,А2, можно обои, допускается рисование мелом на доске. Методики можно разделить на группы:  Рисование страха,  Вербализация страха,  Игра со страхом, драматизация.  Выбор метода зависит от индивидуальных особенностей ребенка, причин возникновения и характера страха. Примерные тематические задания для детей со страхами:  Нарисуй лицо куклы, которая чего-то боится.  Представь, что куколка чего-то боится и прячется.  Нарисуй, что произошло в твоей семье, когда ты заболел  Представь, что кукла попала в темную комнатку, нарисуй, что там происходило. Одним из значимых направлений работы с детьми - сочинение историй. Данное направление позволяет обучить детей поведенческим моделям, обсуждать трудные темы безопасным путем, устанавливать контакты, преодолевать барьеры в общении. Этапы сочинения историй: 1. Обдумайте проблему, попытайтесь понять чувства и переживания ребенка, посмотреть на ситуацию с детской точки зрения. 2. Сформулируйте основную идею рассказа. Определите, какие мысли и решения вы хотите сообщить ребенку. 3. Начните рассказ с представления героя, который живет в похожем доме, имеет сходные с ребенком проблемы. 4. Расскажите о положительных чертах, которыми герой рассказа похож на ребенка. 5. Вначале истории опишите конфликт, а затем расскажите, как его удалось успешно разрешить. 6. Наблюдайте за реакцией ребенка. Он может потерять интерес, оставаться безучастным или наоборот» подправлять рассказ, задавать вопросы, подсказывать, комментировать.
7.Стремитесь к простоте выражений. Содержание должно быть понятным, а длительность рассказа определяться устойчивостью внимания и интересом ребенка. 8.В конце истории обязательно подчеркните, что герой проявил настойчивость и нашел выход из затруднительного положения, а все его знакомые очень гордились тем, как он преодолевал временные трудности и шел к победе. Можно использовать сочинение историй с целью совместного поиска адекватных способов разрешения конфликта связанных с нарушениями поведения. Сначала некоторую историю рассказывает ребенок, затем продолжает ее взрослый. Его задача включить в повествование «более здоровые» способы выхода из конфликтных ситуаций, нежели те, что были предложены ребенком. Пластилин и глина подходят для детей с агрессией. Отреагирование эмоциональных состояний с помощью данного материала снижает вероятность аутоагрессии. Детям предоставляется выбор арт-терапевтического материала для творческой работы. Для гиперактивных детей можно предлагать материалы для структурированной деятельности, тонкой сенсо-моторной координации, самоконтроля. Следующей техникой, направленной на диагностику самоидентификации, самопринятия является техника «Рисуем имя». Она содействует осознанию ценности и уникальности собственной личности, развитию положительного, целостного образа «Я», самопринятия. Используется как для индивидуальных занятий, так и групповых. Участники делятся по парам. Сначала ведущий пишет в воздухе собственное имя, а ведомый, будучи его отражением, повторяет все движения. Важно постараться воспроизвести не только движения, но и чувства, перемены настроения. Далее каждому участнику дается инструкция:  Напишите в воздухе свое имя мелким почерком сначала левой, потом правой, затем одновременно двумя руками.  Напишите свое имя слева направо, справа налево, печатными и прописными буквами разного размера.  Напишите свое имя, занимая как можно больше пространства, от потолка до пола.  Закройте глаза и представьте наиболее приятный из образов вашего имени, сделайте еще один воображаемый рисунок в пространстве. Запомните этот образ, цвет, размер букв, звучание и другие признаки.  Изобразите свое имя на листе бумаги.
После завершения работы участники делятся впечатлением. Данную технику можно использовать как социометрическую, предложив повесить свои рисунки на приготовленную доску. Кто-то расположит свое «имя» в центре, кто-то подальше от других. Затем можно задавать дополнительные вопросы. Тебе нравится то место, где ты расположил свой рисунок, а если нет, то можно выбрать другое место и переместить свой рисунок в желаемое место. Все дети любят раскрашивать свое лицо и тело. Прежде чем предлагать детям рисовать на руках и лице, убедитесь, что нет кожных заболеваний, нет повреждений кожи. В продаже имеется специальный детский гримм, обращайте внимание на наличие «Госта». Он наносится ватной палочкой или прямо пальцем. Снимается косметическим молочком, вазелином или теплой водой или с мылом. Для раскрашивания лица подойдут и акварельные краски, но для рисования следует отобрать ненасыщенные цвета. Какой бы материал вы бы не выбрали, всегда имейте под рукой полотенце, детское мыло, детский крем или косметическое молочко, вазелин, бумажные салфетки. Техника «Образ я», способствует выражению образа самого ребенка, с описательной характеристикой. «Образ не я» - это вытесненный образ Я, который ребенок не принимает в себе. Можно также предложить ребенку изобразить «образ Я» в животных. Для диагностики семьи предложить ребенку изобразить маму, папу и себя в образе животных, данная методика является информативной и интересной. Упражнение арт-терапии «Автопортрет в натуральную величину» Это единственное упражнение арт-терапии, которое нельзя сделать в одиночку — ребенку понадобится партнёр и ... очень большой лист бумаги. Ребенок может лечь на этот лист, чтобы другой ребенок мог обвести его по контуру тела. После этого создаёт «Образ самого себя». Дорисовывает. Раскрашивает так, чтобы объяснить своим рисунком: что же происходит внутри него, как по телу текут «энергетические токи», как чувствуют себя различные части его тела, какого они цвета... Технику «Автопортрет» с специальным соблюдением пропорций, (изображение лица) можно применять для детей с 7 лет. По моим наблюдениям, она осуществляет коллосальный эффект. Для изображения своего портрета необходимо взаимодействие с другими участниками группы, она способствует не только развитию самосознания ребенка, но и развивает навыки межличностного общения. Дети, которые были закрыты от внешнего мира, после занятий по Арт-терапии вдруг становятся более открытыми, и мир становится иначе.
В заключении хотелось бы отметить, что обязательным условием является использование качественных материалов. В данной технике необходимо учитывать желание ребенка, а со стороны психолога необходимо поощрение и участие в этой работе. Дети всегда получают удовольствие от самого процесса рисования, создания коллажей, образов, сочинения историй, все это не просто привлекательно, но и помогает разрешать важные задачи, которые играют роль исцеления. Литература: 1.Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. Издательство: СПб.: Речь Жанр: Практическая психология. Психотерапия,2007. 2.Лебедева Л.Д..Практика Арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб., Речь, 2003. 3.Мардер Л.Д. «Цветной мир»., Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Генезис.,2007.