Напоминание

"Роль учителя в современном обществе"

Автор: Смирнова Наталья Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ РХ "Хакасский политехнический колледж"
Населённый пункт: республика Хакасия, г. Абакан
Наименование материала: статья
Тема: "Роль учителя в современном обществе"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.

Н. А. Смирнова

ГБОУ РХ СПО «Хакасский политехнический колледж», г. Абакан

Если учитель имеет только любовь

к делу, он будет хороший учитель.

Если учитель имеет только любовь

к ученику как отец, мать, - он

будет лучше того учителя,

который прочел все книги, но не

имеет любви ни к делу, ни к

ученикам. Если учитель соединяет

в себе любовь к делу и к ученикам,

он совершенный учитель.

Лев Николаевич Толстой.

Задаю себе вопрос: «Что такое учитель в современном мире?»

Энциклопедический словарь дает следующее толкование слова «учитель»:

это «специалист, осуществляющий воспитание, образование и обучение

подрастающего поколения в общеобразовательных школах». Сегодня это

понятие в основном своем значении не изменилось, но то, что оно стало

более глубинным и широким, не вызывает сомнения. Думаю, что сегодня, в

век

технического

бума,

от

учителя

зависит

и

судьба

цивилизации,

и

сохранение человеческой индивидуальности в бесконечной гонке времени

и прогресса.

Если вернуться к истокам происхождения понятия «учитель», то мы

убедимся в том, что это понятие, равно как и профессия «учитель»,

очень

древние. Слово «учитель» произошло от древнерусского учити.

Праславянский корень uciti, родственный «учить», образован от другого

праславянского корня vyknoti, восходящего к древнерусскому слову со

значением «упражняться».

Когда - то педагог был практически единственным образованным

человеком,

особенно

на селе,

а его

эрудиция -

основным

источником

знаний.

Сегодня

ему

приходится

много

работать,

чтобы

быть

информированным, доказывая особую значимость личности педагога,как

для детей,

так

и для

их

родителей,

доказывая

право

на уважение

и авторитет, ведь средства массовой информации, компьютеры оттеснили

учителя, лишив его приоритета.

Слово «учитель» для меня не только педагог, работающий в средней или

высшей

школе,

но

и

представитель

самой

системы

формирования,

сохранения и развития коллективных знаний, нравственности и памяти

народа, передачи опыта следующим поколениям. Как писал В. Распутин:

«Сколько

в

человеке

памяти,

столько

в

нем

и

человека».

Ибо

первостепенная роль учителя заключается в осознании важности внести в

мир элементы душевной тревоги за будущее своего народа и сохранение

планетарной цивилизации. Учитель должен быть носителем и хранителем

многообразных человеческих ценностей: общечеловеческих, культурных,

интеллектуальных, духовных, «лицом нации», каким был Д. С. Лихачев,

которого можно считать Учителем всех учителей. Роль учителя – помочь

воспитанникам открыть для себя подлинную историю своего отечества и

богатство его культурно-исторического наследия. Научить любить свой

народ, свой город, свою природу, свое село, свою семью.

«Твой дом –

земля,

твоя

семья

человечество,

береги

их

…,

будь

памятлив

в

прошедшем твой исток», - писал Д. С. Лихачев. Т.е. одна из социальных

ролей

педагога

состоит

в

том,

что

он

выступает

как

специалист,

оценивающий

культуру

общества,

опыт

общественных

отношений,

взаимоотношений и поведения людей. Учитель выбирает из общего фонда

культуры

тот

материал,

который

будет

полезен

для

воспитательно-

образовательной работы.

У всех народов были свои выдающиеся учителя: у китайцев – Конфуций

(VI – Vвв. до н. э.), более 260 педагогических произведений написал Я. А.

Коменский – чешский педагог. Его классно-урочная система стала основой

педагогической науки. Швейцарский педагог И. Г. Песталоцци потратил

все свои средства на создание детских приютов. Я. Корчак, выдающийся

польский педагог, писатель, врач, в «Доме сирот» создал новаторскую для

тех

лет

систему

детского

самоуправления,

детский

товарищеский

суд,

решения которого были обязательны и для руководства. Ему принадлежат

более

20

книг

о

воспитании.

«Как

любить

ребенка»

-

1914г.,

«Право

ребенка

на

уважение»

-

1929г.

А.

С.

Макаренко

свой

бесценный

педагогический опыт получил, руководя трудовой колонией в Харькове.

Результатом его стала книга «Педагогическая поэма». К. Д. Ушинский в

педагогическом

процессе

видел

главную

цель

воспитать

Человека.

«Каждая

школа,

каждый

педагог

неизбежно

выполняют

одну

из

двух

функций:

или

они

готовят

счастье

своей

стране,

или

несчастье».

Его

называли народным педагогом. Благодаря Ушинскому изменилась школа –

в ней появилось гуманное отношение к ученикам, уважение к личности

ребенка.

Гуманистический

смысл

педагогики

поддерживал

и

В.

А.

Сухомлинский, ее цель – в каждом ребенке видеть творца. Огромную

деятельность по распространению идей гуманной педагогики проводит и

Ш. А. Амонашвили. В 70-х годах он возглавил массовый эксперимент

«Гуманно-личностный

подход

к

детям

в

воспитательном

процессе.

Педагог-ученый является автором десятков книг по гуманной педагогике:

«Размышления о гуманной педагогике», «Школа жизни», «Единство цели»,

«Истина школы» и др.

Не вызывает сомнения, что настоящий учитель должен в своей

деятельности

опираться

на

педагогические

идеи

и

опыт

выдающихся

педагогов,

чтобы

быть

готовым

к

построению

такого

воспитательного

пространства,

которое

формирует

жизнеспособность

личности,

т.

е.

способность выживать в условиях нынешней реальности, не деградируя, а

развиваясь в созидательном направлении, готовя воспитанников в ситуации

нравственного выбора к самостоятельному решению проблем.

Роль

педагога

в

современном

обществе

значительна

потому,

что

он

воспитывает молодежь, формирует поколение, которое продолжит дело

старших, но уже на более высоком уровне развития общества. Можно

сказать, что педагог формирует будущее общества, будущее его науки и

культуры.

Во

все

времена

выдающиеся

деятели

просвещения

высоко

ценили роль учителя в жизни общества.

Педагог выполняет роль «двигателя». Воспитывая молодежь, он

способствует формированию людей, владеющих новой и прогрессивной

технологией,

специалистов,

способных

освоить

все

передовое

и

современное.

Таким

образом,

в

процессе

прогрессивного

развития

общества значительная доля сил и многолетнего труда педагога.

Профессиональный учитель составляет преемственное звено в

неразрывной

цепи

между

историческим

прошлым

общества

и

его

перспективным

будущим

через

молодое

поколение.

Он,

как

эстафету,

передает опыт жизни исторического прошлого перспективному будущему.

Едва ли не самая главная функция педагога – формирование духовного

мира молодежи в соответствии с принципами и ценностями общества.

Именно над этим педагог работает постоянно, формируя у подрастающего

поколения

знания,

понятия

и

убеждения

о

правилах

человеческого

общения в соответствии с принципами и нормами нравственности этики.

Воспитывая молодежь, учитель учит контролировать свое поведение, жить

по

принципам

доброты,

милосердия,

уважения

и

гуманности

по

отношению к другим.

Учитель не имеет права на ошибку, ведь в его руках судьба человека.

Работа

учителя

без

черновиков

выполняется

набело,

потому

что

воспитанники -

неповторимые личности, каждый из них имеет свой

духовный мир и характер. И педагог не имеет права не стараться понять

своего

ученика,

не

заметить

склонность

ребенка

к

какому-либо

направлению.

Не

проявившийся

талант

это

вина

учителя.

Ошибка

учителя в работе может отразиться на будущем человека, на его жизни и

судьбе.

Нет сомнения в том, что учитель должен быть интеллигентным

человеком.

Можно

притвориться

умным,

эрудированным,

но

интеллигентным

притвориться

нельзя,

ибо

это

идет

изнутри.

Интеллигентность должна быть сутью учителя, его внутренним стержнем,

выражающимся

в

поведении,

речи,

манере

общения.

Дети

всегда

чувствуют это. Несомненно, что эффективная организация педагогического

процесса

воспитателем

невозможна

без

авторитета

человеческой

притягательности,

без

доброжелательности

и

взаимнойсимпатии

между

наставником и учеником. Нравственно-эстетическое взаимопритяжение -

самая

благоприятная

и

эффективная

атмосфера

педагогического

взаимодействия.

Эффект

человеческой

притягательности

возникает

в

учителе не только благодаря его эрудиции и интеллектуальной развитости,

но

и

его

обаянию,

составляющим

которого

является

талант

уважения

личности ребенка, сочувствия к его проблемам и переживаниям, помощи в

формировании

и

развитии

его

личности.

Все

эти

понятия

можно

объединить

одним

общим

словом

-

любовь

к

детям.

Истинная

педагогическая любовь есть глубоко прочувственная ответственность за

жизнь

и

будущее

детей,

твердая

решимость

вести

их

к

добру,

гражданскому и личному счастью через преодоление самих себя и внешних

препятствий. Только любящий педагог, истинный воспитатель отдает все

силы тому, чтобы организовать творческую трудовую жизнь детей, научить

их целеустремленности, дисциплинированности, требовательности к себе.

Он учит их дружбе, доброте, пониманию красоты мужественного труда

души

и

тела.

Он

испытывает

радость

и

нравственно-эстетическое

удовлетворение от общения с детьми, переживает мгновения счастья, видя

трудовые успехи своих воспитанников. Таковы, на мой взгляд основные

функции педагога. В действительности они проявляются не отдельно, а в

общем ансамбле, отражая сложные взаимосвязи разных сторон и явлений

жизни.

Жизнь с огромной скоростью движется вперед, одна эпоха сменяет

другую,

появляются

новые

технологии

и

термины,

их

называющие,

меняются программы и учебники, лишь слово «Учитель» неизменно в

своем

значении,

ибо

никакая

самая

современная

машина

не

заменит

живого

взгляда

внимательных

глаз,

доброго

слова,

адресованного

воспитаннику, участливого прикосновения мягкой руки. Ведь все, что идет

от настоящего учителя, - выходит из глубин его души и сердца. Вот почему

во все времена и эпохи учителю посвящали стихи и песни, признавались в

любви. Благодарили за участие в судьбах воспитанников. Мы помним из

поэтической классики обращение Н. А. Некрасова к В. Г. Белинскому: «…

учитель,

перед

именем

твоим

позволь

смиренно

преклонить

колени».

Современные поэты отдают не меньшую дань уважения учителям:

Если б не было учителя,

То и не было б, наверное,

Ни поэта, ни мыслителя,

Ни Шекспира, ни Коперника.

И поныне бы, наверное,

Если б не было учителя,

Неоткрытые Америки

Оставались неоткрытыми.

И не быть бы нам Икарами,

Никогда б не взмыли в небо мы,

Если б в нас его стараньями

Крылья выращены не были.

Без его бы сердца доброго

Не был мир так удивителен,

Потому нам очень дорого

Имя нашего учителя.

В. Тушнова.

Каким видят современные дети учителя новой эпохи, учителя

будущего? Давайте заглянем в их мечты, ведь признаемся: в любом случае

нам хочется соответствовать их представлениям. Что ж тутудивительного?

Студенты 3 курса:

- учитель будет давать нам больше знаний, будет использовать больше

компьютер. Предмет обучения будет показываться в форме презентаций и

фильмов.

- По моему мнению, преподавателя не будет. Будет царить автоматизация и

компьютеризация. Возможно, будет присутствовать человек для контроля

машины. Не хотелось бы работать без личного контакта с преподавателем,

т. к. это дает больше возможности для развития.

- Быть учителем – это призвание, служение, а не работа. Для меня учитель

– это человек, который полностью отдается работе, в нужный момент

может

помочь,

подсказать.

Главная

задача

педагога

научить

быть

самостоятельным, ответственным, готовым к жизненным испытаниям.

-

Я

вижу

педагога

добрым,

понимающим,

отзывчивым,

терпеливым.

Учитель должен уметь объяснить

- Педагог должен уметь интересно вести урок, уметь приводить примеры

из жизни. Обучение должно быть разнообразным. Атмосфера на уроке –

свободной. Самое главное, что учитель должен «идти в ногу» со временем,

оставаться молодым в душе.

-

Педагогу

необходимо

учитывать

особенности

молодого

поколения,

владеть основами психологии, чтобы расположить к себе ученика. В наше

время

развиваются

информационные

технологии,

поэтому

в

будущем

обучение будет осуществляться без тетради, а учителю будет сложнее. Но в

любом

случае,

учитель

должен

оставаться

чутким,

внимательным,

любящим свою профессию.

- Учитель должен саморазвиваться. Важна поддержка педагога. Так же

важно умение поддержать учащегося, мотивировать его к обучению и

развитию. Учитель должен быть примером для подражания.

- Учитель – это тот, кто дает нам знания. Он должен учить мыслить, учить

находить правильное решение в трудных ситуациях. Настоящий педагог

относится

ко

всем

одинаково

ровно,

принимает

во

внимание

как

положительные,

так

и

отрицательные

стороны

характера

своего

воспитанника. Учитель должен быть мудрым и строгим.

-

По

моему

мнению,

в

будущем

будет

распространено

самообучение,

учителя, вероятно, будут выполнять роль консультанта. Это плохо, так как

человеческие отношения и общение необходимы для каждого.

И все-таки истина неоспорима: меняются времена, мелькают даты, но

цепочка Учитель – ученик не прервется никогда. Учитель – категория

постоянная, учитель – это навсегда.

И так хочется сказать словами Андрея Дементьева: «Учителями

славится

Россия,

ученики

приносят

славу

ей…

.

Не

смейте

забывать

учителей!».

Литература:

Прохоров А. М. Советский энциклопедический словарь. - М. - 1990г.- с.

1409.

Тушнова В. Сборник стихов. - М. - 1967г. – с. 35

Амонашвили Ш. Размышления о гуманной педагогике. – М. – 2001г. – с.

370