Напоминание

Профессионально ориентированное обучение русскому языку студентов медицинских специальностей

Автор: Федорова Галина Борисовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ НСО "Куйбышевский медицинский техникум"
Населённый пункт: город Куйбышев
Наименование материала: Статья
Тема: Профессионально ориентированное обучение русскому языку студентов медицинских специальностей







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Фёдорова Галина Борисовна,

преподаватель русского языка и культуры речи

ГАПОУ НСО «Куйбышевский медицинский техникум»

Новосибирская область, город Куйбышев, 2019 год

Профессионально ориентированное обучение русскому языку студентов

медицинских специальностей

В современном образовании одним из приоритетных направлений становится

профессионально ориентированный подход к обучению студентов. Студенты с

первых дней обучения в техникуме усваивают значительное количество новых

терминов, специфических оборотов научной речи. Задача преподавателя русского

языка - не только помочь студентам ознакомиться с языком научной литературы,

но и укреплять их интерес к своей будущей специальности.

На

медицинский

персонал

ложится

двойная

ответственность

перед

обществом:

ответственность

как

специалистов,

призванных

сохранять

психическое и физическое здоровье людей, и ответственность как носителей

языка – важнейшего средства общения.

В

силу

своих

профессиональных

обязанностей

фельдшер

и

медсестра

постоянно вступают в контакт с больными, их родственниками, коллегами. В этих

контактах

проявлены

все

функции

общения:

и

обмен

информацией,

и

взаимодействие, и восприятие друг друга.

Техникум готовит специалистов среднего звена, а они обязательно должны

уметь:

выбирать

и

использовать

средства

языка

в

соответствии

с

коммуникативной задачей и ситуацией общения;

владеть монологической и диалогической речью, соблюдая принятые

этические нормы общения;

адекватно

воспринимать

устную

речь

и

быть

способным

передать

содержание прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде;

создавать письменные и устные высказывания;

быть готовым к позитивному взаимодействию с коллегами, пациентами

и их родственниками.

Профессиональная мотивация не формируется, если в учебной работе не

представлены

те

или

иные

элементы

будущей

профессиональной

деятельности.

Важным

условием

результативной

языковой

подготовки

является

обеспечение

междисциплинарных

связей,

интеграция

со

специальными

дисциплинами.

Эффективность

обучения

русскому

языку

находится

в

прямой

зависимости от использования в учебном процессе текстов по специальности.

Работа с текстами способствует активному включению студентов в учебно-

профессиональную деятельность, знакомству с лексико-грамматическим и

понятийным аппаратом языка их будущей специальности.

Профессионально ориентированные тексты вводят новую информацию,

расширяют и углубляют знания студентов. Текст в рамках использования

профессионально ориентированной технологии является единицей обучения.

Для

работы

на

практических

занятиях

в

медицинском

техникуме

студентам

предлагаются

следующие

тексты

различной

стилевой

принадлежности: «Община сестер милосердия «Утоли моя печали»», «Труд

медсестры есть любовь», «Типы медсестре по книге И. Харди «Врач, сестра,

больной»»,

«Н.И.

Пирогов»,

«Эмпатия»,

«Терапевт»,

«Эра

милосердия»,

«Портрет

современной

медсестры»,

«Любовь

к

простуде»,

«Сохраним

здоровье», «Хирург» и др. В поисках профессиональных текстов участвуют и

сами студенты.

В текстах представлены задания, связанные с теоретической темой

занятия и рекомендованные для самостоятельной работы. Некоторые тексты

предваряются

словарем

профессиональных

терминов.

Этот

словарь

предназначен

для

обязательного

усвоения

студентами,

задания

по

тексту

включают упражнения, которые ставят следующие цели:

узнавание профессиональной лексики;

выявление

значения

слова

посредством

словообразовательного

анализа (поиск групп однокоренных слов, определение значения

слова

на

основе

знания

значений

терминообразующих

иноязычных элементов);

установление синонимических и антонимических связей слов;

выявление

лексико-грамматической

сочетаемости

изучаемых

языковых единиц;

устранение ошибок различного характера;

стилистическая работа с текстами;

отработка

орфографических

и

орфоэпических

норм

при

использовании специальной лексики.

Большое

значение

имеет

расширение

словарного

запаса

студентов,

ознакомление

с

профессиональной

лексикой

и

фразеологией

с

целью

повышения

речевой

культуры

и

формирования

коммуникативной

компетенции.

Проводимая

лексиче ская

работ а

по

и зу ч е н и ю

профессиональной

лексики

и

специальной

терминологии

на

занятиях

по

русскому языку включает в себя:

индивидуальную,

парную,

групповую

работу,

когда

студенты

используют раздаточный материал, учебные пособия, карточки на

всех этапах обучения;

отработку навыков использования профессиональной лексики на

уровне создания связного высказывания;

изложение

и

конструирование

текста

с

профессиональной

лексикой;

диагностику

качества

обучения

и

отработку

правописных

навыков на примере специальной лексики (карточки, разные виды

диктантов, изложение и др.).

П о л о ж и т е л ь н о

м о т и в и р у е т

с т у д е н т о в

в ы п о л н е н и е

квазипрофессиональных

заданий

по

конструированию

текстов

с

профессиональной лексикой.

Пример задания:

Среди перечисленных терминов, обозначающих методы диагностики и

обследования терапевтических больных: перкуссия, пальпация, аускультация,

анамнез,

наблюдение найдите

незнакомые

слова

и

выясните

с

помощью

словаря

их

значение.

Составьте

текст

в

соответствии

с

особенностями

научного стиля (не менее 7-10 предложений) на тему «Методы обследования

терапевтических больных».

Пример задания:

По

заданной

специальной

лексике: антифобийные

мероприятия,

психотерапевтическая

беседа,

стерилизация,

хирургические

операции,

обезболивающие

препараты,

операционный

блок,

палата

интенсивной

терапии, врач-анестезиолог - составьте текст из 7-10 предложений на тему

«Деонтология в хирургии».

В условиях профессионально ориентированного обучения приобретает

значимость

совершенствование

самостоятельной

работы

обучающихся,

которая носит индивидуализированный характер.

Конспектирование, реферирование профессионально ориентированных

текстов

дают

возможность

выделить

наиболее

ценную

для

студентов

информацию.

Формирует профессиональные компетенции, такие как

способность

и

готовность

анализировать

и

использовать

медицинскую информацию, изучать отечественный и зарубежный

опыт по определенный опыт по определенной тематике;

способность

формировать

законченное

представление

о

принятых решениях и полученных результатах в виде отчета,

публичной защиты и др.

учебно-исследовательская работа по темам: «Речевой этикет медицинского

работника», «Медицина и фольклор», «Доктор Чехов», «Белые одежды».

Учебно-исследовательская

деятельность

студентов

обе спечивает

междисциплинарные

связи

со

специальными

дисциплинами,

этикой

и

деонтологией, литературой и историей.

Представление

о

будущей

профессии

является

самым

устойчивым

мотивом всей деятельности обучающихся как на занятии, так и вне его.

Организация

внеаудиторной

работы

предусматривает

и

написание

студентами сочинений на такие темы, как «Значимость и роль моей будущей

профессиональной

деятельности

для

общества»,

«Словом

можно

убить,

словом можно спасти», «Почему я выбрал эту профессию» и др.

Эти творческие работы отражают знание по профессии и отношение к

ней обучающихся, помогают раскрыть их творческих потенциал.