Напоминание

Дидактические игры для развития тактильно двигательного восприятия у детей младшего дошкольного возраста

Автор: Морева Наталья Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 40-ЦРР"г.Тобольска
Населённый пункт: г.Тобольск, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: Дидактические игры для развития тактильно двигательного восприятия у детей младшего дошкольного возраста







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Дидактические игры для развития тактильно двигательного

восприятия у детей младшего дошкольного возраста

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека

не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно

лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-

двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме,

величине предметов, их расположении в пространстве. Ведь первым видом

действия ребенка с предметами является хватание, во время которого форма,

величина, масса, пространственное расположение предмета познаются на

ощупь, а рука учит глаз.

На протяжении всей жизни человека тактильно-двигательное восприятие

имеет огромное значение. На ощупь познается объемная форма предметов,

ощупывающее движение ложится в основу изображения предмета в лепке.

Обводя предмет по контуру, мы выделяем его плоскостной образ из объема,

познаем ту форму, которая становится основной в рисовании.

Тактильное восприятие играет исключительную роль при определении

таких свойств, как температура и вес. Роль тактильно-двигательного

восприятия велика и в выполнении различных трудовых операций в быту,

везде, где мы имеем дело с навыками ручного труда. Ведь каждый из нас

знает, что при выполнении привычных действий мы почти не пользуемся

зрением, а целиком опираемся на тактильно-двигательную чувствительность.

Таким образом, можно сказать, что с детьми раннего и дошкольного

возраста должна проводиться серьезная работа по формированию тактильно-

двигательного восприятия.

Особая роль в обучающем процессе и в развитии тактильных ощущений

принадлежит дидактической игре. Игра позволяет сделать процесс обучения

эмоциональным, действенным, интересным. В игре создаются такие условия,

в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно

действовать в определенной ситуации и с определенными предметами,

приобретая собственный действенный и чувствительный опыт.

Чтобы помочь детям достичь более высокого уровня развития тактильных

чувств, мы используем дидактические игры, пособия, тактильные книги.

Предлагаемые игры направлены на коррекцию и компенсацию дефектов

развития тактильно двигательного восприятия у детей. Здесь также будут

игры на различение и узнавание, восприятие и представление предметов.

Кроме того, большое значение отводится сочетанию разных видов

чувствительности (зрительной, тактильной, двигательной). Так, опознание и

различение предметов и их свойств идет по-разному в зависимости от того,

как дается образец: зрительно, тактильно, двигательно или комплексно.

Своеобразный характер носят и способы ориентировки – пробы сохраняют

свое значение, но перцептивная ориентировка происходит с помощью не

зрительных, а ощупывающих и обводящих движений.

Узнавание предметов на ощупь.

«Найди свою игрушку в мешочке»

Цель: Учить узнавать на ощупь знакомые предметы, не просто держать

предмет в руках, а ощупывать, передвигая ладонь и пальцы по предмету.

Оборудование. Игрушки резко различной формы, величины, фактуры по

количеству детей, непрозрачный мешочек – «чудесный мешочек» с завязкой,

в который складываются предметы-игрушки.

Ход игры. Дети сидят на своих местах. Педагог раздает им игрушки и

предлагает поиграть с ними. Через некоторое время показывает «чудесный

мешочек», говорит, что в него можно спрятать игрушки, а потом найти их.

Предлагает троим детям (не более) положить свои игрушки в мешочек.

Затягивает шнурок, трясет мешочек и просит ребенка найти свою игрушку, не

заглядывая в мешочек. Если ребенок правильно выбрал игрушку (ощупывает

одной рукой), он называет ее сам или с помощью педагога и садится на

место. Если же игрушка выбрана неверно, педагог кладет ее обратно в

мешочек и достает нужную. Рассматривает и ощупывает игрушку вместе с

ребенком, учит его этому методу, показывая, как передвигать пальцы по

предмету, обращая внимание на форму, величину, фактуру, части предмета.

Затем свою игрушку ищет другой ребенок.

«Чья это конура (норка, домик)»

Цель. Учить осуществлять пробы тактильно-двигательно, с закрытыми

глазами; продолжать учить детей находить правильное решение путем проб,

фиксируя правильные и отбрасывая неверные варианты.

Оборудование. Три коробки разного размера с отверстиями («дверями»)

также разного размера, три игрушечные собачки разного размера, экран или

ширма.

Ход игры (проводится индивидуально). Ребенок сидит за столом напротив

педагога. Он показывает три конуры и говорит, что в них живут собаки.

Сейчас они убежали гулять и скоро придут. Прячет домики за ширму.

Появляются собаки. Они лают, просят ребенка найти их домики и помочь

туда залезть. Педагог объясняет, что каждой собаке надо найти конуру не

глядя, за экраном, напоминает, что можно пробовать: самой большой собаке –

большую конуру. Педагог помогает, взяв руки ребенка в свои, путем проб

найти нужный домик и поместить в него собаку. Затем ребенок сам берет

любую собаку из двух оставшихся и ищет ее конуру. Если он помещает

маленькую собачку в средний по величине домик, его не останавливают, так

как ошибка выяснится при поиске домика для второй собаки – в маленький

домик она не влезет. После этого можно прийти ребенку на помощь и вместе

исправить ошибку. Когда все собаки будут распределены по конурам, педагог

снимает экран, вместе с ребенком рассматривает результаты. «Собаки

выглядывают из домиков,– говорит педагог ребенку,– они благодарят тебя,

что ты помог большой собаке найти большую конуру, собаке поменьше –

конуру поменьше, а самой маленькой – самую маленькую конуру».

«Холодно-тепло-горячо»

Цель. Продолжать формировать тактильное различение свойств предметов;

познакомить с тактильным различением температуры и значением слов

«холодный», «теплый», «горячий» и «холодно», «тепло», «горячо».

Оборудование. Три одинаковые бутылки (с хорошо закрывающимися

пробками) или небольшие одинаковые грелки с водой холодной, теплой и

горячей, три чашки или миски, полотенце.

Ход игры. 1-й вариант (проводится индивидуально). Ребенок сидит на

стуле перед столом педагога. На столе стоят две бутылки с теплой и холодной

водой. Педагог просит ребенка закрыть глаза и дает ему в руки одну из

бутылок. Потом ставит ее на место, предлагает ребенку открыть глаза, найти

ту бутылку, которая только что была у него в руках. Ребенок ощупывает

бутылки, находит нужную. Если он сомневается, педагог вновь предлагает

закрыть глаза, быть внимательным и повторяет задание. Когда выбор сделан

ребенком, педагог спрашивает: «Какая тут вода – холодная или теплая?» И

помогает ребенку ответить.

При повторных проведениях игры вводится третья бутылка с горячей (но

не обжигающей) водой.

2-й вариант (проводится с небольшой подгруппой из 2– 3 детей). На столе

у педагога три бутылки с водой разной температуры и три пустые миски.

Около стола трое детей. Педагог просит каждого взять в руки по одной

бутылке, подержать ее и поставить на место. Для себя педагог фиксирует, у

кого какая бутылка. Затем просит детей закрыть глаза, меняет бутылки

местами, а из одной выливает воду в миску. Дети открывают глаза, пробуют

воду в миске рукой и определяют, чья бутылка пустая. Педагог спрашивает

детей, как они узнали, из чьей бутылки он вылил воду, и помогает детям

правильно употребить определения «холодная», «теплая», «горячая».

"Поймай киску"

Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а

ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания

можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

"Платочек для куклы" (определение предметов по фактуре материала, в

данном случае определение типа ткани)

Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном,

вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем

платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в

мешочке нужный платочек для каждой куклы.

"Узнай предмет по контуру"

Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это

может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают,

что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти

нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.

"Догадайся, что за предмет"

На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы

(погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты

сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают

через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

"Найди пару"

Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой,

вельветом, фланелью.

Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых

пластинок.

"Что это?"

Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до

предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно

использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).

"Собери матрешку"

Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две

разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою

матрешку - кто быстрее.

"Золушка"

Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым

кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать

семена на кучки.

"Угадай, что внутри"

Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек,

наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек,

пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет,

игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой

держать мешочек. Кто быстрее это сделает?