Напоминание

"Состав слова. Корень"

Автор: Быкова Нелля Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Брянск,Брянской области
Наименование материала: разработка урока
Тема: "Состав слова. Корень"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Тема: Состав слова. Корень.

Тип: Урок изучения нового материала.

Цель урока: Научиться выделять общую часть однокоренных слов - КОРЕНЬ, путём мини

исследования.

Образовательные задачи: познакомить с основной частью слова - корнем; обогащать

словарный запас учащихся (подбор однокоренных слов), закреплять умение определять

общую часть однокоренных слов - КОРЕНЬ.

Коррекционно-развивающие задачи: активизировать познавательную деятельность

обучающихся, развивать учебные умения и навыки (умение работать с учебником, навыки

контроля и самоконтроля, самооценки, навыки практической работы в парах).

Воспитательные: Воспитывать любовь родному языку, «уважать хлеб» учить видеть

прекрасное вокруг себя.

Оборудование:

- мультимедийная установка,

- презентация,

- карточки дифференцированных заданий,

Ход урока:

1. Организационный момент ( Слайд 1):

На уроке будь старательным

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все понятно.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

- Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения.

2. - Ребята, скажите, что мы с вами проходили на предыдущих уроках? (Алфавит, звуки,

буквы. – гласные и согласные)

- Скажите, сколько букв в русском алфавите? (33 бкувы) Сколько гласных? (10), сколько

согласных? (21), какие буквы не обозначают звуков? (Ь и Ъ)

- Молодцы ребята! Вы хорошо запомнили материал прошлых уроков!

3. Актуализация и мотивация

а) Пальчиковая гимнастика ( Слайд 2 )

Запишите в тетради число, классная работа. ( Слайд 3 ).

б) Словарная работа и минутка чистописания

- Начнём урок со словарной работы ( Слайд 4 ).

- Для чего мы проводим такую работу? (Словарные слова нельзя проверить, поэтому их

надо запоминать и правильно писать)

Будьте внимательны, эти слова помогут нам раскрыть тему урока. Посмотрите на экран (

Слайд 5 ). Я буду вам показывать словарные слова, а вы в строчку запишите только

пропущенные буквы.

- Как будем писать буквы? (красиво, аккуратно, разборчиво) Так, чтобы вашему соседу

было легко вас проверить.

- Внимание на экран (слайды)

- Поменяйтесь тетрадями, взаимопроверка.

- Кто получил «5» поднимите руки, «4» - ?, «3» - ?

в) Введение в проблему.

- Кто догадался, как называется тема нашего урока? (корень) ( Слайд 6 ).

- Правильно. Почему на уроке русского языка тема называется - корень.

О каком из корней мы сегодня будем говорить? ( предположения, проблема)

4. Сообщение темы и целей.

Тема урока: Корень слова. Запишите её в тетрадь. ( Слайд 7 ).

- Как вы понимаете эти слова? (предположения детей)

5. Изучение нового материала (мини исследование)

Давайте рассмотрим рисунок ( Слайд 8 ). Что вы видите? (я вижу дерево)

- Без какой части оно не могло бы расти? (без корня) Именно корень самая главная часть у

дерева, затем появляются ветви и листва.

- Давайте теперь рассмотрим слово сад (слайд)

- Ответьте на вопрос:

- Что сделал дед с репкой? (посадил)

- Кто работает в саду? (садовник)

- В саду необходим какой инвентарь? (садовый)

- Как назвать маленький сад? (садик) (появляются слайды)

- Что вы скажете о новых словах? (В них есть одинаковая часть: сад)

- Она важна для них? (да, она передает их основное значение)

- Как же можно назвать такую главную общую часть слов? (корень слова)

- Действительно корень – это общая часть однокоренных слов, в которых передаётся их

основное значение. ( Слайд 9 ). Вы сами сделали этот вывод. МОЛОДЦЫ!

6. Первичное закрепление.

а) - Проверим наши предположения. Прочитаем правило на странице 39.

- Каким знаком будем выделять корень слова?

В упражнении 60 на странице 40 докажите, что слова в рамке - однокоренные слова .

Выпишите их через запятую, выделите общую часть – корень..

- У доски будет работать…

- По желанию придумайте другие однокоренные слова к этому слову.

(дифференцированное задание творческого характера)

·( Слайд 10 ).

- Самопроверка. Какие слова вы сами смогли придумать? Допишите те, которых у вас нет.

Докажите, что все эти слова однокоренные (общая часть, которая передаёт основной

смысл слов)

- Прочитайте первое предложение в упражнении №60. Соедините остальные слова с их

значением. Запишите предложения по образцу.

- Запись трёх предложений. Выделение корня.

Хлебушек – ласковое название хлеба. Хлебец – небольшой хлеб. Хлебница – посуда для

хлеба.

1 бесхлебица

2 бесхлебной

3 бесхлебный

4 взахлёб

5 водохлёб

6 выхлебал

7 выхлебанный

8 выхлебать

9 выхлебнуть

10 выхлёбывать

11 выхлёбываться

12 дохлебать

13 дохлёбанный

14 дохлёбывать

15 захлебнувшись

16 захлебнулся

17 захлебнуть

18 захлебнуться

19 захлёбывать

20 захлёбываться

21 захлёбывающейся

22 кровохлёбка

23 малохлебный

24 нахлебаться

25 нахлебник

26 нахлебница

27 нахлебничать

28 отхлебать

29 отхлебнуть

30 отхлёбнутый

31 отхлёбывать

32 похлебать

33 похлёбанный

34 похлёбка

35 похлёбывать

36 прихлебнуть

37 прихлёбывать

38 прихлёбываться

39 расхлебает

40 расхлебаете

41 расхлебать

42 расхлебаться

43 расхлёбанный

44 расхлёбывать

45 расхлёбываться

46 схлебать

47 схлебнуть

48 схлёбанный

49 схлёбнутый

50 схлёбывать

51 схлёбываться

52 хлеб

53 хлеб-соль

54 хлебать

55 хлебах

56 хлебенный

57 хлебец

58 хлебина

59 хлебка

60 хлебников

У доски будет работать .. (индивидуальная работа – двое учащихся списывают с карточки)

Проверка ( Слайд 11 ). Чтение получившихся предложений, однокоренных слов, корня.

Воспитательный момент о бережном отношении к хлебу.

(Оценки).

7. Физминутка. Упражнения для глаз.

Разминка для глаз (слайд)

- Перед тем как приступить к закреплению изученного материала, мы должны снять

усталость с наших глаз. Смотрите внимательно на звёздочку ( Слайд 12 ).

«Овощи» ( Слайд 13 ).

Ослик ходит, выбирает,

Что сначала съесть не знает. (Обвести глазами круг.)

Наверху созрела слива,

А внизу растет крапива,

Слева – свекла, справа – брюква,

Слева – тыква, справа – клюква,

Снизу – свежая трава,

Сверху – сочная ботва.

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю слег.

(Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз)

8. Закрепление изученного материала. Выборочное списывание.

- Какие слова мы сегодня изучаем? (Прочитать правило на доске)

( Слайд 14 ).

А теперь внимание на экран.

(На экране стихотворение:

«Водяной сидит в воде, водоросли в бороде.

Волосы, как тина. Вот и вся картина») ( Слайд 15 ).

-Выбрать однокоренные слова (водяной, воде, водоросли). Как они называются по-

другому? (Однокоренные) Почему? (Одинаковый корень). Назовите корень в данных

словах. (-вод-)

-Запишите слова, выделите корень (запись на доске и в тетрадях) ( Слайд 16).

9. Контроль знаний ( Слайд 17, 18):

- Вы очень хорошо работали на уроке. Думаю, все справятся с тестом, который я вам

предлагаю.

Выпишите в строчку только правильные ответы.

1. Как называется общая часть однокоренных слов, в которой передаётся их основное

значение.

и) подлежащее,

о) корень,

я) предлог.

2. Какие из этих слов являются однокоренными.

к) лётчик, пилот,

ж) мокрый, сырой,

т) брат, братик, братишка.

3. Выбери лишнее слово.

п) подводник,

л) моряк,

м) вода.

4. Корень в однокоренных словах пишется

и) одинаково,

у) в зависимости от значения,

е) когда как.

5. Какие из этих слов будут однокоренными к слову мир

н) мирный

с) мерить

м) морковь

6. Найдите лишнее слово

ы) добрый

э) доброта

о) чуткий

- Какое слово у вас получилось? (отлично) ( Слайд 19 ).

Значит, тему вы усвоили, и с тестом справились.

10. Итог урока.

- Над какими словами мы работали на уроке?

- Какие слова называются родственными?

Домашнее задание ( Слайд 20 ): с.41, упр.61.

Запишите слова в тетрадь, выделить корень.

Хлебушек – ласковое название хлеба.

Хлебец – небольшой хлеб.

Хлебница – посуда для хлеба.

Хлебопёк – тот, кто печёт хлеб.

Хлеборезка – устройство для резки хлеба.

Самоанализ урока

В процессе обучения формировала следующие УУД:

Предметные результаты:

Закреплять и систематизировать знания о частях слова; повторять алгоритм разбора слова

по составу; повторить орфограммы корня; проводить рефлексию своих действий на уроке

Личностные УУД: умение видеть и признавать свои ошибки.

Регулятивные УУД: организация рабочего места, эмоционально-положительный настрой

на урок, создание ситуации успеха, доверия; целеполагание как постановка учебной

задачи на основе соотнесеня того, что уже известно и усвоено учащимися; -оценка-

выделение и осознание учащимся того,что уже усвоено и что, ещё нужно усвоить,

осознание качества и уровня усвоения; -саморегуляция как способность к мобилизации

сил и энергии, к волевому усилию и к преодалению

Познавательные УУД: словарно-орфографический анализ; умение извлекать информацию,

делать логические выводы, практические действия;-владение монологической и

диалогической формами речи; общеучебные действия:

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; общеучебные

действия

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов

деятельности; умение структурировать свои знания, выбор наиболее эффективных

способов решения задач, умение осознанно и непринуждённо строить речевое

высказывание, рефлексия способов и условий действий

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою

точку зрения; учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности;

управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий

Фронтальная

Индивидуальная

Парная

Групповая

ТСО: компьютер, проектор, экран.

Урок организуется в форме учебного сотрудничества (беседы, дискуссии), осуществляется

работа с пониманием и вариантами непонимания учащихся. Учитель готов внести в свою

работу с классом соответствующие методические коррективы: по-иному сформулировать

вопрос или познавательную задачу, чтобы направить в верное русло анализ, попросить

учащихся составить свои примеры. Неправильные ответы, не соответствующие плану

урока, не игнорируются и не отбрасываются. При необходимости вносятся изменения в

запланированные формы обучения.

На организационном этапе было проведено быстрое включение обучающихся в деловой

ритм; созданы условия для дальнейшей работы.

Минутка чистописания. Словарная работа. На этих этапах урока был актуализирован

субъективный опыт детей. Через анализ языкового материала была выведена тема урока,

поставлена цель.

«Открытие» нового знания,

Цель: открытие детьми нового знания и формирование способности к его выполнению.

- новое знание было открыто детьми посредством решение проблемной ситуации.

Первичное закрепление,(понимание, структурное оформление нового знания).

- выполнение детьми типовых упражнений на новое знание.

- проговаривание способа выполнения в громкой речи.

Первичное закрепление во внешней речи произошло через анализ схем учебника

посредством продуктивного диалога. В итоге новое знание фиксируется в речи и знаково (

вербализируем, фиксируем новое знание, возвращаемся к заданию, вызвавшему

затруднение).

На этапе контроля обучающимся была предложена самостоятельная работа,

задания которой позволили проверить уровень усвоения знаний (теоретические знания,

практические умения):

- самостоятельное выполнение детьми упражнения на новый способ действия.

- самостоятельная работа маленькая по объёму способствовала созданию ситуации успеха

у детей и развитию интереса к уроку русского языка.

- самопроверка по эталону.

Создаётся ситуация успеха и её самоощущение через выполнение требований к

самостоятельной работе:

- узкая направленность,

- индивидуальность,

- небольшой объём.

Результат: индивидуальная рефлексия.

- адекватная самооценка,

- навык самоконтроля

Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В

содержание урока я включила элементы обучения школьников основным универсальным

учебным действиям.

Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима

мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я

тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы,

использовала различные приёмы активизации обучающихся.

На всех этапах урока обучающиеся были вовлечены в активную мыслительную и

практическую деятельность частично-поискового и репродуктивного характера, детям

надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ

выполнения уже известного им действия.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды

деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практические.

Для каждого ребёнка была создана ситуация успеха, что также способствовало

повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. При

постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные

особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их

деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

Учебный материал урока соответствовал принципу использования в обучении игровых

методов, принципу доступности и был посилен для учеников второго класса. Учебная

информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания

заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении

поставленных задач на уроке.

Учитывались санитарно – гигиенические требования. Соблюдалась правильность рабочей

позы учащихся.

Время урока было организовано исключительно продуктивно за счет продуманной

структуры его организации. Наблюдалось чередование видов деятельности.

Использование на уроке ТСО способствовало более осмысленному понимания проблем

урока.

На мой взгляд, урок прошел успешно, интересно и плодотворно. Урок проведён с

доминирующей деятельностью обучающихся. Все поставленные мной цели и задачи

достигнуты.

.