Напоминание

"Память сердца. А.Н. Александров и его последователи"

Автор: Курильченко Елена Михайловна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: ГБУДО г. Москвы "ДМШ имени А.Н. Александрова"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Сценарий тематического концерта
Тема: "Память сердца. А.Н. Александров и его последователи"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

СЦЕНАРИЙ ОБЩЕШКОЛЬНОГО КОНЦЕРТА

«ПАМЯТЬ СЕРДЦА.

А.Н. АЛЕКСАНДРОВ И ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛИ».

Дорогие друзья, мы продолжаем цикл исторических концертов, и с

удовольствием представляем вашему вниманию новый концерт, который мы

назвали «Память сердца. А.Н. Александров и его последователи».

Наша школа гордится тем, что носит имя известного отечественного

композитора А.Н. Александрова. Последователями Александрова были такие

композиторы, как Владимир Михайлович Блок, Роман Семенович Леденев и

Борис

Абрамович

Печерский.

Именно

этим

композиторам

посвящается

сегодняшнее наше концертное мероприятие.

Вести

концерт

буду

я, Курильченко Е.М., а также мои соведущие –

инициативный

творческий

родитель,

представитель

класса

- Полушкина

Виктория Сергеевна и преподаватель, кандидат философских наук - Огданец

Марина Юрьевна. Концерт состоит из разделов, каждый из них посвящен

одному из композиторов.

Открывает наш концерт хор младших классов.

1.

В.М. Блок, слова И. Озерова «Россия – песня моя!»

2.

А.Н.

Александров,

стихи

С.Я.

Маршака

и

Д.

Хармса

«Веселые

чижи».

Исполняет младший хор.

Руководитель - преподаватель Тарарацкая Н.В.

Концертмейстер – Сербента А.В.

А.Н. АЛЕКСАНДРОВ

Первый

раздел

концерта

посвящается

творчеству

А.Н.

Александрова.

Несколько слов о его биографии. А.Н. Александров – прекрасный

пианист, педагог, выросший в музыкальной семье (мама его была

пианисткой). В доме Александрова всегда звучала музыка. С детства

композитор с удовольствием слушал музыку Бетховена, Бородина,

Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова и воспитывался на

творчестве

этих

композиторов.

Интересен

также

факт

общения

Александрова с Танеевым, который в свою очередь, воспитал в нем

уважение

к

классическим

традициям,

на

основе

которых

и

развивалось в дальнейшем его композиторские творчество.

Окончил Александров Московскую консерваторию в 1923 году, и

сразу начал свою долгую плодотворную деятельность.

Много музыки А.Н. Александров написал для детей: музыка к

театральной

постановке

«Давид

и

Голиаф»

М.

Королькова,

«Пиноккио»

С.

Шервинского,

циклы

детских

песен

«Стройка»,

Маленькая

сюита

для

детей

и,

безусловно,

им

много

написано

детских пьес для фортепиано и других инструментов.

1.

Дорогие

ребята,

наш

концерт

проходит

в

преддверии

новогоднего

праздника.

Настроение

у

нас

уже

радостное,

новогоднее. Прозвучит «Новогодняя полька». Кто знает, что

такое

полька

(ответ

из

зала). Полька

чешский

быстрый,

живой танец 19 века, в размере 2/4.

«Новогодняя

полька»

-

Филатова

Софья

(2

кл.,

преподаватель

Курильченко Е.М.).

2. А.Н. Александров очень увлекался музыкой венских классиков,

любил произведения Л.-В. Бетховена. Обработка немецкой песни

Л.В. Бетховена – Рубцов Всеволод (1 кл., преподаватель Рыбакова

Е.М.).

3. Продолжим беседу о творчестве А.Н. Александрова. Во время

Великой Отечественной войны композитор не прекращает своей

творческой деятельности. В послевоенные годы он также много сил

отдает

сочинению

музыки.

Постепенно

музыка

Александрова

приобретает

всеобщую

популярность.

Среди

его

сочинений:

фортепианные

пьесы,

струнные

трио,

квартеты,

«Увертюра

на

народные темы», романсы, сонаты, обработки народных песен.

Пьесы

для

детей

очень

характерные,

с

яркими

названиями,

высоким художественно-образным содержанием. Когда эти пьесы

исполняют, хочется нарисовать рисунок или живо представить то,

что звучит в музыке. Пьесы с яркими названиями, такие, как «Когда

я был маленьким», «Медведь танцует под флейту», «Ночи темны,

тучи грозны» или «Кузнечик». Сейчас прозвучит пьеса «Кузнечик» и

мы можем легко представить в своем воображении летний день,

поле и веселого прыгающего кузнечика.

«Кузнечик» - Пакина Екатерина (2 кл, преподаватель Курильченко

Е.М.).

Следует

отметить,

что

наша

школа

очень

большое

значение

уделяет

музыке

этого

композитора,

и

каждый

год

проводит

фестиваль

имени

А.Н.

Александрова,

в

котором

дети

с

удовольствием исполняют яркие пьесы.

С

удовольствием

передаю

слово

соведущей

концерта

преподавателю, кандидату философских наук Огданец М.Ю.

4.

Анатолий

Николаевич

Александров

часто

у с т р а и ва л

музыкальные вечера, в рамках которых были прочитаны стихи,

проза, исполняли разную музыку.

Сейчас прозвучит этюд. А.Н. Александрова.

Огданец М.Ю. (соведущая):

- Кто знает, что такое этюд?

Учащиеся:

-

музыкальное

произведение

для

развития

технических

навыков

(ответ из зала)

Огданец М.Ю. (соведущая):

- Верно! Это инструментальная (в данном случае – фортепианная)

пьеса, как правило – небольшого объема, основанная на частом

применении

какого-либо

трудного

приема

исполнения,

и

предназначенная для усовершенствования техники исполнителя. Все

этюды необходимо исполнять как подвижную пьеску, максимально

используя все средства музыкальной выразительности.

Этюд фа мажор – Шевцова Элиза (6 кл, преподаватель Соколова

Э.С.). (текст Огданец М.Ю.)

5. Мы послушали новогоднюю польку в фортепианном исполнении.

На

одном

из

музыкальных

вечеров,

устраиваемых

А.Н.

Александровым,

возможно,

звучала

«Новогодняя

полька»

и

на

баяне. На сцене - «Новогодняя полька» - Панкратьев Иван (отдел

нар. инструментов, преподаватель Мальков А.С.).

6. Анатолий Николаевич Александров писал музыку для разных

камерных составов. Звучит «Ария» - (ансамбль, 8 кл., Курилова

Анастасия,

Кирсанова

Анастасия,

флейта,

фортепиано,

преподаватели Пирогов И.Е., Никитина А.Б.).

Второй раздел посвящен творчеству В.М. Блока. В.М. Блок –

преподавал в нашей школе, чем мы гордимся.

Передаю слово соведущей - Полушкиной В.С.

В.М. БЛОК (Полушкина В.С.)

Дорогие

друзья!

Владимир

Михайлович

Блок

знаменитый

современный

композитор,

педагог,

пианист

и

общественный

деятель, всю свою жизнь посвятивший служению музыки, искусству

и культуре подрастающего поколения нашей страны.

Многие годы Владимир Михайлович преподавал в нашей школе

класс композиции, вел свой предмет увлеченно и вдохновленно.

Дети его очень любили, недаром в его композиторской копилке

наличествует большое количество пьес и ансамблей, написанных

для детей и посвященных детям!

1.

Послушаем

лирическую

пьесу.

Звучит

«Серенада»

-

Рубцов

Святослав (1 кл, преподаватель Рыбакова Е.М.).

2. Композиции Владимир Михайлович блок учился в разное время у

Анатолия

Николаевича

Александрова

(посвятившего,

в

свою

очередь,

Блоку

Вторую

симфонию).

Для

нашей

детской

музыкальной школы В.М. блок является знаковой фигурой, именно

благодаря

его

стараниям

Детской

музыкальной

школе

№13

Киевского

района

было

присвоено

имя

Анатолия

Николаевича

Александрова.

3.

на

сцене

яркий

четырехручный

ансамбль,

одно

из

самых

популярных произведений композитора - «Московская полька» -

Новиков Владимир, Короед Серафим (3 кл., преподаватель Осмакова

И.А.).

- Ребята, какие танцы вы знаете?

Учащиеся:

- Менуэт, полька, сарабанда, гавот (ответ из зала).

Полушкина В.С. (всеведущая):

Молодцы! А что такое гавот?

Учащиеся:

- Гавот – французский старинный танец, небыстрый, в размере 4/4.

Ведущая:

3. Молодцы! Прозвучит концертная пьеса Владимира Михайловича

блока «Отзвуки гавота» - Морозова Мария (6 кл., преподаватель

Курильченко Е.М.).

Р.С. ЛЕДЕНЕВ (Полушкина В.С.)

Третий

раздел

нашего

концертного

мероприятия

мы

посвятили

творчеству знаменитого композитора, ученику А.Н. Александрова Роману

Семеновичу Леденеву. Р.С. Леденев окончил Московскую консерваторию,

аспирантуру,

преподавал

на

кафедре

теории

музыки

полифонию,

инструментовку, гармонию и сочинение; также преподавал в Центральной

музыкальной школе по классу композиции.

Главными темами творчества композитора были – темы Родной земли и

любимой

русской

природы,

поэтому

музыка

Романа

Семеновича

преисполнена возвышенной красоты, естественности, кристальной чистоты.

1.Прозвучат

два

фортепианных

«произведения-пейзажа»,

наполненных

высокохудожественным

смыслом.

«Радуга»

-

Москвитина Анна (1 кл., преподаватель Егорова).

2.

«Звездный

вечер»

-

Нестерова

Анна

(2

кл.,

преподаватель

Мозговенко М.И.).

Полушкина В.С. (соведущая):

- Дорогие ребята! Вы бывали в лесу, видели дятла? Или, возможно,

слышали?

Учащиеся:

- Да, слышали в лесу, как дятел стучит по дереву (ответ из зала).

Полушкина В.С. (соведущая):

2. – Молодцы! Послушаем пьесу «Дятел за работой» - Нестерова

Анна (2 кл., преподаватель Мозговенко М.И.).

Б.А. ПЕЧЕРСКИЙ

Последний,

четвертый

раздел

нашего

музыкального

вечера

посвящен моему Учителю, нашему современнику, и одновременно –

ученику А.Н Александрова Б.А. Печерскому – блестящему пианисту,

композитору, Члену Союза композиторов, Заслуженному деятелю

искусств России. В рамках цикла исторических концертов нашей

школы

проходил

отдельный

концерт,

посвященный

Печерскому.

Несколько слов о композиторе.

Борис Абрамович Печерский родился 24 сентября 938 года в г.

Одессе (веселый одессит). Закончил московскую консерваторию и

аспирантуру.

Учился

у

Гольденвейзера,

Емельяновой,

Шацкес,

Александрова, чье имя с гордостью носит наша школа. Сразу после

консерватории он начал долгую и плодотворную педагогическую

деятельность в высшей школе. Заведовал кафедрой музыкальных

инструментов в МГЗПИ, МГОПУ им. Шолохова, в настоящее время

– в московском гос. Пед. Университете. Воспитал целую плеяду

музыкантов-педагогов.

Печерский написал 8 сборников для детей и юношества соло и

ансамбли), 7 сборников фортепианных пьес концертного репертуара,

сборники музыкальных афоризмов.

Борис

Абрамович

написал

много

характерных,

ярких

пьес,

с

большим

количеством

акцентов,

контрастных

оттенков,

диссонансов.

Все

пьесы

обладают

высоким

художественным

образом,

имею

точные

названия

(«Вальс

мечтательной

гусыни»,

«Сонная кукла», «Воинствующий кузнечик» и другие).

Слушая

произведения

Бориса

Абрамовича

хочется

взять

в

руки

кисть

и

краски, настолько ярко раскрашены его произведения. Отличное

чувство

юмора

композитора

также

прослушивается

в

его

произведениях.

1. Первая пьеса которую мы услышим называется «Воинствующий

кузнечик».

Мы

уже

послушали

веселую

пьесу

Александрова

«Кузнечик»,

а

в

пьесе

Печерского

кузнечик

носит

уже

другой,

воинствующий

характер.

Давайте

послушаем,

с

кем

он

воюет!

«Воинствующий кузнечик» - Горбунова Таисия (2 кл., преподаватель

Курильченко Е.М.).

2.

Когда

день

на

исходе,

наступает

вечер,

приближается

ночь.

накапливается усталость, и у всех появляется сонное настроение.

Однако

спать

хотим

не

только

мы,

но

и

наши

игрушки.

Так

и

называется следующая пьеса. «Сонная кукла» - Москальчук Вера (1

кл., преподаватель Никитина А.Б.).

3.

Борис

Абрамович

Печерский

написал

яркий

короткий

фортепианный

цикл

из

жизни

ребенка

под

названием

«Четыре

глагола». Цикл включает в себя 4 пьесы: «Обидели», «Наказали»,

«Простили», «Разрешили».

Первая пьеса, которую мы услышим называется «Наказали». За

что родители могут наказать, кто знает? (ответы из зала). Ребенок не

слушается, капризничает, разбросал и не убирает игрушки и т.д.

«Наказали» - Ратушный Павел (4 кл., преподаватель Курильченко

Е.М.).

4. Ребенка наказали, потом обязательно – пожалели и простили.

Послушайте, характер пьесы совсем другой – осторожный, мягкий,

извиняющийся.

«Простили»

-

Боченкова

Александра

(4

кл.,

преподаватель Огданец М.Ю.).

5.

Ребенок

снова

радостный,

появляется

хорошее,

веселое

настроение,

и

звучит

пьеса

«Разрешили».

Что

могут

разрешить

родители детям? (ответы из зала). Поиграть в игрушки, посмотреть

мультфильмы, погулять, съесть сладкое, поиграть в компьютерную

игру. «Разрешили» - Полушкина Анастасия (4 кл., преподаватель

Курильченко Е.М.).

6. Ребята, в конце января все учащиеся фортепианного отдела сдают

технический

зачет,

в

рамках

которого

обязательно

представлены

гаммы. Другие отделы школы тоже сдают технический зачет. Мыс

послушаем

околоджазовую

пьесу,

которая

продемонстрирует

как

можно учить гаммы. В левой руке будут звучать мажорная гамма и

гармонический минор. Кто знает, чем отличается гармонический

минор от других гамм? (ответы из зала). «Учим гаммы» - Сабурова

Яна (6 кл., преподаватель Курильченко Е.М.).

7.

Борис

Абрамович

Печерский

написал

сборники

афоризмов.

Некоторые из них зачитаю.

«Происхождение

музыки

так

же

загадочно

и

туманно,

как

и

происхождение человека».

«Если

совсем

коротко,

то

музыка

это

графика

чувств

и

настроений».

«Музыка не делает человека лучше. Это заблуждение. Музыка

может заставить человека задуматься. Но и это – немало.»

«Нотный

стан

кое-что

и

кое-кого

напоминает:

целые

ноты

упиваются своей значимостью, половины начинают двигаться, но не

знают, чем заняться, четверти понимают, что их жизнь в движении,

восьмые

осваивают

бег

трусцой

шестнадцатые

озабочены

тем,

чтобы

не

суетиться;

тридцать

вторые

безмятежно

порхают

или

носятся

как

очумелые.

Все

остальные

попадаются

редко,

и

находятся в полной зависимости от основных обитателей нотного

стана».

Звучит яркая, характерная пьеса «Цирк приехал!» - Морозова Мария

(6 кл., преподаватель Курильченко Е.М.).

8. Цирковой номер (с элементами гимнастики) – «Юная фокусница»

(Шляховая Арина, 5 кл., преподаватель Курильченко Е.М.).

В завершении концерта мы приготовили музыкальный подарок

от

наших

уважаемых

гостей

концертирующей

пианистки

и

руководителя

музыкально-литературного

ансамбля

«Ars-longa»

и

учащейся 7 кл., ГБУДО г. Москвы «ДМШ им. Вано Мурадели»

Фалькович

Софьи.

Прозвучит

фортепианный

ансамбль

Валерия

Александровича Гаврилина - отечественного композитора, автора

симфонических и хоровых произведений, камерной музыки, музыки

к кинофильмам, фортепианных пьес.

Звучит

«Тарантелла»

В.А.

Гаврилина

исполняют

Фелициант

Маргарита Викторовна и Фалькович Софья.

Фотосъемка.

Раздача сладостей участникам концерта.

Методическая работа преподаватель,

кандидат пед. наук

Курильченко Е.М.