"Роль фольклора в воспитании детей дошкольного возраста"

Автор: Кондратова Наталья Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Тацинский д/сад "Колокольчик"
Населённый пункт: Станица Тацинская, Ростовская область
Наименование материала: Консультация для педагогов ДОУ
Тема: "Роль фольклора в воспитании детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 28.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребёнка детский сад первой категории

«Колокольчик» станицы Тацинской Ростовской области

Консультация для педагогов ДОУ

«Роль фольклора в воспитании детей дошкольного возраста»

Автор: воспитатель

Кондратова Наталья Валентиновна

Станица Тацинская

2015 год

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые формы фольклора. Детский фольклор имеет свою систему жанров, соотнесенную с возрастными особенностями детей. Он несет художественные и педагогические функции, знакомит с народными обычаями, традициями, влияет на его духовное развитие и является уникальным средством для передачи народной мудрости. Фольклор развивает устную речь ребенка, память, творческие способности, фантазию.
Напевность, особый ритм колыбельных песен
учат детей плавному произношению фраз, предложений, развивается фонематическое восприятие. Значительно обогащается и словарный запас. Удивительно быстро колыбельные запоминаются и входят в жизнь детей. Дети с удовольствием используют в игре такие колыбельные как: «Баю - баю, куколку качаю…», «Баю – бай, ты собачка, не лай…» и др.
Наблюдательность
и глубокое понимание психологии раннего детства позволили нашим предкам изобрести незаменимый и действенный элемент педагогики –
потешку
. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета. Например: «Курочка Рябушка», «Кисонька – Мурысенька», «Вышла курочка гулять» и т. д. Потешка помогает привить ребёнку навыки гигиены, порядка. При этом развиваются память, внимание, мышление, речь, а если выполняются определённые движения, то дополнительно развивается координация и ловкость.
Проговаривая заклички
, речь ребёнка становится более эмоциональной. Каждая закличка произносится с разной интонацией. Например, в закличке «Солнышко — вёдрышко», речь ребёнка грустная. «Солнышко – вёдрышко, Выгляни в окошко. Твои детки плачут, По камушкам скачут». А в закличке «Дождик – дождик, пуще» настроение радостное. «Дождик, дождик, пуще, Будет травка гуще!»
Загадка
помогает быстрее овладеть описательной формой речи. Необходимо обращать внимание детей на языковые особенности загадки, иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы
показать, что существует много возможностей сказать по-разному и очень красочно об одном и том же.
Например:
Ко – ко, ко-ко! Ко - ко, ко! Мамой быть ей нелегко! Надо деток посчитать, Уложить под крылья спать. Двадцать дочек, два сыночка. И зовут мамашу…
квочка!
Строго квохчет у беседки. Их ещё зовут…
наседки!
(Курицы) Я
пеструшка
, я
хохлатка.
Куд-куда! - кричу я кратко. Кричу, и слышит улица: Снесла яичко ... (Курица)
Небылицы
развивают логическое мышление, фантазию, что существенно влияет на развитие речи, умение отличать реальные события от вымышленных, развитие эмоциональной отзывчивости, т. к. это смешные истории, которые забавляют, веселят детей. Например: 1. «Федя – бредя съел медведя. Упал в яму – крикнул «Мама!» 1. «Ехал, ехал по дорожке Тимошка в лукошке, Петька в сапожке, А Сенька на блошке».
Чистоговорки
используются для отработки и закрепления трудных звуков в речи, направлены на выработку четкого и внятного произнесения слов и фраз, на развитие слухового внимания, речевого слуха, голосового аппарата. Например: Звуки Т, Д, Н 1. Ты – ты - ты, ты– ты - ты – на окне цветы. 2. Да – да - да, да – да - да — в реке студёная вода. 3. На – на - на, на – на – на – на небе луна.
Использование пословиц
активизирует речь ребёнка, развивает умение ясно формулировать свою мысль. К каждой пословице необходимо дать пояснение, что она означают, как её понимать. Например, при быстро выполненной, но некачественно работе можно сказать: «Поспешишь – людей насмешишь». Пословицы «Делу время – потехе час», «Сделал дело – гуляй смело!» можно употребить после завершённого дела, занятия. На примере потешки «Сорока
– ворона кашку варила…» объяснить детям значение пословицы «Кто не работает, тот не ест». Очень важно, чтобы воспитатели сами имели запас пословиц и употребляли, вспоминали бы их к какому – либо случаю. Дошкольники говорят и повторяют то, что слышат. Если воспитатели сами употребляют пословицы, то это, конечно же , запомнят и будут употреблять в речи дети.
Считалочки
полезно разучивать с самого раннего детства. Кроме знания счета, они прекрасно тренирует память ребенка и развивают чувство ритма. Например: Раз, два, три, четыре, пять! Мы собрались поиграть! К нам сорока прилетела И тебе водить велела!
Воздействовать
на формирование детской речи необходимо начинать с самых ранних лет жизни. Своеобразным методом такого воздействия являются речевые игры, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки, например: «Гуси-гусенята – га - га - га – а – а -а, Красные надели чулочки – га-га- га – а – а -а, И пошли гуськом чтоб напиться – га-га- га – а – а -а, Свеженькой воды из корытца – га-га- га – а – а –а. Напились воды десять братцев – га-га- га – а – а -а. Начали в корыте купаться – га-га- га – а – а -а. Гуси-гусенята сердиты – га-га- га – а – а -а. Очень близко дно у корыта – га-га- га – а – а -а». Очень нравится детям игра на звукоподражание «У дедушки Егора», «Кто как кричит?», где они имитируют голоса животных. Игры на развитие речи и мыслительных способностей помогают развивать лексико-грамматический стиль речи. Через игру без особых препятствий малыш сможет научиться грамотно, составлять и произносить предложения, сложные фразы. Например, игра «Мишка – шалунишка». Дети закрывают глаза и проговаривают текст: «Мишка – Мишка – шалунишка, Ну - ка, ну - ка, отзовись! Мишка – Мишка – шалунишка, Ну – ка, ну - ка, покажись!» Воспитатель или ребёнок прячет игрушку. Проговорив текст, дети открывают глаза, взглядом ищут мишку и говорят, где он спрятался. Речевые игры из серии «Доскажи словечко » способствуют умственному развитию ребенка, развитию речи.
Кто кем становится
Жил-был маленький щенок. Он подрос, однако,
И теперь он не щенок – Взрослая… (собака). Жеребёнок с каждым днём Подрастал и стал… (конём). Бык, могучий великан, В детстве был… (телёнком). Толстый увалень баран – Толстеньким… (ягнёнком). Этот важный кот Пушок – Маленьким… (котёнком). А отважный петушок – Кро-о-хотным… (цыплёнком). А из маленьких гусят Вырастают… (утки) – Специально для ребят, Тех, кто любит шутки. А. Шибаев Роль взрослого в получении знаний ребенком через игру является ведущей. Благодаря применению всех этих забав, своеобразная игра со звуками, словами становится средством, которое помогает научить ребенка тонкостям родного языка.
Известно,
что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Стимулировать речевое развитие детей рекомендуется путем тренировки движений пальцев рук: сюда входит разминание и поглаживание, массаж кисти рук и каждого пальчика, пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры. Пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика, разработанные на фольклорном материале, представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Выполняя пальчиками различные упражнения ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться. Кисти рук приобретает подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
«Пальчики здороваются»
— кончик большого пальца правой руки поочерёдно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.
«Человечек»
— указательный палец и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.
«Слонёнок»
— средний палец выставлен вперёд (хобот), а указательный и безымянный — ноги. Слонёнок «идёт» по столу.

Мир детства
не может быть без подвижных игр. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские подвижные игры многообразны. Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Особенно эффективны в интересах развития речи детей игры, сопровождаемые литературным текстом или песней.
«Петух»
Все играющие встают в круг и берутся за руки. Игроки идут по кругу, петух в кругу. Дети произносят потешку: Тух – тух Ту – ру – рух! Ходит по двору петух. Сам со шпорами, хвост с узорами. Во дворе стоит, громче всех кричит! Петух: Ку – ка – ре – ку! Все разбегаются, петух ловит детей, Пойманный становится петухом.
«Карусель»
Играющие становятся в круг. Ребята ходят по кругу со словами: «Еле-еле, еле-еле, Завертелись карусели, а потом кругом, А потом кругом-кругом, Всё бегом-бегом-бегом». Дети двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. Тише, тише, не спишите! Карусель остановите. Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра! Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается.
Все виды двигательной деятельности
детей сопровождается речью, криками, возгласами, восклицаниями. В сочетании двигательной и эмоциональной сферы детей работает, формируется и крепнет их речевой аппарат.
Художественное творчество
обогащает личность, жизнь ребенка становиться более интересной и содержательной. Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребёнка, будит фантазию.
В индивидуальной работе и коллективных занятиях по ознакомлению

детей с элементами малых фольклорных жанров использую

мнемотаблицы.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память и наглядный материал усваивается лучше, использование мнемотаблиц при заучивании, пересказе позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать
зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Конечно, использование мнемотехники ни в коем случае не призвано заменить традиционное заучивание текстов наизусть. Однако с задачей помочь сделать процесс запоминания более простым и интересным мнемотехника поможет справиться.
Хотелось бы отметить
, что вся работа ведётся совместно с родителями. С ними дополнительно проводятся консультации, мастер-классы, индивидуальные беседы, которые помогают родителям дома развивать речь детей посредством малых фольклорных форм.
Знакомя детей
с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений, способствуя воспитанию детей на народной мудрости.