Автор: Гладышев Геннадий Михайлович
Должность: преподаватель рисунка, живописи
Учебное заведение: ГБПОУ "Оренбургский областной художественный колледж"
Населённый пункт: г. Оренбург
Наименование материала: Статья
Тема: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ СТАРШИХ КУРСОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОЛЛЕДЖА В ОБУЧЕНИИ АКАДЕМИЧЕСКОМУ РИСУНКУ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-
ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ
СТАРШИХ КУРСОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОЛЛЕДЖА В
ОБУЧЕНИИ АКАДЕМИЧЕСКОМУ РИСУНКУ
Гладышев Г. М., к.п.н., доцент,
преподаватель ГБПОУ «Оренбургский
областной художественный колледж»
Художественное образование – это процесс овладения и присвоения
человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из
важнейших
способов
развития
и
формирования
целостной
личности,
ее
духовности,
творческой
индивидуальности,
интеллектуального
и
эмоционального
богатства
(из
концепции
художественного
образования
в
Российской Федерации).
Однако
необходимо
признать,
что
переход
на
рыночные
принципы
функционирования
экономики
вызвал
коммерциализацию
также
и
образовательной деятельности, что проявилось в дифференциации знаниевого
и воспитательного компонентов. При этом доминирующее внимание в системе
образования,
в
том
числе
и
художественного,
уделяется
технологизации
контроля знаниевой подготовки (тестирование) и акцент ставится на результат
обучения, тем самым процесс формирования духовно-ценностной мотивации
студентов отходит на задний план.
Свертывание духовно-воспитательного компонента в образовательной
деятельности
во
многом
способствуют
тому,
что
традиционные
для
отечественной культуры представления о единстве и тесной взаимосвязи
знаний и духовности уходят в прошлое. Получение знаний рассматривается
теперь не как источник духовного роста личности, а как основа карьерного и
потребительского роста.
Рыночные реформы прагматизировали не только материальные, но и
интеллектуальные
виды
труда,
что
обесценило
идеал
бескорыстного
служения
обществу
представителей
художественных,
дизайнерских,
педагогических
и
интеллектуальных
профессий,
перенеся
его
в
сферу
приватного выбора. Эта тенденция усиливается вовлечением российского
образования
в
процесс
глобализации,
который
унифицирует
и
технологизирует интеллектуальные виды деятельности и освобождает их от
императива служения высоким социальным идеалам.
Иными словами, налицо кризис российской культурной традиции –
разрыв духовности и образования.
2
Устоявшиеся
социализационные
дисфункции
образования
влекут
за
собой сокращение объема передачи общекультурных, духовно-нравственных,
эстетических ценностей, фиксацию и закрепление устойчивых деформаций
социальной
позиций
и
рост
контркультурных
ориентаций
учащейся
молодежи, углубление ценностного конфликта.
Казалось
бы,
что
именно
в
современную
эпоху
должно
возрастать
и
повышаться роль реалистического изобразительного искусства как духовного
посредника
между
людьми,
как
мощного
противовеса
влиянию
беспредметности
и
натурализма
в
художественном
творчестве
и
всеобъемлющей
власти
капитала
в
обществе,
как
рычага,
способного
повернуть
вспять
процессы
его
духовной
деградации.
Однако
на
сегодняшний день усиливается повсеместно утрата подлинно реалистических
ценностей и традиций в системе художественного образования. Об этом
говорит
падение
уровня
профессионального
искусства,
его
«духовное
обесценивание», снижение качества академической подготовки студентов во
многих художественных образовательный учреждений в России и зарубежья.
Глобальные мировые процессы влекут за собой как слияние и потерю
самобытности
национальных
культур,
так
и
обезличивание
конкретного
индивида.
Повсеместное
внедрение
новых
информационных
технологий,
позволяющих людям жить «не вдумываясь», «не познавая», а всего лишь с
легкостью
получая
знания
в
готовом
виде,
ведет
к
снижению
общекультурного
уровня
и
духовному
«усреднению»
л юд е й .
Изобразительное искусство в глазах обывателя постепенно утрачивает свою
ценность как источник духовного познания мира.
Человеческая личность внутренне возвышается, отражаясь в произведении
искусства, и через собственное творчество, и через сотворчество художнику в
во сприятии
его
создания.
Художник
познает
любое
я вл е н и е
действительности
всегда
через
призму
личности.
Любой
жанр
изобразительного искусства — в том числе и натюрморт, и пейзаж — это
своеобразное
изображение
человека,
ибо
все
сущее
рассматривается
художником с точки зрения его отношения к человеку, восприятия человеком.
Будущий дизайнер, художник-педагог или художник не сможет познать все
богатство и глубину взаимоотношений личности и окружающего мира, не
освоив с профессиональной точки зрения.
Особое звучание эта проблема приобретает при подготовке специалиста,
который призван передавать свой опыт новым поколениям. Именно через
творческое
осмысление
образа
человека
формируется
мировоззрение
будущих специалистов творческих профессий, в том числе и дизайнеров,
обогащается
их
внутренний
мир,
повышается
общекультурный
и
3
профессиональный
уровень,
раскрывается
заложенный
в
каждом
из
них
духовно-творческий потенциал.
Между
тем
опыт
педагогической
деятельности
показывает,
что
на
сегодняшний
день
студенты
художественных
колледжей
вообще,
а
дизайнерских
направлений
в
частности,
испытывают
наибольшие
затруднения именно при рисовании живой натуры. А изображение человека,
одухотворенного
неповторимым
авторским
эмоционально-эстетическим
видением, порой становится для них абсолютно непосильным. Решение такой
глобальной
задачи,
как
формирование
мировоззрения
подрастающего
поколения,
требует
комплексного
подхода
к
обучению
академическому
рисунку.
Именно
поэтому
в
современных
условиях
подготовка
квалифицированного специалиста в нашей области не может ограничиваться
приобретением
умений
и
навыков
грамотного
изображения
человека,
но
требует решения ряда задач, связанных с формированием художественного
образа, например - в портрете.
Нивелировка
художественно-образных
задач
академического
рисунка,
даже
при
сохранении
реалистической
формы
изображения,
приводит
студентов
и
художников
к
натурализму
—
бездушному
копированию
фрагментов окружающей действительности, в частности, в портрете, - к
утрате
передачи
духовной
самобытности
личности,
являющегося
самым
ценным в человеке.
Одним из главных постулатов реалистической школы является отражение
явлений
действительности
через
призму
духовно-эстетических
ценностей
художника.
Это
означает,
что
необходимым
условием
реалистичности
произведения
является
наличие
в
нем
художественного
образа.
Вслед
за
великим
педагогом
П.П.
Чистяковым
отстаивая
принцип
единства,
преемственности обучения и творчества, мы утверждаем, что художественно-
образное
осмысление
действительности
должно
быть
непременным
условием
преподавания
академиче ского
рисунка
как
о с н о в ы
профессиональной подготовки специалиста в нашей области.
Проблема преподавания академического рисунка состоит в постоянном
поиске
эффективных
путей
и
методов
педагогического
воздействия
на
студентов,
направленного
на
формирование
художественного
образа
в
академическом
рисунке
при
выполнении
учебных
заданий
с
натуры
на
примере
работы
с
портретом.
Поэтому
художнику-педагогу
необходимо
постоянно
проводить
работу
по
выявлению,
научному
обоснованию
и
проверке
наиболее
эффективных
путей
и
методов
педагогического
воздействия на студентов.
4
Непременным
условием
профессиональной
подготовки
студентов
по
академическому
рисунку
является
установка
на
художественно-образное
осмысление натуры на всех этапах обучения.
Одним из важнейших условий формирования художественного образа в
академическом
рисунке,
на
примере
портрета,
является
педагогическая
установка
на
всестороннее
осмысление
студентами
этико-эстетической
платформы категории «художественный образ» в совокупности с изучением
законов реалистического изображения.
При этом формирование художественного образа в академическом рисунке
портрета,
выполняемом,
например,
в
технике
мягких
графических
материалов, является единство педагогических воздействий, направленных, с
одной стороны, на овладение студентами основами графической техники, а с
другой стороны, на глубокое осмысление эстетической и изобразительной
взаимосвязи образа и материала, умения соотносить материал и образные
задачи
рисунка.
А
для
повышения
уровня
художественно-образного
осмысления действительности в академическом рисунке портрета учебный
процесс необходимо построить таким образом, чтобы на всех его этапах
выработка
изобразительных
умений
и
навыков
шла
параллельно
с
формированием
художественно-образного
мышления
(организация
восприятия натуры и рисунка, и формирование умения оперировать образами
восприятия,
памяти,
представления,
воображения
с
целью
создания
художественного
образа,
развитие
эстетических
эмоций,
раскрытие
потенциала творческой интуиции).
Ввиду наличия в художественном образе субъективного начала в процессе
обучения
академическому
рисунку
портрета
необходимо
учитывать
индивидуальные
особенности
художественно-образного
мышления
и
эмоционально-волевой сферы каждого студента.
По словам Микеланджело, «...рисунок - есть высшая точка и живописи, и
скульптуры, и архитектуры; рисунок является источником и душой всех
видов живописи и корнем всякой науки». Преподаватель рисунка не только
передает
студентам
знания
и
умения,
но
также
оказывает
значительное
влияние
на
становление
их
мировоззрения,
этических
и
эстетических
взглядов.
Духовно-творческий потенциал художника-педагога, дизайнера — это
совокупность способностей, определяющих их самореализацию и саморазвитие,
позволяющих реализовать творческие продуктивные потенции собственной
деятельности и деятельности студентов (обучающихся); духовно-творческий
потенциал
художника-педагога,
студента
выступает
«инструментом»
для
создания нового продукта совместной педагогической деятельности. Поэтому
5
нам
представляется
очень
важным
вопрос
о
том,
с
какой
философско-
эстетической
позиции
художник-педагог
подходит
к
преподаванию
академического рисунка, прежде всего к изображению человека.
Преподавание
академического
рисунка,
с
нашей
точки
зрения,
может
рассматриваться
и
изучаться
только
с
реалистических
позиций
с
учетом
субъективного компонента посредством целенаправленного педагогического
изучения
особенностей
личности
каждого
студента
и
применения
индивидуального подхода в обучении рисунку.
6