Напоминание

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ СТАРШИХ КУРСОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОЛЛЕДЖА В ОБУЧЕНИИ АКАДЕМИЧЕСКОМУ РИСУНКУ

Автор: Гладышев Геннадий Михайлович
Должность: преподаватель рисунка, живописи
Учебное заведение: ГБПОУ "Оренбургский областной художественный колледж"
Населённый пункт: г. Оренбург
Наименование материала: Статья
Тема: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ СТАРШИХ КУРСОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОЛЛЕДЖА В ОБУЧЕНИИ АКАДЕМИЧЕСКОМУ РИСУНКУ







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-

ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

СТАРШИХ КУРСОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОЛЛЕДЖА В

ОБУЧЕНИИ АКАДЕМИЧЕСКОМУ РИСУНКУ

Гладышев Г. М., к.п.н., доцент,

преподаватель ГБПОУ «Оренбургский

областной художественный колледж»

Художественное образование – это процесс овладения и присвоения

человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из

важнейших

способов

развития

и

формирования

целостной

личности,

ее

духовности,

творческой

индивидуальности,

интеллектуального

и

эмоционального

богатства

(из

концепции

художественного

образования

в

Российской Федерации).

Однако

необходимо

признать,

что

переход

на

рыночные

принципы

функционирования

экономики

вызвал

коммерциализацию

также

и

образовательной деятельности, что проявилось в дифференциации знаниевого

и воспитательного компонентов. При этом доминирующее внимание в системе

образования,

в

том

числе

и

художественного,

уделяется

технологизации

контроля знаниевой подготовки (тестирование) и акцент ставится на результат

обучения, тем самым процесс формирования духовно-ценностной мотивации

студентов отходит на задний план.

Свертывание духовно-воспитательного компонента в образовательной

деятельности

во

многом

способствуют

тому,

что

традиционные

для

отечественной культуры представления о единстве и тесной взаимосвязи

знаний и духовности уходят в прошлое. Получение знаний рассматривается

теперь не как источник духовного роста личности, а как основа карьерного и

потребительского роста.

Рыночные реформы прагматизировали не только материальные, но и

интеллектуальные

виды

труда,

что

обесценило

идеал

бескорыстного

служения

обществу

представителей

художественных,

дизайнерских,

педагогических

и

интеллектуальных

профессий,

перенеся

его

в

сферу

приватного выбора. Эта тенденция усиливается вовлечением российского

образования

в

процесс

глобализации,

который

унифицирует

и

технологизирует интеллектуальные виды деятельности и освобождает их от

императива служения высоким социальным идеалам.

Иными словами, налицо кризис российской культурной традиции –

разрыв духовности и образования.

2

Устоявшиеся

социализационные

дисфункции

образования

влекут

за

собой сокращение объема передачи общекультурных, духовно-нравственных,

эстетических ценностей, фиксацию и закрепление устойчивых деформаций

социальной

позиций

и

рост

контркультурных

ориентаций

учащейся

молодежи, углубление ценностного конфликта.

Казалось

бы,

что

именно

в

современную

эпоху

должно

возрастать

и

повышаться роль реалистического изобразительного искусства как духовного

посредника

между

людьми,

как

мощного

противовеса

влиянию

беспредметности

и

натурализма

в

художественном

творчестве

и

всеобъемлющей

власти

капитала

в

обществе,

как

рычага,

способного

повернуть

вспять

процессы

его

духовной

деградации.

Однако

на

сегодняшний день усиливается повсеместно утрата подлинно реалистических

ценностей и традиций в системе художественного образования. Об этом

говорит

падение

уровня

профессионального

искусства,

его

«духовное

обесценивание», снижение качества академической подготовки студентов во

многих художественных образовательный учреждений в России и зарубежья.

Глобальные мировые процессы влекут за собой как слияние и потерю

самобытности

национальных

культур,

так

и

обезличивание

конкретного

индивида.

Повсеместное

внедрение

новых

информационных

технологий,

позволяющих людям жить «не вдумываясь», «не познавая», а всего лишь с

легкостью

получая

знания

в

готовом

виде,

ведет

к

снижению

общекультурного

уровня

и

духовному

«усреднению»

л юд е й .

Изобразительное искусство в глазах обывателя постепенно утрачивает свою

ценность как источник духовного познания мира.

Человеческая личность внутренне возвышается, отражаясь в произведении

искусства, и через собственное творчество, и через сотворчество художнику в

во сприятии

его

создания.

Художник

познает

любое

я вл е н и е

действительности

всегда

через

призму

личности.

Любой

жанр

изобразительного искусства — в том числе и натюрморт, и пейзаж — это

своеобразное

изображение

человека,

ибо

все

сущее

рассматривается

художником с точки зрения его отношения к человеку, восприятия человеком.

Будущий дизайнер, художник-педагог или художник не сможет познать все

богатство и глубину взаимоотношений личности и окружающего мира, не

освоив с профессиональной точки зрения.

Особое звучание эта проблема приобретает при подготовке специалиста,

который призван передавать свой опыт новым поколениям. Именно через

творческое

осмысление

образа

человека

формируется

мировоззрение

будущих специалистов творческих профессий, в том числе и дизайнеров,

обогащается

их

внутренний

мир,

повышается

общекультурный

и

3

профессиональный

уровень,

раскрывается

заложенный

в

каждом

из

них

духовно-творческий потенциал.

Между

тем

опыт

педагогической

деятельности

показывает,

что

на

сегодняшний

день

студенты

художественных

колледжей

вообще,

а

дизайнерских

направлений

в

частности,

испытывают

наибольшие

затруднения именно при рисовании живой натуры. А изображение человека,

одухотворенного

неповторимым

авторским

эмоционально-эстетическим

видением, порой становится для них абсолютно непосильным. Решение такой

глобальной

задачи,

как

формирование

мировоззрения

подрастающего

поколения,

требует

комплексного

подхода

к

обучению

академическому

рисунку.

Именно

поэтому

в

современных

условиях

подготовка

квалифицированного специалиста в нашей области не может ограничиваться

приобретением

умений

и

навыков

грамотного

изображения

человека,

но

требует решения ряда задач, связанных с формированием художественного

образа, например - в портрете.

Нивелировка

художественно-образных

задач

академического

рисунка,

даже

при

сохранении

реалистической

формы

изображения,

приводит

студентов

и

художников

к

натурализму

бездушному

копированию

фрагментов окружающей действительности, в частности, в портрете, - к

утрате

передачи

духовной

самобытности

личности,

являющегося

самым

ценным в человеке.

Одним из главных постулатов реалистической школы является отражение

явлений

действительности

через

призму

духовно-эстетических

ценностей

художника.

Это

означает,

что

необходимым

условием

реалистичности

произведения

является

наличие

в

нем

художественного

образа.

Вслед

за

великим

педагогом

П.П.

Чистяковым

отстаивая

принцип

единства,

преемственности обучения и творчества, мы утверждаем, что художественно-

образное

осмысление

действительности

должно

быть

непременным

условием

преподавания

академиче ского

рисунка

как

о с н о в ы

профессиональной подготовки специалиста в нашей области.

Проблема преподавания академического рисунка состоит в постоянном

поиске

эффективных

путей

и

методов

педагогического

воздействия

на

студентов,

направленного

на

формирование

художественного

образа

в

академическом

рисунке

при

выполнении

учебных

заданий

с

натуры

на

примере

работы

с

портретом.

Поэтому

художнику-педагогу

необходимо

постоянно

проводить

работу

по

выявлению,

научному

обоснованию

и

проверке

наиболее

эффективных

путей

и

методов

педагогического

воздействия на студентов.

4

Непременным

условием

профессиональной

подготовки

студентов

по

академическому

рисунку

является

установка

на

художественно-образное

осмысление натуры на всех этапах обучения.

Одним из важнейших условий формирования художественного образа в

академическом

рисунке,

на

примере

портрета,

является

педагогическая

установка

на

всестороннее

осмысление

студентами

этико-эстетической

платформы категории «художественный образ» в совокупности с изучением

законов реалистического изображения.

При этом формирование художественного образа в академическом рисунке

портрета,

выполняемом,

например,

в

технике

мягких

графических

материалов, является единство педагогических воздействий, направленных, с

одной стороны, на овладение студентами основами графической техники, а с

другой стороны, на глубокое осмысление эстетической и изобразительной

взаимосвязи образа и материала, умения соотносить материал и образные

задачи

рисунка.

А

для

повышения

уровня

художественно-образного

осмысления действительности в академическом рисунке портрета учебный

процесс необходимо построить таким образом, чтобы на всех его этапах

выработка

изобразительных

умений

и

навыков

шла

параллельно

с

формированием

художественно-образного

мышления

(организация

восприятия натуры и рисунка, и формирование умения оперировать образами

восприятия,

памяти,

представления,

воображения

с

целью

создания

художественного

образа,

развитие

эстетических

эмоций,

раскрытие

потенциала творческой интуиции).

Ввиду наличия в художественном образе субъективного начала в процессе

обучения

академическому

рисунку

портрета

необходимо

учитывать

индивидуальные

особенности

художественно-образного

мышления

и

эмоционально-волевой сферы каждого студента.

По словам Микеланджело, «...рисунок - есть высшая точка и живописи, и

скульптуры, и архитектуры; рисунок является источником и душой всех

видов живописи и корнем всякой науки». Преподаватель рисунка не только

передает

студентам

знания

и

умения,

но

также

оказывает

значительное

влияние

на

становление

их

мировоззрения,

этических

и

эстетических

взглядов.

Духовно-творческий потенциал художника-педагога, дизайнера — это

совокупность способностей, определяющих их самореализацию и саморазвитие,

позволяющих реализовать творческие продуктивные потенции собственной

деятельности и деятельности студентов (обучающихся); духовно-творческий

потенциал

художника-педагога,

студента

выступает

«инструментом»

для

создания нового продукта совместной педагогической деятельности. Поэтому

5

нам

представляется

очень

важным

вопрос

о

том,

с

какой

философско-

эстетической

позиции

художник-педагог

подходит

к

преподаванию

академического рисунка, прежде всего к изображению человека.

Преподавание

академического

рисунка,

с

нашей

точки

зрения,

может

рассматриваться

и

изучаться

только

с

реалистических

позиций

с

учетом

субъективного компонента посредством целенаправленного педагогического

изучения

особенностей

личности

каждого

студента

и

применения

индивидуального подхода в обучении рисунку.

6