Автор: Иванова Лариса Леонидовна Должность: педагог - организатор
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №31 им. А.П.Жданова"
Населённый пункт: город Братск, Иркутская область
Наименование материала: Семинар- практикум
Тема: "Семья – как ценность"
Актуальность. Российское многонациональное общество имеет
уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается
самобытность отечественной культуры. Набор ценностей, которые усваивает
индивид в процессе социализации ему “транслирует” общество, и прежде
всего первичная ячейка общества – семья. «Семья, материнство, отцовство и
детство в Российской Федерации находятся под защитой государства”, -
гласит Семейный кодекс. Указом Президента Российской Федерации от 1
июня 2012 года «О национальной стратегии действий в интересах детей на
2012 -2017 годы» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных
ценностей. Исследование системы ценностных ориентаций личности
представляется особенно актуальной проблемой сегодня, в условиях
серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая “размытость”
общественных ценностных. Многие ценности, в том числе и семейные,
оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм, издревле
присущие как российской отечественной, так и каждой национальной
культуре. Возникает необходимость пристального внимания к исторически
сложившимся духовно-нравственным ценностям общества, их выявления,
осмысления, возрождения и применения в социализации подрастающего
поколения.
Ведущая роль в решении данной проблемы принадлежит структурам
образования. В Концепции модернизации российской системы образования,
«Национальной доктрине образования Российской федерации до 2025 года»
определена важность обновления программ обучения школьников с учетом
формирования у учащейся молодежи социально ценностного и
ответственного отношения к семье, способности к успешной социализации в
обществе. Отсюда
важнейшей задачей нашего общества становится
разработка и реализация стратегий и механизмов, позволяющих реализовать
духовно - ценностный потенциал, исторически заложенный в семье.
Современная семья испытывает небывалые, порою критические
затруднения. Кризис современной семьи связан с резким изменением
социального статуса, в котором она находится; с медленным переходом семьи
к новым социально-экономическим условиям жизни; с затянувшимся
процессом адаптации семьи к изменившимся социокультурным условиям; с
ценностным вакуумом и т.д. Эти и другие негативные явления нарушают
нормальное функционирование семьи, приводят к деградации семейного
образа жизни. Результатами такого положения семьи являются:
- наблюдаемые явления резкого снижения престижа семьи;
- рост числа разводов, обусловленных в ряде случаев внутрисемейным
насилием;
- резкое увеличение детской преступности, увеличение количества детей,
приобщающихся к алкоголю, проституции, наркотикам;
- резкое снижение жизненного уровня малообеспеченных семей, что
является причиной возникновения споров, ссор, чувства зависти, проявлений
недоброжелательного отношения друг к другу;
- рост конфликтности среди членов семьи, снижение авторитета
родителей.
Данные положения подтверждают, что кризис семьи приводит к
разрушению самой ценности образа жизни, к исчезновению понятия
«семейственность».
Анализ педагогической теории и практики позволил нам выявить
имеющиеся в исследуемой проблеме острейшие противоречия между:
новыми соци
ально-педагогическими условиями в стране и
недостаточной изученностью их влияния на семью и ее
воспитательную деятельность;
снижением роли семьи в со
хранении национальных культурных
ценностей и необходимостью восстановления и повышения этой роли;
изменившимися условиями жизни и необходимостью создания
целенаправленной системы, стимулирующей повышение культурного
уровня дагестанской семьи и ее деятельности по воспитанию
подрастающего поколения;
ниспровержением прежних социальных и политических идеалов,
приведших к смене «кругов ценностей», и неспособностью системы
образования в полной мере отразить этот факт в целях воспитания;
усилением тенденции самоустранения многих родителей от воспитания
собственных детей, ухудшения внутрисемейных отношений и
необходимостью педагогического просвещения родителей для
осознания ими силы влияния на детей семейного уклада жизни.
Семинар-практикум: «Семья – как ценность»
Участники: педагогический коллектив.
Продолжительность: 1 ч. 20 минут
Оборудование: записи спокойной музыки.
Подготовительная работа : изготовление информационного буклета,
разработка сценария проведения семинара, памяток для педагогов, задания
для групп.
Форма проведения: семинар-практикум с элементами деловой игры.
Цель: Формирование духовно – нравственных качеств личности через
приобщение детей к семейным традициям и ценностям.
Способствовать получению и усвоению опыта продуктивного поведения в
процессе решения проблемных ситуаций в семье, таким образом,
способствуя, в свою очередь, профилактике зависимого поведения и
предупреждению в будущем конфликтных ситуаций, созданию
благоприятного психологического климата в семье.
Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение
выражать свои чувства (радость, нежность).
Включение родителей как социальных партнёров в процесс
общественного воспитания детей.
Создание оптимальных условий для самовыражения и самореализации
участников семинара.
Ход семинара-практикума.
Приветственное слово.
1. Создание мотивации семинара, цели и задачи, план.
Наш семинар хотелось бы начать с небольшой притчи.
Притча.
Знаменитая китайская притча «Ладная семья» наиболее полно раскрывает
суть счастливых семейных отношений: «В одном селе жила семья из 100
человек. В ней царила особая атмосфера мира, согласия и взаимопонимания.
Никогда здесь ни ссорились, ни ругались. Этот слух дошел до правителя
страны. Решил он проверить, так ли это на самом деле. Приехал владыка в
село, нашел главу семьи и спросил о том, как ему удается сохранять
гармонию между близкими людьми. Старик взял лист бумаги, долго на нем
писал, а потом вручил его правителю. На бумаге было начертано 3 слова:
"Любовь", "Терпение" и "Прощение". «И это все?» - удивился правитель. На
что старик ответил: «Да! Это основа не только хорошей семьи, но и мира в
целом…»
Цели и задачи семинара.
Форма проведения: семинар-практикум с элементами деловой игры.
План нашего семинара представлен в информационном буклете.
Цели и задачи семинара
Теоретическая справка:
Работа в группах:
Итоги семинара. Обратная связь. Рефлексия
Упражнение «Мозговой штурм»
Давайте определимся: что такое «семья» в вашем понимании?(обсуждение в
группах)
Значение слова Семья по Ожегову:
Семья -Объединение людей, сплоченных общими интересами.
Значение слова Семья по Ефремовой:
Семья - 1. Группа близких родственников (муж, жена, родители, дети и т.п.),
живущих вместе. // перен. Группа, организация людей, спаянных дружбой и
объединенных общими интересами.
Значение слова Семья по словарю Ушакова:
СЕМЬЯ
1. Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних
родственников, живущих вместе.
Семья — это то, что объединяет людей в одно целое. Семья – это не просто
родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены
чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Семья – это
поддержка и опора, одна из главных ценностей в жизни человека.
Практика воспитания личности своими корнями уходит в глубинные пласты
человеческой цивилизации. В воспитании и развитии личности особое место
занимают внутренние духовно-нравственные ценности. Ценности и идеалы
тесно связаны с историческими факторами. В связи со сменой классов
менялись представления о ценностях и идеалах. Но и религия, и философия
утверждают, что у людей при смене формаций, осталось много общего, что
сохраняется тысячелетиями и передается из поколения в поколение. Это
проверенные временем моральные нормы, ставшие общечеловеческими
духовными и нравственными ценностями.
«Древнерусская начальная образовательная школа - это дом, семья. Ребенок
должен был воспитываться не столько уроками, которые он слушал, сколько
тою нравственною атмосферою, которою он дышал. Это было не
пятичасовое, а ежеминутное действие, посредством которого дитя впитывало
в себя сведения, взгляды, чувства, привычки». Издавна средствами
нравственного воспитания считались: пример родителей, учителей,
товарищей,
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение
психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку,
безусловного безоценочного принятия. Семья для ребенка - это ещё и
источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания,
здесь происходит его социальное рождение. Система семейных ценностей,
определяющих уклад жизни семьи, является основным средством воспитания
нравственности.
Новые социально-экономические условия, социально-экономический и
демографический кризис в России породили множество проблем в сфере
семейного воспитания:
происходит девальвация семейных ценностей, у молодежи утрачено
традиционное восприятие родительства и детства, снижается
социальная значимость отцовства и материнства;
господство в современной семье материальных ценностей над
духовными;
формирование у детей и подростков новой системы ценностей,
основанной на приоритете индивидуалистического «я»;
происходит распад преемственности поколений, исчезновение
семейных традиций;
недостаток знаний у школьников о своей семье, о ее истории.
По данным Госкомстата РФ ежедневно распадается более 1 тыс. семей,
31,4% детей имеют только одного родителя. Ежегодно 63% детей в стране
подвергаются насилию в семье, увеличивается количество нежеланных,
беспризорных и безнадзорных детей.
Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства:
нарушены процессы формирования у детей духовно-нравственной сферы;
наблюдается духовно-нравственная некомпетентность, отсутствуют у
подрастающего поколения четкие представления о пороке и добродетели,
ответственности перед своей семьей, обществом, нацией и государством.
Нарушение процессов формирования духовно-нравственной сферы приводят
к таким негативным последствиям в поведении детей и подростков, как
проституция, наркомания, алкоголизм, криминал, гражданская пассивность,
уход из семьи. В научной литературе отмечается, что современная семья
утратила свои воспитательные функции, что приводит к вступлению в
самостоятельную жизнь нравственно инфантильных и духовно-
неполноценных молодых людей, что подрывает благосостояние,
безопасность, стабильность российского общества.
Во многом эти проблемы обусловлены низким уровнем сотрудничества семьи
и общеобразовательной школы в формировании у растущего человека
семейных духовно-нравственных ценностей .Успешное формирование у
детей и подростков семейных духовно-нравственных ценностей
осуществляется более эффективно в условиях педагогического
взаимодействия семьи и школы.
Необходимые условия формирования семейных ценностей:
системно - деятельностный подход к исследованию проблем
формирования у детей семейных духовно-нравственных ценностей -
основной подход.
При организации воплощения этого методологического принципа-метода
крайне важно четкое представление его сущности. Основой для его
понимания служит понятие «деятельность».
Процесс воспитания — это процесс трансформации ценностей, идеалов,
существующих в культуре, через деятельность в реально действующие и
смыслообразующие мотивы поведения. Таким образом, с самого начала в
системно - деятельностном подходе выделяется результат деятельности как
целенаправленной системы.
Диагностика эффективности воспитательной деятельности
школьников. Целью диагностики является выяснение того, являются ли (и в
какой степени) воспитывающими те виды внеурочной деятельности,
которыми занят школьник
Делается это для того, чтобы обнаруживать и решать наиболее острые
проблемы, существующие во внеурочной сфере, чтобы анализировать,
обобщать и распространять позитивный опыт воспитания
Воспитание — это управление процессом развития личности ребёнка
(человека) через создание благоприятных условий. Соответственно и
диагностика должна быть направлена на изучение личности ученика и
создаваемые во внеурочной деятельности развития условия личности. Исходя
из этого, можно выделить три основных предмета диагностики.
Первый предмет диагностики - это личность самого воспитанника. В каком
направлении происходит развитие личности ученика? На какие ценности он
ориентируется? Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к
самому себе складываются у него в процессе воспитания? Второй предмет
диагностики — это детский коллектив как одно из важнейших условий
развития личности ученика. Влияние коллектива на ученика многоаспектно:
за счёт одних своих свойств он может порождать процессы нивелировки
личности, её усреднения, за счет других — развивать индивидуальность
ученика, его творческий потенциал. третий предмет диагностики — это
профессиональная позиция педагога, ещё одно важнейшее условие развития
личности ученика. Позиция — это единство сознания и деятельности
человека, где деятельность выступает одним из способов реализации его
базовых ценностей. В связи с этим важно выяснить: является ли воспитание
сознательно выбранной деятельностью педагога (или педагог всего лишь
выполняет возложенную на него кем-то обязанность, т. е. попросту отбывает
повинность); какие профессиональные ценности сформированы у педагогов
(или такие ценности вовсе отсутствуют, и педагог осуществляет свою работу
формально, равнодушно)? Не меньшее значение имеет и характер
педагогической позиции. Сформирована ли у воспитателя гуманистическая
или авторитарная педагогическая позиция, предполагает ли он
самоопределение воспитанника или рассматривает его как воплощения
своих замыслов? Здесь можно использовать методику диагностики
профессиональной позиций педагога как воспитателя.
Дополнительные подходы:
ценностный (аксиологический) подход. Его основная задача –
овладение ценностями общечеловеческой культуры, как духовной, так и
материальной.
Воспитание в системе педагогической аксиологии строится
как процесс освоения ценностей, их интериоризации. (от фр.
intériorisation — переход извне внутрь и лат. interior — внутренний) Он
включает несколько этапов:
• предъявление ценности в реальных условиях воспитания;
• ее первичное оценивание, обеспечение эмоционально положительного
отношения к данной ценности;
• выявление смысла ценности и ее значения;
• принятие осознанной ценности;
• включение принятого ценностного отношения в реальные социальные
условия действий и общения воспитанников;
• закрепление ценностного отношения в деятельности и поведении
воспитанников.
личностно-деятельностный предполагает, что школа должна снабдить
деятельность человека, становление личности.
культурологический- Сторонников культурологического подхода
отличает отказ от воспитания как специально организованного
педагогического процесса. Они считают, что ребенок, осмысливая мир
культуры, картину мира, адаптируется к действиям и поведению
окружающих и "опытным путем", "между делом" осваивает культурные
нормы и ценности. главное — взаимодействие, взаимоотношения,
личностное общение взрослых и детей, а воспитание — это "побочный
эффект" всех самостоятельных исканий ребенка.
антропологический . Для построения воспитательного процесса на
антропологической основе важен учет возрастных особенностей.
Воспитание опирается на знание особенностей возрастных этапов в жизни
личности. При этом существенны содержательные характеристики не
только психофизического, но и духовно-нравственного формирования
ребенка в разные периоды.
фамилистический подход основан на изучении семьи .(Праздники в
России – культурная традиция, приучающая любить, хранить духовно
‐
нравственные ценности народа, передавать их из поколения в
поколение . Педагогическое содержание праздничной культуры
развивается, совершенствуется из поколения в поколение, сохраняя
нравственный стержень и приоритеты. Государственные праздники на
территории России, популяризируют ценности семьи, родительства,
детства. «Международный день семьи» – его ценностная основа –
сохранение и укрепление института cемьи, семейного образа жизни,
социальная защищенность семьи, семейно
‐
родительская целостность
(супружество, родительство, детство, родственность); «День матери» –
праздник, актуализирующий ценности родительства, роль матери в
рождении и воспитании ребенка, защиту материнства, добродетели
матери;«Международный день защиты детей» – в этой праздничной дате
раскрывается значение ценности детства, важность формирования детской
культуры, социальная защищенность детства;«Международный женский
день» направлен на укрепление материнства, супружества, гендерной
культуры . Новые праздники обогатили воспитательно
‐
образовательную
среду важными ценностными приоритетами, например«Всероссийский
праздник 8 июля – День семьи, любви и верности», где особое значение
обрели духовно
‐
нравственные ценности брака, супружества,
родительства.
Главным условием, необходимым для формирования семейных ценностей
является взаимодействие семьи и школы:
Содержание, формы и методы работы с родителями.
Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:
1.
Повышение психолого-педагогических знаний родителей
(лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
2.
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
(родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в
укреплении материально технической базы);
3.
Участие родителей в управлении школой (совет школы,
родительские комитеты).
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на
повышение педагогической культуры родителей, на укрепление
взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.
Формы работы с родителями.
Традиционные:
Родительские собрания
Общеклассные и общешкольные конференции
Индивидуальные конференции психолога
Посещение на дому
Нетрадиционные :
Родительские тренинги
Дискуссии
Психологические разминки
Круглые столы
Устные журналы
Практикум
Родительские вечера
Родительские чтения
У каждого из вас уже есть представления о том, как может выглядеть
идеальная семья. Однако жизнь весьма разнообразна, нет ни одного похожего
человека, ни одной похожей судьбы, и ни одной похожей семьи. Семьи
различны по составу, образу жизни, они могут в данный момент переживать
не лучшие времена. Сегодня мы поговорим о том, что такое семья, какие роли
существуют в семье, как семья развивается, с какими сложностями
приходится сталкиваться каждому члену семьи, какие задачи выполнять.
Упражнение «Мифы и легенды о семье»
Ведущий зачитывает утверждение, участники делятся, согласно своему
мнению, на 3 группы: те, которые согласны с утверждением, те, которые не
согласны, и те, которые сомневаются в правильности утверждения или
согласны частично. Затем представитель от каждой группы высказывается.
После этого ведущий говорит правильный вариант.
Утверждения:
• Семья – ячейка общества, призванная трудиться на благо человечества,
производить здоровое потомство, тем самым улучшать демографическую
обстановку Земли».
• Глава семьи – мужчина.
• Полноценная семья состоит из мужчины, женщины и их детей.
• Молодая семья должна подчиняться правилам и традициям родительской
семьи.
• Женщина в семье должна быть в первую очередь матерью, именно она
несет ответственность за воспитание детей и уход за ними.
• Брак должен быть зарегистрирован.
Следующее упражнение: «Багаж с наследством»
Вспомогательные материалы: листы А4 с контурами чемодана, карандаши,
фломастеры.
Ведущий раздает участникам листы с контурами чемодана и просит
изобразить внутри него в виде символов или написать словами то хорошее и
ценное, что они хотели бы взять из родительской семьи в свою будущую
семью. Это может быть характер отношений, семейные традиции, навыки
ведения хозяйства или воспитания детей.
Затем ведущий просит разбиться участников по парам и поделиться друг с
другом содержанием своих чемоданчиков. Сначала рассказывает один член
пары, задача другого – выслушать, а затем рассказать, что из «багажа»
партнера понравилось больше всего, и что бы ему хотелось позаимствовать.
Затем участники меняются ролями.
И еще одно упражнение «А я привык по-другому!»
Вспомогательные материалы: карточки с ситуациями
Из группы выбираются добровольцы, которые хотели бы поучаствовать в
разыгрывании сценок на тему семенных конфликтов, остальные внимательно
наблюдают. Каждому «актеру» раздается листочек с описанием ситуации и
роли.
Ситуации:
• Утро. Супруг просыпается и собирается на работу. Супруга сладко спит.
Супруг пытается разбудить жену для того, чтобы она встала и приготовила
для него завтрак, объясняя это тем, что в его семье женщины всегда
ухаживали за мужчинами: готовили еду, стирали, убирались, а для мужчины
главное – это работа. Женщина говорит, что в ее семье каждый ухаживал за
собой сам и поставить чайник на плиту не так уж сложно, что до свадьбы он
был другим, приносил кофе в постель и т.п.
• Молодые супруги прогуливаются по скверу, где также проводит время
много взрослых людей с детьми. Им нравится наблюдать за игрой детей,
обсуждать это. По приходу домой супруг заводит разговор о том, что хорошо
бы и им завести ребенка, ведь какая же семья без детей? Жена говорит о том,
что она не хочет иметь детей, т.к. дети отнимают очень много времени и им
придется посветить жизнь. А смысл своей жизни она видит в любимой, но
трудной работы. Мужчина отвечает, что его родители с нетерпением ждут
внуков, т.к. главная цель семьи – создать здоровое потомство. Жена упрекает
мужа вне понимании ее, а в результате и нелюбви к ней. Назревает конфликт.
• Муж в который раз приходит домой поздно с работы. Супруга начинает
ворчать, говорит, что ей не хватает внимания, заботы, любви мужа и что с
работы нужно приходит вовремя, совсем не обязательно задерживаться.
Супруг отвечает, что для мужчины работа – это главное.
• Супруг проспал работу, жена «спасая» мужа звонит его начальнику и
говорит, что он заболел и на работу, к сожалению, сегодня выйти не сможет.
Директор в ответ выливает свои негативные эмоции, говорит о том, что ее
благоверный сорвал важное мероприятие. Женщина «срывается» на супруге,
крича о том, что роль спасительницы уже надоела, т.к. за два года совместной
жизни она вытаскивала его из милиции, не один раз «отмазывала» у
начальства, всячески препятствовала тому, чтобы он влез в драку, зная его
вспыльчивый характер и т.д. и т.п.Мужчина в ответ заявляет, что она его
жена, и это ее обязанность выручать его; если не она, то кто еще ему
поможет?
• Наступает Новый год. Супруга готовиться к встрече его в теплом семейном
кругу с молодым мужем. Родители мужа уверены в том, что молодая семья
придет к ним, т.к. Новый год – это семейный праздник, а они и есть дружная
семья! Жена считает, то родительская семья – это уже не их семья, они
свободные люди и где хотят встретить праздник, там это и будет. Муж
согласен с мнением его родителей и не хочет отступать от своих принципов.
После разыгрывания, каждая ситуация обсуждается в общем круге.
Примерный перечень вопросов:
• Почему конфликт произошел, в чем была его суть?
• Как вы считаете, кто, по-вашему, был прав?
• Как в похожих ситуациях принято поступать в вашей родительской семье?
• Как можно было бы решить возникшие разногласия?
Рефлексия. Обратная связь. Подведение итогов.
Наш семинар подошел к концу. Итог сегодняшней встречи подводится
необычно, в виде написания синквейна. Каждому участнику предлагается
написать, что такое семья с помощью синквейна.
Слово «синквейн» пришло к нам из французского языка и переводится как
«пять». Следовательно, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти
строк.
Правила составления синквейна.
1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;
5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно
существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное
отношение к теме).
Примеры:
Семья.
Крепкая и дружная.
Сохраняется, поддерживается, приумножается.
Состояние любой семьи.
Погода.
Семейного счастья, Вам, уважаемые коллеги!
Спасибо за внимание и сотрудничество.
Наш семинар хочу завершить стихотворением
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение, трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много семейной работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
«Какая хорошая это семья!»
И напоследок один совет
: Женщина сияет – весь дом сияет. Женщина
МРАЧНА – и всем в доме становится неуютно и ХОЛОДНО, и потому
стараются уйти из такого дома, а коли так – СЛЕДИТЕ дорогие женщины за
своим НАСТРОЕНИЕМ! Не расстраивайтесь по пустякам, не злитесь, не
ругайтесь, не раздражайтесь, не осуждайте своих ближних. Будьте
великодушны, добры и терпимы – храните мир и согласие в семье, а мир
зависит от вашего отношения к своим ближним, к супругу, к детям.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРА
1.
Семейно – бытовая культура. Пособие для студентов. Под ред. Д.И.
Водзинского - М., 1987
2.
Семейная академия. Вопросы и ответы. «Просвещение» - М., 1996
3.
Настольная книга родителе. Хрестоматия по семенному воспитанию. »
- М., 1987.
4.
Актуальные проблемы современного детства. Сборник научных
трудов / Под ред. Е. М. Рыбинского. - М., 1993.
5.
Захаров, А. И. Психологические особенности восприятия детьми роли
родителей // Вопросы психологии. - 1982, № 1.
6.
Захарова, Л. Н. Дитя в очереди за лаской. / Л.Н. Захарова. - М., 1991.
7.
Книга для приемных родителей / Под ред. Г. И. Гусаровой. – Самара,
1998.
8.
Автореф. дис. канд. пед. наук. / Г.М. Сысоева. – Л., 1990.
9.
Вопросы психологии. 1987. № 5.
10.
Кон И. С. Психология старшеклассника М , 1980
11.
ФлоренскаяТ.А. Мирдоматвоего. Духовно-нравственные основы семьи:
психология, культура, традиции М. 2004г.
12.
Горбунова Л.П. В семейном кругу: литературный вечер, посвященный
семейным ценностям // Читаем, учимся, играем.- 2009. - № 6.
13.
Классный руководитель № 8 2009
14.
Школа и семья: от диалога к партнерству, стр. 82 – 102,
1.