"Семья – как ценность"

Автор: Иванова Лариса Леонидовна
Должность: педагог - организатор
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №31 им. А.П.Жданова"
Населённый пункт: город Братск, Иркутская область
Наименование материала: Семинар- практикум
Тема: "Семья – как ценность"
Дата публикации: 28.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Семинар-практикум:

«Семья – как ценность»



Семья — источник радости и счастья

Любви неиссякаемый родник.

И в ясную погоду, и в ненастье

Хранит семья и ценит жизни миг.

Составила: педагог – организатор

МБОУ «СОШ № 31 им. А.П. Жданова»

Иванова Лариса Леонидовна.
Братск 2015 г.

Актуальность.
Российское многонациональное общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность отечественной культуры. Набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” общество, и прежде всего первичная ячейка общества – семья. «Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства”, - гласит Семейный кодекс. Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 годы» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей. Исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой сегодня, в условиях серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая “размытость” общественных ценностных. Многие ценности, в том числе и семейные, оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм, издревле присущие как российской отечественной, так и каждой национальной культуре. Возникает необходимость пристального внимания к исторически сложившимся духовно-нравственным ценностям общества, их выявления, осмысления, возрождения и применения в социализации подрастающего поколения. Ведущая роль в решении данной проблемы принадлежит структурам образования. В Концепции модернизации российской системы образования, «Национальной доктрине образования Российской федерации до 2025 года» определена важность обновления программ обучения школьников с учетом формирования у учащейся молодежи социально ценностного и ответственного отношения к семье, способности к успешной социализации в обществе. Отсюда важнейшей задачей нашего общества становится разработка и реализация стратегий и механизмов, позволяющих реализовать духовно - ценностный потенциал, исторически заложенный в семье. Современная семья испытывает небывалые, порою критические затруднения. Кризис современной семьи связан с резким изменением социального статуса, в котором она находится; с медленным переходом семьи к новым социально-экономическим условиям жизни; с затянувшимся процессом адаптации семьи к изменившимся социокультурным условиям; с ценностным вакуумом и т.д. Эти и другие негативные явления нарушают нормальное функционирование семьи, приводят к деградации семейного образа жизни. Результатами такого положения семьи являются: - наблюдаемые явления резкого снижения престижа семьи; - рост числа разводов, обусловленных в ряде случаев внутрисемейным насилием; - резкое увеличение детской преступности, увеличение количества детей, приобщающихся к алкоголю, проституции, наркотикам;
- резкое снижение жизненного уровня малообеспеченных семей, что является причиной возникновения споров, ссор, чувства зависти, проявлений недоброжелательного отношения друг к другу; - рост конфликтности среди членов семьи, снижение авторитета родителей. Данные положения подтверждают, что кризис семьи приводит к разрушению самой ценности образа жизни, к исчезновению понятия «семейственность». Анализ педагогической теории и практики позволил нам выявить имеющиеся в исследуемой проблеме острейшие противоречия между:  новыми соци ально-педагогическими условиями в стране и недостаточной изученностью их влияния на семью и ее воспитательную деятельность;  снижением роли семьи в со хранении национальных культурных ценностей и необходимостью восстановления и повышения этой роли;  изменившимися условиями жизни и необходимостью создания целенаправленной системы, стимулирующей повышение культурного уровня дагестанской семьи и ее деятельности по воспитанию подрастающего поколения;  ниспровержением прежних социальных и политических идеалов, приведших к смене «кругов ценностей», и неспособностью системы образования в полной мере отразить этот факт в целях воспитания;  усилением тенденции самоустранения многих родителей от воспитания собственных детей, ухудшения внутрисемейных отношений и необходимостью педагогического просвещения родителей для осознания ими силы влияния на детей семейного уклада жизни.

Семинар-практикум: «Семья – как ценность»

Участники:
педагогический коллектив.
Продолжительность:
1 ч. 20 минут
Оборудование:
записи спокойной музыки.
Подготовительная работа
: изготовление информационного буклета, разработка сценария проведения семинара, памяток для педагогов, задания для групп.
Форма проведения:
семинар-практикум с элементами деловой игры.
Цель:
Формирование духовно – нравственных качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям. Способствовать получению и усвоению опыта продуктивного поведения в процессе решения проблемных ситуаций в семье, таким образом, способствуя, в свою очередь, профилактике зависимого поведения и предупреждению в будущем конфликтных ситуаций, созданию благоприятного психологического климата в семье.  Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства (радость, нежность).  Включение родителей как социальных партнёров в процесс общественного воспитания детей.  Создание оптимальных условий для самовыражения и самореализации участников семинара.
Ход семинара-практикума.

Приветственное слово.

1. Создание мотивации семинара, цели и задачи, план.
Наш семинар хотелось бы начать с небольшой притчи.
Притча.
Знаменитая китайская притча «Ладная семья» наиболее полно раскрывает суть счастливых семейных отношений: «В одном селе жила семья из 100 человек. В ней царила особая атмосфера мира, согласия и взаимопонимания.
Никогда здесь ни ссорились, ни ругались. Этот слух дошел до правителя страны. Решил он проверить, так ли это на самом деле. Приехал владыка в село, нашел главу семьи и спросил о том, как ему удается сохранять гармонию между близкими людьми. Старик взял лист бумаги, долго на нем писал, а потом вручил его правителю. На бумаге было начертано 3 слова: "Любовь", "Терпение" и "Прощение". «И это все?» - удивился правитель. На что старик ответил: «Да! Это основа не только хорошей семьи, но и мира в целом…»
Цели и задачи семинара.

Форма проведения:
семинар-практикум с элементами деловой игры.
План нашего семинара
представлен в информационном буклете.  Цели и задачи семинара  Теоретическая справка:  Работа в группах:  Итоги семинара. Обратная связь. Рефлексия
Упражнение «Мозговой штурм»
Давайте определимся: что такое «семья» в вашем понимании?(обсуждение в группах)
Значение слова Семья по Ожегову:
Семья -Объединение людей, сплоченных общими интересами. Значение слова Семья по Ефремовой: Семья - 1. Группа близких родственников (муж, жена, родители, дети и т.п.), живущих вместе. // перен. Группа, организация людей, спаянных дружбой и объединенных общими интересами. Значение слова Семья по словарю Ушакова: СЕМЬЯ 1. Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. Семья — это то, что объединяет людей в одно целое. Семья – это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Семья – это поддержка и опора, одна из главных ценностей в жизни человека. Практика воспитания личности своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. В воспитании и развитии личности особое место занимают внутренние духовно-нравственные ценности. Ценности и идеалы тесно связаны с историческими факторами. В связи со сменой классов менялись представления о ценностях и идеалах. Но и религия, и философия
утверждают, что у людей при смене формаций, осталось много общего, что сохраняется тысячелетиями и передается из поколения в поколение. Это проверенные временем моральные нормы, ставшие общечеловеческими духовными и нравственными ценностями. «Древнерусская начальная образовательная школа - это дом, семья. Ребенок должен был воспитываться не столько уроками, которые он слушал, сколько тою нравственною атмосферою, которою он дышал. Это было не пятичасовое, а ежеминутное действие, посредством которого дитя впитывало в себя сведения, взгляды, чувства, привычки». Издавна средствами нравственного воспитания считались: пример родителей, учителей, товарищей, Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. Система семейных ценностей, определяющих уклад жизни семьи, является основным средством воспитания нравственности. Новые социально-экономические условия, социально-экономический и демографический кризис в России породили множество проблем в сфере семейного воспитания:  происходит девальвация семейных ценностей, у молодежи утрачено традиционное восприятие родительства и детства, снижается социальная значимость отцовства и материнства;  господство в современной семье материальных ценностей над духовными;  формирование у детей и подростков новой системы ценностей, основанной на приоритете индивидуалистического «я»;  происходит распад преемственности поколений, исчезновение семейных традиций;  недостаток знаний у школьников о своей семье, о ее истории. По данным Госкомстата РФ ежедневно распадается более 1 тыс. семей, 31,4% детей имеют только одного родителя. Ежегодно 63% детей в стране подвергаются насилию в семье, увеличивается количество нежеланных, беспризорных и безнадзорных детей. Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства: нарушены процессы формирования у детей духовно-нравственной сферы; наблюдается духовно-нравственная некомпетентность, отсутствуют у подрастающего поколения четкие представления о пороке и добродетели, ответственности перед своей семьей, обществом, нацией и государством. Нарушение процессов формирования духовно-нравственной сферы приводят
к таким негативным последствиям в поведении детей и подростков, как проституция, наркомания, алкоголизм, криминал, гражданская пассивность, уход из семьи. В научной литературе отмечается, что современная семья утратила свои воспитательные функции, что приводит к вступлению в самостоятельную жизнь нравственно инфантильных и духовно- неполноценных молодых людей, что подрывает благосостояние, безопасность, стабильность российского общества. Во многом эти проблемы обусловлены низким уровнем сотрудничества семьи и общеобразовательной школы в формировании у растущего человека семейных духовно-нравственных ценностей .Успешное формирование у детей и подростков семейных духовно-нравственных ценностей осуществляется более эффективно в условиях педагогического взаимодействия семьи и школы.
Необходимые условия формирования семейных ценностей:

системно - деятельностный подход
к исследованию проблем формирования у детей семейных духовно-нравственных ценностей - основной подход. При организации воплощения этого методологического принципа-метода крайне важно четкое представление его сущности. Основой для его понимания служит понятие «деятельность». Процесс воспитания — это процесс трансформации ценностей, идеалов, существующих в культуре, через деятельность в реально действующие и смыслообразующие мотивы поведения. Таким образом, с самого начала в системно - деятельностном подходе выделяется результат деятельности как целенаправленной системы.
Диагностика эффективности воспитательной деятельности

школьников.
Целью диагностики является выяснение того, являются ли (и в какой степени) воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник Делается это для того, чтобы обнаруживать и решать наиболее острые проблемы, существующие во внеурочной сфере, чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт воспитания Воспитание — это управление процессом развития личности ребёнка (человека) через создание благоприятных условий. Соответственно и диагностика должна быть направлена на изучение личности ученика и создаваемые во внеурочной деятельности развития условия личности. Исходя из этого, можно выделить три основных предмета диагностики. Первый предмет диагностики - это личность самого воспитанника. В каком направлении происходит развитие личности ученика? На какие ценности он ориентируется? Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к
самому себе складываются у него в процессе воспитания? Второй предмет диагностики — это детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности ученика. Влияние коллектива на ученика многоаспектно: за счёт одних своих свойств он может порождать процессы нивелировки личности, её усреднения, за счет других — развивать индивидуальность ученика, его творческий потенциал. третий предмет диагностики — это профессиональная позиция педагога, ещё одно важнейшее условие развития личности ученика. Позиция — это единство сознания и деятельности человека, где деятельность выступает одним из способов реализации его базовых ценностей. В связи с этим важно выяснить: является ли воспитание сознательно выбранной деятельностью педагога (или педагог всего лишь выполняет возложенную на него кем-то обязанность, т. е. попросту отбывает повинность); какие профессиональные ценности сформированы у педагогов (или такие ценности вовсе отсутствуют, и педагог осуществляет свою работу формально, равнодушно)? Не меньшее значение имеет и характер педагогической позиции. Сформирована ли у воспитателя гуманистическая или авторитарная педагогическая позиция, предполагает ли он самоопределение воспитанника или рассматривает его как воплощения своих замыслов? Здесь можно использовать методику диагностики профессиональной позиций педагога как воспитателя.
Дополнительные подходы:

ценностный (аксиологический)
подход. Его основная задача – овладение ценностями общечеловеческой культуры, как духовной, так и материальной. Воспитание в системе педагогической аксиологии строится как процесс освоения ценностей, их интериоризации. (от фр. intériorisation — переход извне внутрь и лат. interior — внутренний) Он включает несколько этапов: • предъявление ценности в реальных условиях воспитания; • ее первичное оценивание, обеспечение эмоционально положительного отношения к данной ценности; • выявление смысла ценности и ее значения; • принятие осознанной ценности; • включение принятого ценностного отношения в реальные социальные условия действий и общения воспитанников; • закрепление ценностного отношения в деятельности и поведении воспитанников. 
личностно-деятельностный
предполагает, что школа должна снабдить деятельность человека, становление личности. 
культурологический-
Сторонников культурологического подхода отличает отказ от воспитания как специально организованного педагогического процесса. Они считают, что ребенок, осмысливая мир культуры, картину мира, адаптируется к действиям и поведению
окружающих и "опытным путем", "между делом" осваивает культурные нормы и ценности. главное — взаимодействие, взаимоотношения, личностное общение взрослых и детей, а воспитание — это "побочный эффект" всех самостоятельных исканий ребенка. 
антропологический
. Для построения воспитательного процесса на антропологической основе важен учет возрастных особенностей. Воспитание опирается на знание особенностей возрастных этапов в жизни личности. При этом существенны содержательные характеристики не только психофизического, но и духовно-нравственного формирования ребенка в разные периоды. 
фамилистический подход
основан на изучении семьи .(Праздники в России – культурная традиция, приучающая любить, хранить духовно ‐ нравственные ценности народа, передавать их из поколения в поколение . Педагогическое содержание праздничной культуры развивается, совершенствуется из поколения в поколение, сохраняя нравственный стержень и приоритеты. Государственные праздники на территории России, популяризируют ценности семьи, родительства, детства. «Международный день семьи» – его ценностная основа – сохранение и укрепление института cемьи, семейного образа жизни, социальная защищенность семьи, семейно ‐ родительская целостность (супружество, родительство, детство, родственность); «День матери» – праздник, актуализирующий ценности родительства, роль матери в рождении и воспитании ребенка, защиту материнства, добродетели матери;«Международный день защиты детей» – в этой праздничной дате раскрывается значение ценности детства, важность формирования детской культуры, социальная защищенность детства;«Международный женский день» направлен на укрепление материнства, супружества, гендерной культуры
. Новые праздники
обогатили воспитательно ‐ образовательную среду важными ценностными приоритетами, например«Всероссийский праздник 8 июля – День семьи, любви и верности», где особое значение обрели духовно ‐ нравственные ценности брака, супружества, родительства. Главным условием, необходимым для формирования семейных ценностей
является взаимодействие семьи и школы:

Содержание, формы и методы работы с родителями.
Содержание работы школы с родителями состоит в следующем: 1. Повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы); 2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально технической базы); 3. Участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.

Формы работы с родителями.

Традиционные:
Родительские собрания Общеклассные и общешкольные конференции Индивидуальные конференции психолога Посещение на дому
Нетрадиционные
: Родительские тренинги Дискуссии Психологические разминки Круглые столы Устные журналы Практикум Родительские вечера Родительские чтения У каждого из вас уже есть представления о том, как может выглядеть идеальная семья. Однако жизнь весьма разнообразна, нет ни одного похожего человека, ни одной похожей судьбы, и ни одной похожей семьи. Семьи различны по составу, образу жизни, они могут в данный момент переживать не лучшие времена. Сегодня мы поговорим о том, что такое семья, какие роли существуют в семье, как семья развивается, с какими сложностями приходится сталкиваться каждому члену семьи, какие задачи выполнять.
Упражнение «Мифы и легенды о семье»
Ведущий зачитывает утверждение, участники делятся, согласно своему мнению, на 3 группы: те, которые согласны с утверждением, те, которые не согласны, и те, которые сомневаются в правильности утверждения или согласны частично. Затем представитель от каждой группы высказывается. После этого ведущий говорит правильный вариант.
Утверждения:

• Семья – ячейка общества, призванная трудиться на благо человечества, производить здоровое потомство, тем самым улучшать демографическую обстановку Земли». • Глава семьи – мужчина. • Полноценная семья состоит из мужчины, женщины и их детей. • Молодая семья должна подчиняться правилам и традициям родительской семьи. • Женщина в семье должна быть в первую очередь матерью, именно она несет ответственность за воспитание детей и уход за ними. • Брак должен быть зарегистрирован.
Следующее упражнение: «Багаж с наследством»
Вспомогательные материалы: листы А4 с контурами чемодана, карандаши, фломастеры. Ведущий раздает участникам листы с контурами чемодана и просит изобразить внутри него в виде символов или написать словами то хорошее и ценное, что они хотели бы взять из родительской семьи в свою будущую семью. Это может быть характер отношений, семейные традиции, навыки ведения хозяйства или воспитания детей. Затем ведущий просит разбиться участников по парам и поделиться друг с другом содержанием своих чемоданчиков. Сначала рассказывает один член пары, задача другого – выслушать, а затем рассказать, что из «багажа» партнера понравилось больше всего, и что бы ему хотелось позаимствовать. Затем участники меняются ролями.
И еще одно упражнение «А я привык по-другому!»
Вспомогательные материалы: карточки с ситуациями Из группы выбираются добровольцы, которые хотели бы поучаствовать в разыгрывании сценок на тему семенных конфликтов, остальные внимательно наблюдают. Каждому «актеру» раздается листочек с описанием ситуации и роли.
Ситуации:
• Утро. Супруг просыпается и собирается на работу. Супруга сладко спит. Супруг пытается разбудить жену для того, чтобы она встала и приготовила для него завтрак, объясняя это тем, что в его семье женщины всегда ухаживали за мужчинами: готовили еду, стирали, убирались, а для мужчины главное – это работа. Женщина говорит, что в ее семье каждый ухаживал за собой сам и поставить чайник на плиту не так уж сложно, что до свадьбы он был другим, приносил кофе в постель и т.п. • Молодые супруги прогуливаются по скверу, где также проводит время много взрослых людей с детьми. Им нравится наблюдать за игрой детей, обсуждать это. По приходу домой супруг заводит разговор о том, что хорошо бы и им завести ребенка, ведь какая же семья без детей? Жена говорит о том, что она не хочет иметь детей, т.к. дети отнимают очень много времени и им придется посветить жизнь. А смысл своей жизни она видит в любимой, но
трудной работы. Мужчина отвечает, что его родители с нетерпением ждут внуков, т.к. главная цель семьи – создать здоровое потомство. Жена упрекает мужа вне понимании ее, а в результате и нелюбви к ней. Назревает конфликт. • Муж в который раз приходит домой поздно с работы. Супруга начинает ворчать, говорит, что ей не хватает внимания, заботы, любви мужа и что с работы нужно приходит вовремя, совсем не обязательно задерживаться. Супруг отвечает, что для мужчины работа – это главное. • Супруг проспал работу, жена «спасая» мужа звонит его начальнику и говорит, что он заболел и на работу, к сожалению, сегодня выйти не сможет. Директор в ответ выливает свои негативные эмоции, говорит о том, что ее благоверный сорвал важное мероприятие. Женщина «срывается» на супруге, крича о том, что роль спасительницы уже надоела, т.к. за два года совместной жизни она вытаскивала его из милиции, не один раз «отмазывала» у начальства, всячески препятствовала тому, чтобы он влез в драку, зная его вспыльчивый характер и т.д. и т.п.Мужчина в ответ заявляет, что она его жена, и это ее обязанность выручать его; если не она, то кто еще ему поможет? • Наступает Новый год. Супруга готовиться к встрече его в теплом семейном кругу с молодым мужем. Родители мужа уверены в том, что молодая семья придет к ним, т.к. Новый год – это семейный праздник, а они и есть дружная семья! Жена считает, то родительская семья – это уже не их семья, они свободные люди и где хотят встретить праздник, там это и будет. Муж согласен с мнением его родителей и не хочет отступать от своих принципов. После разыгрывания, каждая ситуация обсуждается в общем круге. Примерный перечень вопросов: • Почему конфликт произошел, в чем была его суть? • Как вы считаете, кто, по-вашему, был прав? • Как в похожих ситуациях принято поступать в вашей родительской семье? • Как можно было бы решить возникшие разногласия?
Рефлексия. Обратная связь. Подведение итогов.
Наш семинар подошел к концу. Итог сегодняшней встречи подводится необычно, в виде написания синквейна. Каждому участнику предлагается написать, что такое семья с помощью синквейна. Слово «синквейн» пришло к нам из французского языка и переводится как «пять». Следовательно, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила составления синквейна.
1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; 2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; 4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме; 5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).
Примеры:
Семья. Крепкая и дружная. Сохраняется, поддерживается, приумножается. Состояние любой семьи. Погода. Семейного счастья, Вам, уважаемые коллеги! Спасибо за внимание и сотрудничество.
Наш семинар хочу завершить стихотворением
Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение, трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много семейной работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хотим, чтоб про вас говорили друзья: «Какая хорошая это семья!»
И напоследок один совет
: Женщина сияет – весь дом сияет. Женщина МРАЧНА – и всем в доме становится неуютно и ХОЛОДНО, и потому стараются уйти из такого дома, а коли так – СЛЕДИТЕ дорогие женщины за своим НАСТРОЕНИЕМ! Не расстраивайтесь по пустякам, не злитесь, не ругайтесь, не раздражайтесь, не осуждайте своих ближних. Будьте великодушны, добры и терпимы – храните мир и согласие в семье, а мир зависит от вашего отношения к своим ближним, к супругу, к детям.

СПИСОК

ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРА
1. Семейно – бытовая культура. Пособие для студентов. Под ред. Д.И. Водзинского - М., 1987 2. Семейная академия. Вопросы и ответы. «Просвещение» - М., 1996 3. Настольная книга родителе. Хрестоматия по семенному воспитанию. » - М., 1987. 4. Актуальные проблемы современного детства. Сборник научных трудов / Под ред. Е. М. Рыбинского. - М., 1993. 5. Захаров, А. И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей // Вопросы психологии. - 1982, № 1. 6. Захарова, Л. Н. Дитя в очереди за лаской. / Л.Н. Захарова. - М., 1991. 7. Книга для приемных родителей / Под ред. Г. И. Гусаровой. – Самара, 1998. 8. Автореф. дис. канд. пед. наук. / Г.М. Сысоева. – Л., 1990. 9. Вопросы психологии. 1987. № 5. 10. Кон И. С. Психология старшеклассника М , 1980 11. ФлоренскаяТ.А. Мирдоматвоего. Духовно-нравственные основы семьи: психология, культура, традиции М. 2004г. 12. Горбунова Л.П. В семейном кругу: литературный вечер, посвященный семейным ценностям // Читаем, учимся, играем.- 2009. - № 6. 13. Классный руководитель № 8 2009 14. Школа и семья: от диалога к партнерству, стр. 82 – 102, 1.